ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ ТРАНСПОРТУ НА 2000 - 2001 ГОДЫ (Зарегистрировано Минтрудом РФ 03.05.2000 n 3130-КЛ)


ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ ТРАНСПОРТУ
НА 2000 - 2001 ГОДЫ
Настоящее Отраслевое тарифное соглашение заключено на основании Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции от 24 ноября 1995 года), в соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000 - 2001 годы в целях согласования интересов государства, работодателей и работников в обеспечении эффективного функционирования транспортной системы, в удовлетворении потребностей в перевозках грузов и пассажиров, в создании социально - экономических условий для производительного труда и социальной защиты работников, в установлении норм оплаты и других условий труда, а также социальных гарантий и льгот для работников организаций автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, независимо от форм собственности предприятий, организаций и учреждений (далее по тексту - организаций).
1. Стороны и участники Соглашения
Сторонами настоящего Соглашения являются:
Сторона работников организаций автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации (далее по тексту - профсоюз).
Сторона работодателей: Министерство транспорта Российской Федерации - представитель работодателей федеральных государственных унитарных предприятий автотранспорта и горэлектротранспорта, а также государственных унитарных (субъектов Российской Федерации) и муниципальных унитарных предприятий, других организаций отрасли автомобильного транспорта - при наличии соответствующих полномочий на их представление, Российский автотранспортный союз ("РАС") - представитель работодателей - учредителей союза, организаций, представленных организациями - учредителями союза, а также других организаций, относящихся к отрасли автомобильного транспорта, уполномочивших Российский автотранспортный союз на представительство от их имени в Отраслевом тарифном соглашении.
Участники от федеральных органов исполнительной власти:
Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
2. Срок действия Соглашения
Соглашение вступает в силу с 1 января 2000 года и действует до 31 декабря 2001 года. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не может в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
Настоящее Соглашение может быть досрочно прекращено, изменено, дополнено по взаимной договоренности сторон. В случае, если до 31 декабря 2001 г. не будет заключено новое соглашение на очередной год, настоящее Соглашение продолжает действовать до момента заключения другого соглашения, но не более чем 3 месяца.
3. Сфера действия положений Соглашения
3.1. Настоящее Соглашение:
3.1.1. Распространяется на работников федеральных государственных унитарных предприятий автомобильного транспорта и горэлектротранспорта, организаций, представленных Российским автотранспортным Союзом, а также государственных унитарных (субъектов Российской Федерации) и муниципальных унитарных предприятий, других организаций, относящихся к отрасли автомобильного транспорта, горэлектротранспорта, независимо от форм собственности, уполномочивших Минтранс России и "РАС" заключить Отраслевое тарифное соглашение от их имени, на которых действуют организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации.
К работникам, не являющимся членами профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации и не уполномочившим профсоюз на представительство, нормы Соглашения применяются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре организации.
3.1.2. Устанавливает минимальные социальные гарантии работникам организаций и их семьям и не ограничивает права организаций в расширении этих гарантий за счет собственных средств.
3.1.3. Является основой для заключения коллективных договоров в организациях всех форм собственности и отраслевых соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и административно - территориальных образований в составе субъектов Российской Федерации, а также для трудовых договоров (контрактов). Стороны рекомендуют в развитие настоящего Соглашения заключать отраслевые соглашения между республиканскими, краевыми, областными комитетами профсоюза, представителями работодателей, соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления.
3.2. Настоящее Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для работодателей и работников организаций, на которых они распространяются.
В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, а также коллективных договоров, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений и договоров.
3.3. Обеспечение социальных гарантий (включая минимальные тарифные ставки), предусмотренных настоящим Соглашением, осуществляется за счет средств (доходов) организаций, а в организациях, дотируемых из бюджетных источников, - с использованием средств соответствующих бюджетов и учитывается при формировании договорной цены (расчетного тарифа) за оказание услуг в соответствии с действующими нормативными актами.
4. Обязательства сторон
4.1. Рабочее время и время отдыха
Работодатели обязуются:
- соблюдать установленную КЗоТом Российской Федерации нормальную продолжительность рабочего времени (не более 40 часов в неделю);
- вводить сокращенный режим рабочего времени для работников, занятых на вредных работах, и других отдельных категорий работников в соответствии с действующим законодательством о труде;
- устанавливать режим рабочего времени в организациях графиками работы, согласованными с профсоюзными комитетами, при обязательном соблюдении баланса рабочего времени за учетный период (суммированный учет и др.). При этом норма рабочего времени на определенный период исчисляется по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, исходя из следующей продолжительности ежедневной работы (смены):
- при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов, в предпраздничные дни - 7 часов;
- при продолжительности рабочей недели менее 40 часов - количество часов, полученное в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней. Накануне праздничных дней в этом случае сокращение рабочего времени не производится;
- устанавливать режимы работы водителей автомобилей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках) в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 25 июня 1999 г. N 16;
- предоставлять работникам ежегодный отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней. Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, вредные условия труда, за выслугу лет, за многосменный режим работы, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и другие предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами.
Время нахождения в отпусках в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций включается в стаж работы для предоставления ежегодного отпуска.
Стороны рассмотрят возможность возобновления ежегодного проведения конкурсов профессионального мастерства работников, соревнований отраслевых организаций за лучшие социально - экономические показатели работы, других форм морального и материального поощрения в отрасли с подведением итогов ко дню профессионального праздника.
4.2. Оплата труда
4.2.1. Минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного транспорта и горэлектротранспорта устанавливается на 1 января 2000 года в размере, сложившемся в IV квартале 1999 года в соответствии с действовавшим в 1997 - 1999 годах Отраслевым тарифным соглашением по автомобильному транспорту. Ежеквартально, начиная с I квартала 2000 года, производится ее индексация пропорционально росту потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации.
Указанный размер минимальной тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Применяемая тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах.
Рекомендуемые тарифные сетки по оплате труда работников приведены в Приложении N 1.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем с учетом финансовых возможностей организации по согласованию с профсоюзным комитетом организации.
Работодатели принимают меры по приближению размера тарифной ставки рабочего 1 разряда к величине прожиточного минимума.
Размер заработной платы за месяц работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже прожиточного минимума в регионе расположения организации.
4.2.2. Стороны договорились, что в организациях производятся:
- выплата надбавки за разъездной характер работ для водителей автомобилей и других работников автомобильного транспорта, работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, в размерах не ниже норм, установленных в Российской Федерации при служебных командировках;
- доплата за работу по графику с разделением смены на части в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время;
- оплата времени простоя не по вине работников в размере не менее 100% тарифной ставки, установленных им разрядов, а для водителей, работающих на регулярных городских пассажирских маршрутах, - не менее 80% их среднечасового заработка;
- оплата сверхурочных работ не менее чем в двойном размере;
- доплата за работу в ночное время всем работникам в размере 40% тарифной ставки (оклада). При введении в организации доплат работникам за работу в многосменном режиме размеры этих доплат составляют 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в вечернюю смену, 40% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночную смену. Ночной считается смена, в которой не менее 50% рабочего времени приходится на ночное время (ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра);
- доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере не менее чем предусмотрено ранее действовавшими нормативными актами. Доплаты за работу в тяжелых и вредных, а также особо тяжелых и особо вредных условиях труда устанавливаются организациями по результатам аттестации рабочих мест (в том числе водителя) и оценки условий труда на них и начисляются за время фактической занятости работников на таких местах;
- равная оплата за равноценный труд граждан Российской Федерации и иностранных работников в случае законного использования иностранной рабочей силы;
- выплата заработной платы не реже 2 раз в месяц в сроки, оговоренные в коллективном договоре, в рабочее время. При этом не допускается замена денежных средств долговыми обязательствами, расписками, купонами или оплата в какой-либо другой форме;
- компенсация работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы в порядке, предусмотренном коллективным договором.
Работодателям рекомендуется включать в хозяйственные договоры на выполнение работ (услуг) положения о компенсировании заказчиком дополнительных расходов организаций, связанных с несвоевременной оплатой работ (услуг).
В организациях, где на 1 января 2000 года имеется задержка выплаты заработной платы, в течение месяца с момента вступления в силу настоящего Соглашения с участием соответствующих профсоюзных органов составляется график погашения задолженности и принимаются меры по полной ее ликвидации;
- тарификация работ и присвоение тарифных разрядов рабочим, категорий специалистам и служащим в соответствии с требованиями "Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих", тарифно - квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 06.06.96 N 32, и Общеотраслевых профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады.
В организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, работодателями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза могут устанавливаться надбавки:
- за особые условия и интенсивность труда водителям и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава, в размере 24% тарифной ставки;
- за классность водителям 1 класса в размере 25%, водителям 2 класса - 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.
При работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах с численностью населения от 500 тыс. человек до 1 млн. человек разряд оплаты труда водителя повышается на один разряд, а в городах с численностью населения свыше 1 млн. человек - на два разряда.
4.2.3. Организации могут самостоятельно вводить стимулирующие виды поощрения за непрерывный стаж работы в данной организации, профессиональное мастерство, более эффективный труд, многосменный режим работы, совмещение профессий и другие.
4.2.4. Трудовой коллектив государственного унитарного или муниципального унитарного предприятия совместно с учредителями определяет условия контракта при найме руководителя.
4.2.5. Считать целесообразным включать в условия контрактов, заключаемых с руководителями организаций, следующие положения:
- установление размеров заработной платы руководителей в кратности от размера среднемесячной заработной платы работников организации в целом;
- выплата заработной платы руководителю одновременно с выплатой заработной платы работникам организации.
4.2.6. При заключении колдоговоров рекомендуется включать положения, предусматривающие:
- фиксированный минимальный размер доли фонда оплаты труда в валовой выручке от реализации продукции (услуг);
- повышение стимулирующей роли тарифной системы и обеспечение доли тарифа (оклада) в среднемесячной заработной плате не менее 55 процентов.
4.3. Обеспечение занятости
В целях обеспечения реализации государственной политики занятости населения работодатели принимают участие в осуществлении "Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы" (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 828).
В целях повышения социальной защищенности работников работодатели:
- осуществляют совместно с профсоюзным

ПИСЬМО Минобразования РФ от 03.05.2000 n 673/11-13 О БЛАНКАХ ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ОБЪЯВЛЕННЫХ В 2000 г. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также