КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (утв. Минюстом РФ 20.04.2000)


Утверждаю
Заместитель Министра юстиции
Российской Федерации,
государственный советник
юстиции 1 класса
Ю.И.КАЛИНИН
20 апреля 2000 года
КОНЦЕПЦИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В УСЛОВИЯХ
РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
1. Общие положения
За время функционирования исправительно - трудовой (уголовно - исполнительной) системы в структуре МВД СССР и России накоплен значительный положительный опыт организации воспитательной работы с осужденными. Тем не менее эта работа нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании с учетом тенденций развития социально - экономических, политических, государственно - правовых, нравственно - этических основ общества и государства, состояния, структуры и динамики преступности. Особое внимание следует обратить на поиск новых и использование традиционных форм и методов воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно - исполнительной системы <*>, внедрения положительного отечественного и зарубежного опыта, научных рекомендаций, возможностей кадрового и материально - ресурсного обеспечения УИС.
--------------------------------
<*> Далее - УИС.
Важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными явилась передача УИС из ведения МВД России в Министерство юстиции, что делает ее более открытой, предоставляет возможность участия в ее делах широкому кругу представителей общественности, а приобщение к международным правовым нормам и стандартам предполагает выработку новых подходов к обеспечению требований по защите гражданских прав, законных интересов и безопасности осужденных, внесение соответствующих изменений в содержание воспитательной работы с ними.
Все это обусловило необходимость подготовки Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС <*>, которая представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов, определяющих пути и способы организации воспитательной работы, проводимой с осужденными в учреждениях УИС.
--------------------------------
<*> Далее - Концепция.
Воспитательная работа с осужденными - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.
Воспитательная работа рассматривается как предмет профессиональной деятельности всех сотрудников УИС с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций, а также самодеятельных формирований осужденных.
Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе принципов: незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; законности; приоритета цели исправления при исполнении наказания; сочетания централизации и развития самодеятельных начал; системности и преемственности исправительного воздействия; включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; опоры на положительные качества личности; сохранения, упрочения и восстановления социально полезных связей осужденных, широкого участия общественности в делах УИС.
2. Цель и задачи подготовки Концепции
Целью Концепции является дальнейшее совершенствование воспитательной работы с осужденными, повышение результативности их исправления и социальной адаптации после освобождения, предупреждение новых преступлений.
Задачами Концепции являются:
- обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей во всех аспектах проводимой с осужденными воспитательной работы;
- воспитание у сотрудников УИС уважительного и доброжелательного отношения к осужденным на основе принципов справедливости, гуманизма и партнерства;
- обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода с учетом степени общественной опасности и социально - педагогической запущенности осужденных;
- педагогизация и психологизация воспитательного процесса, направленная на предотвращение дальнейшей криминализации личности, предметное использование заключений и рекомендаций психологов и педагогов в работе с осужденными;
- создание осужденным условий и возможностей для самосовершенствования, работы личности над собой по осознанию собственной вины и причиненного другим людям вреда, формированию стремления к исправлению имеющихся личностных негативных качеств и саморегуляции своего поведения;
- сохранение, укрепление и поддержание социально полезных связей осужденных, удовлетворение их духовных запросов;
- усиление воспитательной направленности труда, общеобразовательного и профессионального обучения, ориентация воспитательной работы на формирование и развитие стремлений к занятию общественно полезной деятельностью, повышению собственного образовательного и культурного уровня, развитию интеллекта;
- развитие форм самоуправления в деятельности учреждений УИС посредством широкого участия осужденных в самодеятельных организациях, решении бытовых вопросов, организации досуга, проведении культурных и спортивно - оздоровительных мероприятий, создании кружков и клубов по интересам;
- направление потенциала всех сотрудников учреждений УИС на осуществление непрерывного психолого - педагогического воздействия на осужденных в различных видах деятельности: трудовой, учебной, общественной, досуговой, творческой.
3. Основные направления совершенствования
воспитательной работы
3.1. Совершенствование законодательной и ведомственной нормативной базы, регулирующей организацию и проведение воспитательной работы с осужденными:
- разработка и внесение предложений о законодательном закреплении понятия "воспитательная работа", а также принципов ее организации и проведения в учреждениях УИС;
- совершенствование нормативно - методической базы, определяющей организационные основы, принципы построения, задачи и функции процесса исправительного воздействия на осужденных и их последующей социальной адаптации;
- изучение целесообразности разработки и нормативного закрепления критериев, определяющих "степень исправления" осужденного и возможность в связи с этим изменения его правового статуса.
3.2. Гуманизация условий отбывания наказания:
- обеспечение социально - правовой и социально - психологической защищенности осужденных, оказание им помощи и поддержки;
- создание необходимых материальных и социально - бытовых условий для сохранения и поддержания физического и психического здоровья осужденных, нейтрализации негативного влияния изоляции на эффективность проведения с ними воспитательной работы;
- расширение возможностей влияния на осужденных семьи и близких родственников посредством создания при исправительных учреждениях общественных комитетов и иных формирований родственников осужденных;
- обеспечение реальных условий для общения осужденных с представителями средств массовой информации, обсуждение проблем исправительных учреждений в местной печати, программах радио и телевидения;
- создание условий осужденным для удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов, соблюдения положительных национальных традиций, обычаев и обрядов;
- обеспечение педагогически целесообразных условий для стимулирования позитивной самореализации и самоутверждения осужденных в различных видах деятельности, оказания им платных услуг, предусмотренных законом.
3.3. Психолого - педагогическое обеспечение воспитательной работы:
- развитие психологической службы УИС, совершенствование ее организационно - штатной структуры, повышение статуса и профессионального роста психологов, подбор квалифицированных кадров;
- создание региональных базовых психологических лабораторий с функциями методического и информационного обеспечения деятельности функциональных служб территориальных органов УИС, организация надлежащего взаимодействия между психологами следственных изоляторов, воспитательных колоний, исправительных колоний и тюрем;
- разработка и внедрение психологических методов для прогнозирования и предупреждения негативных явлений в учреждениях УИС, методик изучения личности для оказания дифференцированного воздействия на индивидуальное и групповое поведение осужденных;
- оказание психологической помощи осужденным в снятии стрессовых состояний, организации самовоспитания, работе личности над собой;
- разработка типовых методик для подготовки осужденных к освобождению, их последующей ресоциализации и социальной реабилитации.
3.4. Осуществление комплексного подхода к организации и проведению воспитательной работы:
- обеспечение комплексного подхода к планированию воспитательной работы;
- организация в учреждениях УИС нравственного, трудового, правового, физического воспитания осужденных;
- использование различных форм проведения воспитательных мероприятий (массовых, групповых, индивидуальных) и соответствующих методов воспитания (убеждения, принуждения, стимулирования, состязательности, личного примера и т.д.);
- реализация целенаправленного психолого - педагогического воздействия на осужденных в ходе проводимых воспитательных мероприятий;
- организация полезной деятельности осужденных в различных сферах (труд, учеба, досуг, работа в самодеятельных организациях);
- формирование нравственно - правовых отношений в среде осужденных, способствующих развитию позитивного воздействия друг на друга;
- формирование уважительных взаимоотношений между осужденными и сотрудниками УИС в направлении отношений партнерства;
- организация самовоспитания осужденных, развитие самодеятельных начал управления;
- поддержание связей с семьями осужденных, привлечение к воспитательной работе родственников осужденных, способных оказать на них позитивное воздействие;
- оказание содействия в восстановлении социально полезных связей осужденных;
- привлечение к воспитательной работе сотрудников всех частей и служб учреждений УИС, представителей общественности;
- использование в воспитательной работе с осужденными положительного влияния режимных требований;
- сбор, систематизация и распространение положительного опыта воспитательной работы.
3.5. Совершенствование управления отрядной системой в исправительных учреждениях:
- дальнейшее развитие организационно - управленческих структур отрядной системы, повышение роли отрядного звена в организации и проведении воспитательной работы с осужденными, обеспечении их полезной занятости, подготовке к освобождению;
- педагогизация и психологизация процесса исполнения наказания в условиях отрядного звена, усиление внимания социальной работе с осужденными;
- развитие самодеятельных начал во внутриотрядной жизни, внедрение коллективных форм самоуправления (в зависимости от условий конкретного учреждения и оперативной обстановки в нем);
- укрепление материальной базы отрядов и обеспечение необходимыми для проведения воспитательной работы методическими и информационными материалами, наглядными пособиями, оборудованием, техникой, спортинвентарем.
3.6. Укрепление взаимодействия учреждений УИС с общественностью:
- привлечение к воспитательной работе общественных организаций (попечительских советов, общественных объединений и комитетов, различных религиозных конфессий и т.д.);
- привлечение средств массовой информации к информационному обеспечению воспитательного процесса;
- содействие общественных организаций, государственных учреждений и предприятий различных форм собственности в бытовом и трудовом устройстве осужденных, оказании им социальной, гуманитарной и иной помощи;
- развитие спонсорской деятельности, благотворительности, попечительства;
- налаживание отношений центрального и территориальных органов УИС с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в решении широкого круга вопросов, в том числе совершенствовании воспитательной работы с осужденными.
3.7. Дифференциация воспитательной работы с учетом особенностей различных категорий осужденных и видов учреждений УИС, разработка типовых программ (методических рекомендаций) по оказанию воздействия на:
- осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях;
- осужденных женского пола;
- осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях различных видов режима;
- осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах;
- осужденных, отбывающих наказание в лечебных исправительных учреждениях (больных туберкулезом, алкоголизмом или наркоманией, ВИЧ-инфицированных, имеющих психические отклонения, и т.д.);
- осужденных, оставленных отбывать наказание в следственных изоляторах;
- осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
4. Использование в воспитательной работе
возможностей общеобразовательного и профессионального
обучения осужденных
Комплексный подход к организации воспитательной работы предусматривает широкое использование возможностей общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, отнесенных законом к числу основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ).
Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка являются приоритетными факторами исправления, способствующими позитивной самореализации личности, правильному восприятию действительности, последующей ресоциализации и социальной реабилитации осужденного.
Общеобразовательное обучение обеспечивает неразрывную связь с системой образования в стране, что способствует возможности получения осужденными дальнейшего образования после освобождения. В процессе обучения используются комплексные занятия, тренинги, компьютерные информационные технологии, другие современные средства и формы обучения.
Профессиональная подготовка организуется по полезным специальностям с учетом потребностей рыночной экономики с тем, чтобы полученной профессией осужденные могли воспользоваться как во время отбывания наказания, так и после освобождения.
Представляется также целесообразным:
- обеспечение осужденным возможности получения среднего и высшего профессионального образования посредством дистанционного обучения, консультативной помощи специалистов, повышения квалификации по имеющейся профессии, культурного просвещения, духовного воспитания;
- организация системы профинформации и профориентации в учреждениях УИС для предварительного решения вопросов трудоустройства после освобождения.
5. Кадровое и материально - ресурсное обеспечение
воспитательной работы в учреждениях УИС
Для реализации изложенных в Концепции требований необходимо:
- создание системы непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 20.04.2000 n 21/1 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГП ЛЕНИНГРАДСКАЯ АЭС И РАЗМЕРА ОТЧИСЛЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СРЕДСТВ, ОТНОСИМЫХ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ ГП ЛЕНИНГРАДСКАЯ АЭС  »
Постановления и Указы »
Читайте также