<ПИСЬМО> Минфина РФ от 19.04.2000 n 19-03-14/2616 ОБ ОБЗОРЕ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ В СУДАХ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ КАЗНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 1999 ГОД


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 апреля 2000 г. N 19-03-14/2616
ОБ ОБЗОРЕ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ
В СУДАХ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ КАЗНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 1999 ГОД
Министерство финансов Российской Федерации направляет для сведения и использования в практической работе Обзор практики рассмотрения в судах споров с участием Министерства финансов Российской Федерации по защите интересов казны Российской Федерации и Правительства Российской Федерации за 1999 год согласно Приложению.
Первый заместитель Министра
А.Л.КУДРИН



Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 19 апреля 2000 г. N 19-03-14/2616
ОБЗОР
ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ В СУДАХ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ КАЗНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА 1999 ГОД
I. Основные показатели работы за 1999 год
В условиях преодоления последствий тяжелейшего финансового кризиса 1998 года, обнажившего острейшие проблемы государства, в числе которых ошибки в бюджетном планировании, отсутствие жесткости в исполнении федерального бюджета, нереальные бюджеты, огромный внутренний долг, подлежащий реструктуризации, не могло не увеличиться количество судебных споров участников бюджетно - правовых отношений, юридических и физических лиц с Правительством Российской Федерации и казной Российской Федерации.
В 1999 году их количество, по сравнению с 1998 годом, увеличилось более чем в 6 раз и составило свыше 29,3 тысяч, из них около 93% - в судах общей юрисдикции.
В судах общей юрисдикции рассмотрено с участием Министерства финансов Российской Федерации 27490 дел. Размер исковых требований превысил 17 млрд. рублей, сумма, взысканная с Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, составила около 420 млн. рублей, или 1,4% от суммы предъявленных исковых требований.
Наибольшее количество гражданских дел с участием Министерства финансов Российской Федерации было рассмотрено судами общей юрисдикции Брянской области - 11873 дела, Амурской области - 3761, Тульской области - 1777, Калининградской области - 1655, Челябинской области - 675, г. Москвы - 600, Свердловской области - 409.
В арбитражных судах рассмотрено 1851 дело по искам к казне Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Размер исковых требований составил более 12,8 млрд. рублей, а сумма, взысканная по решениям судов, составила около 1,75 млрд. рублей, из них решения на сумму более 60 млн. долларов США (около 1,68 млрд. рублей) обжалуются Министерством финансов Российской Федерации в кассационной инстанции.
Наибольшее количество арбитражных дел - 576 дел на сумму более 11,1 млрд. рублей - рассмотрено с участием специалистов Правового департамента Министерства финансов Российской Федерации, а также с участием Управлений федерального казначейства министерства по г. Санкт - Петербургу - 83 дела, Ростовской области - 81, Архангельской области - 60, Саратовской области - 55.
4907 дел рассмотрено с участием Министерства финансов Российской Федерации в качестве представителя интересов Правительства Российской Федерации, из них в судах общей юрисдикции - 4858. Сумма предъявленных исков к Правительству Российской Федерации составила более 2,1 млрд. рублей, взыскано около 260 млн. рублей.
Существенно увеличиваются суммы исковых требований, предъявляемых к казне Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Так, количество дел, по которым сумма исковых требований превышает 10 млн. рублей, в 1999 году составило более 200.
Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы занимают достаточно активную позицию при обжаловании необоснованных судебных актов. Так, количество обжалованных в кассационном порядке Министерством финансов Российской Федерации судебных актов судов общей юрисдикции превысило 1700 дел, в надзорном - более 4 тысяч дел.
Судебные акты арбитражных судов Министерство финансов Российской Федерации обжаловало в апелляционном и кассационном порядке более 400 раз.
Наибольшее количество дел, рассмотренных судами общей юрисдикции, связано с выплатой льгот и компенсаций лицам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, - более 12 тысяч дел, погашением целевых чеков на право приобретения легковых автомобилей - 4370 дел, возмещением вреда, причиненного незаконными действиями и решениями государственных органов и их должностных лиц, - 1402 дела на сумму более 10,7 млрд. рублей, а также возмещения вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, - 993 дела на сумму более 3,1 млрд. рублей.
В арбитражных судах наиболее распространенными были дела, связанные с погашением задолженности бюджетных организаций, к которым Министерство финансов Российской Федерации привлекалось в качестве субсидиарного должника, - 601 дело на сумму около 1 млрд. рублей, по делам, связанным с возмещением убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, - 468 дел на сумму более 6 млрд. рублей, дела, связанные с контролем органами федерального казначейства за соблюдением бюджетного законодательства, - 262 дела на сумму более 300 млн. рублей. Количество дел по искам о погашении государственного внутреннего долга, предъявленным в 1999 году, составило 103 дела при сумме исковых требований около 2,75 млрд. рублей.
Органами федерального казначейства в 1999 году было подано более 740 исковых заявлений и жалоб в арбитражные суды и суды общей юрисдикции на сумму более 3,37 млрд. рублей. Вынесено по существу в отчетный период более 580 решений, взыскано более 1,5 млрд. рублей.
Отметим, что значительная часть задолженности погашается должниками добровольно в досудебном порядке, а также после предъявления исковых требований, что приводит к прекращению судебных дел.
В целом надлежит отметить, что Министерством финансов Российской Федерации выстроена достаточно эффективная система защиты интересов казны Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в судах, что приводит к унификации судебной практики по таким делам на всей территории Российской Федерации, существенному сокращению количества судебных актов, обжалуемых в вышестоящие судебные инстанции, ускорению исполнения вступивших в законную силу судебных актов.
II. Судебно - арбитражная практика по делам, связанным
с межбюджетными и бюджетными отношениями
Всего количество исков, предъявленных в 1999 году по делам указанной категории, составило 137 при сумме исковых требований около 490 млн. рублей. Вынесено судами решений о взыскании с казны Российской Федерации чуть более 1,5 млн. рублей. Всего вынесено 74 решения о полном отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Значительное количество дел указанной категории было прекращено производством, также многие исковые заявления были возвращены либо оставлены без рассмотрения.
Министерство финансов Российской Федерации традиционно подразделяет дела указанной категории на несколько видов.
Судебно - арбитражные дела указанной категории можно подразделить на несколько видов.
Во-первых, это дела по искам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в лице соответствующих государственных и муниципальных органов, к Правительству Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании из федерального бюджета невыплаченных денежных средств по лимиту государственных инвестиций, а также средств, необходимых для реализации федеральных законов в части компенсации затрат, связанных с предоставлением льгот.
В 1999 году осталась без изменения практика прекращения дел по искам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в лице соответствующих государственных и муниципальных органов, о взыскании из федерального бюджета невыплаченных денежных средств по лимиту государственных инвестиций, а также средств, необходимых для реализации федеральных законов в части компенсации затрат, связанных с предоставлением льгот.
Так, определением Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 1999 г. прекращено производство по делу N А40-23071/99-15-240 по иску муниципального образования г. Екатеринбург в лице администрации к Министерству финансов Российской Федерации об обязании ответчика компенсировать затраты по обеспечению жилыми помещениями судей в 1996 - 1998 годах.
Рассмотрение дел, касающихся перераспределения бюджетных средств, не предусмотрено статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем производство по делу было прекращено.
Схожее Постановление было вынесено Федеральным арбитражным судом Поволжского округа от 18 мая 1999 г. по делу N А12-5554/98-С25 в связи с кассационной жалобой Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Волгоградской области на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 15 марта 1999 г. по иску Государственного предприятия "Волгоградавтодор" к Управлению федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Волгоградской области о взыскании 16.576 тыс. руб.
Государственное предприятие "Волгоградавтодор", на которое распоряжением администрации Волгоградской области от 10 февраля 1997 г. N 124-р возложены полномочия по управлению территориальным дорожным фондом, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском о взыскании с Управления федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Волгоградской области 16.576 тысяч рублей - разницы между поступившими средствами от федерального дорожного фонда на счет территориального органа федерального казначейства в виде налога на пользователей автомобильных дорог и перечисленными в территориальный дорожный фонд.
Решением от 03.11 - 01.12.98 Арбитражный суд Волгоградской области взыскал с Министерства финансов Российской Федерации в пользу государственного предприятия "Волгоградавтодор" 16.576 тысяч рублей.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.03.99 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства просит постановление апелляционной инстанции отменить, производство по делу прекратить ввиду неподведомственности спора арбитражному суду.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу о необходимости прекращения производства по делу, указав следующее.
Суд первой и апелляционной инстанций сделал неправильный вывод о том, что отношения, возникшие между Министерством финансов Российской Федерации и Государственным предприятием "Волгоградавтодор", являются гражданско - правовыми и, следовательно, их рассмотрение подведомственно арбитражному суду.
Данные правоотношения касаются перераспределения средств между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации и основаны на финансовых отношениях.
Статья 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривает рассмотрение споров по поводу выделения средств из бюджетов различных уровней или их перераспределение, то есть основанных на финансовых (бюджетных) правоотношениях.
Во-вторых, это иски организаций о возмещении убытков и затрат, связанных с реализацией установленных федеральными законами льгот и компенсаций для работников таких организаций или иных лиц, а также в связи с невыплатой различных дотаций и компенсаций: так называемые "транспортные" дела, "северные льготы", льготы пользователям услуг телефонной связи и другие.
Как правило, такие дела не рассматривались судами по существу.
Так, определением Арбитражного суда Волгоградской области от 5 октября 1999 г. прекращено производство по делу N А12-5407/99-С23 по иску коллективного хозяйства "Путь к коммунизму" к Министерству финансов Российской Федерации, отделению федерального казначейства по Быковскому р-ну и Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Судом указано следующее.
Коллективное хозяйство "Путь к коммунизму" обратилось в арбитражный суд с иском к ответчикам о взыскании недополученных в 1997 и 1998 годах дотаций на поддержку отечественного овцеводства.
В соответствии со статьями 2 и 3 Федерального закона "О государственном регулировании агропромышленного производства" государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Постановлениями Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. N 224 "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году" и от 15 апреля 1998 г. N 392 "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1998 году" предусмотрено выделение средств на финансирование дотаций на поддержку овцеводства за счет средств федерального бюджета всем сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. При этом Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ и Министерству финансов Российской Федерации было поручено предусмотреть порядок выплаты дотаций либо внести соответствующие изменения в действующие порядки выплаты дотаций и компенсаций.
Требования истца были основаны на том, что по справкам - расчетам ему причитаются дотации в 1997 и 1998 годах, которые были получены не в полном объеме, в связи с чем, по его мнению, у него возникло право требования исполнения обязательства, так как согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают не только в силу договора, но и закона либо нормативно - правового акта.
Однако ссылка истца на статью 307 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна. Возникшие между сторонами отношения не являются гражданско - правовыми, поскольку не основаны на равенстве субъектов.
Фактически отношения сторон вытекают из финансовых и бюджетных правоотношений.
Постановления Правительства от 27.02.97 N 224 и от 15.04.98 N 392 правил, предусматривающих возможность применения норм гражданского законодательства при выделении дотаций и компенсаций из федерального бюджета, не содержали.
Статья 22 АПК РФ не относит к подведомственности арбитражного суда споры по поводу выделения средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку они основаны на финансовых (бюджетных) отношениях.
Нередкими являются дела по искам предприятий общественного транспорта о возмещении расходов,

ПРИКАЗ Госстандарта РФ от 19.04.2000 n 146 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРИКАЗЫ ГОССТАНДАРТА РОССИИ О СОЗДАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ КОМИТЕТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также