НАПРАВЛЕНИЕ 553000 - СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 апреля 2000 года
Номер государственной
регистрации
342 тех/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 553000 - СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
553000 - Системный анализ и управление
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 553000 - Системный анализ и управление при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Место направления в области техники.
Системный анализ и управление - область науки и техники, которая включает совокупность принципов, методов и способов, направленных на анализ, создание и применение сложных систем в различных сферах деятельности.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра по направлению 553000 - Системный анализ и управление являются сложные системы в различных сферах деятельности, требующие применения принципов системного подхода и управления.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Бакалавр по направлению 553000 - Системный анализ и управление в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектно-конструкторская;
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая.
Задачами профессиональной деятельности бакалавра по направлению 553000 - Системный анализ и управление являются изучение, анализ и синтез сложных систем, их математическое, информационное и программное обеспечение, проектирование, отладка и производство программных средств.
1.3.4. Возможности профессиональной адаптации.
Бакалавр по направлению 553000 - Системный анализ и управление может адаптироваться к следующим видам профессиональной деятельности:
- системное проектирование и управление;
- системное программирование;
- системный анализ проектов.
Бакалавр может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 553000 - Системный анализ и управление;
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по направлениям подготовки дипломированных специалистов:
651900 - Автоматизация и управление;
652000 - Мехатроника и робототехника;
652400 - Системы управления движением и навигации;
654700 - Информационные системы.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование или среднее профессиональное образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 553000 - Системный
анализ и управление
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается высшим учебным заведением, реализующим ее на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общие профессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 553000 - Системный анализ и управление
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦чтение транскрипции. Лексический минимум в ¦ ¦
¦ ¦объеме 4000 учебных лексических единиц общего ¦ ¦
¦ ¦и терминологического характера. Основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. Понятие об обиходно- ¦ ¦
¦ ¦литературном, официально-деловом, научном ¦ ¦
¦ ¦стилях, стиле художественной литературы. ¦ ¦
¦ ¦Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребительных¦ ¦
¦ ¦и относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. ¦ ¦
¦ ¦Понимание диалогической и монологической речи ¦ ¦
¦ ¦в сфере бытовой и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому и ¦ ¦
¦ ¦узкому профилю специальности. Письмо ¦ ¦
¦ ¦(аннотация, реферат, тезисы, сообщения, ¦ ¦
¦ ¦частное письмо, деловое письмо, биография) ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. ¦ ¦
¦ ¦Законодательство РФ о физической культуре и ¦ ¦
¦ ¦спорте. Основы здорового образа жизни. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. Профессионально-¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России. Русская культура ¦ ¦
¦ ¦XIX века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. ¦ ¦
¦ ¦Революции и реформы. Социальная трансформация ¦ ¦
¦ ¦общества. Столкновение тенденций ¦ ¦
¦ ¦интернационализма и национализма, интеграции ¦ ¦
¦ ¦и сепаратизма, демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. СССР в середине 60 - ¦ ¦
¦ ¦80-х гг.: нарастание кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на¦ ¦
¦ ¦пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Теоретическая и ¦ ¦
¦ ¦прикладная культурология. Методы ¦ ¦
¦ ¦культурологических исследований. Основные ¦ ¦
¦ ¦понятия культурологии: культура, цивилизация, ¦ ¦
¦ ¦морфология культуры, функции культуры, ¦ ¦
¦ ¦субъект культуры, культурогенез, динамика ¦ ¦
¦ ¦культуры, язык и символы культуры, культурные ¦ ¦
¦ ¦коды, межкультурные коммуникации, культурные ¦ ¦
¦ ¦ценности и нормы, культурные традиции, ¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и ¦ ¦
¦ ¦национальная, элитарная и массовая культуры. ¦ ¦
¦ ¦Восточные и западные типы культур. ¦ ¦
¦ ¦Специфические и "серединные" культуры. ¦ ¦
¦ ¦Локальные культуры. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. Культура и природа. Культура и ¦ ¦
¦ ¦общество. Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. Гражданское общество. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. Политические отношения ¦ ¦
¦ ¦и процессы. Политические конфликты и способы ¦ ¦
¦ ¦их разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Мировая политика и ¦ ¦
¦ ¦международные отношения. Национально- ¦ ¦
¦ ¦государственные интересы России в новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Основные правовые ¦ ¦
¦ ¦системы современности. Международное право ¦ ¦
¦ ¦как особая система права. Закон и подзаконные ¦ ¦
¦ ¦акты. Система российского права. Отрасли ¦ ¦
¦ ¦права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция РФ - основной закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в РФ. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Наследственное право. Брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения. Трудовое право. ¦ ¦
¦ ¦Административное право. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. История развития психологического ¦ ¦
¦ ¦знания и основные направления в психологии. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Творчество. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции,¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики. Образование как общечеловеческая ¦ ¦
¦ ¦ценность. Образование как социокультурный ¦ ¦
¦ ¦феномен и педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная система России. Цели, ¦ ¦
¦ ¦содержание, структура. Педагогический процесс.¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Функциональные стили ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в ¦ ¦
¦ ¦научной речи. Речевые нормы учебной и научной ¦ ¦
¦ ¦сфер деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально-¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама ¦ ¦
¦ ¦в деловой речи. Правила оформления документов.¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория.¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие социального статуса. Социальное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества. Культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. Социальные революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Концепция социального прогресса. Формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального ¦ ¦
¦ ¦и идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в познавательной¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка ¦ ¦
¦ ¦и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦270 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2500 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2350 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦800 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисление; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; функции ¦ ¦
¦ ¦комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика: теория вероятностей, случайные ¦ ¦
¦ ¦процессы, статистическое оценивание и проверка¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных; уравнения ¦ ¦
¦ ¦математической физики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦300 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации информационных¦ ¦
¦ ¦процессов; модели решения функциональных и ¦ ¦
¦ ¦вычислительных задач; алгоритмизация и ¦ ¦
¦ ¦программирование; языки программирования ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня; базы данных; программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение и технологии программирования; ¦ ¦
¦ ¦локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты¦ ¦
¦ ¦информации и сведений, составляющих ¦ ¦
¦ ¦государственную тайну; методы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦800 ¦
¦ ¦ Физические основы механики; колебания и ¦ ¦
¦ ¦волны; молекулярная физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; атомная и ¦ ¦
¦ ¦ядерная физика; физический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦200 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, ¦ ¦
¦ ¦катализаторы и каталитические системы, ¦ ¦
¦ ¦полимеры и олигомеры; химическая термодинамика¦ ¦
¦ ¦и кинетика: энергетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦химическое и фазовое равновесие, скорость ¦ ¦
¦ ¦реакции и методы ее регулирования, ¦ ¦
¦ ¦колебательные реакции; реакционная способность¦ ¦
¦ ¦веществ: химия и периодическая система ¦ ¦
¦ ¦элементов, кислотно-основные и окислительно- ¦ ¦
¦ ¦восстановительные свойства веществ, химическая¦ ¦
¦ ¦связь, комплементарность; химическая ¦ ¦
¦ ¦идентификация: качественный и количественный ¦ ¦
¦ ¦анализ, аналитический сигнал, химический, ¦ ¦
¦ ¦физико-химический и физический анализ; ¦ ¦
¦ ¦химический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и среды,¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы окружающей среды, экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования природных¦ ¦
¦ ¦ресурсов и охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в области охраны ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Вычислительная математика ¦180 ¦
¦ ¦ Введение, конечные и разделенные разности; ¦ ¦
¦ ¦сеточные функции и действия над ними; ¦ ¦
¦ ¦интерполирование функций (алгебраическое, ¦ ¦
¦ ¦сплайнами, среднеквадратичные и равномерные ¦ ¦
¦ ¦приближения); вычисление интегралов с помощью ¦ ¦
¦ ¦квадратурных формул с равноотстоящими узлами ¦ ¦
¦ ¦и наивысшей алгебраической степени точности; ¦ ¦
¦ ¦матричный анализ и численные методы линейной ¦ ¦
¦ ¦алгебры; ортогональные методы решения ¦ ¦
¦ ¦алгебраических систем; решение проблемы ¦ ¦
¦ ¦собственных чисел и собственных векторов ¦ ¦
¦ ¦матриц; LU - разложение матрицы. Ортогонально ¦ ¦
¦ ¦треугольное разложение матриц. Метод ¦ ¦
¦ ¦квадратного корня. Решение нелинейных ¦ ¦
¦ ¦уравнений. Численные методы решения ¦ ¦
¦ ¦обыкновенных дифференциальных уравнений. ¦ ¦
¦ ¦Многошаговые разностные схемы. Разностные ¦ ¦
¦ ¦схемы для кусочно-линейных дифференциальных ¦ ¦
¦ ¦систем; интегрирование жестких систем. ¦ ¦
¦ ¦Устойчивость разностных схем ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦75 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦75 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦1634 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1430 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦102 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01.02¦Инженерная графика ¦102 ¦
¦ ¦ Конструкторская документация. Оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей. Элементы геометрии деталей. ¦ ¦
¦ ¦Изображения, надписи, обозначения. ¦ ¦
¦ ¦Аксонометрические проекции деталей. ¦ ¦
¦ ¦Изображения и обозначения элементов деталей. ¦ ¦
¦ ¦Изображение и обозначение резьбы. Рабочие ¦ ¦
¦ ¦чертежи деталей. Выполнение эскизов деталей ¦ ¦
¦ ¦машин. Изображение сборочных единиц. ¦ ¦
¦ ¦Сборочный чертеж изделий. ¦ ¦
¦ ¦ Геометрическое моделирование; графические ¦ ¦
¦ ¦объекты, примитивы и их атрибуты; ¦ ¦
¦ ¦представление видеоинформации и ее машинная ¦ ¦
¦ ¦генерация; графические языки; метафайлы; ¦ ¦
¦ ¦архитектура графических терминалов и ¦ ¦
¦ ¦графических рабочих станций; реализация ¦ ¦
¦ ¦аппаратно-программных модулей графической ¦ ¦
¦ ¦системы; базовая графика; пространственная ¦ ¦
¦ ¦графика; современные стандарты компьютерной ¦ ¦
¦ ¦графики; графические диалоговые системы; ¦ ¦
¦ ¦применение интерактивных графических систем. ¦ ¦
¦ ¦Элементы вычислительной геометрии ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Механика ¦68 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.01¦Теоретическая механика ¦68 ¦
¦ ¦ Кинематика. Векторный и естественный способы ¦ ¦
¦ ¦задания движения точки. Движения свободного ¦ ¦
¦ ¦абсолютно твердого тела. Динамика и статика. ¦ ¦
¦ ¦Законы механики Галилея - Ньютона. ¦ ¦
¦ ¦Дифференциальные законы движения механической ¦ ¦
¦ ¦системы. Момент количества движения, ¦ ¦
¦ ¦кинетическая энергия. Силовое поле. ¦ ¦
¦ ¦Аналитическое условие равновесия произвольной ¦ ¦
¦ ¦системы сил. Принцип Даламбера. Связи и их ¦ ¦
¦ ¦уравнения. Уравнения Лагранжа второго рода. ¦ ¦
¦ ¦Принцип Гамильтона - Остроградского. Свободные¦ ¦
¦ ¦колебания механической системы. Явление удара ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦68 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03.01¦Материаловедение ¦68 ¦
¦ ¦ Строение металлов, диффузионные процессы в ¦ ¦
¦ ¦металле, формирование структуры металлов и ¦ ¦
¦ ¦сплавов при кристаллизации, пластическая ¦ ¦
¦ ¦деформация, влияние нагрева на структуру и ¦ ¦
¦ ¦свойства деформируемого металла, механические ¦ ¦
¦ ¦свойства металлов и сплавов. Конструкционные ¦ ¦
¦ ¦металлы и сплавы. Теория и технология ¦ ¦
¦ ¦термической обработки стали. Химико- ¦ ¦
¦ ¦термическая обработка. Жаропрочные, ¦ ¦
¦ ¦износостойкие, инструментальные и штамповочные¦ ¦
¦ ¦сплавы. Электротехнические материалы, резина, ¦ ¦
¦ ¦пластмассы ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦Электротехника и электроника ¦136 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04.02¦Общая электротехника и электроника ¦136 ¦
¦ ¦ Введение: электрические и магнитные цепи. ¦ ¦
¦ ¦Основные определения, топологические параметры¦ ¦
¦ ¦и методы расчета электрических цепей. Анализ и¦ ¦
¦ ¦расчет линейных цепей переменного тока. Анализ¦ ¦
¦ ¦и расчет электрических цепей с нелинейными ¦ ¦
¦ ¦элементами. Анализ и расчет магнитных цепей. ¦ ¦
¦ ¦Электромагнитные устройства и электрические ¦ ¦
¦ ¦машины. Трансформаторы. Машины постоянного ¦ ¦
¦ ¦тока. Асинхронные и синхронные машины. Основы ¦ ¦
¦ ¦электроники и электрические измерения. ¦ ¦
¦ ¦Элементная база современных электронных ¦ ¦
¦ ¦устройств. Источники вторичного ¦ ¦
¦ ¦электропитания. Усилители электрических ¦ ¦
¦ ¦сигналов. Импульсные и автогенераторные ¦ ¦
¦ ¦устройства. Основы цифровой электроники. ¦ ¦
¦ ¦Микропроцессорные средства. Электрические ¦ ¦
¦ ¦измерения и приборы ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05 ¦Управление, сертификация и инноватика ¦408 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05.01¦Теория автоматического управления ¦204 ¦
¦ ¦ Основные понятия; математические модели ¦ ¦
¦ ¦непрерывных и дискретных линейных объектов и ¦ ¦
¦ ¦систем; дифференциальные и разностные кусочно-¦ ¦
¦ ¦линейные модели нелинейных объектов и систем; ¦ ¦
¦ ¦анализ установившихся и переходных режимов; ¦ ¦
¦ ¦методы анализа устойчивости линейных объектов ¦ ¦
¦ ¦и систем (корневые, частотные и алгебраические¦ ¦
¦ ¦методы для непрерывного и дискретного времени;¦ ¦
¦ ¦критерии абсолютной устойчивости); методы ¦ ¦
¦ ¦синтеза детерминированных систем: синтез ¦ ¦
¦ ¦модальных, локально-оптимальных и оптимальных ¦ ¦
¦ ¦непрерывных и дискретных систем; системы ¦ ¦
¦ ¦оптимальные по Н-критериям; методы синтеза ¦ ¦
¦ ¦стохастических и адаптивных систем: синтез ¦ ¦
¦ ¦предельно оптимальных стохастических систем; ¦ ¦
¦ ¦методы идентификации статических и ¦ ¦
¦ ¦динамических объектов, метод скоростного ¦ ¦
¦ ¦градиента, метод стохастической аппроксимации;¦ ¦
¦ ¦синтез грубых систем; крупномасштабные ¦ ¦
¦ ¦системы: анализ устойчивости с помощью ¦ ¦
¦ ¦векторных функций Ляпунова и функционалов ¦ ¦
¦ ¦Ляпунова - Красовского; синтез ¦ ¦
¦ ¦крупномасштабных систем локально-оптимального ¦ ¦
¦ ¦и субоптимального управления ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05.02¦Системный анализ и принятие решений ¦204 ¦
¦ ¦ Основные принципы системного анализа и ¦ ¦
¦ ¦теории принятия решений, оптимизационные ¦ ¦
¦ ¦методы получения детерминированных оценок ¦ ¦
¦ ¦(методы линейного программирования, ¦ ¦
¦ ¦квадратичного программирования, выпуклого ¦ ¦
¦ ¦программирования, теорема Куна - Таккера, ¦ ¦
¦ ¦динамическое программирование, принцип ¦ ¦
¦ ¦максимума, оптимизация в функциональных ¦ ¦
¦ ¦пространствах), многокритериальная ¦ ¦
¦ ¦оптимизация (принцип Парето, ¦ ¦
¦ ¦лексикографическая оптимизация), вариационные ¦ ¦
¦ ¦методы получения детерминированных оценок, ¦ ¦
¦ ¦статистические методы получения оценок, ¦ ¦
¦ ¦структура и методы принятия решений с ¦ ¦
¦ ¦использованием различных оценок; метод ¦ ¦
¦ ¦системных матриц (пространство "варианты- ¦ ¦
¦ ¦условия"): минимаксный метод, метод Байеса - ¦ ¦
¦ ¦Лапласа, метод Гермейера, комбинированные ¦ ¦
¦ ¦методы; комбинаторные методы (метод ¦ ¦
¦ ¦преобразования графов), статистические методы ¦ ¦
¦ ¦принятия решений (методы проверки гипотез, ¦ ¦
¦ ¦методы минимизации дисперсии), оптимальность ¦ ¦
¦ ¦в конфликтных ситуациях, игровые динамические ¦ ¦
¦ ¦задачи, устойчивость точек равновесия ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06 ¦Безопасность жизнедеятельности ¦187 ¦
¦ ¦ Человек и среда обитания; основы физиологии ¦ ¦
¦ ¦труда и комфортные условия жизнедеятельности; ¦ ¦
¦ ¦безопасность и экологичность технических ¦ ¦
¦ ¦систем; основы электробезопасности; ¦ ¦
¦ ¦безопасность автоматизированных объектов; ¦ ¦
¦ ¦системы автоматического контроля; ¦ ¦
¦ ¦психологические факторы при работе в ¦ ¦
¦ ¦автоматизированных системах управления: ¦ ¦
¦ ¦методы принятия решений в аварийных ситуациях ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07 ¦Теория и технология программирования ¦155 ¦
¦ ¦ Основные этапы решения задач на ЭВМ; ¦ ¦
¦ ¦критерии качества программы; диалоговые ¦ ¦
¦ ¦программы; постановка задачи и спецификация ¦ ¦
¦ ¦программы; способы записи алгоритма; программа¦ ¦
¦ ¦на языке высокого уровня; стандартные типы ¦ ¦
¦ ¦данных; представление основных структур ¦ ¦
¦ ¦программирования и способы реализации; ¦ ¦
¦ ¦программирование рекурсивных алгоритмов; ¦ ¦
¦ ¦способы конструирования программ; модульные ¦ ¦
¦ ¦программы; основы доказательства правильности;¦ ¦
¦ ¦программные продукты; процесс производства; ¦ ¦
¦ ¦процедурное, логическое, функциональное и ¦ ¦
¦ ¦объектно-ориентированное программирование; ¦ ¦
¦ ¦методы, технология и инструментальные ¦ ¦
¦ ¦средства; тестирование и отладка; ¦ ¦
¦ ¦документирование; проектирование программного ¦ ¦
¦ ¦обеспечения; абстрактные структуры данных; ¦ ¦
¦ ¦способы эффективного хранения и обработки; ¦ ¦
¦ ¦технологический цикл разработки программных ¦ ¦
¦ ¦систем; коллективная работа по созданию ¦ ¦
¦ ¦программ; организация труда в коллективе и ¦ ¦
¦ ¦инструментальные средства поддержки; ¦ ¦
¦ ¦автоматизация проектирования и технология ¦ ¦
¦ ¦использования САПР ПО ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08 ¦Теория информационных систем ¦102 ¦
¦ ¦ Фундаментальные алгебры, бинарные отношения ¦ ¦
¦ ¦и их свойства, решетки, теорема Строуна; ¦ ¦
¦ ¦алгебра отношений, модель, описание с помощью ¦ ¦
¦ ¦графов и мографов; минимизация представления ¦ ¦
¦ ¦множеств, метод Квайна, математическая логика,¦ ¦
¦ ¦использование изоморфизма между алгебрами ¦ ¦
¦ ¦Кантора и Буля, теорема о разложении Шеннона; ¦ ¦
¦ ¦полнота системы булевых функций, синтез ¦ ¦
¦ ¦логических схем в заданном базисе, метод ¦ ¦
¦ ¦каскадов; исчисление высказываний и исчисление¦ ¦
¦ ¦предикатов; элементы теории графов, связность ¦ ¦
¦ ¦и сильная связность графов, цикломатика, ¦ ¦
¦ ¦дифференцирование графов для анализа ¦ ¦
¦ ¦связности, сети, устойчивость; вычисление ¦ ¦
¦ ¦максимального потока через сеть, вложение ¦ ¦
¦ ¦графов, раскраска вершин и ребер. Теория ¦ ¦
¦ ¦формальных грамматик и автоматов, этапы ¦ ¦
¦ ¦проектирования; абстрактное проектирование ¦ ¦
¦ ¦автоматов, кодирование внутренних состояний; ¦ ¦
¦ ¦моделирование автоматных систем сетями Петри ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09 ¦Интеллектуальные технологии и представление ¦102 ¦
¦ ¦знаний ¦ ¦
¦ ¦ Принципы интеллектуализации, иерархическая ¦ ¦
¦ ¦структура знаний, базисные категории, ¦ ¦
¦ ¦базисные действия, базисные методы. Теории ¦ ¦
¦ ¦как совокупность методов. Принцип передачи ¦ ¦
¦ ¦технологий, магистральный принцип. Примеры ¦ ¦
¦ ¦применения в математических задачах. ¦ ¦
¦ ¦Математические методы теории доказательств. ¦ ¦
¦ ¦Автоматизация процесса логического вывода; ¦ ¦
¦ ¦основные модели представления знаний ¦ ¦
¦ ¦(семантические сети, фреймовые модели, ¦ ¦
¦ ¦продукционные системы); экспертные системы, ¦ ¦
¦ ¦методы классификации и распознавания образов ¦ ¦
¦ ¦в экспертных системах; инструментальные ¦ ¦
¦ ¦средства построения интеллектуальных систем и ¦ ¦
¦ ¦оболочки ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10 ¦Системное моделирование ¦102 ¦
¦ ¦ Введение, примеры объектов, требующих ¦ ¦
¦ ¦системного подхода к моделированию: ¦ ¦
¦ ¦энергосистемы, гидравлические системы; ¦ ¦
¦ ¦связанные системы; постановка задач системного¦ ¦
¦ ¦моделирования: система и ее части, ¦ ¦
¦ ¦декомпозиция, агрегирование, координация ¦ ¦
¦ ¦(прогнозирование, согласование, развязывание ¦ ¦
¦ ¦взаимодействий); модели подсистем ¦ ¦
¦ ¦(математические, физические и химические) ¦ ¦
¦ ¦классические методы анализа моделей подсистем;¦ ¦
¦ ¦методы анализа процессов в подсистемах и ¦ ¦
¦ ¦системах, состоящих из многих подсистем; ¦ ¦
¦ ¦анализ стационарных состояний больших систем; ¦ ¦
¦ ¦методы анализа устойчивости больших систем; ¦ ¦
¦ ¦оценка качества больших систем; синтез больших¦ ¦
¦ ¦систем; проблема сокращения размерности ¦ ¦
¦ ¦моделей больших систем (методы удаления ¦ ¦
¦ ¦переменных, методы теории жестких систем) ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦102 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦102 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦510 ¦
¦ ¦Устанавливаются вузом, включая дисциплины по ¦ ¦
¦ ¦выбору студента ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего теоретического обучения ¦7344 ¦
L-----------+----------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 553000 - Системный
анализ и управление
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу
студентов, практикумы, в том числе
лабораторные - 136 недель,
экзаменационные сессии - не менее 12 недель,
практика (производственная) - не менее 5 недель,
итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы - не менее 6 недель,
каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 31 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 553000 - Системный анализ и управление
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%; для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10%;
формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисцип

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 653200 - ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также