НАПРАВЛЕНИЕ 550600 - ГОРНОЕ ДЕЛО. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)
Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 апреля 2000 года
Номер
государственной
регистрации
348
тех/бак
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 550600 - ГОРНОЕ ДЕЛО
СТЕПЕНЬ -
БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая
характеристика направления 550600 - Горное
дело
1.1. Направление утверждено Приказом
Министерства образования Российской
Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень
(квалификация) выпускника - бакалавр
техники и технологии.
Нормативный срок
освоения основной образовательной
программы подготовки бакалавра по
направлению 550600 - Горное дело при очной
форме обучения - 4 года.
1.3.
Квалификационная характеристика
выпускника.
1.3.1. Объекты
профессиональной деятельности
выпускника.
Объектами
профессиональной деятельности бакалавра
по направлению 550600 - Горное дело являются:
угольные шахты, рудники, карьеры, подземные
сооружения различного функционального
назначения, обогатительные фабрики и
другие предприятия, связанные с добычей и
переработкой полезных ископаемых и
техногенного (созданного человеком) сырья,
созданием и эксплуатацией подземного
пространства, выполнением горных работ на
поверхности Земли при гидротехническом,
транспортном строительстве и в других
целях.
1.3.2. Виды профессиональной
деятельности выпускника.
Выпускник по
направлению подготовки 550600 - Горное дело в
соответствии с фундаментальной и
специальной подготовкой может выполнять
следующие виды профессиональной
деятельности:
-
производственно-технологическую;
-
научно-исследовательскую;
-
проектную;
-
организационно-управленческую.
Конкретные виды деятельности определяются
содержанием
образовательно-профессиональной
подготовки, разрабатываемой вузом.
1.3.3.
Задачи профессиональной деятельности
выпускника.
Выпускник по направлению
"Горное дело" подготовлен к решению
следующих обобщенных типов
профессиональных задач:
а) в области
производственно-технологической
деятельности:
участвовать под
руководством лиц, имеющих право
технического руководства горными и
взрывными работами, в управлении
технологическими процессами на
производственных объектах, в т.ч. в
разработке технических, методических и
иных документов, регламентирующих порядок
выполнения горных и взрывных работ и работ
со взрывчатыми материалами; следить за
выполнением требований технической
документации на производство работ,
действующих норм, правил и стандартов;
б) в области научно-исследовательской
деятельности:
участвовать в выполнении
экспериментальных и лабораторных
исследований; обрабатывать полученные
результаты с использованием современных
компьютерных технологий; составлять
отдельные разделы отчетов по
научно-исследовательской работе в составе
творческих коллективов;
в) в области
проектной деятельности:
участвовать в
разработке технико-экономической оценке
месторождений, технико-экономической
оценке инвестиций; разработке календарного
плана, обосновании параметров системы
разработки, технологии и комплексной
механизации работ, технической и
экологической безопасности и
экономической эффективности горных работ;
составлять необходимую техническую
документацию в составе творческих
коллективов;
г) в области
организационно-управленческой
деятельности:
уметь организовать свой
труд и трудовые отношения в коллективе на
основе современных теорий о
производственных отношениях, принципов
управления с учетом технических,
финансовых и человеческих факторов;
участвовать в проведении
технико-экономического анализа, изыскивать
возможности сокращения цикла выполнения
работ, содействовать обеспечению
подразделений предприятия необходимыми
техническими данными, документами,
материалами, оборудованием; участвовать в
работах по исследованию, разработке
проектов и программ предприятия
(подразделений предприятия); постоянно
совершенствовать свои знания,
организовывать работу по повышению
научно-технических знаний работников, их
обучение и аттестацию в установленном
правилами безопасности порядке.
1.4.
Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению
образования в магистратуре по направлению
550600 - Горное дело и 553600 - Нефтегазовое дело.
2. Требования к уровню подготовки
абитуриента
2.1. Предшествующий уровень
образования абитуриента - среднее (полное)
общее образование.
2.2. Абитуриент
должен иметь документ государственного
образца о среднем (полном) общем
образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном
профессиональном образовании, если в нем
есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования, или
высшем профессиональном образовании.
3.
Общие требования к основной
образовательной программе
подготовки
бакалавра по направлению 550600 - Горное дело
3.1. Основная образовательная программа
подготовки бакалавра разрабатывается на
основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в
себя учебный план, программы учебных
дисциплин, программы учебных и
производственных практик.
3.2.
Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной
программы подготовки бакалавра, к условиям
ее реализации и срокам ее освоения
определяются настоящим государственным
образовательным стандартом.
3.3.
Основная образовательная программа
подготовки бакалавра формируется из
дисциплин федерального компонента,
дисциплин национально-регионального
(вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных
дисциплин. Дисциплины по выбору студента в
каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в
федеральном компоненте цикла.
3.4.
Основная образовательная программа
подготовки бакалавра должна
предусматривать изучение студентом
следующих циклов дисциплин и итоговую
государственную аттестацию:
цикл ГСЭ -
общие гуманитарные и
социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и
естественнонаучные дисциплины;
цикл
ОПД - общепрофессиональные дисциплины
направления;
цикл СД - специальные
дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5.
Содержание национально-регионального
компонента основной образовательной
программы подготовки бакалавра должно
обеспечивать подготовку выпускника в
соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным
стандартом.
4. Требования к обязательному
минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки
бакалавра
по направлению 550600 - Горное
дело
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦
Индекс ¦ Наименование дисциплин и их
основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦
¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и
социально-экономические ¦1800 ¦
¦
¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент
¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык
¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции
звуков, интонации, ¦ ¦
¦
¦акцентуации и ритма нейтральной речи в
изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные
особенности полного стиля ¦ ¦
¦
¦произношения, характерные для сферы
¦ ¦
¦ ¦профессиональной
коммуникации; чтение ¦ ¦
¦
¦транскрипции; ¦ ¦
¦ ¦лексический минимум в объеме 4000
учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических
единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера; ¦
¦
¦ ¦понятие дифференциации
лексики по сферам ¦ ¦
¦
¦применения (бытовая, терминологическая,
¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная
и другая); ¦ ¦
¦ ¦понятие о
свободных и устойчивых словосочетаниях,¦
¦
¦ ¦фразеологических единицах;
¦ ¦
¦ ¦понятие об
основных способах словообразования; ¦
¦
¦ ¦грамматические навыки,
обеспечивающие ¦ ¦
¦
¦коммуникацию без искажения смысла при
письменном ¦ ¦
¦ ¦и устном
общении общего характера; основные ¦
¦
¦ ¦грамматические явления,
характерные для ¦ ¦
¦
¦профессиональной речи; ¦
¦
¦ ¦понятие об
обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле
художественной ¦ ¦
¦
¦литературы; основные особенности научного
стиля; ¦ ¦
¦ ¦культура и традиции
стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦
¦правила речевого этикета; ¦
¦
¦ ¦говорение; диалогическая и
монологическая речь с ¦ ¦
¦
¦использованием наиболее употребительных
и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых
лексико-грамматических ¦ ¦
¦
¦средств в основных коммуникативных
ситуациях ¦ ¦
¦
¦неофициального и официального общения;
основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи
(устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦
¦аудирование; понимание диалогической и
¦ ¦
¦ ¦монологической речи в
сфере бытовой и ¦ ¦
¦
¦профессиональной коммуникации;
¦ ¦
¦ ¦чтение; виды текстов:
несложные прагматические ¦ ¦
¦
¦тексты и тексты по широкому и узкому
профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности;
¦ ¦
¦ ¦письмо;
виды речевых произведений: аннотация, ¦
¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения,
частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое
письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура
¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в
общекультурной и ¦ ¦
¦
¦профессиональной подготовке студентов; ее
¦ ¦
¦
¦социально-биологические основы;
физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и
спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство
Российской Федерации о¦ ¦
¦
¦физической культуре и спорте; физическая
культура¦ ¦
¦ ¦личности;
¦ ¦
¦ ¦основы
здорового образа жизни студента; ¦
¦
¦ ¦особенности использования
средств физической ¦ ¦
¦
¦культуры для оптимизации
работоспособности; ¦ ¦
¦
¦общая физическая и специальная подготовка
в ¦ ¦
¦ ¦системе физического
воспитания; ¦ ¦
¦ ¦спорт;
индивидуальный выбор видов спорта или ¦
¦
¦ ¦систем физических упражнений;
¦ ¦
¦
¦профессионально-прикладная физическая
подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов;
¦ ¦
¦ ¦основы
методики самостоятельных занятий и ¦
¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием
своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история
¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции
исторического знания; ¦ ¦
¦
¦методы и источники изучения истории;
понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация
исторического источника; ¦ ¦
¦
¦отечественная историография в прошлом и
¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и
особенное; методология и ¦ ¦
¦
¦теория исторической науки; история России
- ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть
всемирной истории; ¦ ¦
¦
¦античное наследие в эпоху Великого
переселения ¦ ¦
¦ ¦народов;
проблема этногенеза восточных славян; ¦
¦
¦ ¦основные этапы становления
государственности; ¦ ¦
¦
¦Древняя Русь и кочевники; византийско-
¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи;
особенности социального ¦ ¦
¦
¦строя Древней Руси; этнокультурные и
социально- ¦ ¦
¦ ¦политические
процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности; принятие
христианства; ¦ ¦
¦
¦распространение ислама; эволюция
¦ ¦
¦ ¦восточнославянской
государственности в XI - XII ¦ ¦
¦
¦вв.; социально-политические изменения в
русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв.;
Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦
¦взаимовлияния; ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства
Европы и Азии;¦ ¦
¦ ¦специфика
формирования единого российского ¦
¦
¦ ¦государства; возвышение
Москвы; формирование ¦ ¦
¦
¦сословной системы организации общества;
реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I; век
Екатерины; предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского
абсолютизма; дискуссии о ¦ ¦
¦
¦генезисе самодержавия; ¦
¦
¦ ¦особенности и основные этапы
экономического ¦ ¦
¦ ¦развития
России; эволюция форм собственности на ¦
¦
¦ ¦землю; структура феодального
землевладения; ¦ ¦
¦
¦крепостное право в России; мануфактурно-
¦ ¦
¦ ¦промышленное
производство; становление ¦ ¦
¦
¦индустриального общества в России:
общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное;
общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX
в.; реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в
России; русская культура XIX века и¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру;