НАПРАВЛЕНИЕ 550600 - ГОРНОЕ ДЕЛО. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 апреля 2000 года
Номер государственной
регистрации
348 тех/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 550600 - ГОРНОЕ ДЕЛО
СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 550600 - Горное дело
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 550600 - Горное дело при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра по направлению 550600 - Горное дело являются: угольные шахты, рудники, карьеры, подземные сооружения различного функционального назначения, обогатительные фабрики и другие предприятия, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых и техногенного (созданного человеком) сырья, созданием и эксплуатацией подземного пространства, выполнением горных работ на поверхности Земли при гидротехническом, транспортном строительстве и в других целях.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению подготовки 550600 - Горное дело в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- производственно-технологическую;
- научно-исследовательскую;
- проектную;
- организационно-управленческую.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной подготовки, разрабатываемой вузом.
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению "Горное дело" подготовлен к решению следующих обобщенных типов профессиональных задач:
а) в области производственно-технологической деятельности:
участвовать под руководством лиц, имеющих право технического руководства горными и взрывными работами, в управлении технологическими процессами на производственных объектах, в т.ч. в разработке технических, методических и иных документов, регламентирующих порядок выполнения горных и взрывных работ и работ со взрывчатыми материалами; следить за выполнением требований технической документации на производство работ, действующих норм, правил и стандартов;
б) в области научно-исследовательской деятельности:
участвовать в выполнении экспериментальных и лабораторных исследований; обрабатывать полученные результаты с использованием современных компьютерных технологий; составлять отдельные разделы отчетов по научно-исследовательской работе в составе творческих коллективов;
в) в области проектной деятельности:
участвовать в разработке технико-экономической оценке месторождений, технико-экономической оценке инвестиций; разработке календарного плана, обосновании параметров системы разработки, технологии и комплексной механизации работ, технической и экологической безопасности и экономической эффективности горных работ; составлять необходимую техническую документацию в составе творческих коллективов;
г) в области организационно-управленческой деятельности:
уметь организовать свой труд и трудовые отношения в коллективе на основе современных теорий о производственных отношениях, принципов управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов; участвовать в проведении технико-экономического анализа, изыскивать возможности сокращения цикла выполнения работ, содействовать обеспечению подразделений предприятия необходимыми техническими данными, документами, материалами, оборудованием; участвовать в работах по исследованию, разработке проектов и программ предприятия (подразделений предприятия); постоянно совершенствовать свои знания, организовывать работу по повышению научно-технических знаний работников, их обучение и аттестацию в установленном правилами безопасности порядке.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования в магистратуре по направлению 550600 - Горное дело и 553600 - Нефтегазовое дело.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 550600 - Горное дело
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 550600 - Горное дело
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции; ¦ ¦
¦ ¦лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера; ¦ ¦
¦ ¦понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая); ¦ ¦
¦ ¦понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах; ¦ ¦
¦ ¦понятие об основных способах словообразования; ¦ ¦
¦ ¦грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию без искажения смысла при письменном ¦ ¦
¦ ¦и устном общении общего характера; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи; ¦ ¦
¦ ¦понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы; основные особенности научного стиля; ¦ ¦
¦ ¦культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета; ¦ ¦
¦ ¦говорение; диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦аудирование; понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; ¦ ¦
¦ ¦чтение; виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности; ¦ ¦
¦ ¦письмо; виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство Российской Федерации о¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте; физическая культура¦ ¦
¦ ¦личности; ¦ ¦
¦ ¦основы здорового образа жизни студента; ¦ ¦
¦ ¦особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности; ¦ ¦
¦ ¦общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания; ¦ ¦
¦ ¦спорт; индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений; ¦ ¦
¦ ¦профессионально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов; ¦ ¦
¦ ¦основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания; ¦ ¦
¦ ¦методы и источники изучения истории; понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника; ¦ ¦
¦ ¦отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное; методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки; история России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории; ¦ ¦
¦ ¦античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов; проблема этногенеза восточных славян; ¦ ¦
¦ ¦основные этапы становления государственности; ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники; византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи; особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси; этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности; принятие христианства; ¦ ¦
¦ ¦распространение ислама; эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв.; социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв.; Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния; ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и Азии;¦ ¦
¦ ¦специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства; возвышение Москвы; формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества; реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма; дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия; ¦ ¦
¦ ¦особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России; эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю; структура феодального землевладения; ¦ ¦
¦ ¦крепостное право в России; мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство; становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное; общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в.; реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России; русская культура XIX века и¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру; ¦ ¦
¦ ¦роль XX столетия в мировой истории; глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов; проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации; революции и реформы; ¦ ¦
¦ ¦социальная трансформация общества; столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма; ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в.; объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России; российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века; политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика; ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса; революция 1917 г.; ¦ ¦
¦ ¦гражданская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия; российская эмиграция; социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; ¦ ¦
¦ ¦формирование однопартийного политического режима;¦ ¦
¦ ¦образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦гг.; внешняя политика; ¦ ¦
¦ ¦курс на строительство социализма в одной стране и¦ ¦
¦ ¦его последствия; социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной¦ ¦
¦ ¦власти Сталина; сопротивление сталинизму; ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй мировой¦ ¦
¦ ¦войны; Великая Отечественная война; ¦ ¦
¦ ¦социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы; холодная война; ¦ ¦
¦ ¦попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ; НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития; ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений; ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг.; перестройка; ¦ ¦
¦ ¦попытка государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал; распад СССР; Беловежские соглашения; ¦ ¦
¦ ¦октябрьские события 1993 г.; ¦ ¦
¦ ¦становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.); Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации; культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России; внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания; культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология; культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры; ¦ ¦
¦ ¦теоретическая и прикладная культурология; ¦ ¦
¦ ¦методы культурологических исследований; ¦ ¦
¦ ¦основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, культурная¦ ¦
¦ ¦модернизация; ¦ ¦
¦ ¦типология культур; этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры; восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур; специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры; локальные культуры; место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре; тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе; ¦ ¦
¦ ¦культура и природа; культура и общество; культура¦ ¦
¦ ¦и глобальные проблемы современности; ¦ ¦
¦ ¦культура и личность; инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки; ¦ ¦
¦ ¦функции политологии; ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь и властные отношения; роль и ¦ ¦
¦ ¦место политики в жизни современных обществ; ¦ ¦
¦ ¦социальные функции политики; ¦ ¦
¦ ¦история политических учений; российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика; современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы; ¦ ¦
¦ ¦гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности; особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России; ¦ ¦
¦ ¦институциональные аспекты политики; политическая ¦ ¦
¦ ¦власть; политическая система; политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы; ¦ ¦
¦ ¦политические отношения и процессы; политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения; политические ¦ ¦
¦ ¦технологии; политический менеджмент; политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация; ¦ ¦
¦ ¦политические организации и движения; политические¦ ¦
¦ ¦элиты; политическое лидерство; ¦ ¦
¦ ¦социокультурные аспекты политики; ¦ ¦
¦ ¦мировая политика и международные отношения; ¦ ¦
¦ ¦особенности мирового политического процесса; ¦ ¦
¦ ¦национально-государственные интересы в новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации; методология познания ¦ ¦
¦ ¦политической реальности; парадигмы политического ¦ ¦
¦ ¦знания; экспертное политическое знание; ¦ ¦
¦ ¦политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право; их роль в жизни общества; ¦ ¦
¦ ¦норма права и нормативно-правовые акты; ¦ ¦
¦ ¦основные правовые системы современности; ¦ ¦
¦ ¦международное право как особая система права; ¦ ¦
¦ ¦источники российского права; закон и подзаконные ¦ ¦
¦ ¦акты; ¦ ¦
¦ ¦система российского права; отрасли права; ¦ ¦
¦ ¦правонарушение и юридическая ответственность; ¦ ¦
¦ ¦значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе; правовое государство; ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной закон¦ ¦
¦ ¦государства; ¦ ¦
¦ ¦особенности федеративного устройства России; ¦ ¦
¦ ¦система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации; ¦ ¦
¦ ¦понятие гражданского правоотношения; физические и¦ ¦
¦ ¦юридические лица; право собственности; ¦ ¦
¦ ¦обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение; наследственное ¦ ¦
¦ ¦право; ¦ ¦
¦ ¦брачно-семейные отношения; взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей; ¦ ¦
¦ ¦ответственность по семейному праву; ¦ ¦
¦ ¦трудовой договор (контракт); трудовая дисциплина ¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение; ¦ ¦
¦ ¦административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦понятие преступления; уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений; ¦ ¦
¦ ¦экологическое право; ¦ ¦
¦ ¦особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦правовые основы защиты государственной тайны; ¦ ¦
¦ ¦законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психологии; ¦ ¦
¦ ¦место психологии в системе наук; история развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления в ¦ ¦
¦ ¦психологии; индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность; ¦ ¦
¦ ¦психика и организм; психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность; основные функции психики; ¦ ¦
¦ ¦развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза; ¦ ¦
¦ ¦мозг и психика; ¦ ¦
¦ ¦структура психики; соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного; основные психические процессы; ¦ ¦
¦ ¦структура сознания; ¦ ¦
¦ ¦познавательные процессы; ощущение; восприятие; ¦ ¦
¦ ¦представление; воображение; мышление и интеллект;¦ ¦
¦ ¦творчество; внимание; мнемические процессы; ¦ ¦
¦ ¦эмоции и чувства; психическая регуляция поведения¦ ¦
¦ ¦и деятельности; общение и речь; ¦ ¦
¦ ¦психология личности; межличностные отношения; ¦ ¦
¦ ¦психология малых групп; межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия; ¦ ¦
¦ ¦педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики; основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача;¦ ¦
¦ ¦образование как общечеловеческая ценность; ¦ ¦
¦ ¦образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс; образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России; цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования; ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс; образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения; ¦ ¦
¦ ¦воспитание в педагогическом процессе; ¦ ¦
¦ ¦общие формы организации учебной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет,¦ ¦
¦ ¦экзамен, факультативные занятия, консультация; ¦ ¦
¦ ¦методы, приемы, средства организации и управления¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом; ¦ ¦
¦ ¦семья как субъект педагогического взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности; ¦ ¦
¦ ¦управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦речевое взаимодействие; основные единицы общения;¦ ¦
¦ ¦устная и письменная разновидности литературного ¦ ¦
¦ ¦языка; нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи; ¦ ¦
¦ ¦функциональные стили современного русского языка;¦ ¦
¦ ¦взаимодействие функциональных стилей; ¦ ¦
¦ ¦научный стиль; специфика использования элементов ¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи; ¦ ¦
¦ ¦речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие; языковые¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов; приемы унификации¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов; интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной ¦ ¦
¦ ¦речи; язык и стиль распорядительных документов; ¦ ¦
¦ ¦язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов; ¦ ¦
¦ ¦реклама в деловой речи; правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов; речевой этикет в документе; ¦ ¦
¦ ¦жанровая дифференциация и отбор языковых средств ¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле; особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи; оратор и его аудитория; основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развертывание¦ ¦
¦ ¦и завершение речи; основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов; ¦ ¦
¦ ¦словесное оформление публичного выступления; ¦ ¦
¦ ¦понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи; ¦ ¦
¦ ¦разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов; ¦ ¦
¦ ¦культура речи; основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма ¦ ¦
¦ ¦и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки; социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта; классические социологические теории; ¦ ¦
¦ ¦современные социологические теории; русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль; ¦ ¦
¦ ¦общество и социальные институты; мировая система ¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации; ¦ ¦
¦ ¦социальные группы и общности; виды общностей; ¦ ¦
¦ ¦общность и личность; малые группы и коллективы; ¦ ¦
¦ ¦социальная организация; ¦ ¦
¦ ¦социальные движения; ¦ ¦
¦ ¦социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность; понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса; ¦ ¦
¦ ¦социальное взаимодействие и социальные отношения;¦ ¦
¦ ¦общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества; ¦ ¦
¦ ¦культура как фактор социальных изменений; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие экономики, социальных отношений и ¦ ¦
¦ ¦культуры; ¦ ¦
¦ ¦личность как социальный тип; социальный контроль ¦ ¦
¦ ¦и девиация; личность как деятельный субъект; ¦ ¦
¦ ¦социальные изменения; социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы; концепция социального прогресса; ¦ ¦
¦ ¦формирование мировой системы; место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе; ¦ ¦
¦ ¦методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии; место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре; становление философии; основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития; структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания; ¦ ¦
¦ ¦учение о бытии; монистические и плюралистические ¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального; пространство, время; ¦ ¦
¦ ¦движение и развитие, диалектика; детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм; динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности; научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира; ¦ ¦
¦ ¦человек, общество, культура; человек и природа; ¦ ¦
¦ ¦общество и его структура; гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство; человек в системе социальных связей;¦ ¦
¦ ¦человек и исторический процесс: личность и массы,¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость; формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития;¦ ¦
¦ ¦смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; ¦ ¦
¦ ¦свобода и ответственность; мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право; нравственные ценности; ¦ ¦
¦ ¦представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах; эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни; религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести; ¦ ¦
¦ ¦сознание и познание; сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность; познание, творчество, практика; вера и ¦ ¦
¦ ¦знание; понимание и объяснение; рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦проблема истины; действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык; научное и вненаучное знание; ¦ ¦
¦ ¦критерии научности; структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы; рост научного знания; научные¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности; наука и ¦ ¦
¦ ¦техника; ¦ ¦
¦ ¦будущее человечества; глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности; взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию; блага; ¦ ¦
¦ ¦потребности, ресурсы; экономический выбор; ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения; экономические системы; ¦ ¦
¦ ¦основные этапы развития экономической теории; ¦ ¦
¦ ¦методы экономической теории; ¦ ¦
¦ ¦микроэкономика; рынок; спрос и предложение; ¦ ¦
¦ ¦потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность; факторы спроса; индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос; эффект дохода и эффект замещения;¦ ¦
¦ ¦эластичность; предложение и его факторы; закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности; эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба; виды издержек; фирма; выручка и ¦ ¦
¦ ¦прибыль; принцип максимизации прибыли; ¦ ¦
¦ ¦предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли; эффективность конкурентных рынков; ¦ ¦
¦ ¦рыночная власть; монополия; монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция; олигополия; антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование; спрос на факторы производства; ¦ ¦
¦ ¦рынок труда; спрос и предложение труда; ¦ ¦
¦ ¦заработная плата и занятость; рынок капитала; ¦ ¦
¦ ¦процентная ставка и инвестиции; рынок земли; ¦ ¦
¦ ¦рента; общее равновесие и благосостояние; ¦ ¦
¦ ¦распределение доходов; неравенство; внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага; роль государства; ¦ ¦
¦ ¦макроэкономика; национальная экономика как целое;¦ ¦
¦ ¦кругооборот доходов и продуктов; ВВП и способы ¦ ¦
¦ ¦его измерения; национальный доход; располагаемый ¦ ¦
¦ ¦личный доход; индексы цен; безработица и ее ¦ ¦
¦ ¦формы; инфляция и ее виды; экономические циклы; ¦ ¦
¦ ¦макроэкономическое равновесие; совокупный срок и ¦ ¦
¦ ¦совокупное предложение; стабилизационная ¦ ¦
¦ ¦политика; равновесие на товарном рынке; ¦ ¦
¦ ¦потребление и сбережения; инвестиции; ¦ ¦
¦ ¦государственные расходы и налоги; эффект ¦ ¦
¦ ¦мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; ¦ ¦
¦ ¦деньги и их функции; равновесие на денежном ¦ ¦
¦ ¦рынке; денежный мультипликатор; банковская ¦ ¦
¦ ¦система; денежно-кредитная политика; ¦ ¦
¦ ¦экономический рост и развитие; международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения; внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика; платежный баланс; валютный ¦ ¦
¦ ¦курс; ¦ ¦
¦ ¦особенности переходной экономики России; ¦ ¦
¦ ¦приватизация; формы собственности; ¦ ¦
¦ ¦предпринимательство; теневая экономика; рынок ¦ ¦
¦ ¦труда; распределение и доходы; преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере; структурные сдвиги в экономике;¦ ¦
¦ ¦формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1930 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1720 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦700 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; ¦ ¦
¦ ¦численные методы; основы вычислительного ¦ ¦
¦ ¦эксперимента; функции комплексного переменного; ¦ ¦
¦ ¦элементы функционального анализа; вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика: теория вероятностей, случайные ¦ ¦
¦ ¦процессы, статистическое оценивание и проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных; вариационное исчисление¦ ¦
¦ ¦и оптимальное управление; уравнения ¦ ¦
¦ ¦математической физики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦Понятие информации; общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накопления¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технология ¦ ¦
¦ ¦программирования; ¦ ¦
¦ ¦локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и сведений, составляющих ¦ ¦
¦ ¦государственную тайну; методы защиты информации; ¦ ¦
¦ ¦компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦600 ¦
¦ ¦Физические основы механики: понятие состояния в ¦ ¦
¦ ¦классической механике, закон движения, уравнение ¦ ¦
¦ ¦движения, законы сохранения, основы ¦ ¦
¦ ¦релятивистской механики, кинематика и динамика ¦ ¦
¦ ¦твердого тела, жидкости и газа; ¦ ¦
¦ ¦колебания и волны: осциллятор, физический смысл ¦ ¦
¦ ¦спектрального разложения, кинематика волновых ¦ ¦
¦ ¦процессов, интерференция и дифракция волн; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм: понятие о поле, ¦ ¦
¦ ¦потенциальные и вихревые поля, электростатика и ¦ ¦
¦ ¦магнитостатика в вакууме и в веществе, уравнения ¦ ¦
¦ ¦Максвелла в интегральной и дифференциальной ¦ ¦
¦ ¦форме, материальные уравнения, квазистационарные ¦ ¦
¦ ¦токи; ¦ ¦
¦ ¦атомная и ядерная физика: корпускулярно-волновой ¦ ¦
¦ ¦дуализм, принцип неопределенности, квантовые ¦ ¦
¦ ¦состояния, квантовые уравнения движения, ¦ ¦
¦ ¦операторы физических величин, энергетический ¦ ¦
¦ ¦спектр атомов и молекул, природа химической ¦ ¦
¦ ¦связи; ¦ ¦
¦ ¦статистическая физика и термодинамика: три начала¦ ¦
¦ ¦термодинамики, термодинамические функции ¦ ¦
¦ ¦состояния, уравнение состояния, фазовые ¦ ¦
¦ ¦равновесия и фазовые превращения, классическая и ¦ ¦
¦ ¦квантовая статистики, кинетические явления; ¦ ¦
¦ ¦физический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦150 ¦
¦ ¦Химические системы: растворы, дисперсные системы,¦ ¦
¦ ¦электрохимические системы, катализаторы и ¦ ¦
¦ ¦каталитические системы, полимеры и олигомеры; ¦ ¦
¦ ¦химическая термодинамика и кинетика: энергетика ¦ ¦
¦ ¦химических процессов, химическое и фазовое ¦ ¦
¦ ¦равновесие, скорость реакции и методы ее ¦ ¦
¦ ¦регулирования, колебательные реакции; ¦ ¦
¦ ¦реакционная способность веществ: химия и ¦ ¦
¦ ¦периодическая система элементов, кислотно- ¦ ¦
¦ ¦основные и окислительно-восстановительные ¦ ¦
¦ ¦свойства веществ, химическая связь, ¦ ¦
¦ ¦комплементарность; ¦ ¦
¦ ¦химическая идентификация: качественный и ¦ ¦
¦ ¦количественный анализ, аналитический сигнал, ¦ ¦
¦ ¦химический, физико-химический и физический ¦ ¦
¦ ¦анализ; химический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦Биосфера и человек: структура биосферы; ¦ ¦
¦ ¦экосистемы; взаимоотношения организма и среды; ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные проблемы¦ ¦
¦ ¦окружающей среды; экологические принципы ¦ ¦
¦ ¦рационального использования природных ресурсов и ¦ ¦
¦ ¦охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; международное ¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в области окружающей среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦80 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦130 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦2520 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2220 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦200 ¦
¦ ¦Введение; предмет начертательной геометрии; ¦ ¦
¦ ¦задание точки, прямой, плоскости и многогранников¦ ¦
¦ ¦на комплексном чертеже Монжа; позиционные задачи;¦ ¦
¦ ¦метрические задачи; способы преобразования ¦ ¦
¦ ¦чертежа; многогранники; кривые линии; ¦ ¦
¦ ¦поверхности; поверхности вращения; линейные ¦ ¦
¦ ¦поверхности; винтовые поверхности; циклические ¦ ¦
¦ ¦поверхности; обобщенные позиционные задачи; ¦ ¦
¦ ¦построение разверток поверхностей; касательные ¦ ¦
¦ ¦линии и плоскости к поверхности; ¦ ¦
¦ ¦аксонометрические поверхности; проекции с ¦ ¦
¦ ¦числовыми отметками; ¦ ¦
¦ ¦конструкторская документация; оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей; элементы геометрии деталей; ¦ ¦
¦ ¦изображения, надписи, обозначения; ¦ ¦
¦ ¦аксонометрические проекции деталей; изображения и¦ ¦
¦ ¦обозначения элементов деталей; изображение и ¦ ¦
¦ ¦обозначение резьбы; рабочие чертежи деталей; ¦ ¦
¦ ¦выполнение эскизов деталей машин; изображения ¦ ¦
¦ ¦сборочных единиц; сборочный чертеж изделий, ¦ ¦
¦ ¦изображение элементов горных работ и выработок ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Механика ¦650 ¦
¦ ¦Теоретическая механика ¦200 ¦
¦ ¦Связи и их реакции; плоская и пространственная ¦ ¦
¦ ¦системы сил; пара сил; основные характеристики ¦ ¦
¦ ¦системы сил; уравнение равновесия; инварианты ¦ ¦
¦ ¦системы сил; приведение системы сил; трение; ¦ ¦
¦ ¦кинематика точки; способы задания движения точки;¦ ¦
¦ ¦виды движения твердого тела; поступательное, ¦ ¦
¦ ¦вращательное и плоскопараллельное; сферическое ¦ ¦
¦ ¦движение твердого тела; сложное движение точки и ¦ ¦
¦ ¦твердого тела; ¦ ¦
¦ ¦основные законы динамики; дифференциальное ¦ ¦
¦ ¦уравнение движения точки; геометрия масс; меры ¦ ¦
¦ ¦механического движения и механического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия; основные теоремы динамики; теория¦ ¦
¦ ¦гироскопов; основные принципы механики; уравнение¦ ¦
¦ ¦Лагранжа для систем с несколькими степенями ¦ ¦
¦ ¦свободы; колебания систем; уравнения колебаний; ¦ ¦
¦ ¦исследование собственных, затухающих и ¦ ¦
¦ ¦вынужденных колебаний; теория удара ¦ ¦
¦ ¦Прикладная механика ¦100 ¦
¦ ¦Основы теории механизмов; структура и ¦ ¦
¦ ¦классификация механизмов; исследование кинематики¦ ¦
¦ ¦механизмов аналитическим и графическим методами; ¦ ¦
¦ ¦динамика механизмов; классификация сил, ¦ ¦
¦ ¦действующих на звенья механизма; уравнения ¦ ¦
¦ ¦движения машины в дифференциальной форме и в ¦ ¦
¦ ¦форме уравнения работ; приведение масс, моментов ¦ ¦
¦ ¦инерции, сил, мощностей в механизмах; трение в ¦ ¦
¦ ¦кинематических парах; детали машин; критерии ¦ ¦
¦ ¦работоспособности деталей машин; соединения, ¦ ¦
¦ ¦механические передачи, детали передач, ¦ ¦
¦ ¦амортизаторы и корпусные детали - конструктивные ¦ ¦
¦ ¦формы, основы расчета и конструирования, технико-¦ ¦
¦ ¦экономические характеристики, область ¦ ¦
¦ ¦рационального применения ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление материалов ¦100 ¦
¦ ¦Основные понятия и допущения; растяжение и сжатие¦ ¦
¦ ¦стержня; механические характеристики материалов; ¦ ¦
¦ ¦расчеты на прочность и жесткость при растяжении и¦ ¦
¦ ¦сжатии; напряженное и деформированное состояния в¦ ¦
¦ ¦точке; гипотезы прочности и пластичности; ¦ ¦
¦ ¦геометрические характеристики плоских сечений; ¦ ¦
¦ ¦сдвиг; кручение: расчеты на прочность и ¦ ¦
¦ ¦жесткость; изгиб прямых брусьев: определение ¦ ¦
¦ ¦напряжений и перемещений, расчеты на прочность и ¦ ¦
¦ ¦жесткость; сложное сопротивление; расчет ¦ ¦
¦ ¦статически неопределимых балок; устойчивость ¦ ¦
¦ ¦сжатых стержней; динамические нагрузки и ¦ ¦
¦ ¦напряжения ¦ ¦
¦ ¦Гидромеханика ¦120 ¦
¦ ¦Свойства и параметры состояния жидкости; ¦ ¦
¦ ¦гидростатика; кинематика потенциальных и вихревых¦ ¦
¦ ¦потоков; гидродинамика идеальной жидкости; ¦ ¦
¦ ¦гидромеханика упругой идеальной жидкости; ¦ ¦
¦ ¦гидромеханика упругой невязкой жидкости; движение¦ ¦
¦ ¦напорных потоков вязкой жидкости; гидравлические ¦ ¦
¦ ¦сопротивления; взаимодействие тел с потоком ¦ ¦
¦ ¦жидкости; безнапорные и свободные потоки ¦ ¦
¦ ¦жидкости; основы теории фильтрации; моделирование¦ ¦
¦ ¦гидравлических процессов; элементы теории ¦ ¦
¦ ¦размерностей ¦ ¦
¦ ¦Термодинамика ¦110 ¦
¦ ¦Основные законы термодинамики; равновесие и ¦ ¦
¦ ¦фазовые переходы в термодинамических системах; ¦ ¦
¦ ¦химическая термодинамика; тепловые свойства ¦ ¦
¦ ¦веществ; статистическое описание макросистем; ¦ ¦
¦ ¦квазитермодинамическая теория флуктуаций; тепло- ¦ ¦
¦ ¦и массоперенос; термодинамика потока; малые ¦ ¦
¦ ¦отклонения от равновесия, соотношения Онзагера; ¦ ¦
¦ ¦производство энтропии в стационарных ¦ ¦
¦ ¦неравновесных состояниях; образование ¦ ¦
¦ ¦диссипативных структур; синергетика; ¦ ¦
¦ ¦термодинамические процессы в горном производстве ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦100 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
¦ ¦Введение; строение веществ; фазы и фазовые ¦ ¦
¦ ¦превращения; диаграмма состояния сплавов; ¦ ¦
¦ ¦полимерные вещества: состав, строение и ¦ ¦
¦ ¦структура; композиционные материалы; свойства ¦ ¦
¦ ¦веществ и материалов в основных физико-химических¦ ¦
¦ ¦процессах; технологические и потребительские ¦ ¦
¦ ¦свойства; способы воздействия на свойства веществ¦ ¦
¦ ¦и материалов; общие требования безопасности при ¦ ¦
¦ ¦применении веществ и материалов; металлы и сплавы¦ ¦
¦ ¦на их основе; металлические порошковые материалы;¦ ¦
¦ ¦композиционные материалы с металлической ¦ ¦
¦ ¦матрицей; металлические стекла; защита металлов ¦ ¦
¦ ¦от коррозии; материалы из органических веществ; ¦ ¦
¦ ¦разрыхленные, дисперсные и каменные материалы; ¦ ¦
¦ ¦минеральные неорганические вяжущие вещества и ¦ ¦
¦ ¦материалы на их основе; искусственные каменные ¦ ¦
¦ ¦материалы (бетоны, силикатные материалы и изделия¦ ¦
¦ ¦автоклавного твердения, строительные растворы); ¦ ¦
¦ ¦плавленые каменные материалы; неорганические ¦ ¦
¦ ¦полимерные материалы; ситаллы; полимерные ¦ ¦
¦ ¦пластические материалы (пластмассы); ¦ ¦
¦ ¦полупроводниковые материалы; пленкообразующие ¦ ¦
¦ ¦материалы; смазочные материалы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Электротехника и электроника ¦150 ¦
¦ ¦Электрические и магнитные цепи; электрические ¦ ¦
¦ ¦цепи постоянного тока; цепи однофазного ¦ ¦
¦ ¦синусоидального тока; трехфазные цепи; магнитные ¦ ¦
¦ ¦цепи; электрические измерения и приборы; ¦ ¦
¦ ¦трансформаторы; асинхронные машины; синхронные ¦ ¦
¦ ¦машины; машины постоянного тока; элементная база ¦ ¦
¦ ¦электронных устройств; электронные устройства; ¦ ¦
¦ ¦импульсная и цифровая техника; электроснабжение ¦ ¦
¦ ¦потребителей; электропривод машин и механизмов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦100 ¦
¦ ¦Теоретические основы метрологии; основные ¦ ¦
¦ ¦понятия, связанные с объектами измерения: ¦ ¦
¦ ¦свойство, величина, количественные и качественные¦ ¦
¦ ¦проявления свойств объектов материального мира; ¦ ¦
¦ ¦основные понятия, связанные со средствами ¦ ¦
¦ ¦измерений (СИ); закономерности формирования ¦ ¦
¦ ¦результата измерения, понятие погрешности, ¦ ¦
¦ ¦источники погрешностей; понятие многократного ¦ ¦
¦ ¦измерения; алгоритмы обработки многократных ¦ ¦
¦ ¦измерений; понятие метрологического обеспечения; ¦ ¦
¦ ¦организационные, научные и методические основы ¦ ¦
¦ ¦метрологического обеспечения; правовые основы ¦ ¦
¦ ¦обеспечения единства измерений; основные ¦ ¦
¦ ¦положения Закона РФ об обеспечении единства ¦ ¦
¦ ¦измерений; структура и функции метрологической ¦ ¦
¦ ¦службы предприятия, организации, учреждения, ¦ ¦
¦ ¦являющихся юридическими лицами; ¦ ¦
¦ ¦исторические основы развития стандартизации и ¦ ¦
¦ ¦сертификации; сертификация, ее роль в повышении ¦ ¦
¦ ¦качества продукции и развитие на международном, ¦ ¦
¦ ¦региональном и национальном уровнях; правовые ¦ ¦
¦ ¦основы стандартизации; международная организация ¦ ¦
¦ ¦по стандартизации (ИСО); основные положения ¦ ¦
¦ ¦государственной системы стандартизации ГСС; ¦ ¦
¦ ¦научная база стандартизации; определение ¦ ¦
¦ ¦оптимального уровня унификации и стандартизации; ¦ ¦
¦ ¦государственный контроль и надзор за соблюдением ¦ ¦
¦ ¦требований государственных стандартов; основные ¦ ¦
¦ ¦цели и объекты сертификации; термины и ¦ ¦
¦ ¦определения в области сертификации; качество ¦ ¦
¦ ¦продукции и защита потребителя; схемы и системы ¦ ¦
¦ ¦сертификации; условия осуществления сертификации;¦ ¦
¦ ¦обязательная и добровольная сертификация; правила¦ ¦
¦ ¦и порядок проведения сертификации; органы по ¦ ¦
¦ ¦сертификации и испытательные лаборатории; ¦ ¦
¦ ¦аккредитация органов по сертификации и ¦ ¦
¦ ¦испытательных (измерительных) лабораторий; ¦ ¦
¦ ¦сертификация услуг; сертификация систем качества ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Безопасность жизнедеятельности ¦150 ¦
¦ ¦Среда обитания; опасные и вредные факторы среды ¦ ¦
¦ ¦обитания; природные и антропогенные чрезвычайные ¦ ¦
¦ ¦ситуации; медико-биологические основы ¦ ¦
¦ ¦безопасности жизнедеятельности; принципы, методы ¦ ¦
¦ ¦и средства защиты человека от опасных и вредных ¦ ¦
¦ ¦факторов среды обитания; основы теории ¦ ¦
¦ ¦безопасности; методы анализа условий труда и ¦ ¦
¦ ¦прогноза травматизма; социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦аспекты безопасности жизнедеятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Геология ¦200 ¦
¦ ¦Происхождение и история развития Земли; строение ¦ ¦
¦ ¦земной коры; химический и минеральный состав ¦ ¦
¦ ¦земной коры; петрографический состав земной коры;¦ ¦
¦ ¦возраст горных пород; эндогенные геологические ¦ ¦
¦ ¦процессы; экзогенные процессы; техногенные ¦ ¦
¦ ¦изменения геологической среды; полезные ¦ ¦
¦ ¦ископаемые и их месторождения; генетическая ¦ ¦
¦ ¦классификация месторождений; морфологические типы¦ ¦
¦ ¦тел полезных ископаемых; вещественный состав ¦ ¦
¦ ¦полезных ископаемых; промышленные типы ¦ ¦
¦ ¦металлических, неметаллических и горючих полезных¦ ¦
¦ ¦ископаемых; разведка месторождений; стадии ¦ ¦
¦ ¦разведки месторождений; принципы разведки ¦ ¦
¦ ¦месторождений; требование и оконтуривание ¦ ¦
¦ ¦полезных ископаемых; подсчет запасов полезных ¦ ¦
¦ ¦ископаемых; геолого-промышленная оценка ¦ ¦
¦ ¦месторождений; основы инженерной геологии; водно-¦ ¦
¦ ¦физические, физико-механические свойства горных ¦ ¦
¦ ¦пород и техногенных отложений; инженерно- ¦ ¦
¦ ¦геологическая типизация массивов горных пород; ¦ ¦
¦ ¦геофизическая обстановка производства горных ¦ ¦
¦ ¦работ; горно-геологические явления при разведке ¦ ¦
¦ ¦месторождений полезных ископаемых; гидрогеология;¦ ¦
¦ ¦водоносные пласты и водоносные комплексы; законы ¦ ¦
¦ ¦фильтрации; приток воды к горным выработкам; ¦ ¦
¦ ¦схемы осушения карьерных и шахтных полей; ¦ ¦
¦ ¦инженерно-геологические и гидрогеологические ¦ ¦
¦ ¦исследования и наблюдения на месторождениях ¦ ¦
¦ ¦полезных ископаемых

НАПРАВЛЕНИЕ 553000 - СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) ВЫПУСКНИКА - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также