НАПРАВЛЕНИЕ 553000 - СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) ВЫПУСКНИКА - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 апреля 2000 года
Регистрационный номер
343 тех/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 553000 - СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) ВЫПУСКНИКА - МАГИСТР ТЕХНИКИ
И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
553000 - Системный анализ и управление
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению "Системный анализ и управление" при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр по направлению подготовки "Системный анализ и управление" в соответствии с требованиями "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998, N 37, может занимать следующие должности: инженер - системный аналитик, инженер-программист, инженер-электроник.
1.3.1. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускника включает в себя совокупность систем, средств, методов и способов человеческой деятельности, направленную на моделирование, анализ, синтез, производство и эксплуатацию систем, приборов и устройств различного назначения для проектирования и управления сложными системами.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника в зависимости от содержания образовательной программы (магистерской специализации) являются сложные технические, конструкторско-технологические и большие системы, а также объекты, требующие для управления системно-аналитического подхода.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.3.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Магистр по направлению "Системный анализ и управление" должен быть подготовлен к решению следующих типовых задач:
- формулирование задачи и плана научного исследования в области системного анализа и управления на основе проведения библиографической работы с применением современных информационных технологий;
- построение математических моделей объектов исследования и выбор численного метода их моделирования, разработка нового или выбор алгоритма решения задачи;
- системно-аналитическое исследование объектов техники и технологии (сложных систем) на основе фундаментальной подготовки;
- разработка и адаптация методов фундаментальных наук для анализа и синтеза сложных систем;
- разработка и использование программного обеспечения для решения задач системного исследования и реализации управления для проектирования, исследования, разработки технологии и контроля установок, комплексов и систем;
- выполнение математического (компьютерного) моделирования и системной оптимизации параметров объектов на базе разработанных и имеющихся средств исследования и проектирования, включая стандартные и специализированные пакеты прикладных программ.
1.3.5. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач магистр осуществляет:
- выбор оптимального метода принятия решений и разработка программ экспериментальных исследований в условиях неопределенности, проведение измерений и выбор методов и средств обработки данных;
- составление описаний проводимых исследований, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;
- оформление отчетов, статей, рефератов на базе современных средств редактирования и печати в соответствии с установленными требованиями;
- защиту приоритета и новизны полученных результатов исследований на основе юридической базы для охраны интеллектуальной собственности;
- наладку, настройку и опытную проверку;
- участие в разработке программ учебных дисциплин и курсов на основе изучения научной, технической и научно-методической литературы, а также собственных результатов научных исследований;
- постановку и модернизацию лабораторных работ и практикумов по дисциплинам профессионального профиля;
- применение и разработку новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения;
- разработку технических заданий на проектирование технических установок, комплексов, приборов и систем, участие в работах по доводке и освоению техпроцессов;
- управление ходом научных исследований и разработкой планов научно-исследовательских работ;
- технический контроль и управление качеством продукции.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по следующим научным специальностям:
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям);
01.01.07 - Вычислительная математика;
05.13.13 - Телекоммуникационные системы и компьютерные сети;
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).
553001 - Теория и математические методы системного анализа и управления в технических системах
Теория системного анализа. Теория управления с приложениями к техническим системам. Применение математического моделирования, математических методов и вычислительной техники в научных исследованиях. Математические методы исследования сложных систем. Теоретические основы математического моделирования, численные методы и комплексы программ. Исследование операций в технических системах.
553002 - Системный анализ проектно-технологических решений
Методы системного анализа проектных и технологических решений в различных областях техники. Системы автоматизированного проектирования. Системы проектирования технологических комплексов. Системная организация управления промышленностью.
553003 - Системный анализ констукторско-технологических решений
Методы системного анализа конструкторских и технологических процессов в машиностроении, энергетике, топливной промышленности. Управление процессами создания новых конструкций и технологий. Системный анализ стандартизации и качества продукции.
553004 - Системный анализ и управление в больших системах
Методы математического моделирования больших систем. Методы исследования и синтеза больших систем. Анализ и принятие решений в больших (крупномасштабных) системах. Методы организации перевозок, транспортных потоков и управления дорожным движением. Комплексное использование окружающей среды. Организация городского хозяйства и строительства.
553005 - Системный анализ данных и моделей принятия решений
Методы системного анализа данных. Теория моделирования и принятия решений. Управление базами данных и знаний. Управление в системах диагностики и интерпретации данных измерений. Теория и практика моделирования технических систем на основе анализа данных. Моделирование сложных систем, управляемых в условиях неопределенности на основе теории принятия решений.
553006 - Системный анализ телекоммуникационных сетей
Анализ и синтез локальных и глобальных сетей. Ресурсы и базовые процедуры. Анализ современных операционных систем. Анализ и синтез протоколов передачи данных. Моделирование архитектуры и организация вычислительных систем. Методы маршрутизации.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки лиц и условия
их конкурсного отбора для обучения в магистратуре
2.1. Лица, желающие получить квалификацию (степень) магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца определенной ступени.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям подготовки:
553000 - Системный анализ и управление;
510200 - Прикладная математика и информатика;
511200 - Математика. Прикладная математика;
552800 - Информатика и вычислительная техника,
зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе.
Условия конкурсного отбора определяются вузом в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие получить степень магистра по направлению 553000 - Системный анализ и управление и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки магистра по направлению 553300 - Системный
анализ и управление
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании государственного образовательного стандарта подготовки бакалавра по направлению 553000 - Системный анализ и управление, настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы научно-исследовательской и научно-педагогической практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по направлению 553000 - Системный анализ и управление и настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки магистра, которая формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
цикл ЕН - общих математических и естественнонаучных дисциплин;
цикл ОПД - общепрофессиональных дисциплин направления;
цикл СД - специальных дисциплин;
ФТД - факультативных дисциплин;
- в соответствии с программой специализированной подготовки магистра:
цикл ДНМ - дисциплин направлений специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальных дисциплин магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению "Системный анализ и управление"
----------T-----------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦Теоре-¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦тичес-¦
¦ ¦бакалавра определены в государственном ¦кое ¦
¦ ¦образовательном стандарте высшего ¦обуче-¦
¦ ¦профессионального образования подготовки ¦ние - ¦
¦ ¦бакалавра по направлению 553000 - Системный ¦7344 ¦
¦ ¦анализ и управление ¦ ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7344 ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки магистра ¦
+---------T-----------------------------------------------T------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦ДНМ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦350 ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦ДНМ.Ф.01 ¦Современные проблемы системного анализа и ¦100 ¦
¦ ¦управления ¦ ¦
¦ ¦ Формулировка системных принципов моделирования¦ ¦
¦ ¦и анализа процессов и объектов; математические ¦ ¦
¦ ¦модели и методы исследования алгоритмически ¦ ¦
¦ ¦управляемых систем; конструктивный анализ и ¦ ¦
¦ ¦синтез крупномасштабных систем; адекватные ¦ ¦
¦ ¦модели принятия решений в условиях ¦ ¦
¦ ¦статистической и нестатистической ¦ ¦
¦ ¦неопределенностей; методы и технологии ¦ ¦
¦ ¦последовательного принятия решений; проблемы ¦ ¦
¦ ¦создания интеллектуальных технологий ¦ ¦
¦ ¦образования и науки ¦ ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦ДНМ.Ф.02 ¦История и методология науки и техники ¦100 ¦
¦ ¦ История развития математики, механики, теории ¦ ¦
¦ ¦управления, оптики, термодинамики, ¦ ¦
¦ ¦электродинамики, релятивисткой и квантовой ¦ ¦
¦ ¦физики и системного анализа; современная физика¦ ¦
¦ ¦микромира; космогония и космология; история ¦ ¦
¦ ¦развития информатики как синтеза логики, ¦ ¦
¦ ¦математики, электроники, вычислительной техники¦ ¦
¦ ¦и телекоммуникационных систем; гуманитарные ¦ ¦
¦ ¦и социально-экономические аспекты развития ¦ ¦
¦ ¦современной науки и техники; научные открытия; ¦ ¦
¦ ¦последствия и ответственность ¦ ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦ДНМ.Ф.03 ¦Компьютерные технологии в науке ¦150 ¦
¦ ¦ Базы данных научной и образовательной ¦ ¦
¦ ¦информации; методы поиска информации; ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационные сети; поиск информации в ¦ ¦
¦ ¦сети Интернет; компьютерные образовательные ¦ ¦
¦ ¦технологии; дистанционное обучение; структура ¦ ¦
¦ ¦и средства сетевых систем дистанционного ¦ ¦
¦ ¦обучения ¦ ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦784 ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦ДНМ.04.00¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)¦524 ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦ДНМ.05.00¦Дисциплины по выбору студента ¦260 ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦СДМ.00.00¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦СДМ.01.00¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦600 ¦
¦ ¦определяются в соответствии с квалификационной ¦ ¦
¦ ¦характеристикой выпускника и научным ¦ ¦
¦ ¦направлением магистерской программы ¦ ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦СДМ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦НИРМ.00 ¦Научно-исследовательская работа ¦1854 ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦774 ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦НИРМ.04 ¦Подготовка магистерской диссертации ¦1080 ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦3888 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+---------+-----------------------------------------------+------+
¦ ¦Всего ¦11232 ¦
L---------+-----------------------------------------------+-------
5. Сроки освоения основной образовательной
программы подготовки магистра по направлению
"Системный анализ и управление"
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения - 312 недель, в том числе:
- образовательная программа подготовки
бакалавра - 208 недель;
- программа специализированной
подготовки магистра - 104 недели;
из них:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в т.ч. лабораторные работы,
подготовку выпускной квалификационной работы - 63 недели;
- экзаменационные сессии - не менее 2 недель;
- практики: - не менее 10 недель;
научно-исследовательская - не менее 6 недель;
педагогическая - не менее 4 недель;
- итоговая государственная аттестация - не менее 2 недель;
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 17 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе подготовка бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения основной образовательной программы не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению "Системный анализ и управление"
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза, включая индивидуальные учебные планы, для подготовки магистра на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра и примерной образовательной программы.
Дисциплины "по выбору студента" являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план вуза, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
6.1.2. При разработке и реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала, для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10%;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии соответствия содержания дисциплин требованиям настоящего стандарта.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Общие требования.
Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
В вузе должны существовать условия для продолжения образования студентов-магистрантов в аспирантуре; более 50% магистерских программ для данного направления подготовки магистров должны быть обеспечены однопрофильными специальностями аспирантуры.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистров должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Не менее 70% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по направлению магистратуры, должны иметь ученую степень доктора или кандидата наук.
Непосредственное руководство студентами-магистрантами осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень или ученое звание. Один научный руководитель может руководить не более чем пятью студентами-магистрантами.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться профессором или доктором наук. Один профессор или доктор наук может осуществлять подобное руководство не более, чем двумя магистерскими программами. По решению Ученого совета вуза руководство магистерскими программами может осуществляться и кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента, имеющими право на руководство аспирантами. Руководители магистерских программ должны иметь защитившихся аспирантов за последние пять лет.
Научные руководители студентов-магистрантов должны вести научные исследования по тематике магистерских программ. По тематике магистерской программы должны быть опубликованы научные статьи в ведущих отечественных и зарубежных журналах, трудах национальных и международных конференций и симпозиумов. Более половины объема научных исследований по направлению магистратуры и тематике магистерских программ должны составлять фундаментальные и поисковые исследования.
Образовательная деятельность научных руководителей студентов-магистрантов должна подкрепляться изданием учебников или учебных пособий, подготовленных коллективом преподавателей, осуществляющих учебный процесс по соответствующей программе, а также чтением основных и специальных курсов по каждой магистерской программе каждым научным руководителем.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Уровень необходимого лабораторно-практического и информационного обеспечения учебного процесса (в том числе, профессиональные и реферативные журналы, научная литература, информационные базы и доступные сетевые источники информации) должен соответствовать требованиям подготовки высококвалифицированных исследователей и преподавателей.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не менее 0,5 экземпляра на одного студента, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий и практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.
Библиотечный фонд должен содержать в достаточном количестве учебную и научно-техническую литературу, указанную в рабочих программах дисциплин учебного плана высшего учебного заведения, реферативные журналы "Автоматика и телемеханика" и "Теория и системы управления", "Приборостроение".
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных, практических занятий, научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам.
6.2.5. Требования к организации практик.
6.2.5.1. Педагогическая практика.
Педагогическая практика студентов имеет целью приобретение практических навыков проведения учебных занятий. Практика, как правило, проводится на выпускающих кафедрах высшего учебного заведения. Руководство педагогической практикой возлагается на научного руководителя магистранта. Во время педагогической практики студент должен
изучить:
- государственный образовательный стандарт и рабочий учебный план по одной из образовательных программ;
- учебно-методическую литературу, лабораторное и программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;
- формы организации образовательной и научной деятельности в вузе;
освоить:
- проведение практических и лабораторных занятий со студентами по рекомендованным темам учебных дисциплин;
- проведение пробных лекций в студенческих аудиториях под контролем преподавателя по темам, связанным с научно-исследовательской работой магистранта.
6.2.5.2. Научно-исследовательская практика.
Имеет своей целью систематизацию, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у студентов навыков ведения самостоятельной научной работы, исследования и экспериментирования. Во время научно-исследовательской практики студент должен
изучить:
- патентные и литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;
- методы исследования и проведения экспериментальных работ;
- правила эксплуатации исследовательского оборудования;
- методы анализа и обработки экспериментальных данных;
- физические и математические модели процессов и явлений, относящихся к исследуемому объекту;
- информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;
- принципы организации компьютерных сетей и телекоммуникационных систем;
- требования к оформлению научно-технической документации;
выполнить:
- анализ, систематизацию и обобщение научно-технической информации по теме исследований;
- теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач, включая математический (имитационный) эксперимент;
- анализ достоверности полученных результатов;
- сравнение результатов исследования объекта разработки с отечественными и зарубежными аналогами;
- анализ научной и практической значимости проводимых исследований, а также технико-экономической эффективности разработки.
За время научно-исследовательской практики студент должен в окончательном виде сформулировать тему магистерской диссертации и обосновать целесообразность ее разработки.
6.2.5.3. Аттестация по итогам практик.
Аттестация по итогам практик проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
"Системный анализ и управление"
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 553000 - Системный анализ и управление.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра.
Магистр по направлению 553000 - Системный анализ и управление должен
знать:
- основные тенденции и научные направления развития системного анализа и теории управления;
- основные принципы и методы системно-аналитического исследования, средств вычислительной техники, определяемых профилем подготовки магистра;
- математический и системно-аналитический аппарат, численные методы, языки, системы и методы программирования, типовые и специализированные программные продукты, ориентированные на решение научных, проектных и технологических;
- основы юридической базы охраны интеллектуальной собственности, защиты приоритета и новизны результатов исследований;
- методы технико-экономического обоснования проектов, организации производства, основы маркетинга;
- основы педагогической и учебно-методической работы в высшей школе;
владеть:
- методами и компьютерными системами моделирования и проектирования установок, комплексов, а также методами информационно-измерительных технологий;
- методами организации и проведения измерений и исследований, включая организацию и применение модифицированных и новых методов;
- методами оценки технико-экономической эффективности исследований, проектов, технологических процессов и эксплуатации новой техники;
- методами оптимальной организации труда научно-исследовательских коллективов при исследовании, обработке и изготовлении приборов и устройств, отвечающих требованиям стандартов и рынка;
- современными информационными технологиями при ведении библиографической работы, оформлении отчетов, рефератов, статей;
- педагогическими методиками и нормативно-методической документацией вуза для подготовки и проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам магистерской программы.
Конкретные требования к специальной подготовке выпускника устанавливаются высшим учебным заведением с учетом особенностей региона и специфики программы специализированной подготовки магистра.
7.1.3. Специальные требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника.
7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации.
Итоговая государственная аттестация выпускника включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра к выполнению профессиональных задач, установленным настоящим государственным образовательным стандартом.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к магистерской диссертации.
Магистерская диссертация представляет собой законченную теоретическую или экспериментальную научно-исследовательскую работу, связанную с решением актуальных задач, определяемых особенностями подготовки по конкретной магистерской программе направления 553000 - Системный анализ и управление.
Магистерская диссертация должна быть оформлена в виде рукописи.
Требования к структуре, содержанию и объему магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением на основании
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению "Системный анализ и управление" и методических рекомендаций УМО по образованию в области машиностроения и приборостроения.
Время, отводимое на подготовку магистерской диссертации, должно составлять не менее 20 недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальностям, относящимся к направлению подготовки магистров 553000 - Системный анализ и управление, определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующих примерных программ, разработанных УМО по образованию в области машиностроения, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящего государственного образовательного стандарта.
Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах в магистратуре, должен соответствовать уровню требований на вступительных экзаменах в аспирантуру или кандидатских экзаменах по непрофилирующим дисциплинам для научных специальностей, указанных в п. 1.4.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области машиностроения и приборостроения.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Совета Учебно-методического объединения по образованию в области машиностроения и приборостроения 09.02.2000, протокол N 2.

НАПРАВЛЕНИЕ 521600 - ЭКОНОМИКА. СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ЭКОНОМИКИ (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также