НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652600 - РАКЕТОСТРОЕНИЕ И КОСМОНАВТИКА. КЛАССИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 апреля 2000 года
Регистрационный номер
334 тех/дс
Вводится в действие
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
652600 - РАКЕТОСТРОЕНИЕ И КОСМОНАВТИКА
КЛАССИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста - Ракетостроение
и космонавтика
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
130600 - Ракетостроение;
130700 - Космические летательные аппараты и разгонные блоки;
132000 - Системы жизнеобеспечения и защиты ракетно-космических аппаратов;
131300 - Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста - Ракетостроение и космонавтика при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
Область науки и техники, связанная с разработкой и проектированием, созданием, испытаниями и изучением принципов функционирования ракет и космических аппаратов, разгонных блоков, стартовых и технических комплексов ракет и космических аппаратов, их систем, оборудования и агрегатов, подготовкой, хранением и транспортировкой, исследованиями в области аэрогазомеханики, теплообмена, теории движения и конструирования.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются современные и перспективные образцы ракетно-космической техники: баллистические и крылатые ракеты, ракеты-носители, пилотируемые и беспилотные космические аппараты, орбитальные станции, автоматические межпланетные аппараты, воздушно-космические самолеты, спасаемые аппараты, системы обеспечения жизни и деятельности экипажей на космических летательных аппаратах и орбитальных станциях и при работе в открытом космосе, системы защиты и спасения; системы предстартового контроля, термостатирования и заправки топливом, стартовые комплексы, испытательные стенды, технологии изготовления объектов ракетно-космической техники, технологическая оснастка, а также их агрегаты и системы.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Инженер по направлению подготовки - Ракетостроение и космонавтика может в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторская;
- организационно-управленческая;
- научно-исследовательская;
- экспериментальная.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности.
Инженер по направлению - Ракетостроение и космонавтика подготовлен к решению следующих типов задач по виду профессиональной деятельности.
Проектно-конструкторская деятельность:
- разработка идеологии решения поставленной задачи с использованием ЭВМ, определение типа изделия, внешнего облика, выбор приборов, узлов и агрегатов, из которых должен состоять аппарат, в случае необходимости проектирование системы обеспечения жизнедеятельности экипажа, разработка технологического процесса изготовления изделия, конструирование устройства для предстартовой подготовки и запуска;
- определение объемно-массовых характеристик систем, механизмов и агрегатов, входящих в ракету или космический аппарат, параметров системы жизнеобеспечения (СЖО), проектирование системы предстартовой подготовки и старта, разработка технологического процесса и технологической оснастки для изготовления и испытаний;
- разработка технических заданий на проектирование систем, механизмов, приборов, узлов и агрегатов, входящих в проектируемое изделие;
- выполнение компоновки как всего изделия, так и отдельных его отсеков, проведение необходимых расчетов;
- разработка конструкции механизмов и узлов, входящих в изделие, проведение необходимых прочностных и динамических расчетов, выпуск рабочих чертежей;
- разработка технологических процессов изготовления узлов, элементов конструкций, сборки и регулировки изделия и изготовления технологической оснастки;
- обеспечение конструкторского контроля за изготовлением ракеты, космического аппарата, стартового оборудования и входящих в них систем в производстве.
Организационно-управленческая деятельность:
- организация работы подразделения (группа, бригада) по разработке и выпуску технической документации на спроектированное изделие;
- нахождение компромисса между различными требованиями (стоимость, безопасность, сроки исполнения и разногласия со смежниками) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определение оптимального решения;
- оценка производственных и непроизводственных затрат на разработку и обеспечение качества изделия;
- обеспечение технического контроля за качеством выпускаемой документации.
Научно-исследовательская деятельность:
- анализ состояния и перспектив развития как ракетно-космической техники в целом, так и отдельных ее направлений;
- создание математических моделей функционирования объектов ракетно-космической техники, систем и технологических процессов;
- проведение математического моделирования на ЭВМ задач оптимального проектирования ракет, космических аппаратов, систем жизнеобеспечения, стартовых комплексов и технологических процессов;
- экспериментальное моделирование ситуаций, возникающих при старте, выведении и полете ракет и космических аппаратов.
Экспериментальная деятельность:
- планирование и проведение лабораторных и стендовых испытаний с использованием ЭВМ на этапе проведения и обработки данных эксперимента;
- разработка технических заданий и программ проведения экспериментов;
- выбор и проектирование аппаратуры, необходимой для проведения экспериментов и регистрации их результатов;
- разработка чертежей стендовых установок, необходимых для проведения экспериментов.
1.4.5. Квалификационные требования.
Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задач:
- выполнение работы в области научно-технической деятельности по проектированию, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управлению, метрологическому обеспечению, техническому контролю;
- разработка методических и нормативных материалов, технической документации, а также предложений и мероприятий по осуществлению разработанных программ и проектов;
- проведение технико-экономического анализа, комплексного обоснования принимаемых и реализуемых решений, изыскание возможности сокращения цикла работ, содействие подготовке их выполнения, обеспечение необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием;
- участие в работах по осуществлению исследований, в разработке проектов и программ, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытаниями оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также выполнение работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, рассмотрение различной технической документации и подготовка необходимых обзоров, отзывов, заключений;
- изучение и анализ необходимой информации, технических данных, показателей и результатов работы, их обобщение и систематизация, проведение необходимых расчетов с использованием современных технических средств;
- составление графиков работ, заказов, заявок, инструкций, пояснительных записок, карт, схем и другой технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам и в установленные сроки;
- оказание методической и практической помощи при реализации проектов и программ, планов и договоров;
- осуществление экспертизы технической документации, надзора и контроля за состоянием и эксплуатацией оборудования, выявление резервов, установление причин существующих недостатков и неисправностей в его работе, принятие мер по их устранению и повышению эффективности использования;
- слежение за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
- организация работы по повышению научно-технических знаний работников;
- развитие творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрение достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использование передового опыта для обеспечения эффективной работы учреждения, организации, предприятия.
Инженер должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;
- перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;
- принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства;
- методы исследования, правила и условия выполнения работ;
- основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям;
- методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;
- достижения науки и техники, передовой и зарубежный опыт в соответствующей выполняемой работе области знаний;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста - Ракетостроение и космонавтика, подготовлен к обучению в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста -
Ракетостроение и космонавтика
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
- цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций;
- цикл ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы по направлению
подготовки дипломированного специалиста -
Ракетостроение и космонавтика
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение транск- ¦ ¦
¦ ¦рипции. Лексический минимум в объеме 4000 ¦ ¦
¦ ¦учебных лексических единиц общего и термино- ¦ ¦
¦ ¦логического характера. Понятие дифференциации ¦ ¦
¦ ¦лексики по сферам применения (бытовая, терми- ¦ ¦
¦ ¦нологическая, общенаучная, официальная и ¦ ¦
¦ ¦другая). Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования.¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652200 - ДВИГАТЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ от 14.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также