НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652200 - ДВИГАТЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ от 14.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 апреля 2000 года
Регистрационный номер
409 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
652200 - ДВИГАТЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста - Двигатели
летательных аппаратов
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
130200 - Авиационные двигатели и энергетические установки;
130400 - Ракетные двигатели;
130500 - Электроракетные двигатели и энергетические установки;
131500 - Авиационная и ракетно-космическая теплотехника.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста - Двигатели летательных аппаратов при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Место направления в области науки и техники.
Направление - Двигатели летательных аппаратов - это область науки и техники, включающая методы, средства и способы проектирования, конструирования, исследования и производства двигателей, способных перемещать в атмосфере и вне атмосферы различные летательные аппараты.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению - Двигатели летательных аппаратов являются: авиационные, ракетные и электроракетные двигатели, а также энергетические установки различных типов, методы их расчета, проектирования, изготовления, испытаний и исследований.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник по направлению подготовки - Двигатели летательных аппаратов в соответствии с базовой и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектная;
- организационно-управленческая;
- производственно-технологическая.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник подготовлен к решению следующих типов задач:
а) научно-исследовательская деятельность:
- анализ состояния и динамики объектов деятельности (двигатели, источники энергии, преобразователи энергии, специальные материалы, технологические процессы и оборудование для испытания двигателей и энергоустановок ЛА) с использованием необходимых методов и средств анализа;
- создание физических моделей, позволяющих анализировать процессы в двигателях и энергоустановках ЛА;
- разработка планов, программ и методик проведения испытаний двигателей и энергоустановок ЛА;
- применение проблемно-ориентированных методов анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества испытаний и сертификации объектов деятельности;
б) проектная деятельность:
- формулирование целей проекта, путей решения задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственно-экологических аспектов деятельности;
- разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирование реализации проекта;
- разработка проектов двигателей и энергоустановок ЛА с учетом физико-механических, технологических, экологических и экономических параметров;
- использование современных информационных технологий при разработке новых изделий;
- разработка проектов технических условий и технических описаний;
в) организационно-управленческая деятельность:
- организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;
- нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определении оптимальных решений;
- оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции;
- осуществление технического контроля и управления качеством при производстве деталей и агрегатов двигателей и энергоустановок ЛА;
г) производственно-технологическая деятельность:
- организация и эффективное осуществление входного контроля качества и производственного контроля изделий, параметров технологических процессов и качества готовой продукции;
- эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологического процесса при изготовлении двигателей и энергоустановок ЛА;
- проведение стандартных и сертификационных испытаний деталей и агрегатов двигателей и энергоустановок ЛА;
- осуществление метрологической проверки основных средств измерений.
1.4.5. Для решения профессиональных задач инженер:
- выполняет работы в области научно-технической деятельности по проектированию, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управлению, метрологическому обеспечению, техническому контролю;
- способствует полезному использованию природных ресурсов, энергии и материалов;
- разрабатывает методические и нормативные материалы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ;
- проводит технико-экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ, содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием;
- участвует в работах по осуществлению исследований, разработке проектов и программ, в проведении необходимых мероприятий, связанных с изготовлением и испытаниями двигателей и энергоустановок ЛА и внедрением их в эксплуатацию, а также выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении различной технической документации и подготавливает необходимые обзоры, отзывы, заключения;
- изучает и анализирует необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, используя современные технические средства;
- составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в установленные сроки;
- оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;
- осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования, выявляет резервы, устанавливает причины существующих недостатков и неисправностей в его работе, принимает меры по их устранению и повышению эффективности использования;
- следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
- организует работу по повышению научно-технических знаний работников;
- способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия.
Инженер должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;
- перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;
- принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства;
- методы исследования, правила и условия выполнения работ;
- основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям;
- методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;
- достижения науки и техники, передовой и зарубежный опыт в соответствующей области знаний;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста - Двигатели летательных аппаратов, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста -
Двигатели летательных аппаратов
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста по направлению -
Двигатели летательных аппаратов
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы професси- ¦ ¦
¦ ¦ональной коммуникации; чтение транскрипции; ¦ ¦
¦ ¦лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера; понятие дифференциации лексики по ¦ ¦
¦ ¦сферам применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая); понятие о ¦ ¦
¦ ¦свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеоло-¦ ¦
¦ ¦гических единицах; понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования; грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера без ¦ ¦
¦ ¦искажения смысла при письменном и устном общении;¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи; понятие об обиходно- ¦ ¦
¦ ¦литературном, официально-деловом, научном стилях,¦ ¦
¦ ¦стиле художественной литературы; основные ¦ ¦
¦ ¦особенности научного стиля; культура и традиции ¦ ¦
¦ ¦стран изучаемого языка, правила речевого этикета;¦ ¦
¦ ¦говорение; диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦аудирование; понимание диалогической и монологи- ¦ ¦
¦ ¦ческой речи в сфере бытовой и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации; чтение; виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому и ¦ ¦
¦ ¦узкому профилю специальности; письмо; виды ¦ ¦
¦ ¦речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы,¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности; основы здорового образа жизни ¦ ¦
¦ ¦студента; особенности использования средств ¦ ¦
¦ ¦физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности; общая физическая и специальная¦ ¦
¦ ¦подготовка в системе физического воспитания; ¦ ¦
¦ ¦спорт; индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений; профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов; ¦ ¦
¦ ¦основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. Отечест- ¦ ¦
¦ ¦венная историография в прошлом и настоящем: общее¦ ¦
¦ ¦и особенное. Методология и теория исторической ¦ ¦
¦ ¦науки. История России - неотъемлемая часть ¦ ¦
¦ ¦всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в XI - XII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских землях¦ ¦
¦ ¦в ХIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и Азии.¦ ¦
¦ ¦Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. Особенности и основные ¦ ¦
¦ ¦этапы экономического развития России. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦форм собственности на землю. Структура ¦ ¦
¦ ¦феодального землевладения. Крепостное право в ¦ ¦
¦ ¦России. Мануфактурно-промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в России: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Общественная мысль и особен- ¦ ¦
¦ ¦ности общественного движения России XIX в. ¦ ¦
¦ ¦Реформы и реформаторы в России. Русская культура ¦ ¦
¦ ¦XIX века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенациональ- ¦ ¦
¦ ¦ного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война¦ ¦
¦ ¦и интервенция, их результаты и последствия. ¦ ¦
¦ ¦Российская эмиграция. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. Образование ¦ ¦
¦ ¦СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦ной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй мировой¦ ¦
¦ ¦войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культурологиче- ¦ ¦
¦ ¦ского знания; культурология и философия культуры,¦ ¦
¦ ¦социология культуры, культурная антропология; ¦ ¦
¦ ¦культурология и история культуры; теоретическая и¦ ¦
¦ ¦прикладная культурология; методы культурологиче- ¦ ¦
¦ ¦ских исследований; основные понятия культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гии; культура, цивилизация, морфология культуры, ¦ ¦
¦ ¦функции культуры, субъект культуры, культуроге- ¦ ¦
¦ ¦нез, динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, культурная¦ ¦
¦ ¦модернизация; типология культур; этническая и ¦ ¦
¦ ¦национальная, элитарная и массовая культуры; ¦ ¦
¦ ¦восточные и западные типы культур; специфические ¦ ¦
¦ ¦и "серединные" культуры; локальные культуры; ¦ ¦
¦ ¦место и роль России в мировой культуре; тенденции¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе; культура и природа; культура и ¦ ¦
¦ ¦общество; культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности; культура и личность; ¦ ¦
¦ ¦инкультурация и социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки; ¦ ¦
¦ ¦функции политологии; политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения; роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ; социальные функции политики;¦ ¦
¦ ¦история политических учений; российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика; современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы; гражданское общество, его¦ ¦
¦ ¦происхождение и особенности; особенности ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России; ¦ ¦
¦ ¦институциональные аспекты политики; политическая ¦ ¦
¦ ¦власть; политическая система; политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы; политические отношения и процессы; ¦ ¦
¦ ¦политические конфликты и способы их разрешения; ¦ ¦
¦ ¦политические технологии; политический менеджмент;¦ ¦
¦ ¦политическая модернизация; политические ¦ ¦
¦ ¦организации и движения: политические элиты, ¦ ¦
¦ ¦политическое лидерство; социокультурные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики; мировая политика и международные ¦ ¦
¦ ¦отношения; особенности мирового политического ¦ ¦
¦ ¦процесса; национально-государственные интересы ¦ ¦
¦ ¦России в новой геополитической ситуации; ¦ ¦
¦ ¦методология познания политической реальности; ¦ ¦
¦ ¦парадигмы политического знания; экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право; их роль в жизни общества; ¦ ¦
¦ ¦норма права и нормативно-правовые акты; основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности; международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права; источники ¦ ¦
¦ ¦российского права; закон и подзаконные акты; ¦ ¦
¦ ¦система российского права; отрасли права; ¦ ¦
¦ ¦правонарушение и юридическая ответственность; ¦ ¦
¦ ¦значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе; правовое государство; Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства; особенности федеративного устройства¦ ¦
¦ ¦России; система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации; понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения; физические и юридические лица; ¦ ¦
¦ ¦право собственности; обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение; ¦ ¦
¦ ¦наследственное право; брачно-семейные отношения; ¦ ¦
¦ ¦взаимные права и обязанности супругов, родителей ¦ ¦
¦ ¦и детей; ответственность по семейному праву; ¦ ¦
¦ ¦трудовой договор (контракт); трудовая дисциплина ¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение; административ-¦ ¦
¦ ¦ные правонарушения и административная ответствен-¦ ¦
¦ ¦ность; понятие преступления; уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений; ¦ ¦
¦ ¦экологическое право; особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; правовые основы защиты государст- ¦ ¦
¦ ¦венной тайны; законодательные и нормативно- ¦ ¦
¦ ¦правовые акты в области защиты информации и ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психологии; ¦ ¦
¦ ¦место психологии в системе наук; история развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления в ¦ ¦
¦ ¦психологии; индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность; психика и организм; психика, ¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность; основные функции ¦ ¦
¦ ¦психики; развитие психики в процессе онтогенеза ¦ ¦
¦ ¦и филогенеза; мозг и психика; структура психики; ¦ ¦
¦ ¦соотношение сознания и бессознательного; основные¦ ¦
¦ ¦психические процессы; структура сознания; ¦ ¦
¦ ¦познавательные процессы; ощущение; восприятие; ¦ ¦
¦ ¦представление; воображение; мышление и интеллект;¦ ¦
¦ ¦творчество; внимание; мнемические процессы; ¦ ¦
¦ ¦эмоции и чувства; психическая регуляция поведения¦ ¦
¦ ¦и деятельности; общение и речь; психология ¦ ¦
¦ ¦личности; межличностные отношения; психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп; межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики; основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача;¦ ¦
¦ ¦образование как общечеловеческая ценность; ¦ ¦
¦ ¦образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс; образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России; цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и самообразова-¦ ¦
¦ ¦ния; педагогический процесс; образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения; ¦ ¦
¦ ¦воспитание в педагогическом процессе; общие формы¦ ¦
¦ ¦организации учебной деятельности; урок, лекция, ¦ ¦
¦ ¦семинарские, практические и лабораторные занятия,¦ ¦
¦ ¦диспут, конференция, зачет, экзамен, ¦ ¦
¦ ¦факультативные занятия, консультация; методы, ¦ ¦
¦ ¦приемы, средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом; семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и социокультурная ¦ ¦
¦ ¦среда воспитания и развития личности; управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная разновидности литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского языка.¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элементов ¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его функциони- ¦ ¦
¦ ¦рования, жанровое разнообразие. Языковые формулы ¦ ¦
¦ ¦официальных документов. Приемы унификации языка ¦ ¦
¦ ¦служебных документов. Интернациональные свойства ¦ ¦
¦ ¦русской официально-деловой письменной речи. Язык ¦ ¦
¦ ¦и стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых средств ¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы ¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления совершенст- ¦ ¦
¦ ¦вования навыков грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки; социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта; классические социологические теории; ¦ ¦
¦ ¦современные социологические теории; русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль; общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты; мировая система и процессы глобализа- ¦ ¦
¦ ¦ции; социальные группы и общности; виды ¦ ¦
¦ ¦общностей; общность и личность; малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы; социальная организация; социальные ¦ ¦
¦ ¦движения; социальное неравенство, стратификация ¦ ¦
¦ ¦и социальная мобильность; понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса; социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения; общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества; культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений; взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры; личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип; социальный контроль и девиация; ¦ ¦
¦ ¦личность как деятельный субъект; социальные ¦ ¦
¦ ¦изменения; социальные революции и реформы; кон- ¦ ¦
¦ ¦цепция социального прогресса; формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы; место России в мировом сооб- ¦ ¦
¦ ¦ществе; методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные на- ¦ ¦
¦ ¦правления, школы философии и этапы ее историчес- ¦ ¦
¦ ¦кого развития. Структура философского знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистические ¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные философские и религиозные¦ ¦
¦ ¦картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и массы,¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, справедли- ¦ ¦
¦ ¦вость, право. Нравственные ценности. Представ- ¦ ¦
¦ ¦ления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и ¦ ¦
¦ ¦прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенной конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регу- ¦ ¦
¦ ¦лирование. Спрос на факторы производства. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Спрос и предложение труда. Заработная ¦ ¦
¦ ¦плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ¦ ¦
¦ ¦ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общест- ¦ ¦
¦ ¦венные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безра- ¦ ¦
¦ ¦ботица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческие циклы. Макроэкономическое равновесие. ¦ ¦
¦ ¦Совокупный спрос и совокупное предложение. ¦ ¦
¦ ¦Стабилизационная политика. Равновесие на товарном¦ ¦
¦ ¦рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. ¦ ¦
¦ ¦Государственные расходы и налоги. Эффект ¦ ¦
¦ ¦мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. ¦ ¦
¦ ¦Деньги и их функции. Равновесие на денежном ¦ ¦
¦ ¦рынке. Денежный мультипликатор. Банковская ¦ ¦
¦ ¦система. Денежно-кредитная политика. Экономиче- ¦ ¦
¦ ¦ский рост и развитие. Международные экономические¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая политика. ¦ ¦
¦ ¦Платежный баланс. Валютный курс. Особенности ¦ ¦
¦ ¦переходной экономики России. Приватизация. Формы ¦ ¦
¦ ¦собственности. Предпринимательство. Теневая ¦ ¦
¦ ¦экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. ¦ ¦
¦ ¦Преобразования в социальной сфере. Структурные ¦ ¦
¦ ¦сдвиги в экономике. Формирование открытой ¦ ¦
¦ ¦экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2000 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1700 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦700 ¦
¦ ¦Алгебра: основные алгебраические структуры, ¦ ¦
¦ ¦векторные пространства и линейные отображения, ¦ ¦
¦ ¦булевы алгебры. ¦ ¦
¦ ¦Геометрия: аналитическая геометрия, многомерная ¦ ¦
¦ ¦евклидова геометрия, дифференциальная геометрия ¦ ¦
¦ ¦кривых и поверхностей, элементы топологий; ¦ ¦
¦ ¦дискретная математика: логические исчисления, ¦ ¦
¦ ¦графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, ¦ ¦
¦ ¦автоматы, комбинаторика. ¦ ¦
¦ ¦Математический анализ: дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления, элементы теории функций ¦ ¦
¦ ¦и функционального анализа, теория функций ¦ ¦
¦ ¦комплексного переменного, дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения, операционные исчисления. ¦ ¦
¦ ¦Вероятность и статистика: элементарная теория ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, математические основы теории ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, модели случайных процессов, ¦ ¦
¦ ¦проверка гипотез, принцип максимального правдо- ¦ ¦
¦ ¦подобия, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦250 ¦
¦ ¦Понятие информации; общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накопления¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технология ¦ ¦
¦ ¦программирования; компьютерная графика; локальные¦ ¦
¦ ¦и глобальные сети ЭВМ; их использование в решении¦ ¦
¦ ¦прикладных задач обработки данных. Основы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и сведений, составляющих ¦ ¦
¦ ¦государственную тайну; методы защиты информации. ¦ ¦
¦ ¦Компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦400 ¦
¦ ¦Физические основы механики: понятие состояния в ¦ ¦
¦ ¦классической механике, уравнения движения, законы¦ ¦
¦ ¦сохранения, основы релятивистской механики, ¦ ¦
¦ ¦принцип относительности в механике, кинематика и ¦ ¦
¦ ¦динамика твердого тела, жидкостей и газов. ¦ ¦
¦ ¦Электричество и магнетизм: электростатика и ¦ ¦
¦ ¦магнитостатика в вакууме и веществе, уравнения ¦ ¦
¦ ¦Максвелла в интегральной и дифференциальной ¦ ¦
¦ ¦форме, материальные уравнения, квазистационарные ¦ ¦
¦ ¦токи, принцип относительности в электродинамике. ¦ ¦
¦ ¦Физика колебаний и волн: гармонический и ¦ ¦
¦ ¦ангармонический осциллятор, физический смысл ¦ ¦
¦ ¦спектрального разложения, кинематика волновых ¦ ¦
¦ ¦процессов, нормальные моды, интерференция и ¦ ¦
¦ ¦дифракция волн, элементы Фурье-оптики. ¦ ¦
¦ ¦Квантовая физика: корпускулярно-волновой дуализм,¦ ¦
¦ ¦принцип неопределенности, квантовые состояния, ¦ ¦
¦ ¦принцип суперпозиции, квантовые уравнения ¦ ¦
¦ ¦движения, операторы физических величин, ¦ ¦
¦ ¦энергетический спектр атомов и молекул, природа ¦ ¦
¦ ¦химической связи. ¦ ¦
¦ ¦Статистическая физика и термодинамика: три ¦ ¦
¦ ¦начала термодинамики, термодинамические функции ¦ ¦
¦ ¦состояния, фазовые равновесия и фазовые превра- ¦ ¦
¦ ¦щения, элементы неравновесной термодинамики, ¦ ¦
¦ ¦классическая и квантовые статистики, кинетические¦ ¦
¦ ¦явления, системы заряженных частиц, ¦ ¦
¦ ¦конденсированное состояние. ¦ ¦
¦ ¦Физический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦130 ¦
¦ ¦Основы квантовой химии - строение и свойства ¦ ¦
¦ ¦веществ, их реакционная способность; химические ¦ ¦
¦ ¦системы; химическая термодинамика - энергетика ¦ ¦
¦ ¦и направленность химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦химическое и фазовое равновесие; химическая ¦ ¦
¦ ¦кинетика - скорость реакции и методы ее регули- ¦ ¦
¦ ¦рования, каталитический процесс; дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы - истинные и коллоидные растворы; ¦ ¦
¦ ¦электрохимические системы; коррозия металлов и ¦ ¦
¦ ¦способы защиты от нее; химическая идентификация: ¦ ¦
¦ ¦качественный и количественный анализ, физико- ¦ ¦
¦ ¦химические методы анализа. ¦ ¦
¦ ¦Химический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦Биосфера и человек: структура биосферы; ¦ ¦
¦ ¦экосистемы; взаимоотношения организма и среды; ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные проблемы¦ ¦
¦ ¦окружающей среды; экологические принципы ¦ ¦
¦ ¦рационального использования природных ресурсов и ¦ ¦
¦ ¦охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; международное ¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в области окружающей среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Теоретическая механика ¦150 ¦
¦ ¦Аксиомы статики; приведение систем сил к ¦ ¦
¦ ¦простейшему виду; условия равновесия; кинематика ¦ ¦
¦ ¦точки; кинематика твердого тела; сложное движение¦ ¦
¦ ¦точки; динамика материальной точки; общие теоремы¦ ¦
¦ ¦динамики, динамика твердого тела; устойчивость ¦ ¦
¦ ¦равновесия и малые колебания ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦150 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦150 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2000 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1680 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦250 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 01.01¦Начертательная геометрия: основные способы ¦80 ¦
¦ ¦получения обратимых изображений (чертеж Монжа и ¦ ¦
¦ ¦аксонометрический чертеж); обзор основных геомет-¦ ¦
¦ ¦рических фигур и их задание на чертеже; задачи на¦ ¦
¦ ¦принадлежность; основные способы преобразования ¦ ¦
¦ ¦чертежа; теория и алгоритм решения основных ¦ ¦
¦ ¦позиционных и метрических задач ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 01.02¦Инженерная графика: изображения в виде разреза, ¦170 ¦
¦ ¦сечения; выносные элементы; геометрические ¦ ¦
¦ ¦основы форм деталей; аксонометрические чертежи ¦ ¦
¦ ¦и технические рисунки; изображения соединения ¦ ¦
¦ ¦деталей; чертежи и эскизы деталей сборочных ¦ ¦
¦ ¦единиц; нормативно-технической документации; ¦ ¦
¦ ¦стандартизация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Механика ¦400 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 02.01¦Теория механизмов и машин ¦70 ¦
¦ ¦Структурный, кинематический, динамический силовой¦ ¦
¦ ¦анализ механизмов, синтез механизмов по заданным ¦ ¦
¦ ¦структурным, кинематическим и динамическим ¦ ¦
¦ ¦свойствам ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 02.02¦Сопротивление материалов ¦200 ¦
¦ ¦Основные гипотезы; напряжение и деформированное ¦ ¦
¦ ¦состояние; расчетные схемы; виды и принципы ¦ ¦
¦ ¦инженерных расчетов; растяжение-сжатие; чистый ¦ ¦
¦ ¦сдвиг; кручение; изгиб; статически неопределенные¦ ¦
¦ ¦системы; теория прочности; безмоментная теория ¦ ¦
¦ ¦оболочек; устойчивость; стержневые системы при ¦ ¦
¦ ¦ударных нагрузках ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 02.03¦Детали машин и основы конструирования ¦130 ¦
¦ ¦Основы конструирования и расчета деталей; соеди- ¦ ¦
¦ ¦нение деталей машин и механизмов; передаточные ¦ ¦
¦ ¦механизмы, основы их расчета и конструирования ¦ ¦
¦ ¦с учетом условия производственной технологии и ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦200 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 03.01¦Материаловедение ¦100 ¦
¦ ¦Строение металлических, неметаллических и ком- ¦ ¦
¦ ¦позиционных материалов и их свойства; поведение ¦ ¦
¦ ¦материалов в различных условиях внешних воздей- ¦ ¦
¦ ¦ствий; механические свойства и конструкционная ¦ ¦
¦ ¦прочность металлов и сплавов ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 03.02¦Технология конструкционных материалов ¦100 ¦
¦ ¦Металлургия, порошковая металлургия, литье, ¦ ¦
¦ ¦обработка материалов давлением, сварка, пайка, ¦ ¦
¦ ¦формирование защитных покрытий; влияние техно- ¦ ¦
¦ ¦логий получения и обработки материалов на ¦ ¦
¦ ¦эксплуатационные свойства и надежность изделий; ¦ ¦
¦ ¦методы контроля качества изделий; проблемы ¦ ¦
¦ ¦экологии и экономичности технологических ¦ ¦
¦ ¦процессов; оборудование и инструмент ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Электротехника и электроника ¦100 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 04.01¦Общая электротехника и электроника ¦100 ¦
¦ ¦Основы теории цепей постоянного и переменного ¦ ¦
¦ ¦тока, основы электроники, элементы аналоговых и ¦ ¦
¦ ¦цифровых устройств и приборов, источники и ¦ ¦
¦ ¦преобразователи электроэнергии, основы систем ¦ ¦
¦ ¦электроснабжения, электроприводов, электромаг- ¦ ¦
¦ ¦нитной и коммутационной аппаратуры ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦100 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 05.01¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦100 ¦
¦ ¦Система предпочтительных чисел; параметрические ¦ ¦
¦ ¦ряды; унификация; агрегатирование; стандартиза- ¦ ¦
¦ ¦ция; система нормирования различных соединений ¦ ¦
¦ ¦изделий авиационной техники; основные средства ¦ ¦
¦ ¦измерений различных параметров изделий авиа- ¦ ¦
¦ ¦ционной техники; методики выполнения измерений; ¦ ¦
¦ ¦методы обработки и анализа результатов измерений ¦ ¦
¦ ¦и оценки их погрешности; анализ источников ¦ ¦
¦ ¦погрешностей измерений; методы и средства ¦ ¦
¦ ¦исключения или уменьшения их; нормоконтроль и ¦ ¦
¦ ¦метрологическая экспертиза конструкторско-тех- ¦ ¦
¦ ¦нологической документации; основные положения ¦ ¦
¦ ¦системы сертификации ГОСТ; схемы сертификации; ¦ ¦
¦ ¦методика сертификации продукции и производства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
¦ ¦Безопасность труда как составная часть антропо- ¦ ¦
¦ ¦генной экологии; источники антропогенных ¦ ¦
¦ ¦факторов; параметры микроклимата производственной¦ ¦
¦ ¦среды; источники загрязнения воздуха; ¦ ¦
¦ ¦механические и акустические колебания; электро- ¦ ¦
¦ ¦магнитные поля; ионизирующее излучение; видимый ¦ ¦
¦ ¦диапазон электромагнитных излучений; действие ¦ ¦
¦ ¦электрического тока на организм человека; защита ¦ ¦
¦ ¦от поражения электрическим током; пожарная ¦ ¦
¦ ¦безопасность; принципы возникновения и клас- ¦ ¦
¦ ¦сификация чрезвычайных ситуаций; размеры и ¦ ¦
¦ ¦структура зон поражения; особенности аварий на ¦ ¦
¦ ¦объектах атомной энергетики; организация и ¦ ¦
¦ ¦проведение защитных мер при внезапном возникно- ¦ ¦
¦ ¦вении чрезвычайных ситуаций; правовые, норма- ¦ ¦
¦ ¦тивно-технические и организационные основы ¦ ¦
¦ ¦безопасности жизнедеятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Примечание. Помимо основного курса вопросы ¦ ¦
¦ ¦безопасности жизнедеятельности должны изучаться ¦ ¦
¦ ¦в дисциплинах специализации и во время ¦ ¦
¦ ¦производственной практики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Экономика и организация промышленности ¦80 ¦
¦ ¦Основные понятия о предприятии и предпринима- ¦ ¦
¦ ¦тельской деятельности; ресурсы предприятия, ¦ ¦
¦ ¦производственные процессы создания изделий ¦ ¦
¦ ¦авиационной и ракетно-космической техники, ¦ ¦
¦ ¦способы их организации; принципы и методы ¦ ¦
¦ ¦менеджмента; технология и методы принятия ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений; планирование НИОКР, ¦ ¦
¦ ¦расчет основных технико-экономических показателей¦ ¦
¦ ¦деятельности предприятия, технико-экономический ¦ ¦
¦ ¦анализ инженерных решений; основы маркетинга; ¦ ¦
¦ ¦методы изучения спроса, управление закупками и ¦ ¦
¦ ¦сбытом продукции; юридические основы деятельности¦ ¦
¦ ¦предприятия, финансовые отношения, налогообложе- ¦ ¦
¦ ¦ние, внешнеэкономическая деятельность ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Термодинамика ¦150 ¦
¦ ¦Законы термодинамики; теплоемкость, энтальпия и ¦ ¦
¦ ¦энтропия; тепловые свойства рабочих тел; рабочие ¦ ¦
¦ ¦процессы; уравнения Клайперона - Клаузиуса и ¦ ¦
¦ ¦Вандер - Ваальса; идеальные термодинамические ¦ ¦
¦ ¦циклы Карно, Брайтона и др.; идеальные обратные ¦ ¦
¦ ¦циклы; бинарные процессы и бинарные циклы; ¦ ¦
¦ ¦термодинамика потока ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Теплопередача ¦100 ¦
¦ ¦Теплопроводность, конвективный теплообмен при ¦ ¦
¦ ¦движении среды в каналах, теплообмен продвижения ¦ ¦
¦ ¦среды с большой скоростью, теплообмен при ¦ ¦
¦ ¦химических реакциях в пограничном слое, лучистый ¦ ¦
¦ ¦теплообмен; методы тепловой защиты поверхностей ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Механика жидкости и газа ¦200 ¦
¦ ¦Гидрогазодинамическая система и ее поведение; ¦ ¦
¦ ¦определение основных понятий; обоснование ¦ ¦
¦ ¦математических моделей; законы сохранения и ¦ ¦
¦ ¦переноса массы, количества движения, энергии, ¦ ¦
¦ ¦момента количества движения; газодинамическая ¦ ¦
¦ ¦форма математической модели элементарной струйки;¦ ¦
¦ ¦сверхзвуковые течения газа; газодинамические ¦ ¦
¦ ¦процессы в элементах воздушно-реактивного ¦ ¦
¦ ¦двигателя; математические модели нестационарного ¦ ¦
¦ ¦многомерного течения вязкой сжимаемой жидкости; ¦ ¦
¦ ¦моделирование газодинамических процессов; теория ¦ ¦
¦ ¦пограничного слоя; турбулентные струи; теория ¦ ¦
¦ ¦крылового профиля и решетки профилей; измерения ¦ ¦
¦ ¦параметров газовых и жидкостных потоков ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦160 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦160 ¦
¦ ¦вузом

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 061800 - МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОНОМИСТ-МАТЕМАТИК (утв. Минобразованием РФ от 14.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также