НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652800 - ОРУЖИЕ И СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 апреля 2000 года
Регистрационный номер
336 тех/дс
Вводится в действие
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
652800 - ОРУЖИЕ И СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста - Оружие и системы вооружения
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
171300 - Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие;
171400 - Средства поражения и боеприпасы;
171500 - Высокоэнергетические устройства автоматических систем;
072400 - Испытания и эксплуатация техники (по областям и видам);
210900 - Взрыватели и системы управления средствами поражения.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста - Оружие и системы вооружения при очной форме обучения - 5 лет 6 месяцев (по специальностям 171300, 171400) и 5 лет (по специальностям 171500, 072400, 210900).
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Области профессиональной деятельности.
Области науки и техники, включающие совокупность средств, приемов, способов и методов человеческой деятельности, направленных на комплексное исследование, разработку, производство и экспериментальную отработку новейших образцов артиллерийского, стрелкового и ракетного оружия, высокоэффективных конструкций, технологий и оборудования оборонного и двойного назначения.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности:
Объектами профессиональной деятельности инженеров по направлению подготовки дипломированного специалиста - Оружие и системы вооружения являются:
- высокоэффективные образцы стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия различного назначения, средства поражения и боеприпасы;
- технологические процессы производства систем вооружения и боеприпасов, импульсных устройств и высокопроизводительного оборудования;
- специальное полигонное, стендовое и лабораторное оборудование, используемое для экспериментальной отработки, исследования и испытаний образцов оружия и составляющих его элементов;
- испытания, эксплуатация, ремонт и контроль качества артиллерийского, стрелково-пушечного и ракетного оружия, специального оборудования.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник по направлению подготовки - Оружие и системы вооружения может в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- проектная (опытно-конструкторская);
- научно-исследовательская;
- организационно-управленческая;
- производственно-технологическая;
- полигонно-испытательская.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности.
Инженер подготовлен к решению следующих профессиональных задач в зависимости от вида профессиональной деятельности.
Проектная (опытно-конструкторская деятельность):
- формулирование целей проектов, составление тактико-технических заданий на проектирование, выявление приоритетов при решении проектных задач с учетом тенденций развития оружия и систем вооружения и потребностей Российской Федерации;
- разработка путей решения проектных задач, анализ вариантов решения, прогнозирование последствий с учетом принятых (сформированных) глобальных и частных критериев, оценки качества проектируемых образцов на всех этапах проектирования;
- аналитическая (расчетно-оптимизационная) и техническая разработка проектов оружия и систем вооружения с учетом технических, эксплуатационных и производственно-экономических параметров, государственных и отраслевых стандартов;
- использование информационных и компьютерных технологий при проектировании образцов оружия и систем вооружения;
- разработка необходимой сопроводительной документации на проектируемые образцы в виде технических описаний, правил и инструкций по эксплуатации оружия и систем вооружения.
Научно-исследовательская деятельность:
- анализ состояния и тенденций развития оружия и систем вооружения;
- разработка и обоснование теоретических моделей, позволяющих прогнозировать уровень тактико-технических характеристик разрабатываемых образцов оружия и систем вооружения;
- разработка методик расчета, оптимизации и структурно-параметрического синтеза образцов оружия и систем вооружения и составляющих их элементов;
- разработка планов и программ экспериментальной отработки и испытаний образцов;
- разработка методов оценки качества существующих и проектируемых образцов.
Организационно-управленческая деятельность:
- разработка и организация технологических процессов, обеспечивающих требуемый уровень качества производства оружия и систем вооружения;
- выбор материалов, сырья и оборудования;
- организация и проведение входного, текущего производственного и выходного контроля качества изделий, контроль параметров технологических процессов;
- проведение установленных государственными и отраслевыми стандартами испытаний, включая сертификационные испытания образцов оружия и систем вооружения;
- разработка и метрологическая проверка средств измерений, экспериментального оборудования и средств обработки результатов эксперимента.
Производственно-технологическая деятельность:
- определение оптимальных соотношений между комплексами технико-технологических, эргономических, временных и экономических требований к образцам при разработке, производстве и испытаниях оружия и средств вооружения;
- обеспечение качества оружия и средств вооружения путем пооперационного технического и технологического контроля качества образцов и отдельных элементов оружия и средств вооружения;
- оценка производственных и косвенных затрат на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
- кадровое обеспечение всех видов работ, связанных с разработкой и производством оружия и средств вооружения, включая контроль уровня квалификации специалистов.
Полигонно-испытательская:
- экспериментальная отработка, исследования и испытания образцов оружия и составляющих его элементов на специальном полигонном, стендовом и лабораторном оборудовании;
- эксплуатация, ремонт и контроль качества специального оборудования для испытания артиллерийского, стрелково-пушечного и ракетного оружия;
- разработка программ экспериментальной отработки и испытаний образцов;
- проведение установленных государственными и отраслевыми стандартами испытаний образцов оружия и систем вооружения;
- анализ результатов испытаний с подготовкой необходимых отчетов и заключений.
1.4.5. Квалификационные требования.
Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задач:
- выполнение работы в соответствии с видом профессиональной деятельности;
- экономичное использование государственных средств, природных ресурсов, энергии и материалов;
- разработка методических и нормативных документов, технической и сопроводительной документации разработанных проектов и программ;
- проведение технико-экономического обоснования и комплексного обоснования принимаемых решений при проектировании и производстве оружия и средств вооружения;
- участие в подготовке и проведении экспериментальных исследований образцов, анализ результатов исследования с подготовкой необходимых отчетов и заключений;
- изучение, анализ и систематизация необходимой научно-технической информации с использованием современных информационных технологий;
- составление графиков работ, заказов, заявок, инструкций, пояснительных записок, схем, сетевых графиков и другой необходимой сопроводительной технической документации, а также установленной отчетной документации по установленной форме и в установленные сроки;
- осуществление экспертизы технической документации;
- оказание методической и практической помощи при разработке и реализации проектов, планов и договоров;
- контроль за соблюдением установленных требований нормативных документов и государственных стандартов;
- повышение квалификации научно-технических работников, развитие творческой инициативы, изобретательской деятельности, рационализации, внедрение достижений науки и техники, прогрессивных технологий, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия.
Инженер должен знать:
- технические характеристики и конструктивные особенности соответствующих сфере профессиональной деятельности образцов оружия и средств вооружения;
- полный комплекс тактико-технических требований, предъявляемых к образцам оружия и средствам вооружения;
- методы проведения технических расчетов, оптимизации проектных параметров, определения боевой эффективности оружия и средств вооружения;
- методы определения экономических и трудовых затрат для проведения необходимых исследований и разработок;
- современный уровень достижений науки, техники и технологии в области вооружения и военной техники;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- основы трудового законодательства, законодательства в сфере охраны интеллектуальной собственности;
- правила и нормы охраны труда, безопасности жизнедеятельности и техники безопасности на производстве, экономические нормативы, нормы производственной санитарии и правила противопожарной безопасности;
- нормативные, отраслевые и государственные требования, предъявляемые к технической и сопроводительной документации;
- постановления, распоряжения и приказы вышестоящих организаций, методические и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;
- особенности деятельности, перспективы развития и потребности соответствующей отрасли, конкретного учреждения, организации или предприятия.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста - Оружие и системы вооружения, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование или среднее профессиональное образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем документа среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста -
Оружие и системы вооружения
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин и программы практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы вузовского компонента, по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
- цикл СД - дисциплины специальности, включая дисциплины специализаций;
- ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
по направлению подготовки дипломированного специалиста -
Оружие и системы вооружения
------------T---------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.0.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изуча-¦ ¦
¦ ¦емом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение тран- ¦ ¦
¦ ¦скрипции. Лексический минимум в объеме 4000 ¦ ¦
¦ ¦учебных лексических единиц общего и термино- ¦ ¦
¦ ¦логического характера. Понятие дифференциации¦ ¦
¦ ¦лексики по сферам применения (бытовая, ¦ ¦
¦ ¦терминологическая, общенаучная, официальная ¦ ¦
¦ ¦и другая). Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразова- ¦ ¦
¦ ¦ния. Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию без искажения смысла при пись- ¦ ¦
¦ ¦менном и устном общении общего характера; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. Понятие об обиход-¦ ¦
¦ ¦но-литературном, официально-деловом, научном ¦ ¦
¦ ¦стилях, стиле художественной литературы. ¦ ¦
¦ ¦Основные особенности научного стиля. Культура¦ ¦
¦ ¦и традиции стран изучаемого языка, правила ¦ ¦
¦ ¦речевого этикета. Говорение. Диалогическая и ¦ ¦
¦ ¦монологическая речь с использованием наиболее¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых ¦ ¦
¦ ¦лексико-грамматических средств в основных ¦ ¦
¦ ¦коммуникативных ситуациях неофициального и ¦ ¦
¦ ¦официального общения. Основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад). Аудирование. ¦ ¦
¦ ¦Понимание диалогической и монологической речи¦ ¦
¦ ¦в сфере бытовой и профессиональной коммуника-¦ ¦
¦ ¦ции. Чтение. Виды текстов: несложные прагма- ¦ ¦
¦ ¦тические тексты и тексты по широкому и узкому¦ ¦
¦ ¦профилю специальности. Письмо. Виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федера-¦ ¦
¦ ¦ции о физической культуре и спорте. Физиче- ¦ ¦
¦ ¦ская культура личности. Основы здорового ¦ ¦
¦ ¦образа жизни студента. Особенности использо- ¦ ¦
¦ ¦вания средств физической культуры для опти- ¦ ¦
¦ ¦мизации работоспособности. Общая физическая ¦ ¦
¦ ¦и специальная подготовка в системе физичес- ¦ ¦
¦ ¦кого воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор ¦ ¦
¦ ¦видов спорта или систем физических упражне- ¦ ¦
¦ ¦ний. Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики самос- ¦ ¦
¦ ¦тоятельных занятий и самоконтроль за состоя- ¦ ¦
¦ ¦нием своего организма ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть всемирной¦ ¦
¦ ¦истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого пересе- ¦ ¦
¦ ¦ления народов. Проблема этногенеза восточных ¦ ¦
¦ ¦славян. Основные этапы становления государ- ¦ ¦
¦ ¦ственности. Древняя Русь и кочевники. Визан- ¦ ¦
¦ ¦тийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультур- ¦ ¦
¦ ¦ные и социально-политические процессы ста- ¦ ¦
¦ ¦новления русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эво- ¦ ¦
¦ ¦люция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические изменения¦ ¦
¦ ¦в русских землях в XIII - ХV вв. Русь и Орда:¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладе- ¦ ¦
¦ ¦ния. Крепостное право в России. Мануфак- ¦ ¦
¦ ¦турно-промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России. Русская культура ХIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. Глоба- ¦ ¦
¦ ¦лизация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Рево- ¦ ¦
¦ ¦люции и реформы. Социальная трансформация ¦ ¦
¦ ¦общества. Столкновение тенденций интернаци- ¦ ¦
¦ ¦онализма и национализма, интеграции и сепа- ¦ ¦
¦ ¦ратизма, демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потреб- ¦ ¦
¦ ¦ность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их резуль- ¦ ¦
¦ ¦таты и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-эконо- ¦ ¦
¦ ¦мические преобразования в 30-е гг. Усиление ¦ ¦
¦ ¦режима личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общест- ¦ ¦
¦ ¦венно-политическая жизнь, культура, внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика СССР в послевоенные годы. Холодная ¦ ¦
¦ ¦война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и эконо- ¦ ¦
¦ ¦мических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестрой- ¦ ¦
¦ ¦ка. Попытка государственного переворота ¦ ¦
¦ ¦1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские¦ ¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государствен- ¦ ¦
¦ ¦ности (1993 - 1999 гг.). Россия на пути ¦ ¦
¦ ¦радикальной социально-экономической модер- ¦ ¦
¦ ¦низации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история куль- ¦ ¦
¦ ¦туры. Теоретическая и прикладная культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гия. Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентич- ¦ ¦
¦ ¦ность, культурная модернизация. Типология ¦ ¦
¦ ¦культур. Этническая и национальная, элитарная¦ ¦
¦ ¦и массовая культуры. Восточные и западные ¦ ¦
¦ ¦типы культур. Специфические и "серединные" ¦ ¦
¦ ¦культуры. Локальные культуры. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом совре- ¦ ¦
¦ ¦менном процессе. Культура и природа. Культура¦ ¦
¦ ¦и общество. Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. Инкуль- ¦ ¦
¦ ¦турация и социализация ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические школы.¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления граждан-¦ ¦
¦ ¦ского общества в России. Институциональные ¦ ¦
¦ ¦аспекты политики. Политическая власть. ¦ ¦
¦ ¦Политическая система. Политические режимы, ¦ ¦
¦ ¦политические партии, электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. Поли- ¦ ¦
¦ ¦тические организации и движения. Политические¦ ¦
¦ ¦элиты. Политическое лидерство. Социо- ¦ ¦
¦ ¦культурные аспекты политики. Мировая политика¦ ¦
¦ ¦и международные отношения. Особенности ¦ ¦
¦ ¦мирового политического процесса. Национально-¦ ¦
¦ ¦государственные интересы России в новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общест-¦ ¦
¦ ¦ва. Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права.¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и под- ¦ ¦
¦ ¦законные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. Правовое¦ ¦
¦ ¦государство. Конституция Российской Федерации¦ ¦
¦ ¦- основной закон государства. Особенности ¦ ¦
¦ ¦федеративного устройства России. Система ¦ ¦
¦ ¦органов государственной власти в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические ¦ ¦
¦ ¦лица. Право собственности. Обязательства в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Наследственное право. Брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения. Взаимные права и обязан- ¦ ¦
¦ ¦ности супругов, родителей и детей. Ответст- ¦ ¦
¦ ¦венность по семейному праву. Трудовой договор¦ ¦
¦ ¦(контракт). Трудовая дисциплина и ответ- ¦ ¦
¦ ¦ственность за ее нарушение. Административные ¦ ¦
¦ ¦правонарушения и административная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Понятие преступления. ¦ ¦
¦ ¦Уголовная ответственность за совершение ¦ ¦
¦ ¦преступлений. Экологическое право. Особеннос-¦ ¦
¦ ¦ти правового регулирования будущей професси- ¦ ¦
¦ ¦ональной деятельности. Правовые основы защиты¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психо- ¦ ¦
¦ ¦логии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика ¦ ¦
¦ ¦и организм. Психика, поведение и деятель- ¦ ¦
¦ ¦ность. Основные функции психики. Развитие ¦ ¦
¦ ¦психики в процессе онтогенеза и филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦Мозг и психика. Структура психики. Соотноше- ¦ ¦
¦ ¦ние сознания и бессознательного. Основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприя- ¦ ¦
¦ ¦тие. Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение ¦ ¦
¦ ¦и речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Психология малых групп. Межгруп- ¦ ¦
¦ ¦повые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функ- ¦ ¦
¦ ¦ции, методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обуче- ¦ ¦
¦ ¦ние, педагогическая деятельность, педагоги- ¦ ¦
¦ ¦ческое взаимодействие, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦технология, педагогическая задача. Образова- ¦ ¦
¦ ¦ние как общечеловеческая ценность. Образова- ¦ ¦
¦ ¦ние как социокультурный феномен и педагоги- ¦ ¦
¦ ¦ческий процесс. Образовательная система Рос- ¦ ¦
¦ ¦сии. Цели, содержание, структура непрерывного¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. Педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная, воспитательная и развивающая¦ ¦
¦ ¦функции обучения. Воспитание в педагогическом¦ ¦
¦ ¦процессе. Общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. Методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и социокуль- ¦ ¦
¦ ¦турная среда воспитания и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, коммуника- ¦ ¦
¦ ¦тивные, этические аспекты устной и письменной¦ ¦
¦ ¦речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования эле- ¦ ¦
¦ ¦ментов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его функцио-¦ ¦
¦ ¦нирования, жанровое разнообразие. Языковые ¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы уни- ¦ ¦
¦ ¦фикации языка служебных документов. Интерна- ¦ ¦
¦ ¦циональные свойства русской официально-дело- ¦ ¦
¦ ¦вой письменной речи. Язык и стиль распоряди- ¦ ¦
¦ ¦тельных документов. Язык и стиль коммерческой¦ ¦
¦ ¦корреспонденции. Язык и стиль инструктивно- ¦ ¦
¦ ¦методических документов. Реклама в деловой ¦ ¦
¦ ¦речи. Правила оформления документов. Речевой ¦ ¦
¦ ¦этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. Понятли- ¦ ¦
¦ ¦вость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления совер- ¦ ¦
¦ ¦шенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки. Социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологические¦ ¦
¦ ¦теории. Современные социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Русская социологическая мысль. Общество и ¦ ¦
¦ ¦социальные институты. Мировая система и ¦ ¦
¦ ¦процессы глобализации. Социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности. Виды общностей. Общность и ¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. Социаль-¦ ¦
¦ ¦ная организация. Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и социаль-¦ ¦
¦ ¦ные отношения. Общественное мнение как ¦ ¦
¦ ¦институт гражданского общества. Культура как ¦ ¦
¦ ¦фактор социальных изменений. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦экономики, социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. Социальные изменения. Социальные ¦ ¦
¦ ¦революции и реформы. Концепция социального ¦ ¦
¦ ¦прогресса. Формирование мировой системы. ¦ ¦
¦ ¦Место России в мировом сообществе. Методы ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философ- ¦ ¦
¦ ¦ского знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралисти- ¦ ¦
¦ ¦ческие концепции бытия, самоорганизация ¦ ¦
¦ ¦бытия. Понятия материального и идеального. ¦ ¦
¦ ¦Пространство, время. Движение и развитие, ¦ ¦
¦ ¦диалектика. Детерминизм и индетерминизм. ¦ ¦
¦ ¦Динамические и статистические закономерности.¦ ¦
¦ ¦Научные, философские и религиозные картины ¦ ¦
¦ ¦мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и при- ¦ ¦
¦ ¦рода. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и необхо- ¦ ¦
¦ ¦димость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненаси-¦ ¦
¦ ¦лие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности.¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. Раци- ¦ ¦
¦ ¦ональное и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. Действитель- ¦ ¦
¦ ¦ность, мышление, логика и язык. Научное и ¦ ¦
¦ ¦вненаучное знание. Критерии научности. ¦ ¦
¦ ¦Структура научного познания, его методы и ¦ ¦
¦ ¦формы. Рост научного знания. Научные рево- ¦ ¦
¦ ¦люции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. Пот-¦ ¦
¦ ¦ребности, ресурсы. Экономический выбор. Эко- ¦ ¦
¦ ¦номические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории.¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект заме- ¦ ¦
¦ ¦щения. Эластичность. Предложение и его фак- ¦ ¦
¦ ¦торы. Закон убывающей предельной производи- ¦ ¦
¦ ¦тельности. Эффект масштаба. Виды издержек. ¦ ¦
¦ ¦Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максими- ¦ ¦
¦ ¦зации прибыли. Предложение совершенно конку- ¦ ¦
¦ ¦рентной фирмы и отрасли. Эффективность кон- ¦ ¦
¦ ¦курентных рынков. Рыночная власть. Монополия.¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на ¦ ¦
¦ ¦факторы производства. Рынок труда. Спрос и ¦ ¦
¦ ¦предложение труда. Заработная плата и заня- ¦ ¦
¦ ¦тость. Рынок капитала. Процентная ставка и ¦ ¦
¦ ¦инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равно- ¦ ¦
¦ ¦весие и благосостояние. Распределение дохо- ¦ ¦
¦ ¦дов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦ ¦
¦ ¦и способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая поли- ¦ ¦
¦ ¦тика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. Предпри- ¦ ¦
¦ ¦нимательство. Теневая экономика. Рынок труда.¦ ¦
¦ ¦Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливае- ¦270 ¦
¦ ¦мые вузом ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.00 ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1838 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1462 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦612 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное ¦ ¦
¦ ¦и интегральное исчисления; векторный анализ ¦ ¦
¦ ¦и элементы теории поля; гармонический анализ;¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы;¦ ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика: теория вероятностей, случайные ¦ ¦
¦ ¦процессы, статистическое оценивание и ¦ ¦
¦ ¦проверка гипотез, статистические методы ¦ ¦
¦ ¦обработки экспериментальных данных ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦204 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и програм-¦ ¦
¦ ¦мные средства реализации информационных ¦ ¦
¦ ¦процессов; модели решения функциональных и ¦ ¦
¦ ¦вычислительных задач; алгоритмизация и ¦ ¦
¦ ¦программирование; языки программирования ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня; базы данных; программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение и технологии программирования; ¦ ¦
¦ ¦локальные и глобальные сети ЭВМ; основы ¦ ¦
¦ ¦защиты информации и сведений, составляющих ¦ ¦
¦ ¦государственную тайну; методы защиты инфор- ¦ ¦
¦ ¦мации; компьютерный практикум ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦425 ¦
¦ ¦ Физические основы механики; колебания и вол-¦ ¦
¦ ¦ны; молекулярная физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; атомная и ¦ ¦
¦ ¦ядерная физика; физический практикум ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦136 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, катали- ¦ ¦
¦ ¦заторы и каталитические системы, полимеры и ¦ ¦
¦ ¦олигомеры; химическая термодинамика и кине- ¦ ¦
¦ ¦тика: энергетика химических процессов, хими- ¦ ¦
¦ ¦ческое и фазовое равновесие, скорость реакции¦ ¦
¦ ¦и методы ее регулирования, колебательные ¦ ¦
¦ ¦реакции; реакционная способность веществ: ¦ ¦
¦ ¦химия и Периодическая система элементов, ¦ ¦
¦ ¦кислотно-основные и окислительно-восстанови- ¦ ¦
¦ ¦тельные свойства веществ, химическая связь, ¦ ¦
¦ ¦комплиментарность; химическая идентификация: ¦ ¦
¦ ¦качественный и количественный анализ, анали- ¦ ¦
¦ ¦тический сигнал, химический, физико-химичес- ¦ ¦
¦ ¦кий и физический анализ; химический практикум¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦85 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, эко-¦ ¦
¦ ¦системы, взаимоотношения организма и среды, ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы окружающей среды, экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования ¦ ¦
¦ ¦природных ресурсов и охраны природы; основы ¦ ¦
¦ ¦экономики природопользования; экозащитная ¦ ¦
¦ ¦техника и технологии; основы экологического ¦ ¦
¦ ¦права, профессиональная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в области охраны¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦187 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, ¦189 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2162 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1887 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦187 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01.01¦Начертательная геометрия ¦68 ¦
¦ ¦ Задание точки, прямой, плоскости и поверх- ¦ ¦
¦ ¦ностей на комплексном чертеже Монжа, пози- ¦ ¦
¦ ¦ционные и метрические задачи, способы пре- ¦ ¦
¦ ¦образования чертежа, типы поверхностей, ¦ ¦
¦ ¦построение разверток, касательные линии, ¦ ¦
¦ ¦аксонометрические поверхности ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01.02¦Инженерная графика ¦119 ¦
¦ ¦ Единая система конструкторской и проектной ¦ ¦
¦ ¦документации, снятие эскизов, деталирование, ¦ ¦
¦ ¦сборочные чертежи, машинная графика, алго- ¦ ¦
¦ ¦ритмы и программы, системы интерактивной ¦ ¦
¦ ¦машинной графики, выполнение чертежей ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02 ¦Механика ¦833 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02.01¦Теоретическая механика ¦221 ¦
¦ ¦ Кинематика; векторный способ записи движения¦ ¦
¦ ¦точки; естественный способ записи движения ¦ ¦
¦ ¦точки; понятие об абсолютно твердом теле; ¦ ¦
¦ ¦вращение твердого тела относительно непод- ¦ ¦
¦ ¦вижной оси; плоское движение твердого тела; ¦ ¦
¦ ¦общий случай движения твердого тела; сложное ¦ ¦
¦ ¦движение твердого тела; предмет динамики и ¦ ¦
¦ ¦статики; законы механики Галлилея - Ньютона; ¦ ¦
¦ ¦задачи механики; свободное прямолинейное ¦ ¦
¦ ¦движение точки; механическая система; масса ¦ ¦
¦ ¦системы; дифференциальные уравнения движения ¦ ¦
¦ ¦механической системы; количество движения ¦ ¦
¦ ¦материальной системы и материальной точки ¦ ¦
¦ ¦относительно центра и оси; количество энергии¦ ¦
¦ ¦материальной точки и механической системы; ¦ ¦
¦ ¦понятие о силовом поле, система сил; ¦ ¦
¦ ¦аналитические условия равновесия произвольной¦ ¦
¦ ¦системы сил; принцип Даламбера для мате- ¦ ¦
¦ ¦риальной точки; дифференциальные уравнения ¦ ¦
¦ ¦поступательного движения твердого тела; ¦ ¦
¦ ¦определение динамических реакций подшипников ¦ ¦
¦ ¦при вращении твердого тела вокруг неподвижной¦ ¦
¦ ¦оси; движение твердого тела вокруг неподвиж- ¦ ¦
¦ ¦ной точки; элементарная теория гироскопа; ¦ ¦
¦ ¦связи и их уравнения; принцип возможных ¦ ¦
¦ ¦перемещений; обобщенные координаты системы; ¦ ¦
¦ ¦уравнения Лагранжа второго рода; принцип ¦ ¦
¦ ¦Гамильтона - Остроградского; понятие об ¦ ¦
¦ ¦устойчивости равновесия; малые свободные ¦ ¦
¦ ¦колебания механической системы с двумя сте- ¦ ¦
¦ ¦пенями свободы и их свойства; собственные ¦ ¦
¦ ¦частоты и коэффициенты форм; явление удара; ¦ ¦
¦ ¦теорема об изменении кинетического момента ¦ ¦
¦ ¦механической системы при ударе ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02.02¦Теория механизмов и машин ¦85 ¦
¦ ¦ Основные понятия механизмов и машин; основ- ¦ ¦
¦ ¦ные виды механизмов, структурный анализ и ¦ ¦
¦ ¦синтез механизмов; кинематический анализ и ¦ ¦
¦ ¦синтез механизмов; динамический анализ и ¦ ¦
¦ ¦синтез механизмов; колебания механизмов; ¦ ¦
¦ ¦линейные уравнения механизмов; нелинейные ¦ ¦
¦ ¦уравнения движения в механизмах; колебания ¦ ¦
¦ ¦в рычажных и кулачковых механизмах; вибраци- ¦ ¦
¦ ¦онные транспортеры; вибрация; динамическое ¦ ¦
¦ ¦гашение колебаний; динамика приводов, выбор ¦ ¦
¦ ¦типа приводов; синтез рычажных механизмов; ¦ ¦
¦ ¦методы оптимизации в синтезе с применением ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; синтез механизмов по методу приближения ¦ ¦
¦ ¦функций; синтез передаточных механизмов; ¦ ¦
¦ ¦синтез по положениям звеньев; синтез направ- ¦ ¦
¦ ¦ляющих механизмов ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02.03¦Сопротивление материалов ¦238 ¦
¦ ¦ Основные понятия. Метод сечений. Центральное¦ ¦
¦ ¦растяжение-сжатие. Сдвиг. Геометрические ¦ ¦
¦ ¦характеристики сечений. Прямой поперечный ¦ ¦
¦ ¦изгиб. Кручение. Косой изгиб, внецентренное ¦ ¦
¦ ¦растяжение-сжатие. Элементы рационального ¦ ¦
¦ ¦проектирования простейших систем. Расчет ¦ ¦
¦ ¦статически определимых стержневых систем. ¦ ¦
¦ ¦Метод сил, расчет статически неопределимых ¦ ¦
¦ ¦стержневых систем. Анализ напряженного и ¦ ¦
¦ ¦деформированного состояния в точке тела. ¦ ¦
¦ ¦Сложное сопротивление, расчет по теориям ¦ ¦
¦ ¦прочности. Расчет безмоментных оболочек ¦ ¦
¦ ¦вращения. Устойчивость стержней. Продольно- ¦ ¦
¦ ¦поперечный изгиб. Расчет движущихся с ускоре-¦ ¦
¦ ¦нием элементов конструкций. Удар. Усталость. ¦ ¦
¦ ¦Расчет по несущей способности ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02.04¦Детали машин и основы конструирования ¦204 ¦
¦ ¦ Классификация механизмов, узлов и деталей. ¦ ¦
¦ ¦Основы проектирования механизмов, стадии ¦ ¦
¦ ¦разработки. Требования к деталям, критерии ¦ ¦
¦ ¦работоспособности и влияющие на них факторы. ¦ ¦
¦ ¦ Механические передачи: зубчатые, червячные, ¦ ¦
¦ ¦планетарные, волновые, рычажные, фрикционные,¦ ¦
¦ ¦ременные, цепные, передачи винт-гайка; ¦ ¦
¦ ¦расчеты передач на прочность. Валы и оси, ¦ ¦
¦ ¦конструкция и расчеты на прочность и жест- ¦ ¦
¦ ¦кость. Подшипники качения и скольжения, выбор¦ ¦
¦ ¦и расчеты на прочность. Уплотнительные ¦ ¦
¦ ¦устройства. Конструкции подшипниковых узлов. ¦ ¦
¦ ¦ Соединения деталей: резьбовые, заклепочные, ¦ ¦
¦ ¦сварные, паяные, клеевые, с натягом, шпоноч- ¦ ¦
¦ ¦ные, зубчатые, штифтовые, клеммовые, про- ¦ ¦
¦ ¦фильные; конструкция и расчеты соединений на ¦ ¦
¦ ¦прочность. ¦ ¦
¦ ¦ Упругие элементы. Муфты механических приво- ¦ ¦
¦ ¦дов. Корпусные детали механизмов ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02.05¦Основы теплотехники ¦85 ¦
¦ ¦ Предмет теплотехники. Связь с другими облас-¦ ¦
¦ ¦тями знаний. Основные понятия и определения. ¦ ¦
¦ ¦Термодинамика: смеси рабочих тел, теплоем- ¦ ¦
¦ ¦кость, законы термодинамики, термодинамичес- ¦ ¦
¦ ¦кие процессы и циклы, реальные газы и пары, ¦ ¦
¦ ¦термодинамика потоков, термодинамический ¦ ¦
¦ ¦анализ теплотехнических устройств, фазовые ¦ ¦
¦ ¦переходы, химическая термодинамика. Теория ¦ ¦
¦ ¦теплообмена: теплопроводность, конвекция, ¦ ¦
¦ ¦излучение, теплопередача, интенсификация ¦ ¦
¦ ¦теплообмена. Основы массообмена. Тепломассо- ¦ ¦
¦ ¦обменные устройства. Топливо и основы горе- ¦ ¦
¦ ¦ния. Теплогенерирующие устройства, холодиль- ¦ ¦
¦ ¦ная и криогенная техника. Применение теплоты ¦ ¦
¦ ¦в отрасли. Охрана окружающей среды. Основы ¦ ¦
¦ ¦энергосбережения. Вторичные энергетические ¦ ¦
¦ ¦ресурсы. Основы направления экономии энерго- ¦ ¦
¦ ¦ресурсов ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03 ¦Электротехника и электроника ¦170 ¦
¦ ¦ Введение. Электрические и магнитные цепи. ¦ ¦
¦ ¦Основные определения, топологические пара- ¦ ¦
¦ ¦метры и методы расчета электрических цепей. ¦ ¦
¦ ¦Анализ и расчет линейных цепей переменного ¦ ¦
¦ ¦тока. Анализ и расчет электрических цепей с ¦ ¦
¦ ¦нелинейными элементами. Анализ и расчет маг- ¦ ¦
¦ ¦нитных цепей. Электромагнитные устройства и ¦ ¦
¦ ¦электрические машины. Трансформаторы. Машины ¦ ¦
¦ ¦постоянного тока. Асинхронные машины. Син- ¦ ¦
¦ ¦хронные машины. ¦ ¦
¦ ¦ Основы электроники и электрические измере- ¦ ¦
¦ ¦ния. Элементная база современных электронных ¦ ¦
¦ ¦устройств. Источники вторичного электропи- ¦ ¦
¦ ¦тания. Усилители электрических сигналов. ¦ ¦
¦ ¦Импульсные и автогенераторные устройства. ¦ ¦
¦ ¦Основы цифровой электроники. Микропроцессор- ¦

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 650600 - ГОРНОЕ ДЕЛО. КВАЛИФИКАЦИЯ - ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также