НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652400 - ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 апреля 2000 года
Регистрационный номер
335 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
652400 - ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста - Интегрированные системы
летательных аппаратов
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
131600 - Прицельно-навигационные системы летательных аппаратов;
131700 - Автоматизированные системы управления боевыми авиационными комплексами;
131800 - Системы приводов летательных аппаратов;
131900 - Робототехнические системы авиационного вооружения.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста - Интегрированные системы летательных аппаратов при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Место направления в области науки и техники.
Направление - Интегрированные системы летательных аппаратов - это область науки и техники, включающая методы, средства и способы проектирования, конструирования и исследования бортовых систем летательных аппаратов, обеспечивающих выполнение поставленных целевых задач.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению - Интегрированные системы летательных аппаратов являются бортовые системы летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, ракет), обеспечивающие их нормальное, целевое функционирование: прицельно-навигационные системы, механизмы и системы управления для решения задач доставки, подготовки к боевому использованию и применению авиационных средств поражения, системы автоматизированных приводов и исполнительных механизмов, а также технологические процессы их математического и программного обеспечения.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению - Интегрированные системы летательных аппаратов в соответствии с базовой и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторскую;
- производственно-технологическую;
- научно-исследовательскую;
- организационно-управленческую.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника:
а) проектно-конструкторские:
- разрабатывает, используя средства автоматизации проектирования и передовой опыт разработки конкурентноспособных изделий, эскизные, технические и рабочие проекты особо сложных, сложных и средней сложности изделий, обеспечивает при этом соответствие разрабатываемых конструкций техническим заданиям, стандартам, требованиям наиболее экономичной технологии производства, а также применение в них стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц;
- проводит, используя вычислительную технику, технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых конструкций, составляет инструкции по эксплуатации конструкций и другую техническую документацию;
- согласовывает разрабатываемые проекты с другими подразделениями предприятия, экономически обосновывает разрабатываемые проекты;
- участвует во внедрении разработанных технических проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий, объектов;
б) производственно-технологические:
- разрабатывает, применяя средства автоматизации проектирования, и внедряет прогрессивные технологические процессы, виды оборудования и технологической оснастки, средства автоматизации и механизации, оптимальные режимы производства на выпускаемую предприятием продукцию и все виды работ, обеспечивая производство конкурентноспособной продукции и сокращение материальных и трудовых затрат на ее изготовление;
- устанавливает порядок выполнения работ и пооперационный маршрут изготовления деталей и сборки изделий;
- принимает участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов проектируемых изделий;
в) научно-исследовательские:
- изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области авиационной техники и технологии производства;
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
- подготавливает информационные обзоры, а также рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию;
- участвует в проведении научных исследований, испытаниях опытных образцов изделий и обработке и анализе полученных результатов, составляет по ним технические отчеты и оперативные сведения;
- проектирует средства испытания и контроля, оснастку, лабораторные макеты, контролирует их изготовление;
г) организационно-управленческие:
- разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;
- участвует в составлении патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения и промышленные образцы;
- рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию технологии производства и дает заключения о целесообразности их использования;
- подготавливает исходные данные для составления планов, заявок на материалы.
1.4.5. Для решения профессиональных задач инженер должен знать:
- назначение и условия технической эксплуатации проектируемых изделий;
- технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов авиационной техники и технологии их производства;
- методы анализа технического уровня авиационной техники и технологии;
- системы и методы проектирования авиационной техники и технологических процессов;
- стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации;
- постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по конструкторской и технологической подготовке производства;
- современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- основные требования организации труда при проектировании авиационной техники и технологических процессов ее производства;
- методы исследований, проектирования и проведения экспериментальных работ;
- специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике разработок и исследований;
- порядок и методы проведения патентных исследований; основы изобретательства;
- основы экономики, организации труда и организации производства;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста - Интегрированные системы летательных аппаратов, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста -
Интегрированные системы летательных аппаратов
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста - Интегрированные
системы летательных аппаратов
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, акценту-¦ ¦
¦ ¦ации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; ¦ ¦
¦ ¦основные особенности полного стиля произношения, ¦ ¦
¦ ¦характерные для сферы профессиональной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации; чтение транскрипции. Лексический ¦ ¦
¦ ¦минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц ¦ ¦
¦ ¦общего и терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. Понятие об основных ¦ ¦
¦ ¦способах словообразования. Грамматические навыки,¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла ¦ ¦
¦ ¦при письменном и устном общении общего характера;¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и монологи- ¦ ¦
¦ ¦ческой речи в сфере бытовой и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому и ¦ ¦
¦ ¦узкому профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной подготовке студентов. Ее социально- ¦ ¦
¦ ¦биологические основы. Физическая культура и ¦ ¦
¦ ¦спорт как социальные феномены общества. Законо- ¦ ¦
¦ ¦дательство Российской Федерации о физической ¦ ¦
¦ ¦культуре и спорте. Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в ХI - ХII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских землях¦ ¦
¦ ¦в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и Азии.¦ ¦
¦ ¦Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии ¦ ¦
¦ ¦о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно-промыш- ¦ ¦
¦ ¦ленное производство. Становление индустриального ¦ ¦
¦ ¦общества в России: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Общественная мысль и особенности общественного ¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в. Реформы и реформаторы в ¦ ¦
¦ ¦России. Русская культура XIX века и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. Роль XX столетия в мировой ¦ ¦
¦ ¦истории. Глобализация общественных процессов. ¦ ¦
¦ ¦Проблема экономического роста и модернизации. ¦ ¦
¦ ¦Революции и реформы. Социальная трансформация ¦ ¦
¦ ¦общества. Столкновение тенденций интернациона- ¦ ¦
¦ ¦лизма и национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического режима.¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство ¦ ¦
¦ ¦социализма в одной стране и его последствия. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономические преобразования в 30-е гг.¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй мировой¦ ¦
¦ ¦войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и экономиче- ¦ ¦
¦ ¦ских реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культурологиче- ¦ ¦
¦ ¦ского знания. Культурология и философия культуры,¦ ¦
¦ ¦социология культуры, культурная антропология. ¦ ¦
¦ ¦Культурология и история культуры. ¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, цивили-¦ ¦
¦ ¦зация, морфология культуры, функции культуры, ¦ ¦
¦ ¦субъект культуры, культурогенез, динамика культу-¦ ¦
¦ ¦ры, язык и символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ценности ¦ ¦
¦ ¦и нормы, культурные традиции, культурная картина ¦ ¦
¦ ¦мира, социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и "середин- ¦ ¦
¦ ¦ные" культуры. Локальные культуры. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦России в мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. Культура¦ ¦
¦ ¦и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль и ¦ ¦
¦ ¦место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая ¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. Политические¦ ¦
¦ ¦элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. ¦ ¦
¦ ¦Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические лица. ¦ ¦
¦ ¦Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за их нарушение. Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и административ- ¦ ¦
¦ ¦ная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психологии. ¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления ¦ ¦
¦ ¦в психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. ¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. ¦ ¦
¦ ¦Внимание. ¦ ¦
¦ ¦Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦Психология личности. Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы¦ ¦
¦ ¦организации учебной деятельности. Урок, лекция, ¦ ¦
¦ ¦семинарские, практические и лабораторные занятия,¦ ¦
¦ ¦диспут, конференция, зачет, экзамен, ¦ ¦
¦ ¦факультативные занятия, консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и управления¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского языка. Лексика, ¦ ¦
¦ ¦грамматика, синтаксис, функционально- ¦ ¦
¦ ¦стилистический состав книжной речи. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи и роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Лингвистические и ¦ ¦
¦ ¦экстралингвистические факторы публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Сфера функционирования, видовое разнообразие, ¦ ¦
¦ ¦языковые черты официально-делового стиля. ¦ ¦
¦ ¦Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов ¦ ¦
¦ ¦всех языковых уровней в научной речи. Жанровая ¦ ¦
¦ ¦дифференциация, отбор языковых средств в ¦ ¦
¦ ¦публицистическом стиле. ¦ ¦
¦ ¦Особенности устной публичной речи. Оратор и его ¦ ¦
¦ ¦аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка ¦ ¦
¦ ¦речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды вспомо- ¦ ¦
¦ ¦гательных материалов. Словесное оформление ¦ ¦
¦ ¦публичного выступления. Понятность, информатив- ¦ ¦
¦ ¦ность и выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения (речевое событие, речевая ситуация, ¦ ¦
¦ ¦речевое взаимодействие). Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи и совершенствование грамотного ¦ ¦
¦ ¦письма и говорения (литературное произношение, ¦ ¦
¦ ¦смысловое ударение, функции порядка слов, ¦ ¦
¦ ¦словоупотребление). Невербальные средства ¦ ¦
¦ ¦коммуникации. Речевые нормы учебной и научной ¦ ¦
¦ ¦сфер деятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Русская социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные отношения.¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный контроль ¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее историче-¦ ¦
¦ ¦ского развития. Структура философского знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистические ¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность ¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. Сознание и познание. Сознание, ¦ ¦
¦ ¦самосознание и личность. Познание, творчество, ¦ ¦
¦ ¦практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. Действительность, ¦ ¦
¦ ¦мышление, логика и язык. Научное и вненаучное ¦ ¦
¦ ¦знание. Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и ¦ ¦
¦ ¦прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенной конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как целое.¦ ¦
¦ ¦Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы ¦ ¦
¦ ¦его измерения. Национальный доход. Располагаемый ¦ ¦
¦ ¦личный доход. Индексы цен. Безработица и ее ¦ ¦
¦ ¦формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и¦ ¦
¦ ¦совокупное предложение. Стабилизационная ¦ ¦
¦ ¦политика. Равновесие на товарном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Потребление и сбережения. Инвестиции. Государст- ¦ ¦
¦ ¦венные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции.¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. ¦ ¦
¦ ¦Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. Привати-¦ ¦
¦ ¦зация. Формы собственности. Предпринимательство. ¦ ¦
¦ ¦Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и ¦ ¦
¦ ¦доходы. Преобразования в социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦Структурные сдвиги в экономике. Формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2280 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1900 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦890 ¦
¦ ¦Алгебра: основные алгебраические структуры, ¦ ¦
¦ ¦векторные пространства и линейные отображения, ¦ ¦
¦ ¦булевы алгебры; геометрия: аналитическая ¦ ¦
¦ ¦геометрия, многомерная евклидова геометрия, ¦ ¦
¦ ¦дифференциальная геометрия кривых и поверхностей ¦ ¦
¦ ¦элементы топологий; ¦ ¦
¦ ¦математический анализ: дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления, элементы теории функций ¦ ¦
¦ ¦и функционального анализа, теория функций ¦ ¦
¦ ¦комплексного переменного, дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения, операционное исчисление; ¦ ¦
¦ ¦вероятность и статистика: элементарная теория ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, математические основы теории ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, модели случайных процессов, ¦ ¦
¦ ¦проверка гипотез, принцип максимального ¦ ¦
¦ ¦правдоподобия, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦250 ¦
¦ ¦Понятие информации; ¦ ¦
¦ ¦общая характеристика процессов сбора, передачи, ¦ ¦
¦ ¦обработки и накопления информации; технические ¦ ¦
¦ ¦и программные средства реализации информационных ¦ ¦
¦ ¦процессов; ¦ ¦
¦ ¦модели решения функциональных и вычислительных ¦ ¦
¦ ¦задач; алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; ¦ ¦
¦ ¦базы данных; программное обеспечение и технология¦ ¦
¦ ¦программирования; компьютерная графика; локальные¦ ¦
¦ ¦и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и¦ ¦
¦ ¦сведений, составляющих государственную тайну; ¦ ¦
¦ ¦методы защиты информации; ¦ ¦
¦ ¦компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦400 ¦
¦ ¦Физические основы механики: понятие состояния в ¦ ¦
¦ ¦классической механике, уравнения движения, законы¦ ¦
¦ ¦сохранения, основы релятивистской механики, ¦ ¦
¦ ¦принцип относительности в механике, кинематика ¦ ¦
¦ ¦и динамика твердого тела, жидкостей и газов; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм: электростатика и ¦ ¦
¦ ¦магнитостатика в вакууме и веществе, уравнения ¦ ¦
¦ ¦Максвелла в интегральной и дифференциальной ¦ ¦
¦ ¦форме, материальные уравнения, квазистационарные ¦ ¦
¦ ¦токи, принцип относительности в электродинамике; ¦ ¦
¦ ¦физика колебаний и волн: гармонический и ¦ ¦
¦ ¦ангармонический осциллятор, физический смысл ¦ ¦
¦ ¦спектрального разложения, кинематика волновых ¦ ¦
¦ ¦процессов, нормальные моды, интерференция и ¦ ¦
¦ ¦дифракция волн, элементы Фурье-оптики; ¦ ¦
¦ ¦квантовая физика: корпускулярно-волновой дуализм,¦ ¦
¦ ¦принцип неопределенности, квантовые состояния, ¦ ¦
¦ ¦принцип суперпозиции, квантовые уравнения ¦ ¦
¦ ¦движения, операторы физических величин, ¦ ¦
¦ ¦энергетический спектр атомов и молекул, природа ¦ ¦
¦ ¦химической связи; ¦ ¦
¦ ¦статистическая физика и термодинамика: три начала¦ ¦
¦ ¦термодинамики, термодинамические функции ¦ ¦
¦ ¦состояния, фазовые равновесия и фазовые ¦ ¦
¦ ¦превращения, элементы неравновесной ¦ ¦
¦ ¦термодинамики, классическая и квантовые ¦ ¦
¦ ¦статистики, кинетические явления, системы ¦ ¦
¦ ¦заряженных частиц, конденсированное состояние; ¦ ¦
¦ ¦физический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Теоретическая механика ¦220 ¦
¦ ¦Статика; ¦ ¦
¦ ¦кинематика точки; кинематика твердого тела; ¦ ¦
¦ ¦сложное движение точки и твердого тела; ¦ ¦
¦ ¦динамика материальной точки; общие теоремы ¦ ¦
¦ ¦динамики; ¦ ¦
¦ ¦элементы аналитической механики; ¦ ¦
¦ ¦устойчивость равновесия и малые колебания ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Химия ¦70 ¦
¦ ¦Основы квантовой химии, химические системы; ¦ ¦
¦ ¦химическая термодинамика, электрохимические ¦ ¦
¦ ¦системы, коррозия металлов и способы защиты от ¦ ¦
¦ ¦нее; ¦ ¦
¦ ¦химическая идентификация; ¦ ¦
¦ ¦химический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦Биосфера и человек: структура биосферы; ¦ ¦
¦ ¦экосистемы; взаимоотношения организма и среды; ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные проблемы¦ ¦
¦ ¦окружающей среды; ¦ ¦
¦ ¦экологические принципы рационального ¦ ¦
¦ ¦использования природных ресурсов и охраны ¦ ¦
¦ ¦природы; основы экономики природопользования; ¦ ¦
¦ ¦экозащитная техника и технологии; основы ¦ ¦
¦ ¦экологического права, профессиональная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; международное сотрудничество в ¦ ¦
¦ ¦области окружающей среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦180 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦200 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1800 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1410 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦200 ¦
¦ 01.01¦Начертательная геометрия: основные способы ¦100 ¦
¦ ¦получения обратимых изображений (чертеж Монжа и ¦ ¦
¦ ¦аксонометрический чертеж); обзор основных ¦ ¦
¦ ¦геометрических фигур и их задание на чертеже; ¦ ¦
¦ ¦задачи на принадлежность; основные способы преоб-¦ ¦
¦ ¦разования чертежа; теория и алгоритмы решения ¦ ¦
¦ ¦основных позиционных и метрических задач ¦ ¦
¦ 01.02¦Инженерная графика: изображения (виды, разрезы, ¦100 ¦
¦ ¦сечения, выносные элементы); геометрические ¦ ¦
¦ ¦основы форм деталей; аксонометрические чертежи ¦ ¦
¦ ¦и технические рисунки; изображение соединений ¦ ¦
¦ ¦деталей; чертежи и эскизы деталей и сборочных ¦ ¦
¦ ¦единиц; нормативно-техническая документация; ¦ ¦
¦ ¦стандартизация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Механика ¦180 ¦
¦ 02.01¦Теория механизмов и машин ¦60 ¦
¦ ¦Структурный, кинематический, динамический и ¦ ¦
¦ ¦силовой анализ механизмов, синтез механизмов по ¦ ¦
¦ ¦заданным структурным, кинематическим и ¦ ¦
¦ ¦динамическим свойствам ¦ ¦
¦ 02.02¦Сопротивление материалов ¦60 ¦
¦ ¦Основные гипотезы; напряженное и деформированное ¦ ¦
¦ ¦состояние; расчетные схемы; растяжение-сжатие; ¦ ¦
¦ ¦чистый сдвиг; кручение; изгиб; статически ¦ ¦
¦ ¦неопределимые системы; ¦ ¦
¦ ¦теории прочности; безмоментная теория оболочек; ¦ ¦
¦ ¦устойчивость; стержневые системы при ударных ¦ ¦
¦ ¦нагрузках ¦ ¦
¦ 02.03¦Детали машин и основы конструирования ¦60 ¦
¦ ¦Основы конструирования и расчета деталей; ¦ ¦
¦ ¦способы соединения деталей машин и механизмов; ¦ ¦
¦ ¦передаточные механизмы, основы их расчета и ¦ ¦
¦ ¦конструирования с учетом условий ¦ ¦
¦ ¦производственной технологии и эксплуатации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦100 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
¦ 03.01¦Материаловедение ¦50 ¦
¦ ¦Строение металлических материалов; термическая ¦ ¦
¦ ¦и химико-термическая обработка стали; ¦ ¦
¦ ¦механические свойства и конструкционная прочность¦ ¦
¦ ¦металлов и сплавов; ¦ ¦
¦ ¦стали и цветные металлы для конструкций ¦ ¦
¦ ¦летательных аппаратов; ¦ ¦
¦ ¦полимеры - основа неметаллических конструкционных¦ ¦
¦ ¦материалов; неметаллические, композиционные ¦ ¦
¦ ¦материалы и пластмассы для конструкций летатель- ¦ ¦
¦ ¦ных аппаратов; ¦ ¦
¦ ¦поведение материалов в различных условиях внешних¦ ¦
¦ ¦воздействий; полуфабрикаты из различных ¦ ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
¦ 03.02¦Технология конструкционных материалов ¦50 ¦
¦ ¦Литье, порошковая металлургия, обработка мате- ¦ ¦
¦ ¦риалов давлением, обработка материалов резанием; ¦ ¦
¦ ¦сварка, пайка, формирование защитных покрытий; ¦ ¦
¦ ¦влияние технологии обработки материалов на ¦ ¦
¦ ¦эксплуатационные свойства и надежность изделий; ¦ ¦
¦ ¦методы контроля качества изделий; оборудование ¦ ¦
¦ ¦и инструмент; проблемы экономичности и экологии ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Электротехника и электроника ¦180 ¦
¦ 04.01¦Общая электротехника и электроника ¦180 ¦
¦ ¦Электрические и магнитные цепи; топологические ¦ ¦
¦ ¦параметры и методы расчета электрических цепей; ¦ ¦
¦ ¦анализ и расчет магнитных цепей; ¦ ¦
¦ ¦электромагнитные устройства и электрические ¦ ¦
¦ ¦машины; трансформаторы; машины постоянного тока ¦ ¦
¦ ¦(МПТ); асинхронные и синхронные машины; основы ¦ ¦
¦ ¦электроники и электрические измерения; элементная¦ ¦
¦ ¦база современных электронных устройств; источники¦ ¦
¦ ¦вторичного электропитания; усилители ¦ ¦
¦ ¦электрических сигналов; импульсные и ¦ ¦
¦ ¦автогенераторные устройства; основы цифровой ¦ ¦
¦ ¦электроники; микропроцессорные средства; ¦ ¦
¦ ¦электрические измерения и приборы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦100 ¦
¦ 05.01¦Метрология, стандартизация ¦50 ¦
¦ ¦Стандартизация и взаимозаменяемость; ¦ ¦
¦ ¦методы и средства контроля гладких ¦ ¦
¦ ¦цилиндрических поверхностей; нормирование ¦ ¦
¦ ¦отклонений формы; расположения и шероховатости ¦ ¦
¦ ¦поверхностей деталей; методы расчета линейных ¦ ¦
¦ ¦размерных цепей; ¦ ¦
¦ ¦метрологическое обеспечение, основы метрологии ¦ ¦
¦ ¦и прикладной статистики; ¦ ¦
¦ ¦государственная и международная системы ¦ ¦
¦ ¦стандартизации и сертификации ¦ ¦
¦ 05.02¦Сертификация авиационной техники ¦50 ¦
¦ ¦Система сертификации авиационной техники с целью ¦ ¦
¦ ¦обеспечения безопасности полетов; ¦ ¦
¦ ¦нормативные документы обеспечения летной ¦ ¦
¦ ¦годности воздушных судов; ¦ ¦
¦ ¦сертификация производства, материалов и ¦ ¦
¦ ¦эксплуатанта ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
¦ ¦Человек и среда обитания; ¦ ¦
¦ ¦основы физиологии труда и комфортные условия ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности; безопасность и экологичность ¦ ¦
¦ ¦технических систем; безопасность в чрезвычайных ¦ ¦
¦ ¦ситуациях; ¦ ¦
¦ ¦управление безопасностью жизнедеятельности; ¦ ¦
¦ ¦анатомо-физические воздействия на человека ¦ ¦
¦ ¦электромагнитных излучений и других вредных ¦ ¦
¦ ¦факторов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Экономика и организация промышленности ¦100 ¦
¦ ¦Экономические основы производства и ресурсы ¦ ¦
¦ ¦предприятий: основные фонды, оборотные средства, ¦ ¦
¦ ¦персонал, производительность труда и организация ¦ ¦
¦ ¦оплаты труда, ассортимент и качество продукции, ¦ ¦
¦ ¦планирование затрат, рентабельность, ¦ ¦
¦ ¦экономическая эффективность новой техники и ¦ ¦
¦ ¦капитальных вложений, финансирование ¦ ¦
¦ ¦инновационной деятельности, формы организации ¦ ¦
¦ ¦промышленного производства, финансовые отношения,¦ ¦
¦ ¦налогообложение ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Введение в авиационную и космическую технику ¦70 ¦
¦ ¦История развития авиации, аэродинамические схемы ¦ ¦
¦ ¦ЛА, органы управления; типы ЛА и решаемые ими ¦ ¦
¦ ¦целевые задачи; системы вооружения; системы ¦ ¦
¦ ¦оборудования; системы управления полетом; ¦ ¦
¦ ¦автоматические и автоматизированные системы; ¦ ¦
¦ ¦эффективность ЛА и его вооружения; ¦ ¦
¦ ¦комплексирование оборудования; информационно- ¦ ¦
¦ ¦управляющие системы; системы интеллектуальной ¦ ¦
¦ ¦поддержки экипажа ЛА ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Аэродинамика, динамика полета и конструкция ¦180 ¦
¦ ¦летательных аппаратов ¦ ¦
¦ ¦Аэродинамика: основы кинематики жидкости и газов,¦ ¦
¦ ¦особенности движения сплошной среды, основы ¦ ¦
¦ ¦вихревых движений, теоремы о вихрях; уравнение ¦ ¦
¦ ¦движения идеального газа (уравнение Бернулли); ¦ ¦
¦ ¦зависимость между формой струи и скоростью ¦ ¦
¦ ¦течения газа; ¦ ¦
¦ ¦скачки уплотнения; течения расширения при ¦ ¦
¦ ¦сверхзвуковых скоростях (течения Прандтля - ¦ ¦
¦ ¦Майера); особенности гиперзвуковых течений; ¦ ¦
¦ ¦ударная теория Ньютона; аэродинамические ¦ ¦
¦ ¦характеристики. ¦ ¦
¦ ¦Динамика полета: определение летных и маневренных¦ ¦
¦ ¦характеристик летательных аппаратов (ЛА); общие ¦ ¦
¦ ¦уравнения движения ЛА; аэродинамический расчет ¦ ¦
¦ ¦ЛА; дальность и продолжительность полета, радиус ¦ ¦
¦ ¦действия ЛА. ¦ ¦
¦ ¦Конструкция ЛА: классификация типов самолетов и ¦ ¦
¦ ¦вертолетов; составные части и системы ЛА; ¦ ¦
¦ ¦нагрузки на самолет в различных режимах полета, ¦ ¦
¦ ¦нормы прочности и жесткости; назначение, ¦ ¦
¦ ¦нагрузки, основные расчетные случаи и ¦ ¦
¦ ¦конструктивно-силовые схемы отдельных агрегатов: ¦ ¦
¦ ¦крыла, оперения, фюзеляжа, шасси, силовой ¦ ¦
¦ ¦установки и систем управления; компоновка ¦ ¦
¦ ¦самолета (вертолета), центровка; размещение ¦ ¦
¦ ¦спецустановок на борту ЛА ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Основы автоматики и теории управления ¦200 ¦
¦ ¦Основы теории систем автоматического регулирова- ¦ ¦
¦ ¦ния управления: методы анализа основных динамиче-¦ ¦
¦ ¦ских свойств линейных и нелинейных систем; ¦ ¦
¦ ¦основные динамические свойства системы в ¦ ¦
¦ ¦пространстве состояний; синтез управления ¦ ¦
¦ ¦динамической системой в пространстве состояний; ¦ ¦
¦ ¦основы алгебры логики: двоичные функции и их ¦ ¦
¦ ¦преобразование; полупроводниковые приборы ¦ ¦

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652500 - ГИДРОАЭРОДИНАМИКА И ДИНАМИКА ПОЛЕТА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также