СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 032700.00 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ. КВАЛИФИКАЦИЯ - УЧИТЕЛЬ ПРАВА И (В СООТВЕТСТВИИ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ) (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 апреля 2000 года
Номер государственной
регистрации
362 пед/сп
Вводится в действие
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
032700.00 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ
КВАЛИФИКАЦИЯ - УЧИТЕЛЬ ПРАВА
И (В СООТВЕТСТВИИ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ)
1. Общая характеристика специальности 032700.00
Юриспруденция с дополнительной специальностью
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Квалификация выпускника - учитель права и (в соответствии с дополнительной специальностью).
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя права и (в соответствии с дополнительной специальностью) по специальности 032700.00 Юриспруденция с дополнительной специальностью при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник, получивший квалификацию учитель права и (в соответствии с дополнительной специальностью), должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Выпускник, получивший квалификацию учитель права и (в соответствии с дополнительной специальностью), должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, нормативные акты Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания правовых дисциплин и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; право, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Выпускник, получивший квалификацию учитель права и (в соответствии с дополнительной специальностью), должен знать структуру системы образования, функции и взаимосвязь образовательных учреждений различных видов и уровней, основные нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность государственно-управленческих, образовательных, педагогических и воспитательных учреждений; быть способным к организации правозащитной деятельности, направленной на обеспечение прав человека, гражданина, особенно детей, учащейся молодежи, и образовательных учреждений.
Выпускник по специальности 032700.00 Юриспруденция с дополнительной специальностью подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа.
Видами профессиональной деятельности специалиста являются:
преподавательская;
научно-методическая;
социально-педагогическая;
воспитательная;
культурно-просветительская;
коррекционно-развивающая;
управленческая.
Выпускник подготовлен к работе в учреждениях системы образования различных форм собственности (школы, лицеи, гимназии, техникумы, колледжи, высшие учебные заведения) в качестве:
учителя (преподавателя) права в общеобразовательных учреждениях;
преподавателя права (дисциплин правового профиля) в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
специалиста системы начального, среднего профессионального и дополнительного образования, обеспечивающего и осуществляющего комплексную реализацию программ по специальностям среднего профессионального образования.
В учреждениях, организациях, предприятиях, связанных с различными аспектами организации и осуществления образовательной деятельности, в качестве:
юридического консультанта образовательного учреждения (организации), ведомства (департамента образования, управления образованием и т.п.);
организатора правового воспитания - воспитателя специализированных образовательных учреждений (спецшколы, спецучилища и т.п.);
помощника руководителя образовательных учреждений, организаций, предприятий по юридическим вопросам;
специалиста в области правозащитной деятельности по различным вопросам обеспечения и защиты законных интересов и прав граждан и учреждений, главным образом в образовательной сфере.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника - учителя права и (в соответствии с дополнительной специальностью), освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 032700.00 Юриспруденция с дополнительной специальностью.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 032700.00
Юриспруденция с дополнительной специальностью
3.1. Основная образовательная программа подготовки учителя права и (в соответствии с дополнительной специальностью) разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя права и (в соответствии с дополнительной специальностью), к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки учителя права и (в соответствии с дополнительной специальностью) состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки учителя права и (в соответствии с дополнительной специальностью) должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДПП - дисциплины предметной подготовки;
ДДС - дисциплины дополнительной специальности;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки учителя права и (в соответствии с дополнительной специальностью) должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки учителя
права и (в соответствии с дополнительной специальностью)
по специальности 032700.00 Юриспруденция
с дополнительной специальностью
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1500 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1050 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучае- ¦ ¦
¦ ¦мом языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы профессио- ¦ ¦
¦ ¦нальной коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых слово- ¦ ¦
¦ ¦сочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие коммуни- ¦ ¦
¦ ¦кацию общего характера без искажения смысла при¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении; основные граммати-¦ ¦
¦ ¦ческие явления, характерные для профессиональ- ¦ ¦
¦ ¦ной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической ¦ ¦
¦ ¦и монологической речи в сфере бытовой ¦ ¦
¦ ¦и профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подготов-¦ ¦
¦ ¦ка студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие ¦ ¦
¦ ¦и классификация исторического источника. Оте- ¦ ¦
¦ ¦чественная историография в прошлом и настоящем:¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Методология и теория исто- ¦ ¦
¦ ¦рической науки. История России - неотъемлемая ¦ ¦
¦ ¦часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской государственности.¦ ¦
¦ ¦Принятие христианства. Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государственности ¦ ¦
¦ ¦в XI - XII вв. Социально-политические изменения¦ ¦
¦ ¦в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российско-¦ ¦
¦ ¦го государства. Возвышение Москвы. Формирование¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особен- ¦ ¦
¦ ¦ности складывания российского абсолютизма. ¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в России: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Общественная мысль и особенности общественного ¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в. Реформы и реформаторы в ¦ ¦
¦ ¦России. Русская культура XIX века и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобали- ¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов. Проблема эконо- ¦ ¦
¦ ¦мического роста и модернизации. Революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенацио- ¦ ¦
¦ ¦нального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская¦ ¦
¦ ¦война и интервенция, их результаты и последст- ¦ ¦
¦ ¦вия. Российская эмиграция. Социально-экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Форми- ¦ ¦
¦ ¦рование однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические пре-¦ ¦
¦ ¦образования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культуро- ¦ ¦
¦ ¦логического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история культуры.¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентич- ¦ ¦
¦ ¦ность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и за- ¦ ¦
¦ ¦падные типы культур. Специфические и "середин- ¦ ¦
¦ ¦ные" культуры. Локальные культуры. Место и роль¦ ¦
¦ ¦России в мировой культуре. Тенденции культурной¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном процессе.¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Роль и место политики в жизни современных ¦ ¦
¦ ¦обществ. Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и осо- ¦ ¦
¦ ¦бенности. Особенности становления гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политичес-¦ ¦
¦ ¦кая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России ¦ ¦
¦ ¦в новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика ¦ ¦
¦ ¦и прогностика ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, коммуника- ¦ ¦
¦ ¦тивные, этические аспекты устной и письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элемен- ¦ ¦
¦ ¦тов различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер деятель- ¦ ¦
¦ ¦ности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его функцио- ¦ ¦
¦ ¦нирования, жанровое разнообразие. Языковые фор-¦ ¦
¦ ¦мулы официальных документов. Приемы унификации ¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных документов.¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык¦ ¦
¦ ¦и стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность ¦ ¦
¦ ¦и выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма ¦ ¦
¦ ¦и говорения ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы.¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России ¦ ¦
¦ ¦в мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии ¦ ¦
¦ ¦в культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистичес- ¦ ¦
¦ ¦кие концепции бытия, самоорганизация бытия. ¦ ¦
¦ ¦Понятия материального и идеального. Простран- ¦ ¦
¦ ¦ство, время. Движение и развитие, диалектика. ¦ ¦
¦ ¦Детерминизм и индетерминизм. Динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности. Научные, ¦ ¦
¦ ¦философские и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа.¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс: ¦ ¦
¦ ¦личность и массы, свобода и необходимость. ¦ ¦
¦ ¦Формационная и цивилизационная концепции ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, справедли- ¦ ¦
¦ ¦вость, право. Нравственные ценности. Пред- ¦ ¦
¦ ¦ставления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль ¦ ¦
¦ ¦в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. Рацио- ¦ ¦
¦ ¦нальное и иррациональное в познавательной дея- ¦ ¦
¦ ¦тельности. Проблема истины. Действительность, ¦ ¦
¦ ¦мышление, логика и язык. Научное и вненаучное ¦ ¦
¦ ¦знание. Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций ¦ ¦
¦ ¦и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы.¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной произво- ¦ ¦
¦ ¦дительности. Эффект масштаба. Виды издержек. ¦ ¦
¦ ¦Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации ¦ ¦
¦ ¦прибыли. Предложение совершенно конкурентной ¦ ¦
¦ ¦фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных ¦ ¦
¦ ¦рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополис- ¦ ¦
¦ ¦тическая конкуренция. Олигополия. Антимонополь-¦ ¦
¦ ¦ное регулирование. Спрос на факторы производ- ¦ ¦
¦ ¦ства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства.¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦ ¦
¦ ¦и способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое равно- ¦ ¦
¦ ¦весие. Совокупный спрос и совокупное предложе- ¦ ¦
¦ ¦ние. Стабилизационная политика. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦товарном рынке. Потребление и сбережения. ¦ ¦
¦ ¦Инвестиции. Государственные расходы и налоги. ¦ ¦
¦ ¦Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Деньги и их функции. Равновесие ¦ ¦
¦ ¦на денежном рынке. Денежный мультипликатор. ¦ ¦
¦ ¦Банковская система. Денежно-кредитная политика.¦ ¦
¦ ¦Экономический рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика. Платежный баланс. ¦ ¦
¦ ¦Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦225 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦225 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦400 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦320 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦100 ¦
¦ ¦Аксиоматический метод, основные математические ¦ ¦
¦ ¦структуры, вероятность и статистика, математи- ¦ ¦
¦ ¦ческие модели, алгоритмы и языки программирова-¦ ¦
¦ ¦ния, стандартное программное обеспечение ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦120 ¦
¦ ¦Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции разви- ¦ ¦
¦ ¦тия; корпускулярная и континуальная концепции ¦ ¦
¦ ¦описания природы; порядок и беспорядок в ¦ ¦
¦ ¦природе; хаос; структурные уровни организации ¦ ¦
¦ ¦материи; микро-, макро- и мегамиры; пространст-¦ ¦
¦ ¦во, время; принципы относительности; принципы ¦ ¦
¦ ¦симметрии; законы сохранения; взаимодействие; ¦ ¦
¦ ¦близкодействие, дальнодействие; состояние; ¦ ¦
¦ ¦принципы суперпозиции, неопределенности, ¦ ¦
¦ ¦дополнительности; динамические и статистические¦ ¦
¦ ¦закономерности в природе; законы сохранения ¦ ¦
¦ ¦энергии в макроскопических процессах; принцип ¦ ¦
¦ ¦возрастания энтропии; химические процессы, ¦ ¦
¦ ¦реакционная способность веществ; внутреннее ¦ ¦
¦ ¦строение и история геологического развития ¦ ¦
¦ ¦Земли; современные концепции развития геосфер- ¦ ¦
¦ ¦ных оболочек; литосфера как абиотическая основа¦ ¦
¦ ¦жизни; экологические функции литосферы: ресурс-¦ ¦
¦ ¦ная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; ¦ ¦
¦ ¦географическая оболочка Земли; особенности ¦ ¦
¦ ¦биологического уровня организации материи; ¦ ¦
¦ ¦принципы эволюции, воспроизводства и развития ¦ ¦
¦ ¦живых систем; многообразие живых организмов - ¦ ¦
¦ ¦основа организации и устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦генетика и эволюция; человек: физиология, здо- ¦ ¦
¦ ¦ровье, эмоции, творчество, работоспособность; ¦ ¦
¦ ¦биоэтика, человек, биосфера и космические ¦ ¦
¦ ¦циклы: ноосфера, необратимость времени, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация в живой и неживой природе; ¦ ¦
¦ ¦принципы универсального эволюционизма; путь ¦ ¦
¦ ¦к единой культуре ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Технические и аудиовизуальные средства ¦100 ¦
¦ ¦обучения ¦ ¦
¦ ¦Аудиовизуальная информация: природа, источники,¦ ¦
¦ ¦преобразователи, носители. Аудиовизуальная ¦ ¦
¦ ¦культура: история, концепции, структура, ¦ ¦
¦ ¦функционирование. Психофизиологические основы ¦ ¦
¦ ¦восприятия аудиовизуальной информации челове- ¦ ¦
¦ ¦ком. Аудиовизуальные технологии: фотография ¦ ¦
¦ ¦и фотографирование; оптическая проекция ¦ ¦
¦ ¦(статическая и динамическая), звукозапись (ана-¦ ¦
¦ ¦логовая и цифровая); телевидение и видеозапись ¦ ¦
¦ ¦(аналоговая и цифровая); компьютеры и мульти- ¦ ¦
¦ ¦медийные средства. ¦ ¦
¦ ¦Аудиовизуальные технологии обучения: типология ¦ ¦
¦ ¦аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; ¦ ¦
¦ ¦типология учебных видеозаписей; банк аудио-, ¦ ¦
¦ ¦видео-, компьютерных материалов; дидактические ¦ ¦
¦ ¦принципы построения аудио-, видео-, ¦ ¦
¦ ¦компьютерных учебных пособий. Интерактивные ¦ ¦
¦ ¦технологии обучения ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦80 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1600 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1280 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.01¦Психология ¦308 ¦
¦ ¦Общая психология. Психология как наука. ¦ ¦
¦ ¦Предмет, задачи, методы и структура современной¦ ¦
¦ ¦психологии. Методология психологии. ¦ ¦
¦ ¦Проблема человека в психологии. Человек - ¦ ¦
¦ ¦индивид - личность - индивидуальность - ¦ ¦
¦ ¦субъект. Психика человека как предмет ¦ ¦
¦ ¦системного исследования. Проблема и природа ¦ ¦
¦ ¦психического. ¦ ¦
¦ ¦Общее понятие о личности. Основные факторы ¦ ¦
¦ ¦и механизмы развития личности. Жизненный путь ¦ ¦
¦ ¦личности. Основные психологические теории ¦ ¦
¦ ¦личности. Направленность и ее психологические ¦ ¦
¦ ¦проявления. Потребности. Мотивация. ¦ ¦
¦ ¦Деятельность: структура, виды, характеристики. ¦ ¦
¦ ¦Деятельностный подход и общепсихологическая ¦ ¦
¦ ¦теория деятельности. Системогенез деятельности.¦ ¦
¦ ¦Общение: функции, средства, структура, ¦ ¦
¦ ¦психологические характеристики. ¦ ¦
¦ ¦Познавательная сфера. Сенсорно-перцептивные ¦ ¦
¦ ¦процессы. ¦ ¦
¦ ¦Виды, свойства, закономерности ощущений. Харак-¦ ¦
¦ ¦теристика, свойства, особенности восприятия. ¦ ¦
¦ ¦Процессы, виды, типы, качества, закономерности ¦ ¦
¦ ¦памяти. Виды, процессы, формы, свойства мышле- ¦ ¦
¦ ¦ния. Мышление и речь. Виды, функции, характе- ¦ ¦
¦ ¦ристики речи. Виды, функции, свойства, природа ¦ ¦
¦ ¦воображения. Сущность, виды, характеристики ¦ ¦
¦ ¦внимания. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции, чувства, воля. Темперамент. Характер. ¦ ¦
¦ ¦Мотивация и характер. ¦ ¦
¦ ¦Способности: определение, структура, виды, ¦ ¦
¦ ¦происхождение, характеристики, механизмы. ¦ ¦
¦ ¦Экспериментальная психология. Предмет экспери- ¦ ¦
¦ ¦ментальной психологии. Научное исследование: ¦ ¦
¦ ¦принципы, структура, виды, этапы, направления, ¦ ¦
¦ ¦типы. Валидность. Научная проблема. Гипотезы: ¦ ¦
¦ ¦виды, типы, содержание. Общенаучные исследова- ¦ ¦
¦ ¦тельские методы. Психологический эксперимент. ¦ ¦
¦ ¦Психологическое измерение. Психологическое ¦ ¦
¦ ¦тестирование. Тестовые нормы. Результаты ¦ ¦
¦ ¦исследования: интерпретация, представление. ¦ ¦
¦ ¦Этические принципы проведения исследований ¦ ¦
¦ ¦человека. ¦ ¦
¦ ¦Возрастная психология. Предмет, задачи и методы¦ ¦
¦ ¦возрастной психологии. Социально-историческая ¦ ¦
¦ ¦природа детства. Биогенетические и социогене- ¦ ¦
¦ ¦тические концепции, теория конвергенции двух ¦ ¦
¦ ¦факторов. Психоаналитические теории детского ¦ ¦
¦ ¦развития. Эпигенетическая теория развития ¦ ¦
¦ ¦личности. Генетическая эпистемология: учение об¦ ¦
¦ ¦интеллектуальном развитии ребенка. Культурно- ¦ ¦
¦ ¦историческая концепция. Условия, источники и ¦ ¦
¦ ¦движущие силы психического развития. Проблема ¦ ¦
¦ ¦возраста и возрастной периодизации психического¦ ¦
¦ ¦развития. Кризисы в психическом развитии ¦ ¦
¦ ¦ребенка. Социальная ситуация развития. Ведущая ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные новообразования. Кризис ¦ ¦
¦ ¦новорожденности. Младенчество. Комплекс ¦ ¦
¦ ¦оживления. Кризис одного года. Раннее детство. ¦ ¦
¦ ¦Развитие предметно-орудийной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Кризис трех лет. Игровая деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Эгоцентризм детского мышления. Развитие мотивов¦ ¦
¦ ¦поведения и формирование самосознания в дошко- ¦ ¦
¦ ¦льном возрасте. Эмоциональная сфера дошкольни- ¦ ¦
¦ ¦ка. Кризис семи лет. Психологическая готовность¦ ¦
¦ ¦к школьному обучению. Младший школьный возраст.¦ ¦
¦ ¦Учебная деятельность. Подростковый возраст. ¦ ¦
¦ ¦Чувство взрослости. Проблемы общения в под- ¦ ¦
¦ ¦ростковом возрасте. Самосознание подростков. ¦ ¦
¦ ¦Потребность в самоутверждении. Теоретическое ¦ ¦
¦ ¦мышление. Период юности. Ранняя юность. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировоззрения. Выбор профессии. ¦ ¦
¦ ¦Проблема юношеского самоопределения. Этап ¦ ¦
¦ ¦взрослости. Проблемы акмеологии. Кризисы на ¦ ¦
¦ ¦этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла ¦ ¦
¦ ¦жизни. Пожилой возраст. Старость как социальная¦ ¦
¦ ¦и психологическая проблема. Жизненный путь ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Социальная психология. Предмет социальной ¦ ¦
¦ ¦психологии. Теоретические и прикладные задачи ¦ ¦
¦ ¦социальной психологии. Общение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Структура общения. Общение как обмен информа- ¦ ¦
¦ ¦цией. Речь как средство коммуникации. Неверба- ¦ ¦
¦ ¦льная коммуникация. Общение как взаимодействие.¦ ¦
¦ ¦Общение как познание людьми друг друга. ¦ ¦
¦ ¦Социальная перцепция. Каузальная атрибуция. ¦ ¦
¦ ¦Межличностная аттракция. ¦ ¦
¦ ¦Группа как социально-психологический феномен. ¦ ¦
¦ ¦Большие социальные группы. Стихийные группы ¦ ¦
¦ ¦и массовые движения. Малые группы. Феномен ¦ ¦
¦ ¦группового давления. Феномен конформизма. Груп-¦ ¦
¦ ¦повая сплоченность. Лидерство и руководство. ¦ ¦
¦ ¦Стиль лидерства. Принятие группового решения. ¦ ¦
¦ ¦Эффективность деятельности малой группы. Стадии¦ ¦
¦ ¦и уровни развития группы. Феномен межгруппового¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. Этнопсихология. ¦ ¦
¦ ¦Проблемы личности в социальной психологии. ¦ ¦
¦ ¦Социализация. Социальная установка и реальное ¦ ¦
¦ ¦поведение. ¦ ¦
¦ ¦Межличностный конфликт. ¦ ¦
¦ ¦Педагогическая психология. Педагогическая ¦ ¦
¦ ¦психология в системе психологической науки и ¦ ¦
¦ ¦человекознании. Предмет и задачи педагогической¦ ¦
¦ ¦психологии. ¦ ¦
¦ ¦Психологическая сущность и структура процесса ¦ ¦
¦ ¦учения. Проблема соотношения обучения и разви- ¦ ¦
¦ ¦тия. Актуальные вопросы и трудности развиваю- ¦ ¦
¦ ¦щего обучения. Общие и частные цели обучения. ¦ ¦
¦ ¦Уровни возможной обученности и их психологичес-¦ ¦
¦ ¦кая обусловленность. ¦ ¦
¦ ¦Психологическая сущность программированного ¦ ¦
¦ ¦обучения. Психологические вопросы компьютериза-¦ ¦
¦ ¦ции и информатизации учебного процесса. ¦ ¦
¦ ¦Психологическая сущность и организация ¦ ¦
¦ ¦проблемного обучения, этапы его протекания. ¦ ¦
¦ ¦Поэтапное формирование умственных действий. ¦ ¦
¦ ¦Проблема содержательного обобщения в обучении. ¦ ¦
¦ ¦Психологические проблемы школьной отметки и ¦ ¦
¦ ¦оценки. Психологические причины школьной ¦ ¦
¦ ¦неуспеваемости. Мотивация учения. ¦ ¦
¦ ¦Психологическая сущность воспитания, его ¦ ¦
¦ ¦критерии. Воспитание как путь к сознанию ¦ ¦
¦ ¦и смыслу. ¦ ¦
¦ ¦Психологическая сущность и специфика педаго- ¦ ¦
¦ ¦гической деятельности, ее компоненты, функции ¦ ¦
¦ ¦и формы. Понятие о стилях педагогической ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Психология личности учителя. Проблемы ¦ ¦
¦ ¦профессионально-психологической компетенции ¦ ¦
¦ ¦и профессионально-личностного роста ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.02¦Педагогика ¦324 ¦
¦ ¦Введение в педагогическую деятельность. Общая ¦ ¦
¦ ¦характеристика педагогической профессии. Про- ¦ ¦
¦ ¦фессиональная деятельность и личность педагога.¦ ¦
¦ ¦Общая и профессиональная культура педагога. ¦ ¦
¦ ¦Требования государственного образовательного ¦ ¦
¦ ¦стандарта к личности и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦компетентности педагога. Профессионально- ¦ ¦
¦ ¦личностное становление и развитие педагога. ¦ ¦
¦ ¦Общие основы педагогики. Педагогика как наука, ¦ ¦
¦ ¦ее объект. Категориальный аппарат педагогики: ¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, самовоспита-¦ ¦
¦ ¦ние, социализация, педагогическая деятельность,¦ ¦
¦ ¦педагогическое взаимодействие, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦система, образовательный процесс. Образование ¦ ¦
¦ ¦как общественное явление и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образование как целенаправленный ¦ ¦
¦ ¦процесс воспитания и обучения в интересах ¦ ¦
¦ ¦человека, общества и государства. Взаимосвязь ¦ ¦
¦ ¦педагогической науки и практики. Связь педаго- ¦ ¦
¦ ¦гики с другими науками. Понятие "методология ¦ ¦
¦ ¦педагогической науки". Методологическая ¦ ¦
¦ ¦культура педагога. Научное исследование в ¦ ¦
¦ ¦педагогике, его основные характеристики. Методы¦ ¦
¦ ¦и логика педагогического исследования. ¦ ¦
¦ ¦Теория обучения. Сущность, движущие силы, про- ¦ ¦
¦ ¦тиворечия и логика образовательного процесса. ¦ ¦
¦ ¦Закономерности и принципы обучения. Анализ ¦ ¦
¦ ¦современных дидактических концепций. Единство ¦ ¦
¦ ¦образовательной, воспитательной и развивающей ¦ ¦
¦ ¦функций обучения. Проблемы целостности учебно- ¦ ¦
¦ ¦воспитательного процесса. Двусторонний и ¦ ¦
¦ ¦личностный характер обучения. Единство пре- ¦ ¦
¦ ¦подавания и учения. Обучение как сотворчество ¦ ¦
¦ ¦учителя и ученика. Содержание образования ¦ ¦
¦ ¦как фундамент базовой культуры личности. ¦ ¦
¦ ¦Государственный образовательный стандарт. Базо-¦ ¦
¦ ¦вая, вариативная и дополнительная составляющие ¦ ¦
¦ ¦содержания образования. Методы обучения. Сов- ¦ ¦
¦ ¦ременные модели организации обучения. Типология¦ ¦
¦ ¦и многообразие образовательных учреждений. ¦ ¦
¦ ¦Авторские школы. Инновационные образовательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Классификация средств обучения. ¦ ¦
¦ ¦Теория и методика воспитания. Сущность воспи- ¦ ¦
¦ ¦тания и его место в целостной структуре обра- ¦ ¦
¦ ¦зовательного процесса. Движущие силы и логика ¦ ¦
¦ ¦воспитательного процесса. Базовые теории ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. Закономерности ¦ ¦
¦ ¦и принципы воспитания: персонификация, ¦ ¦
¦ ¦природосообразность, культуросообразность, ¦ ¦
¦ ¦гуманизация, дифференциация. Национальное ¦ ¦
¦ ¦своеобразие воспитания. Система форм и методов ¦ ¦
¦ ¦воспитания. Понятие о воспитательных системах. ¦ ¦
¦ ¦Педагогическое взаимодействие в воспитании. ¦ ¦
¦ ¦Коллектив как объект и субъект воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Функции и основные направления деятельности ¦ ¦
¦ ¦классного руководителя. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика межнационального общения. Цель и ¦ ¦
¦ ¦задачи воспитания культуры межнационального ¦ ¦
¦ ¦общения. Воспитание патриотизма и интернацио- ¦ ¦
¦ ¦нализма, веротерпимости, толерантности. ¦ ¦
¦ ¦История образования и педагогической мысли. ¦ ¦
¦ ¦История образования и педагогической мысли ¦ ¦
¦ ¦как область научного знания. Школьное дело ¦ ¦
¦ ¦и зарождение педагогической мысли на ранних ¦ ¦
¦ ¦этапах развития человечества. Воспитание и ¦ ¦
¦ ¦школа в античном мире. Воспитание и образование¦ ¦
¦ ¦в эпоху Средневековья. Воспитание и педагоги- ¦ ¦
¦ ¦ческая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и ¦ ¦
¦ ¦обучение в Киевской Руси и Русском государстве ¦ ¦
¦ ¦(до XVIII века). Образование и педагогическая ¦ ¦
¦ ¦мысль Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х¦ ¦
¦ ¦годов). Школа и педагогика в России до 90-х гг.¦ ¦
¦ ¦XIX века. Зарубежная педагогика и школа в конце¦ ¦
¦ ¦XIX века. Школа и педагогика в России в конце ¦ ¦
¦ ¦XIX и начале XX вв. (до 1917 г.). Зарубежная ¦ ¦
¦ ¦школа и педагогика в период между первой и ¦ ¦
¦ ¦второй мировыми войнами. Развитие школы и ¦ ¦
¦ ¦педагогики в России после Октябрьской революции¦ ¦
¦ ¦(1917 г.). Образование и педагогическая мысль ¦ ¦
¦ ¦в России после второй мировой войны. Ведущие ¦ ¦
¦ ¦тенденции современного развития мирового ¦ ¦
¦ ¦образовательного процесса. ¦ ¦
¦ ¦Социальная педагогика. Социальное воспитание ¦ ¦
¦ ¦и социализация личности. Сущность, принципы, ¦ ¦
¦ ¦ценности, механизмы и факторы социального ¦ ¦
¦ ¦воспитания. Взаимодействие в социальном ¦ ¦
¦ ¦воспитании. Жизнедеятельность институтов ¦ ¦
¦ ¦социального воспитания. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и социокуль- ¦ ¦
¦ ¦турная среда воспитания и развития ребенка. ¦ ¦
¦ ¦Оказание индивидуальной помощи в различных ¦ ¦
¦ ¦институтах воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Коррекционная педагогика с основами специальной¦ ¦
¦ ¦психологии. Предмет, задачи, принципы, кате- ¦ ¦
¦ ¦гории, основные научные теории коррекционной ¦ ¦
¦ ¦педагогики. Норма и отклонение в физическом, ¦ ¦
¦ ¦психологическом, интеллектуальном и моторном ¦ ¦
¦ ¦развитии человека. Первичный и вторичный ¦ ¦
¦ ¦дефект. Комбинированные нарушения, их причины. ¦ ¦
¦ ¦Профилактика, диагностика, коррекция недостат- ¦ ¦
¦ ¦ков личностного развития детей. Девиантное ¦ ¦
¦ ¦поведение детей. Система консультативно- ¦ ¦
¦ ¦диагностической, коррекционно-педагогической, ¦ ¦
¦ ¦реабилитационной работы. ¦ ¦
¦ ¦Педагогические технологии. Понятие педагогичес-¦ ¦
¦ ¦ких технологий, их обусловленность характером ¦ ¦
¦ ¦педагогических задач. Виды педагогических за- ¦ ¦
¦ ¦дач: стратегические, тактические, оперативные. ¦ ¦
¦ ¦Проектирование и процесс решения педагогических¦ ¦
¦ ¦задач. Репродуктивные, продуктивные, алгоритми-¦ ¦
¦ ¦ческие педагогические технологии. Технология ¦ ¦
¦ ¦педагогического регулирования и коррекции ¦ ¦
¦ ¦образовательного процесса. Технология ¦ ¦
¦ ¦контроля образовательного процесса. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами. Понятие ¦ ¦
¦ ¦управления и педагогического менеджмента. ¦ ¦
¦ ¦Государственно-общественная система управления ¦ ¦
¦ ¦образованием. Основные функции педагогического ¦ ¦
¦ ¦управления: педагогический анализ, целеполага- ¦ ¦
¦ ¦ние, планирование, организация, регулирование ¦ ¦
¦ ¦и контроль. Принципы управления педагогическими¦ ¦
¦ ¦системами. Школа как педагогическая система ¦ ¦
¦ ¦и объект управления. Службы управления. ¦ ¦
¦ ¦Управленческая культура руководителя. Взаимо- ¦ ¦
¦ ¦действие социальных институтов в управлении ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами. Повышение квали- ¦ ¦
¦ ¦фикации и аттестация работников школы. ¦ ¦
¦ ¦Психолого-педагогический практикум. Решение ¦ ¦
¦ ¦психолого-педагогических задач, конструирование¦ ¦
¦ ¦различных форм психолого-педагогической ¦ ¦
¦ ¦деятельности, моделирование образовательных и ¦ ¦
¦ ¦педагогических ситуаций. Психолого-педагоги- ¦ ¦
¦ ¦ческие методики диагностики, прогнозирования ¦ ¦
¦ ¦и проектирования, накопления профессионального ¦ ¦
¦ ¦опыта. Развитие интеллектуально-творческого, ¦ ¦
¦ ¦диагностического, коммуникационного, ¦ ¦
¦ ¦мотивационно-профессионального потенциала ¦ ¦
¦ ¦личности педагога ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.03¦Основы специальной педагогики и психологии ¦72 ¦
¦ ¦Предмет, цели, задачи, принципы и методы ¦ ¦
¦ ¦специальной психологии. ¦ ¦
¦ ¦Специальная психология как наука о психофи- ¦ ¦
¦ ¦зиологических особенностях развития аномальных ¦ ¦
¦ ¦детей, закономерностях их психического развития¦ ¦
¦ ¦в процессе воспитания и образования. ¦ ¦
¦ ¦Категории развития в специальной психологии. ¦ ¦
¦ ¦Психическое развитие и деятельность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦аномального развития (дизонтогенеза). Параметры¦ ¦
¦ ¦дизонтогенеза. Типы нарушения психического ¦ ¦
¦ ¦развития: недоразвитие, задержанное развитие, ¦ ¦
¦ ¦поврежденное развитие, искаженное развитие, ¦ ¦
¦ ¦дисгармоничное развитие. Понятие "аномальный ¦ ¦
¦ ¦ребенок". Особенности аномального развития, ¦ ¦
¦ ¦отрасли специальной психологии: олигофрено- ¦ ¦
¦ ¦психология, тифлопсихология, сурдопсихология, ¦ ¦
¦ ¦логопсихология, психология детей с задержкой ¦ ¦
¦ ¦психического развития (ЗПР), нарушениями ¦ ¦
¦ ¦опорно-двигательного аппарата (ДЦП), психология¦ ¦
¦ ¦детей дошкольного возраста с аномалиями ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦Предмет, цели, задачи, принципы и методы ¦ ¦
¦ ¦специальной педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 031300 СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также