ЕДИНЫЙ ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ. ВЫПУСК 53. РАЗДЕЛ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ (ВОЗДУШНЫХ СУДОВ) (утв. Постановлением Минтруда РФ от 13.04.2000 n 30)


Утвержден
Постановлением
Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
от 13 апреля 2000 г. N 30
ЕДИНЫЙ ТАРИФНО - КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ
ВЫПУСК 53
РАЗДЕЛ
"ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ
АППАРАТОВ (ВОЗДУШНЫХ СУДОВ)"
Единый тарифно - квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 53, раздел "Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов)" утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 13 апреля 2000 г. N 30.
Выпуск разработан ЗАО сертификации и научной организации труда - аэрофлот (СИНОТ-АЭРО), Федеральной службой воздушного транспорта России, АО "Национальный институт авиационных технологий" (НИАТ) и Центральным бюро нормативов по труду Министерства труда и социального развития Российской Федерации с участием ведущих авиапредприятий и авиакомпаний и с учетом мнения Федерации независимых профсоюзов России.
Тарифно - квалификационные характеристики применяются при тарификации работ и присвоении квалификационных разрядов рабочим в организациях независимо от их формы собственности и организационно - правовых форм, где имеются производства и виды работ, указанные в настоящем разделе, кроме особо оговоренных случаев.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий выпуск Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) разработан на основе ранее действовавшего ЕТКС, выпуск N 57, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 октября 1983 г. N 235 / 21-39, с Дополнениями и изменениями, утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 12 декабря 1985 г. N 385/26-17. Его разработка вызвана изменением технологии производства, возрастанием роли научно - технического прогресса в производственной деятельности, повышением требований к уровню квалификации, общеобразовательной и специальной подготовке рабочих, качеству, конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также изменением содержания труда.
Разряды работ установлены по их сложности без учета условий труда (за исключением экстремальных случаев, влияющих на уровень сложности труда и повышающих требования к квалификации исполнителя).
Тарифно - квалификационная характеристика каждой профессии имеет два раздела.
Раздел "Характеристика работ" содержит описание работ, которые должен уметь выполнять рабочий.
В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к рабочему в отношении специальных знаний, а также знаний положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые рабочий должен применять.
В тарифно - квалификационных характеристиках приводится перечень работ, наиболее типичных для данного разряда профессии рабочего. Этот перечень не исчерпывает всех работ, которые может и должен выполнять рабочий. Администрация организации может разрабатывать и утверждать по согласованию с профсоюзным комитетом или иным уполномоченным работниками представительным органом дополнительный перечень работ, соответствующих по сложности их исполнения тем, которые содержаться в тарифно - квалификационных характеристиках профессий рабочих соответствующих разрядов.
Кроме работ, предусмотренных в разделе "Характеристика работ", рабочий должен выполнять работы по приемке и сдаче смены, уборке рабочего места, приспособлений, инструментов, а также по содержанию их в надлежащем состоянии, ведению установленной технической документации.
Наряду с требованиями к теоретическим и практическим знаниям, содержащимся в разделе, рабочий должен знать: правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности; правила пользования средствами индивидуальной защиты; требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг); виды брака и способы его предупреждения и устранения; производственную сигнализацию; требования по рациональной организации труда на рабочем месте.
Данный раздел справочника содержит тарифно - квалификационные характеристики, специфические для производства "Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов)", которые могут применяться для тарификации рабочих по профессиям во всех организациях, где имеются указанные производства (работы), независимо от ведомственной подчиненности.
Рабочий более высокой квалификации помимо работ, перечисленных в его тарифно - квалификационной характеристике, должен уметь выполнять работы, предусмотренные тарифно - квалификационными характеристиками рабочих более низкой квалификации, а также руководить рабочими более низких разрядов этой же профессии. В связи с этим работы, приведенные в тарифно - квалификационных характеристиках профессий более низких разрядов, в характеристиках более высоких разрядов, как правило, не приводятся.
В тарифно - квалификационных характеристиках профессий авиационных механиков и авиационных техников в разделе "Характеристика работ" указаны классы воздушных судов, которые рабочий той или иной квалификации должен уметь обслуживать. Работы, выполняемые по техническому обслуживанию воздушных судов различных классов, устанавливаются в соответствии с действующим Наставлением по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники.
За последние годы значительно усложнились конструкции летательных аппаратов и их оборудования, что отразилось на увеличении квалификационных требований к их обслуживанию и подготовке к испытаниям. Шестой разряд профессии "Авиационный техник по парашютным и аварийно - спасательным средствам" присваивается в организациях авиационной промышленности рабочим, занятым техническим обслуживанием экспериментальных (опытных) образцов парашютных и аварийно - спасательных средств.
Выполнение функциональных обязанностей членами кабинного (бортовым оператором, бортовым проводником) и летного (бортовым радистом) экипажа и проведение мероприятий по обеспечению безопасности полетов на воздушном судне производится согласно нормативным документам ГС ГА (РЛЭ, НППГА, РОЛР, действующему Наставлению по организации международных перевозок и другим нормативным документам).
При выполнении работ по техническому обслуживанию, техническому и восстановительному ремонту планера и двигателей, приборов и электрооборудования, радиооборудования, при работе с горюче - смазочными материалами требуется наличие у рабочих допусков по своей профессии к самостоятельному техническому обслуживанию воздушных судов. Функциональные обязанности членами кабинного и летного экипажа выполняются в соответствии со своим допуском.
Тарифно - квалификационные характеристики профессий рабочих разработаны применительно к восьмиразрядной тарифной сетке.
При заполнении трудовой книжки рабочего, а также при изменении тарифного разряда наименование его профессии записывается в соответствии с ЕТКС.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
А и РЭО - авиационное и радиоэлектронное оборудование ВС
АЗС - автомат защиты сети
АМСГ - авиационная метеорологическая станция
АСНКД - автоматическая система наземного контроля данных
АРЗ - авиационно - ремонтный завод
АРК - авиационный радиокомпас
АСС - аварийно - спасательные средства
АТ - авиационная техника
АТБ - авиационно - техническая база
АФС - антенно - фидерная система
БАИ - бюро аэронавигационной информации
БАНО - бортовой аэронавигационный огонь
БП - бортовой проводник
БСКД - бортовая система контроля двигателя
БСПК - блок сравнения предельного крена
ВВЛ - внутренние воздушные линии
ВНА - входной направляющий аппарат
ВР - восстановительный ремонт
ВС - воздушное судно
ВСУ - вспомогательная силовая установка
ВУД - воздушный указатель давления
ВЧ - высокая частота
ГВТ - газовоздушный тракт
ГС ГА - Государственная служба гражданской авиации
ГСМ - горюче - смазочные материалы
ДИСС - доплеровский измеритель скорости самолета
ДУА - датчик угла атаки
ИКАО - международная организация гражданской авиации
ИКВСП - измерительный комплекс высотно - скоростных параметров
КВ - концевой выключатель
КВД - компрессор высокого давления
КИСС - комплексная информационная система сигнализации
КНД - компрессор низкого давления
КПА - контрольно - проверочная аппаратура
КПВ - клапан перепуска воздуха
КРД - контроль работы двигателей
КСПНО - комплексная система пилотажно - навигационного оборудования
КТА - командно - топливный агрегат
КФМ - конструктивно - функциональный модуль
МВЛ - международные воздушные линии
МСРП - магнитная система контроля, регистрации полетных данных
НАР - начало автоматической работы
НППГА - Наставление по производству полетов гражданской авиации
НТП - нормы технических параметров
НТЭРАТ - Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники
ПОС - противообледенительная система самолета
ПТС - преобразователь статический трехфазный
ОВД - организация воздушного движения
РВ - руль высоты
РИО - радиоизотопный датчик обледенения
РК, РУ - распределительная коробка (устройство)
РЛЭ - Руководство по летной эксплуатации
РН - руль направления
РНА - регулируемо - направляющий аппарат
РОЛР - Руководство по организации летной работы
РЭО - радиоэлектронное оборудование
САИ - служба аэронавигационной информации
САРД - система автоматического регулирования давления
САУ - система автоматического управления
СБЭ - старший бортовой проводник экипажа
СВС - система воздушных сигналов
СИ - средства измерения (стандартные)
СКВ - система кондиционирования воздуха
СО - самолетный ответчик
СОК - средства объективного контроля
СПУ, СПГУ - самолетное переговорное устройство
ССО - система сигнализации опасности
ССИ - специальные средства измерения (стендовое оборудование лабораторий А и РЭО, КПА...)
СУИТЗ - система измерения заправки топливом
ТНУ - турбонасосная установка
ТО и Р - техническое обслуживание и текущий ремонт
УКВ - ультракоротковолновый
УФО - ультрафиолетовое излучение
ЦВМ - цифровая вычислительная машина
ЦЗС - централизованная заправка самолета
ШР - штепсельный разъем
ЭРД - эксплуатационно - ремонтная документация
ЭД - эксплуатационная документация
РАЗДЕЛ
"ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
(ВОЗДУШНЫХ СУДОВ)"
§ 1. Авиационный механик по планеру
и двигателям
2-й разряд
Характеристика работ. Выполнение подготовительно - заключительных работ при техническом обслуживании летательных аппаратов и установленных на них двигателей по техническим регламентам и техническое обслуживание под руководством авиационного техника по планеру и двигателям ВС 3 и 4 классов. Выполнение подготовительно - заключительных работ при (техническом обслуживании планера и двигателей ВС: установка, перемещение и уборка стремянок, трапов, специального снаряжения. Подготовка объектов к техническому обслуживанию: снятие заглушек, чехлов, стопоров, колодок, подсоединение и отсоединение водила при буксировке, подключение и отключение источников гидро- и газоснабжения, очистка с промывкой агрегатов, промывка и смазка шарнирных соединений открытого типа, закрепление (швартовка) ВС.
Должен знать: общие сведения по конструкции обслуживаемых типов летательных аппаратов и ВС, их двигателей и соответствующих элементов; правила пользования техническими описаниями и схемами обслуживаемой АТ; эксплуатационно - техническую документацию; правила технической эксплуатации, хранения и консервации обслуживаемой АТ; применяемые при техническом обслуживании основные смазки, жидкости и материалы, их назначение; назначение и принцип действия аэродромного оборудования, приспособлений, инструментов, их маркировку; порядок подготовки рабочего места для всех видов регламентов технического обслуживания.
Требуется подготовка по установленной специальной программе.
Примеры работ.
Демонтаж - монтаж: створок, крышек эксплуатационных лючков пилонов и гондол двигателей; снятие зализов и обтекателей крыла; открытие и закрытие крышек, капотов двигателей.
Работы общего вида: удаление снега, инея, льда с поверхности ВС, входных каналов двигателя и остекления; охлаждение колес.
Профилактические работы: очистка от загрязнений турбохолодильной установки, воздухо - воздушного радиатора СКВ, колонки штурвала, педалей управления самолетом, баков топливной системы, механизма управления створками шасси, каркаса фонаря.
Восстановительные работы: устранение мелких неисправностей, выведение царапин с обшивки, ремонт перкалевой обшивки крыльев и хвостового оперения.
§ 2. Авиационный механик по планеру
и двигателям
3-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание под руководством авиационного техника по планеру и двигателям сверхлегких летательных аппаратов и установленных на них двигателей по различным видам регламентных работ средней сложности и ВС 3 и 4 классов. Проведение демонтажно - монтажных работ для обеспечения выполнения работ в зоне демонтируемого изделия. Очистка агрегатов ВС без применения средств механизации и без промывки, наружная смазка или зашприцовка масла через пресс - масленки (без разборки соединений), смазка жидким маслом трущихся поверхностей, узлов, сочленений (без разборки соединений), смазка через зазоры в сочленениях, покрытие смазкой поверхностей в целях консервации, слив конденсата или скопившихся жидкостей. Внешний осмотр планера, двигателей и их систем. Проверка правильности положения и плотности закрытия лючков, дверей, отсутствия посторонних предметов, загрязнений, закупорки дренажных отверстий и других очевидных повреждений, цветная дефектоскопия. Проведение несложных работ по текущему ремонту.
Должен знать: основные конструктивные и технические данные обслуживаемых типов летательных аппаратов и ВС и их двигателей; назначение и принцип работы основных узлов и агрегатов обслуживаемой АТ; эксплуатационно - техническую документацию, правила технической эксплуатации, регламенты и технологию технического обслуживания, хранения и консервации обслуживаемой АТ; назначение, марки, сорта, нормы расхода материалов, применяемых при техническом обслуживании ВС; виды коррозии и способы ее предотвращения.
Требуется подготовка по установленной специальной программе, стаж работы авиационным механиком по планеру и двигателем 2-го разряда не менее двух лет.
Примеры работ.
Демонтаж - монтаж: теплозвукоизоляции СКВ, уплотнений дверей, люков, створок, полов верхней и нижней палубы фюзеляжа; крышек, эксплуатационных лючков пилонов и гондол двигателей, горизонтального и вертикального оперения, осушительных патронов фонаря, окон.
Работы общего вида (технологическое обслуживание): замена (дозаправка) масла в турбохолодильнике СКВ.
Профилактические работы: очистка от загрязнений выпускного клапана, фильтров САРД, тросов и направляющих роликов системы управления, воздушного фильтра гидробака, агрегатов системы водоснабжения и удаления отбросов, дренажных отверстий дверей, люков, створок, узлов крепления кресел, рулей, киля, стабилизатора; промывка, продувка сжатым воздухом воздушных, топливных и масляных фильтров и жиклеров двигателя, слив (полный) масла из бака и конденсата из влагоотстойников гидросистемы, воды из баков системы водоснабжения, масла из всех сливных точек маслосистемы, из корпуса термокорректора КТА двигателя; зашприцовка масла в пресс - масленки шарнирных соединений и ходовых винтов управления самолетом, шасси; смазка наружных поверхностей, уплотнений, замков запирания, узлов навески дверей, люков, створок, узлов крепления рулей, киля, стабилизатора, тросовой проводки двигателя; дезинфекция, обработка антистатиком, просушивание объекта.
Контроль технического состояния: крепления теплозвукоизоляции СКВ, привязных ремней и регулировки их стопорения, аварийно - спасательных средств, трубопроводов силовой установки; проверка наличия швартовочных сеток грузового отсека (кабины), привязных ремней и индивидуальных столиков бытового оборудования, конденсата в дренажных клапанах фюзеляжа.
Восстановительные работы: мелкий ремонт элементов конструкции без проведения демонтажных работ (засверловка трещин, установка накладок и т.п.).
§ 3. Авиационный механик по приборам
и электрооборудованию
2-й разряд
Характеристика работ. Выполнение подготовительно - заключительных работ при техническом обслуживании приборов и электрооборудования летательных аппаратов и техническое обслуживание под руководством авиационного техника по приборам и электрооборудованию ВС 3 и 4 классов. Выполнение подготовительно - заключительных работ при техническом обслуживании приборов и электрооборудования ВС и устранении их неисправностей: установка, перемещение и уборка стремянок, специального снаряжения. Подготовка объектов технического обслуживания к использованию: снятие и установка заглушек на приемники полного статического давления, подключение и отключение источников электроснабжения к ВС; открытие, закрытие лючков для осмотра и демонтажа блоков приборов и электрооборудования. Внешний осмотр приборов и электрооборудования и их очистка.
Должен знать: общие сведения о конструкции элементов приборов и электрооборудования обслуживаемых типов летательных аппаратов и ВС, правила пользования их техническими описаниями и схемами; эксплуатационно - техническую документацию, правила технической эксплуатации и технического обслуживания приборов и электрооборудования обслуживаемых типов ВС; назначение КПА и СИ, правила ухода за ними; применяемые при техническом обслуживании приборов и электрооборудования основные материалы, запасные части, инструмент, их маркировку; порядок подготовки рабочих мест для всех видов технического обслуживания А и РЭО.
Требуется подготовка по установленной специальной программе.
Примеры работ.
Демонтаж - монтаж: осветительных ламп в дымосигнализаторах пожара, огнетушителей, дюритовых шлангов, ламп подсвета в приборах, приемников термометров, переносных кислородных приборов, изоляции компенсационных проводов, ламп освещения в технических отсеках, электрокипятильников, индивидуальных вентиляторов членов экипажа.
Осмотр и дефектация: датчиков типа РИО и ДУА, плат приемников статического и динамического давления, светильников аварийного освещения.
Профилактические работы: удаление загрязнений, следов коррозии; протирка приборных досок, пультов управления и снятых приборов от пыли; удаление загрязнений с мест установки кислородного оборудования и приборов контроля двигателей и топливной системы, СОК; очистка фар типа БАНО, ламп импульсного маяка от грязи.
Контроль технического состояния: наличия и целостности пломбировки нажимного винта затвора огнетушителя, исправности термометра наружного воздуха, крепления преобразователя типа ПТС-250, блока БСПК-2, кислородного оборудования, приборов контроля двигателей и топливной системы, СОК, арматуры освещения и УФО.
§ 4. Авиационный механик по приборам
и электрооборудованию
3-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание под руководством авиационного техника по приборам и электрооборудованию приборного, электротехнического, кислородного и противопожарного оборудования летательных аппаратов по регламентам средней сложности и ВС 3 и 4 классов. Выполнение основных работ: демонтажно - монтажные работы для обеспечения выполнения работ в зоне демонтируемого изделия А и РЭО; внешний осмотр приборов и электрооборудования без вскрытия крышек лючков, панелей и проверка их чистоты, отсутствия посторонних предметов, очевидных повреждений; наружная смазка концевых выключателей и зашприцовка масла через пресс - масленки генераторов; проведение работ по очистке, окраске и смазке приборов и электрооборудования, несложных операций по их сборке, разборке и несложного ремонта в лаборатории А и РЭО.
Должен знать: общие сведения об обслуживаемых летательных аппаратах и ВС; эксплуатационно - ремонтную документацию, правила технической эксплуатации, хранения, консервации обслуживаемых изделий А и РЭО; технологию демонтажа и монтажа, функциональные и фидерные схемы авиационных приборов и электрооборудования в пределах выполняемых работ; назначение, устройство и принцип работы авиационных приборов и электрооборудования; назначение несложных КПА и СИ, правила пользования, хранения и консервации; способы обнаружения и устранения неисправностей приборов и электрооборудования; применяемые при техническом обслуживании материалы, запасные части, инструмент, их назначение и маркировку; основные законы электротехники, механики.
Требуется подготовка по установленной специальной программе, стаж работы авиационным механиком по приборам и электрооборудованию 2-го разряда не менее одного года.
Примеры работ.
Демонтаж - монтаж: блоков курсовой системы, коррекционного механизма, компаса типа ГИК-1, лентопротяжного механизма, выключателей и переключателей, электрожгутов силовых установок, коробки автоматики запуска двигателя и ВСУ.
Осмотр и дефектация: противопожарного оборудования и мест его установки; кнопок сигнализаторов, выключателей и переключателей; приборных досок, щитков, кнопок, ламп кислородной системы и приборов контроля двигателей и топливной системы; расстыковочных электрических разъемов СОК.
Профилактические работы: мойка, очистка, смазка входных отверстий термопар замера температуры газа за турбиной; удаление загрязнений с концевых выключателей шасси и их смазка.
Контроль технического состояния: проверка давления в огнетушителях; системы дымоизвещения и сигнализации пожара встроенным контролем; системы обогрева приемников воздушного давления; фар БАНО, маяков, табло подсвета приборов и пультов, сигнализаторов давления типа ВУД; крепления вариометров, влагоотстойников, датчиков в системе закрылков, стабилизатора, шасси, датчиков углов атаки, дегидаторов астрокомпаса; надежности отбортовки и отсутствия повреждения изоляции; подсоединения компенсационных проводов к разъемной колодке термопар; наличия тарировочных перфолент для регистраторов МСРП.
Восстановительные работы: пайка мягкими припоями наконечников термопар и проводников электроприборов; прокладывание, крепление и пайка на опорах ВС, в носовых отсеках крыла жгутов и кабелей; выявление и устранение несложных неисправностей приборов и электрооборудования на обслуживаемой АТ.
§ 5. Авиационный механик по радиооборудованию
2-й разряд
Характеристика работ. Выполнение подготовительно - заключительных работ при техническом обслуживании радиооборудования летательных аппаратов и техническое обслуживание под руководством авиационного техника по радиооборудованию ВС 3 и 4 классов. Выполнение подготовительно - заключительных работ при техническом обслуживании радиооборудования и устранении неисправностей: установка, перемещение и уборка стремянок, трапов, специального снаряжения. Подготовка объектов технического обслуживания к использованию: снятие и установка заглушек КВ и УКВ радиостанций, дальномера, ответчиков самолетовождения и других подсистем радиооборудования; открытие, закрытие лючков для осмотра и съемки блоков радиооборудования. Внешний осмотр антенн и их обтекателей, подсистем и блоков радиооборудования и их очистка.
Должен знать: общие сведения о конструкции элементов радиооборудования обслуживаемых типов летательных аппаратов и ВС, правила пользования их техническими схемами и описаниями; эксплуатационно - техническую документацию, правила технической эксплуатации и технического обслуживания радиооборудования обслуживаемых типов ВС; назначение контрольно - проверочной аппаратуры ВС и средств измерения и правила ухода за ними; применяемые при техническом обслуживании радиооборудования основные материалы, запасные части и инструмент, их маркировку; порядок подготовки рабочего места для всех видов регламента технического обслуживания.
Требуется подготовка по установленной специальной программе.
Примеры работ.
Демонтаж - монтаж: дефектной металлизации радиоаппаратуры, кассеты в магнитофоне типа "АРФА", заглушек на антенны дальномера, самолетные ответчики.
Осмотр и дефектация: авиагарнитур, антенн, их кожухов и обтекателей, радиовысотомеров, дальномеров, щитков, пультов, кнопок, ламп ответчиков опознавания и самолетовождения.
Профилактические работы: удаление загрязнений антенн, их обтекателей, панелей, кожухов и амортизационных подставок радиоаппаратуры.
Контроль технического состояния: затяжки и контровки ШР электрожгутов, надежности крепления самолетных ответчиков и ССО.
Восстановительные работы: мелкий ремонт шнуров авиагарнитур.
§ 6. Авиационный механик по радиооборудованию
3-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание радиооборудования летательных аппаратов по различным регламентам средней сложности и ВС 3 и 4 классов под руководством авиационного техника по радиооборудованию. Выполнение основных работ: демонтаж - монтаж для обеспечения выполнения работ в зоне демонтируемого изделия А и РЭО; внешний осмотр без вскрытия лючков, панелей и проверка отсутствия очевидных повреждений, загрязнений; очистка, окраска и смазка радиооборудования, несложные операции по его разборке, сборке, несложный ремонт.
Должен знать: общие сведения об обслуживаемых летательных аппаратах и ВС; регламенты технического обслуживания радиооборудования; эксплуатационно - ремонтную документацию и правила технической эксплуатации, хранения и консервации радиооборудования; назначение, устройство и принцип работы обслуживаемых приборов; способы обнаружения и устранения неисправности обслуживаемого радиооборудования; назначение и принцип действия несложных КПА и СИ; применяемые при техническом обслуживании радиооборудования материалы, их назначение и маркировку; основные законы радиотехники, электроники и радиолокации.
Требуется подготовка по установленной специальной программе, стаж работы авиационным механиком по радиооборудованию 2-го разряда не менее двух лет.
Примеры работ.
Демонтаж - монтаж: отдельных блоков СПУ, СПГУ, магнитофонов, авиагарнитур, микрофонов, грозоразрядников, блоков радиовысотомера, приемника радиокомпаса.
Осмотр и дефектация: высокочастотных кабелей, электропроводки, штепсельных и высокочастотных разъемов, тангент, сигнализаторов, выключателей и переключателей, состояния и крепления блоков радиолокатора, радиовысотомера и т.д.
Контроль технического состояния: предохранителей на блоках РЭО и запасных; гибких шнуров и их ШР; системы оповещения пассажиров; металлизации радиоаппаратуры; графиков радиодевиации АРК; пломбирования изделий 021, 081, крепления антенны и антенных кабелей.
Восстановительные работы: замена батарей мегафонов, перепайка штепсельных разъемов согласно фидерным схемам, устранение неисправностей грозоразрядников.
§ 7. Авиационный техник по горюче - смазочным
материалам
4-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание и эксплуатация трубопроводов, запорной арматуры, раздаточных кранов, дыхательных и предохранительных клапанов резервуаров, устройств нижнего слива авиатоплива гидроамортизаторов объектов авиационного топливообеспечения; стационарных и передвижных средств заправки ВС авиатопливом; гидрантных регуляторов и присоединительных колонок полуавтоматизированных систем централизованной заправки ВС и объектов обеспечения авиаГСМ. Ведение рабочей документации и составление графиков проведения регламентных работ технологического и специального оборудования объектов авиационного топливообеспечения.
Должен знать: устройство, принципиальные и монтажные схемы обслуживаемого оборудования и устройств объектов авиационного топливообеспечения, полуавтоматизированных систем централизованной заправки ВС; технологию и виды проведения регламентных работ по техническому обслуживанию, способы устранения неисправностей в работе фильтров, насосных установок, запорной аппаратуры; правила отбора проб и основные марки авиационного топлива, масел и спецжидкостей; методы определения наличия воды, механических примесей и плотности авиаГСМ, дозировки присадки; правила учета, методику проверки измерительными средствами качества авиаГСМ.
Требуется среднее профессиональное образование.
Примеры работ.
Разборка, замена и промывка фильтроэлементов; протирка и сборка фильтров для авиационного топлива и масел.
Гидравлические испытания на стенде непарных рукавов передвижных и стационарных агрегатов, применяемых для заправки АТ.
Приготовление смесей авиационного керосина и масла и исправление их качества; осушка и очистка авиационных масел и топлива.
Определение чистоты (содержание воды и механических примесей) и плотности авиатоплива, масел, авиаГСМ.
Проверка работы пробоотборников авиационного топлива, устройства для измерения уровня авиационного топлива в резервуарах, плавающего заборного устройства, хлопушки с управлением.
Центровка насосов и электродвигателей.
§ 8. Авиационный техник по горюче - смазочным
материалам
5-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание и эксплуатация устройств объектов авиационного топливообеспечения и автоматизированных систем централизованной заправки воздушных судов авиатопливом. Испытание и регулировка работы дозаторов, предназначенных для добавления противокристаллизационной жидкости в авиационный керосин, гидрантных регуляторов и присоединительных колонок автоматизированных систем централизованной заправки ВС авиатопливом производительностью до 200 куб. м/час. Выполнение ремонтно - восстановительных работ.
Должен знать: устройство, технические данные, принципиальные и монтажные схемы оборудования и автоматизированных систем централизованной заправки самолетов авиационным топливом; регламенты и технологию технического обслуживания всех видов топливного и масляного обеспечения; способы восстановления изношенных узлов и деталей; взаимозаменяемость отечественных и зарубежных марок авиатоплива и масел для АТ; правила работы с новыми марками авиаГСМ и их свойства; правила отбора проб с аварийной и отказавшей авиатехники; нормы расхода авиатоплива и спецжидкостей на ВС; величину погрешности средств измерений показателей качества и учета авиаГСМ.
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы авиационным техником по горюче - смазочным материалам 4-го разряда не менее двух лет.
Примеры работ.
Проверка работоспособности оборудования объектов топливообеспечения после ремонта; отбор проб с аварийной и отказавшей авиатехники; проверка состояния измерительных средств показателей качества и учета авиатоплива, масел, смазок и спецжидкостей.
§ 9. Авиационный техник по горюче - смазочным
материалам
6-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание и эксплуатация технологического оборудования импортных высокоавтоматизированных и отечественных высокопроизводительных автоматизированных систем централизованной заправки самолетов авиатопливом производительностью свыше 200 куб. м/час. Устранение сложных неисправностей и регулировочные работы средств подготовки авиаГСМ, измерительных средств учета и показателей качества авиаГСМ. Руководство работой авиационных техников по горюче - смазочным материалам более низкой квалификации.
Должен знать: конструкцию технологических объектов службы ГСМ, средств подготовки фильтрации, дозировки, хранения и транспортировки авиаГСМ и спецжидкостей; правила регулировки, настройки и проверки работоспособности технологических объектов службы ГСМ и порядок исправления их характерных неисправностей; технологию приема, подготовки, хранения и выдачи на заправку авиаГСМ и спецжидкостей; характерные признаки ухудшения качества авиаГСМ в процессе их приемки, хранения и транспортировки; организацию контроля качества авиаГСМ и контрольно - регистрационную документацию по качеству авиаГСМ; организацию учета в службе ГСМ, проверки чистоты, дозировки и плотности авиаГСМ; правила ведения контрольно - регистрационной документации по технологическим параметрам работы технологических объектов службы ГСМ.
Требуется среднее профессиональное образование и стаж работы авиационным техником по горюче - смазочным материалам 5-го разряда не менее двух лет; наличие сертификата на проведение работ определенного вида, связанных с обеспечением безопасности полетов в части применения авиаГСМ.
Примеры работ.
Проверка работы, регулировка и испытание механических, электрических, электропневматических и пневмомеханических устройств, обеспечивающих работу технологического оборудования в автоматическом режиме; проверка работы, регулировка и испытание систем автоматической фильтрации топлива и отделения воды; наладка и испытание систем регулировки расхода топлива в насосной станции ЦЗС; организация работы по проверке качества авиатоплива при выдаче его на заправку ВС.
§ 10. Авиационный техник по парашютным
и аварийно - спасательным средствам
4-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание по всем видам регламентных работ парашютно - тормозных систем всех видов ВС, матричных, грузовых, учебно - тренировочных и спасательных парашютов, аварийно - спасательных средств и средств связи. Проверка укомплектованности, исправности аварийно - спасательного оборудования, правильности укладки всех обслуживаемых типов парашютов. Установка и монтаж автоматических и кислородных приборов на парашюты; укладка тормозных парашютов в контейнеры ВС; проведение дефектации, выявление и устранение мелких неисправностей парашютных и аварийно - спасательных средств. Контроль за работой укладчиков парашютов. Ведение технической документации на парашюты и аварийно - спасательные средства. Ремонт всех парашютных и аварийно - спасательных средств, участие в проведении поисково - спасательных работ.
Должен знать: основные сведения о конструкции ВС; правила эксплуатации ВС и обслуживаемых парашютных и аварийно - спасательных средств; конструкцию, принцип работы и технологию монтажа парашютно - тормозных систем; устройство и порядок применения аварийно - спасательных средств и средств сигнализации; эксплуатационные особенности материальной части тормозных парашютов, аварийно - спасательных плавсредств, надувных трапов и аварийных средств сигнализации; правила ремонта парашютных и аварийно - спасательных средств; правила работы на станках и швейных машинах.
Требуется среднее профессиональное образование.
§ 11. Авиационный техник по парашютным
и аварийно - спасательным средствам
5-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание автоматических и кислородных приборов, зарядка углекислотных баллонов. Проверка спасательных средств на герметичность, устранение неисправностей эксплуатируемых аварийно - спасательных средств, дефектация и ремонт аварийных клапанов систем сигнализации, приборов автоматического открытия парашютов и других сложных автоматических аварийно - спасательных и кислородных приборов. Контроль предполетной подготовки аварийных средств связи. Организация и осуществление контроля работы смены по техническому обслуживанию парашютов, плавсредств, систем катапультирования кресел, капсул, отделяемых кабин и средств сигнализации.
Должен знать: все виды регламентов обслуживаемых парашютов и аварийно - спасательных средств, защитного снаряжения и средств сигнализации; методы выявления и устранения неисправностей на автоматических аварийно - спасательных и кислородных приборах и их узлах; правила и порядок применения пиротехнических средств сигнализации в сложной обстановке; правила и способы проведения спасательных операций на суше и воде.
Требуется среднее профессиональное образование и стаж работы авиационным техником по парашютным и аварийно - спасательным средствам 4-го разряда не менее двух лет.
§ 12. Авиационный техник по парашютным
и аварийно - спасательным средствам
6-й разряд
Характеристика работ. Регламентное техническое обслуживание экспериментальных (опытных) образцов парашютных и аварийно - спасательных средств, подготовка их к наземным и летным испытаниям. Установка на парашют автоматических и кислородных приборов, устранение особо сложных неисправностей при эксплуатации новых аварийно - спасательных средств.
Должен знать: особенности технического обслуживания экспериментальных (опытных) образцов парашютных и аварийно - спасательных средств; особенности выполнения работ на особо сложных жизнеобеспечивающих агрегатах и системах парашютных и аварийно - спасательных средств; методы устранения особо сложных неисправностей; основы автоматики.
Требуется среднее профессиональное образование и стаж работы авиационным техником по парашютным и аварийно - спасательным средствам 5-го разряда не менее двух лет.
§ 13. Авиационный техник по планеру
и двигателям
4-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание летательных аппаратов легкого и сверхлегкого типа и установленных на них двигателей. Техническое обслуживание планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов самолетов 2 - 3 классов или вертолетов 1 - 2 классов или менее ответственные работы технического обслуживания на самолетах 1 класса, либо одного и более типов самолетов 2 - 4 классов или вертолетов 2 - 4 классов на оперативных формах технического обслуживания. Техническое обслуживание летательных аппаратов среднего типа под руководством авиационного техника по планеру и двигателям более высокой квалификации. Проведение демонтажа - монтажа агрегатов систем планера и авиадвигателей для выполнения восстановительных работ, отправки на ремонт и хранение. Внешний осмотр (дефектация без применения спецсредств) планера со вскрытием и без вскрытия лючков на отсутствие: поломок, хлопунов, вмятин, царапин, следов негерметичности гидрогазовых коммуникаций; повреждений лакокрасочных и защитных покрытий; повреждений остекления (трещин, сколов, расслоения и серебра) фонарей, окон; недопустимых зазоров, износов, люфтов; коррозии и загрязнений и других механических повреждений. Измерение давления с помощью приспособлений, визуальная проверка давления (пневматиков по обжатию, амортизаторов по усадке). Промывка маслом трущихся поверхностей (с частичной или полной разборкой); противопожарная обработка, химическая очистка, удаление загрязнений с промывкой объекта; слив отстоя ГСМ, визуальная или инструментальная проверка объекта; взятие пробы ГСМ. Восстановление лакокрасочных покрытий без удаления коррозии; мелкий ремонт элементов конструкции без проведения демонтажных работ (засверловка трещин, установка накладок и т.п.); восстановление маркировки тяг управления.
Должен знать: общие сведения о летно - технических характеристиках летательных аппаратов и ВС; конструкцию, принципиальные и монтажные схемы систем обслуживаемых типов ВС, правила технической эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания; правила ухода за поверхностью ВС, лакокрасочными и другими защитными покрытиями, порядок и методы ремонта покрытий и обшивки ВС; эксплуатационные зазоры и технические допуски; правила ухода за деталями из магниевых и титановых сплавов, композиционных материалов и их ремонта (замены); способы обнаружения и устранения неисправностей; правила хранения и консервации ВС, двигателей и агрегатов; правила и порядок технического обслуживания и подготовки ВС к летным испытаниям; материалы, применяемые при техническом обслуживании, и их свойства; конструкцию, назначение, принцип действия и правила применения аэродромного оборудования, стационарных и передвижных установок, приспособлений, инструментов, применяемых при техническом обслуживании; места, сроки, правила и виды смазок подвижных соединений; порядок выполнения работ технического обслуживания общего вида (буксировка ВС, принятие его на место стоянки, очистка ВС от наземного обледенения); правила приема - передачи ВС экипажу и охране; документацию по техническому обслуживанию и порядок ее ведения; систему допусков и посадок.
Требуется среднее профессиональное образование.
Примеры работ.
Демонтаж - монтаж: трубопроводов, конденсаторов короба СКВ; фильтров и осушительных патронов САРД; кресла пилотов; электромагнитных кранов, трубопроводов системы управления; агрегатов ПОС крыла; створок и механизмов управления шасси; сливных баков, насосов системы удаления отбросов; эксплуатационных лючков, замков створок пилонов и гондол двигателя; лобовых стекол, форточек; узлов навески эксплуатационных лючков; фильтров топливной системы и стартера силовой установки.
Осмотр и дефектация: теплозвукоизоляции СКВ; кресла пассажирского; грузового оборудования; гидромотора привода закрылков; узлов крепления дренажного бака гидросистемы; трубопроводов и агрегатов воздушно - тепловой ПОС двигателя; агрегатов водоснабжения и удаления отбросов; обшивки, уплотнений дверей, люков, створок; полов верхней и нижней палуб; узлов крепления двигателя на пилонах; дренажных отверстий в обшивке горизонтального и вертикального оперения, узлов и деталей каркаса фонаря и кабины экипажа; узлов и гнезд под гидроподъемники на крыле; фильтроэлементов сигнализации стружки в маслосистеме двигателя.
Работы общего вида (технологическое обслуживание): дозаправка самолета топливом; зарядка воздухом пневматиков колес; зарядка гидроаккумуляторов; наружная консервация (расконсервация) двигателя; предупреждение обледенения ВС на земле.
Профилактические работы: очистка от загрязнений направляющих лифтов; баков гидросистемы; лобовых стекол, форточек; дренажных отверстий дверей, люков, створок; фильтров топливной и масляной систем двигателя; слив жидкости из подогревателей системы водоснабжения; смазка наружных и внутренних поверхностей винтовых механизмов управления элеронами, РН, РВ.
Контроль технического состояния: крепления заслонок СКВ, кресел пилотов и пассажирских, пневматиков шасси, створок грузолюка, кожуха камеры сгорания, воздухозаборника двигателя, грузового и швартовочного оборудования; чистоты дренажных выводов топливной системы, фильтроэлементов маслофильтра двигателя; проверка уровня смазки в редукторах рулевого привода системы управления самолетом; спецжидкости АМГ-10 в гидробаке, воды в системе водоснабжения; давления в демпфере кресла пилота, в баках гидросистемы, пневматиках колес, разгрузочных полостях компрессора двигателя; герметичности (наружной) турбохолодильной установки СКВ, электрокранов управления самолетом, топливных баков и баков гидросистемы, пневматиков колес шасси, агрегатов системы водоснабжения; соответствия отклонений и нейтрального положения триммеров рулей поворота и элеронов; люфта эксплуатационных лючков хвостового оперения; продолжительности срабатывания клапанов и заслонок обогрева воздухозаборников двигателя; износа пневматиков колес, замков подвески передней опоры, лопаток I ступени компрессора и ВНА; зарядки пневматиков колес по обжатию и амортизаторов стоек шасси по усадке; легкости хода крыльчаток турбохолодильника СКВ, вращения роторов КНД, КВД двигателя; усилий срабатывания механизма спинки кресла, натяжения тросов механизмов перемещения фотолюков.
Восстановительные работы: регулировка давления пневматиков колес.
§ 14. Авиационный техник по планеру
и двигателям
5-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание по сложным регламентам летательных аппаратов среднего или легкого типа и установленных на них двигателей и техническое обслуживание планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов самолетов 1 класса или вертолетов 1 класса, или до двух типов самолетов 2 - 3 классов или вертолетов 2 - 3 классов, либо до трех типов ВС, из них одного типа ВС 1 класса на оперативных формах технического обслуживания. Техническое обслуживание летательных аппаратов тяжелого типа под руководством авиационного техника по планеру и двигателям более высокой квалификации. Выполнение основных видов работ по техническому обслуживанию: демонтаж - монтаж агрегатов после проверки их на монтажном участке или в лаборатории; дефектация всеми методами планера и агрегатов обслуживаемых ВС; осмотр фильтров на отсутствие загрязнений, повреждений фильтрующих элементов, некондиционности уплотнений; осмотр уязвимых мест закрепленной зоны объекта с помощью лупы для проверки отсутствия трещин; проверка наличия необходимого количества спецжидкостей, газов и дозаправка (дозарядка) до требуемой нормы (или заправка до нормы незаправленных систем); контроль технического состояния объекта на отсутствие люфтов и износов соединений, повреждений заклепочных, болтовых и винтовых соединений, проверка работоспособности и предупреждение нарушений работоспособности из-за воздействия на изделие влаги, спецжидкостей; поддержание и восстановление надежности изделий (подтяжка крепежных изделий, имеющих контровку или металлизацию; восстановление контровки, металлизации; пломбирование регулировочных винтов); регулировка механических усилий, люфтов, зазоров, взаимного положения деталей; балансировка рулей системы управления; устранение деформаций, царапин и трещин на силовых элементах и обшивке; замена агрегатов и узлов с последующей регулировкой и проверкой на работоспособность; восстановление лакокрасочных покрытий в местах повреждения с предварительным удалением коррозии и демонтажем изделия; полная замена покрытия с предварительным удалением его, выполняемая после демонтажа изделия с ВС; укрупненный ремонт элементов конструкции с применением демонтажных работ. Подготовка ВС к летным испытаниям. Ведение протокола испытаний.
Должен знать: эксплуатационные особенности материальной части обслуживаемых летательных аппаратов и ВС, их двигателей и агрегатов; технологию подготовки ВС к летным испытаниям, программу летных испытаний, методы доводки и регулировочные работы на ВС после испытаний; основные сведения по технологии производства и ремонта ВС и авиадвигателей, методику ресурсных испытаний ВС; особенности организации и содержания технического обслуживания ВС на аэродромах местных воздушных линий и временного базирования; порядок хранения авиаГСМ, их аэродромного контроля и использования, заправки самолетов (вертолетов) топливом и маслом; порядок запуска и опробования авиадвигателей.
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 4-го разряда не менее двух лет; при наличии сертификата - право выполнять работы с самоконтролем (личным клеймом).
Примеры работ.
Демонтаж - монтаж: регулятора давления СКВ; механизмов привода лифтов; баков, насосной станции гидросистемы; гидравлических кранов, механизмов управления створками шасси, узлов навески силовых цилиндров и узлов крепления киля, стабилизатора, двигателей.
Работы общего вида (технологическое обслуживание): заправка ВС топливом и проверка системы СУИТЗ-3.
Профилактические работы: промывка маслофильтра двигателя и проверка прибором качества промывки.
Контроль технического состояния: исходного (нулевого) положения управления двигателем, цилиндра разворота колес; уровня спецжидкости в турбохолодильной установке СКВ, в цилиндрах амортизаторов шасси, топлива в баках; давления насосов топливной системы, насосов и насосной станции гидросистемы, в цилиндрах амортизаторов шасси, в баках системы водоснабжения; герметичности (наружной) воздухо - воздушного радиатора СКВ, бака наддува, насосов гидросистемы, баллонов аварийного торможения шасси, баков системы водоснабжения; зазора, люфта в узлах навески амортизаторов шасси, в механизмах замков открытия входных дверей, в узлах крепления рулей, киля, лобовых стекол, форточек, по бандажным полкам рабочих лопаток КНД и КВД двигателя; продолжительности срабатывания закрылков, предкрылков, основной и носовой опор шасси; износа в каждом болтовом соединении карданов шкворней системы управления, механизма тросового управления створками шасси; обжатия амортизаторов шасси, усадки амортизационных пакетов навески двигателей; легкости хода механизма привода лифтов, закрылков, предкрылков, дверей входных, грузовых, аварийных, управления двигателем; крепления кресла, разъемных соединений ПОС, створок, крышек пилонов и гондол двигателей, концевых обтекателей крыла; натяжения тросовой проводки управления самолетом, усилия страгивания поршня цилиндра замка выпущенного положения шасси, усилия открытия (закрытия) створок, пилонов и гондол двигателя; уборки (выпуска) закрылков, щитков, спойлеров, основной и носовой опор шасси; вписываемости створок шасси, входных, грузовых и аварийных дверей, створок, крышек пилонов и гондол двигателей; работоспособности регуляторов давления СКВ, демпфера кресла пилота, кранов ПОС, насосов топливной системы, системы уборки и выпуска шасси, замков дверей и их стопорения, фиксаторов створок пилонов и гондол двигателей, форточек фонаря, механизмов КПВ, ВНА двигателя; в лабораторных условиях - агрегатов САРД.
Восстановительные работы: регулировка герметичности (наружной) регулятора давления СКВ, трубопроводов и соединений топливных агрегатов двигателя; крепления регулятора давления СКВ, баков гидросистемы, дозаторов тормозов шасси; зазора в створках шасси; люфта лобовых стекол и форточек; уровня спецжидкости в баке гидросистемы и в амортизаторах шасси; давления в баке наддува гидросистемы, в тормозах шасси, топлива перед форсунками двигателя; отклонения створок шасси; продолжительности срабатывания опор шасси; включения реверса; легкости хода механизма управления створками шасси, закрылками, предкрылками; вписываемости лобовых стекол, закрылков, предкрылков; проверка работы и регулировка системы управления поворотом колес передней опоры шасси; замена и регулировка агрегатов топливной системы, замков убранного и выпущенного положения шасси.
§ 15. Авиационный техник по планеру
и двигателям
6-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание по особо сложным регламентам серийных летательных аппаратов всех типов, находящихся в эксплуатации, и летательных аппаратов головных серий. Техническое обслуживание планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения, или до трех типов ВС 2 - 3 классов, либо до четырех типов ВС, из них два типа ВС 1 класса на оперативных формах технического обслуживания. Выполнение основных видов работ по техническому обслуживанию ВС: токовихревая, акустическая и рентгеновская дефектоскопия; осмотр с помощью эндоскопа недоступных и труднодоступных для прямого осмотра зон; осмотр деталей систем управления ВС и двигателей для проверки свободного движения элементов на полный угол или на полный ход при движении в прямом и обратном направлениях, правильного положения (прохождения тросов по роликам), отсутствия течи, недопустимых потертостей тросов и тяг управления, люфтов в соединениях; осмотр горячих частей двигателя, обогреваемых элементов планера и силовой установки для обеспечения отсутствия перегрева, коробления, металлического налета и оплавления, трещин; осмотр внутренних поверхностей агрегатов систем в лабораторных условиях (со вскрытием) с помощью оптических средств; проверка работоспособности систем ВС и проверка параметров объектов обслуживания без применения каких-либо дополнительных средств (по бортовым приборам и сигнализации); проверка герметичности агрегатов и систем с помощью приспособлений; проверка под давлением трубопроводов СКВ и ПОС; регулировка систем с целью восстановления эксплуатационных параметров; замена агрегатов, узлов и деталей планера по отработке ресурса и отказавших с последующей регулировкой; устранение особо сложных неисправностей по планеру, не устраняющихся заменой или не проявляющихся на земле.
Должен знать: эксплуатационно - технические данные и конструкцию обслуживаемых летательных аппаратов и ВС в целом, его двигателей и систем, их функции, принцип работы, правила эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания; порядок выполнения работ общего вида по запуску и опробованию двигателей и ВСУ; порядок проведения дефектации, проверки работоспособности АТ и методы выявления и устранения ее отказов и неисправностей; технологию замены деталей, агрегатов (комплектующих изделий) обслуживаемого ВС; устройство и правила работы с аппаратурой, применяемой для токовихревой, акустической и рентгеновской дефектоскопии.
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 5-го разряда не менее трех лет; при наличии сертификата - право выполнять работы с самоконтролем (личным клеймом).
Примеры работ.
Осмотр и дефектация: ультразвуковой контроль наличия трещин болтов крепления балок и рельсов в системе управления, основных болтов заднего узла крепления стабилизатора с использованием эндоскопа; проверка деталей крыла из алюминиевых сплавов на отсутствие трещин методом ультразвуковой дефектоскопии; осмотр лопаток ГВТ двигателя оптическим методом контроля.
Контроль технического состояния: крепления трубопроводов топливной системы; исходного (нулевого) положения колонки штурвала, педалей, загружателей системы управления; давления между воздушной и масляной полостями IV опоры двигателя; герметичности (наружной) регуляторов давления САРД; зазора, люфта в узлах крепления стабилизатора, в шлицевом соединении рессоры редуктора и ведущей шестерни центробежного привода двигателя; износа навески амортизаторов шасси, рельсов закрылков, узлов навески крыла; усилия (момента) на рукоятке ручного управления привода предкрылков; открытия (закрытия) выпускных клапанов САРД; замков выпущенного и убранного положения шасси; на работоспособность регуляторов давления САРД, колонки штурвала, педалей, загружателей управления самолетом; системы аварийного останова и флюгирования лопастей воздушного винта, входных и аварийных дверей в аварийном режиме.
Восстановительные работы: регулировка давления в гермокабине САРД, тормозной системе шасси, максимальной температуры газа за турбиной двигателя, герметичности (наружной) сочленений трубопроводов САРД, баков топливной системы; замена с последующей регулировкой и проверкой на работоспособность винтового подъемника стабилизатора, тросовой проводки в системе управления, трубопроводов топливной системы.
§ 16. Авиационный техник по планеру
и двигателям
7-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание планера и двигателей, в объеме периодических форм, с самоконтролем (личным клеймом) одного из типов широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения, или двух типов ВС 1 класса, либо до пяти типов самолетов, из них до трех типов самолетов 1 класса на оперативных формах технического обслуживания. Контроль качества ТО и Р, выполняемых рабочими более низкой квалификации. Наземная отработка систем самолета (вертолета) и двигателей выпускаемого заводом самолета и его модификаций перед испытательными полетами с оформлением протоколов и актов испытаний. Обслуживание испытательных полетов на базовом и внебазовом аэродромах, устранение замечаний, выявленных в испытательных полетах. Выполнение основных работ по техническому обслуживанию: сложные диагностические работы (разовые проверочные работы наиболее уязвимых мест, систем и изделий планера и двигателей) по бюллетеням промышленности, сложные работы технологического обслуживания, осмотры и инструментальный контроль исправности, направленные на предупреждение отказов изделий и своевременное проведение ремонта изделий по замечаниям экипажа, результатам обработки полетной информации, зарегистрированной бортовыми средствами контроля, и результатам планового контроля при технической эксплуатации до безопасного отказа; технологически связанные регулировочные работы с применением специализированных КПА; поиск и устранение функциональных отказов систем и изделий путем замены агрегатов (деталей) САРД, управления, топливной и гидрогазовой систем двигателя; поиск неисправностей и проведение восстановительного ремонта систем и изделий планера и двигателей с использованием компьютерных программ и стендового оборудования; проведение всех видов наземных испытаний ВС, проверка и регулировка систем управления; полная техническая подготовка ВС к испытаниям в воздухе и устранение неисправностей после испытаний; контроль качества выполнения ТО и Р и ВР планера и авиационных двигателей; контроль за правильностью оформления эксплуатационно - технической документации.
Должен знать: конструкцию и особенности модификаций летательных аппаратов и ВС, алгоритмы и методы выполнения работ с применением персональной ЭВМ; правила работы на диагностическом оборудовании, методы неразрушающего контроля, правила их применения и порядок оценки результатов контроля ТО и Р; порядок выполнения регулировочных работ, причины возникновения неисправностей и способы их устранения, принципы работы, правила эксплуатации и использования средств (устройств) встроенного контроля и автоматизированных наземных систем контроля состояния АТ; особенности конструкции модульных двигателей, порядок демонтажа - монтажа отдельных модулей, перечень ремонтно - восстановительных работ, выполняемых в АТБ; оборудование, используемое при ремонте модульных двигателей; технологию запуска и опробования двигателей; организацию контроля качества технического обслуживания.
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 6-го разряда не менее трех лет.
Примеры работ.
Дефектация: осмотр узлов самолета при выполнении продления назначенного и межремонтного ресурса; сложные диагностические работы по бюллетеням промышленности; диагностика межвального подшипника двигателя.
Работы общего вида (технологическое обслуживание): ложный запуск двигателя, опробование двигателя по сокращенному графику.
Контроль технического состояния (проверка с самоконтролем): автоматизированный встроенный контроль - СКВ; сигнализации при переходе с основного контура управления на резервный и с резервного на аварийный; исправности (состояния) влагоотстойников в трубопроводе САРД, трубопроводов, рукавов и агрегатов гидросистемы, створок, узлов их навески; замков шасси; окантовки окон пассажирской кабины; тормозной системы с помощью наземного стенда; соответствия регулировки системы управления режимам работы двигателя.
Восстановительные работы: замена концевых выключателей и регулировка концевых выключателей закрылков, предкрылков, тормозных щитков; регулировочные работы по кинематике шасси; замена насосов НР-ЗОКУ, НР-ЗОКП с последующей регулировкой оборотов НАР, взлетного режима, приемистости и др.; замена пусковых форсунок двигателя и клапанов перепуска воздуха во втором контуре двигателя; поиск и устранение неисправностей при функциональных отказах вида: время падения давления в гидроаккумуляторе основного и тормозного меньше нормы; не убираются все опоры шасси; двигатель не запускается, отладка запуска.
§ 17. Авиационный техник по планеру
и двигателям
8-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание опытных и модифицированных летательных аппаратов при испытательных полетах и планера, и двигателей, в объеме периодических форм, с самоконтролем (личным клеймом) широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения. Контроль работ, выполненных рабочими более низкой квалификации. Практическая отработка технологии и методов подготовки к наземным и летным испытаниям опытных и модифицированных летательных аппаратов, рациональных методов устранения недостатков при испытаниях. Выполнение основных работ по техническому обслуживанию: проведение комплексных регулировочных работ на сложных и взаимосвязанных системах планера и двигателей на широкофюзеляжных самолетах или самолетах нового поколения; осмотр и контроль работоспособности, направленные на предупреждение отказов агрегатов, систем ВС, и своевременное проведение ремонта по замечаниям экипажа ВС, результатам обработки полетной информации, зарегистрированной бортовыми системами контроля, а также по результатам планового контроля при технической эксплуатации ВС; поиск причины редко встречающегося отказа всех типов базовых самолетов; доводка узлов, агрегатов ВС; устранение наиболее сложных неисправностей отказавших агрегатов, изделий, систем с последующей регулировкой; анализ и оценка технического состояния агрегатов, изделий, систем всех типов базовых ВС с применением компьютерных программ; самоконтроль выполняемых работ с оформлением соответствующей документации; контроль качества работ ТО и Р и ВР отдельных агрегатов, узлов, изделий, систем планера и двигателей, выполненных авиатехниками более низкой квалификации; участие в расследовании авиационных происшествий; участие в создании компьютерных программ по совершенствованию процессов ТО и Р или ВР; сдача (прием) ВС в ремонт; осуществление приема - сдачи ВС, находящегося на ТО и Р из смены в смену.
Должен знать: комплектацию информационно - управляющей системы АТБ; информационное обеспечение и управление процессом эксплуатации АТ; программы поиска и устранения неисправностей агрегатов, систем ВС с использованием бортовых и наземных средств контроля и информационной базы данных АТБ; порядок контроля и проведения доработок АТ по бюллетеням промышленности, оформление результатов работ; организацию работы по техническому обслуживанию ВС в целом в соответствии с производственным заданием и требованиями эксплуатационной документации; порядок передачи ВС между АТБ и АРЗ, между сменой цеха и экипажем.
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 7-го разряда не менее трех лет.
Примеры работ.
Контроль технического состояния: запуск, прогрев и опробование одновременно двух двигателей ВС с подключением пунктов наземного контроля и снятием всех характеристик работы двигателя; положений закрылков, положений рукоятки управления и показаний на экране КИСС; бокового зазора в зацеплении шестерен, радиального и осевого люфтов в шарикоподшипниках привода суфлера и маслооткачивающего насоса задней опоры двигателя.
Контроль технического состояния (качества выполнения работ): уровня масла в турбохолодильнике СКВ, легкости вращения ротора турбохолодильника; натяжения тросов штурвалов, функционирования гидроэлементов головок управления РП71-01 предкрылков; давления азота в гидроаккумуляторах тормозной системы шасси, внутренней герметичности запорных кранов уборки и выпуска шасси; смазки трущихся поверхностей аварийных дверей; сотовых конструкций крыла, горизонтального и вертикального оперения на отсутствие отслоения обшивки от сотового заполнителя; смазки трущихся деталей форточек фонаря; уровня масла в картере редуктора ТНУ; установки кока двигателя, выполнения бюллетеней и разовых проверок.
§ 18. Авиационный техник по приборам
и электрооборудованию
4-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание приборного, электротехнического, кислородного и противопожарного оборудования летательных аппаратов легкого типа и приборов и электрооборудования, в объеме периодических форм, одного из типов самолетов 2 - 3 классов или вертолетов 1 - 2 классов, или менее сложные работы по техническому обслуживанию самолетов 1 класса, либо одного и более типов самолетов 2 - 4 классов или вертолетов 2 - 3 классов на оперативных формах технического обслуживания или одной и более систем (изделий) в лаборатории А и РЭО. Техническое обслуживание летательных аппаратов среднего типа под руководством авиационного техника по приборам и электрооборудованию более высокой квалификации. Выполнение основных работ по техническому обслуживанию: демонтаж - монтаж изделий, приборов и электрооборудования ВС для выполнения проверки на НТП, восстановительных работ в лаборатории А и РЭО и в целях хранения демонтированных с ВС изделий; внешний осмотр приборов и электрооборудования со вскрытием и без вскрытия лючков отсеков приборов и электрооборудования с целью обеспечения отсутствия повреждений контровки, металлизации, наличия влаги и коррозии, повреждений изоляции электропроводки, повреждений штепсельных разъемов, отбортовочных креплений; восстановление необходимой затяжки соединений, не имеющих контровки, восстановление затяжки и контровки, восстановление металлизации.
Должен знать: общие сведения о летно - технических характеристиках и конструкции обслуживаемых типов летательных аппаратов и ВС, их двигателей и систем; правила технической эксплуатации, содержание и технологию обслуживания авиаприборов и электрооборудования; порядок ведения бортовой (пономерной) документации на АТ и производственно - технической документации на ее ТО; конструкцию, эксплуатационные особенности приборов и электрооборудования обслуживаемы

<ПИСЬМО> Минкультуры РФ от 13.04.2000 n 01-67/16-21 <ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА, ХРАНЕНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также