ПРИКАЗ Минобразования РФ от 11.04.2000 n 1062 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МАКЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОТРАСЛЯМ НАУК


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 апреля 2000 г. N 1062
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МАКЕТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОТРАСЛЯМ НАУК
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4133) и во исполнение п. 4 решения коллегии от 8 июня 1999 г. N 13/2 "О состоянии и основных направлениях развития системы послевузовского профессионального образования" приказываю:
1. Утвердить макет государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по отраслям наук (далее - ГОС ППО) и макет примерного учебного плана подготовки аспиранта (адъюнкта) (Приложения 1 и 2).
2. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.) по согласованию с Управлением послевузовского и дополнительного профессионального образования (Безлепкиным В.В.) в срок до 31 июля 2000 г. разработать и представить на утверждение проекты ГОС ППО и примерных учебных планов подготовки аспирантов (адъюнктов), предусмотрев участие в работе представителей Минобразования России, Миннауки России, РАН, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, а также учебно - методических объединений, научно - методических и головных советов Минобразования России.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Министр
В.ФИЛИППОВ



Приложение 1
к Приказу Минобразования России
от 11 апреля 2000 г. N 1062
МАКЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОТРАСЛЯМ НАУК
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
_______ В.Д.Шадриков
____________ 2000 г.
Номер государственной регистрации
_________________________________

Государственный образовательный стандарт
послевузовского профессионального образования
по отрасли _____________________________________________
(указывается код и наименование отрасли наук,
по которой присуждается ученая степень кандидата
наук)
Присуждаемая ученая степень
__________________________________________________________________
(указывается наименование ученой степени кандидата наук)
Вводится с момента утверждения
Москва 2000

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОТРАСЛИ
_____________________________________________
(указывается код и наименование отрасли наук)
1.1. Государственный образовательный стандарт послевузовского
профессионального образования (далее - ГОС ППО) по отрасли наук
______________________________________________ утвержден приказом
(указывается код и наименование отрасли наук)
Минобразования России от _____ N ___.
1.2. Ученая степень, присуждаемая выпускнику аспирантуры
(адъюнктуры) при условии освоения основной образовательной
программы послевузовского профессионального образования и успешной
защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой
степени кандидата наук), _________________________________________
(наименование ученой степени кандидата
______________________________.
наук с указанием отрасли наук)
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
послевузовского профессионального образования (далее - подготовки
аспиранта (адъюнкта)) по отрасли _________________________________
(указывается код и наименование
________________________________________ при очной форме обучения
отрасли наук)
составляет 3 года.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
послевузовского профессионального образования (далее - подготовки
аспиранта (адъюнкта)) по отрасли _________________________________
(указывается код и наименование
______________________________________ при заочной форме обучения
отрасли наук)
составляет 4 года.
В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта (адъюнкта) и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре.
1.3. Цели аспирантуры (адъюнктуры):
Целями подготовки аспиранта (адъюнкта) в соответствии с существующим законодательством являются:
углубленное изучение методологических и теоретических основ одной из отраслей наук;
формирование умений и навыков самостоятельной научно - исследовательской и научно - педагогической деятельности;
совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность.
Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры (адъюнктуры) _____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (Дается квалификационная характеристика выпускника аспирантуры, согласованная составителями ГОС ППО с квалификационными требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного соответствующим постановлением Минтруда России.)
Выпускник аспирантуры готов к педагогической деятельности при условии освоения образовательно - профессиональной программы педагогического профиля и присвоения ему соответствующей дополнительной квалификации.
1.4. К отрасли наук __________________________________________
(указывается код и наименование
_________________ в соответствии с Номенклатурой научных
отрасли наук)
специальностей, утвержденной Приказом Миннауки России от 25 января
2000 г. N 17/4 ДСП, относятся следующие специальности научных
работников, по которым высшие учебные заведения и другие
организации, имеющие лицензию на право ведения послевузовского
профессионального образования, в установленном порядке могут
осуществлять прием в аспирантуру (адъюнктуру): ___________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(Приводится перечень специальностей научных работников, по которым предусмотрено присвоение указанной степени, и для каждой специальности научных работников соответствующие ей перечень магистерских программ по направлениям подготовки и перечень специальностей высшего профессионального образования (ВПО), устанавливаемые по предложениям соответствующих учебно - методических объединений вузов на основании ГОС ВПО. Данная информация используется при реализации пп. 2.3, 2.4, 7.2.3 и 7.2.4.)
1.5. В период действия утвержденных ГОС ППО перечень специальностей научных работников по пп. 1.4, относящихся к соответствующей отрасли наук, а также перечень магистерских программ и перечень специальностей ВПО, соответствующих определенной научной специальности, могут быть дополнены в соответствии с изменениями, вносимыми в Номенклатуру специальностей научных работников Миннауки России, а также в Перечень направлений и специальностей ВПО.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ,
НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА (АДЪЮНКТА), И УСЛОВИЯ
КОНКУРСНОГО ОТБОРА
2.1. Лица, желающие освоить основную образовательную программу подготовки аспиранта (адъюнкта) по данной отрасли наук, должны иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, удостоверенное документом государственного образца, принимаются в аспирантуру (адъюнктуру) по результатам вступительных экзаменов на конкурсной основе.
Преимущественным правом при зачислении пользуются лица, имеющие достижения в научно - исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, а также рекомендацию организации, в которой проводилась научно - исследовательская деятельность.
2.3. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям и специальностям, соответствующим определенной отрасли наук, и примерных программ вступительных экзаменов в аспирантуру (адъюнктуру).
2.4. Примерные программы вступительных экзаменов в аспирантуру (адъюнктуру) разрабатываются с привлечением учебно - методических объединений, научно - методических и головных советов и утверждаются Минобразованием России для каждой отрасли наук по группам специальностей Номенклатуры специальностей научных работников.
2.5. Организации, имеющие лицензию на право ведения послевузовского профессионального образования и объявившие прием в аспирантуру (адъюнктуру), имеют право засчитывать в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру (адъюнктуру) результаты выпускных магистерских экзаменов, если в индивидуальном плане магистра были предусмотрены экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине, по направлениям высшего профессионального образования, соответствующим той специальности научных работников, на которую поступает выпускник магистратуры.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА
(АДЪЮНКТА) ПО ОТРАСЛИ _______________________________
(указывается код и наименование
_______________________ НАУК
отрасли наук)
3.1. Основная образовательная программа подготовки аспиранта (адъюнкта) включает ГОС ППО по отрасли наук, примерный учебный план подготовки аспиранта (адъюнкта), примерные программы по дисциплинам, включенным в состав государственной аттестации аспирантов (адъюнктов). Она разрабатывается с привлечением учебно - методических объединений, научно - методических и головных советов и утверждается Минобразованием России.
3.2. В основной образовательной программе подготовки аспиранта (адъюнкта) должны предусматриваться следующие компоненты:
цикл ОПД.АФ.00 - образовательно - профессиональные дисциплины;
цикл ФД.А.00 - факультативные дисциплины;
ПП.А.00 - педагогическая практика <*>;
НИР.А.00 - научная (научно - исследовательская и (или) научно - педагогическая работа аспиранта (адъюнкта));
ИГА.А - итоговая государственная аттестация аспиранта (адъюнкта);
ЗД.А.00 - защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
--------------------------------
<*> Аспирант (адъюнкт) проходит педагогическую практику при условии, если в часы, выделенные для факультативных дисциплин, он(а) осваивает дополнительную образовательно - профессиональную программу педагогического профиля для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы".
4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА (АДЪЮНКТА)
ПО ____________________________________________
(указывается код и наименование отрасли наук)
----------T---------------------------------------------T--------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплины ¦ Объем ¦
¦ ¦ ¦в часах ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ОПД.АФ.00¦Образовательно - профессиональные дисциплины ¦ 480 ¦
¦ ¦подготовки аспиранта (адъюнкта) ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ОПД.АФ.01¦Иностранный язык <*> (приводится аннотация ¦ 100 ¦
¦ ¦программы кандидатского минимума по иностран-¦ ¦
¦ ¦ному языку) ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ОПД.АФ.02¦История и философия (соответствующей науки) ¦ 100 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ОПД.АФ.03¦Специальные дисциплины научной специальности,¦ 280 ¦
¦и т.д. ¦в том числе дисциплины по выбору аспиранта ¦ ¦
¦ ¦(адъюнкта) ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ФД.А.00 ¦Факультативные дисциплины ¦ 500 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ПП.А.00 ¦Педагогическая практика <**> ¦ 100 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ Итого времени на освоение образовательного ¦1080 ча-¦
¦ компонента программы ¦сов ¦
¦ ¦(20 не- ¦
¦ ¦дель) ¦
+---------T---------------------------------------------+--------+
¦НИР.А.00 ¦Научно - исследовательская работа ¦112 ¦
¦ ¦недель ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦НИР.А.01 ¦Научно - исследовательская работа ¦ 60 ¦
¦ ¦недель ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦НИР.А.02 ¦Подготовка кандидатской диссертации ¦ 52 ¦
¦ ¦недели ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ИГА.А.00 ¦Итоговая государственная аттестация <***> ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ИГА.А.01 ¦Кандидатский экзамен по иностранному ¦ ¦
¦ ¦языку <*> ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ИГА.А.02 ¦Кандидатский экзамен по истории и философии ¦ ¦
¦ ¦(науки) ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ИГА.А.03 ¦Кандидатский экзамен по специальным ¦ ¦
¦ ¦дисциплинам ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ЗД.А.00 ¦Защита диссертации на соискание ученой ¦ 8 ¦
¦ ¦степени кандидата наук ¦недель ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ Итого времени на научно - исследовательскую ¦120 не- ¦
¦ работу, выполнение и защиту диссертации ¦дель ¦
¦ ¦(6480 ¦
¦ ¦час.) ¦
L-------------------------------------------------------+---------
--------------------------------
<*> В случае, если аспирант (адъюнкт) имеет дополнительную квалификацию "Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций", удостоверенную документом государственного образца, результаты итоговой аттестации по этой дополнительной образовательно - профессиональной программе по решению экзаменационной комиссии могут быть зачтены в качестве кандидатского экзамена по иностранному языку.
<**> Аспирант (адъюнкт) проходит педагогическую практику при условии, что в часы, выделенные для факультативных дисциплин, он(а) осваивает дополнительную образовательно - профессиональную программу педагогического профиля для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы". Указаны часы учебной нагрузки, затрачиваемые на чтение пробных лекций, проведение семинаров, лабораторных работ и руководство студенческими практиками. См. также пп. 6.2.4.
<***> Часы на подготовку и проведение экзаменов итоговой государственной аттестации - кандидатских экзаменов (ИГА.А.01 - ИГА.А.03) - включены в общую трудоемкость изучаемых дисциплин.
5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА (АДЪЮНКТА) ПО ОТРАСЛИ
_____________________________________________
(указывается код и наименование отрасли наук)
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта (адъюнкта) при очной форме обучения составляет 156 недель, в том числе:
образовательная программа подготовки - 20 недель (1080 часов);
программа научно - исследовательской подготовки, включая подготовку и защиту диссертации, - 120 недель (6480 часов);
каникулы - не менее 16 недель.
5.2. Лицам, окончившим аспирантуру, предоставляется месячный отпуск в случае выполнения следующих требований:
полностью выполнен индивидуальный учебный план;
сданы кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;
завершена работа над диссертацией, включая проведение предварительной защиты диссертации на кафедре (в отделе) и ее представление в диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по рассматриваемой отрасли наук.
6. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
АСПИРАНТА (АДЪЮНКТА) ПО ОТРАСЛИ
____________________________________________
(указывается код и наименование отрасли наук)
6.1. Порядок разработки рабочей образовательной
программы подготовки аспиранта (адъюнкта), включая
научные исследования
6.1.1. Высшие учебные заведения и другие организации, имеющие лицензию на подготовку аспирантов (адъюнктов), самостоятельно разрабатывают и утверждают рабочую образовательную программу подготовки аспирантов (адъюнктов) на базе основной образовательной программы подготовки аспирантов (адъюнктов) по соответствующей отрасли наук и примерного учебного плана.
6.1.2. Обучение в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы аспиранта (адъюнкта), разработанным на базе основной образовательной программы подготовки аспирантов (адъюнктов) по данной отрасли наук научным руководителем совместно с аспирантом (адъюнктом). Индивидуальный учебный план аспиранта (адъюнкта) и тема диссертационной работы утверждаются руководителем организации, реализующей ГОС ППО, по представлению кафедр (отделов) в сроки, определяемые этой организацией.
6.1.3. Рабочие учебные планы и рабочие программы дисциплин формируются организациями, ведущими подготовку аспирантов (адъюнктов), на основе утвержденных Минобразованием России ГОС ППО по отраслям наук, примерных учебных планов и примерных программ дисциплин, включенных в итоговую государственную аттестацию аспирантов (адъюнктов).
6.1.4. Программы научно - педагогической практики аспирантов (адъюнктов) самостоятельно разрабатываются организациями, имеющими лицензию на право подготовки аспирантов (адъюнктов).
6.1.5. Научно - исследовательская составляющая подготовки аспирантов (адъюнктов) по каждой отрасли наук реализуется через авторские программы научных руководителей на основании индивидуальных учебных планов аспирантов (адъюнктов).
6.1.6. Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения (другой организации, имеющей лицензию на реализацию программ послевузовского профессионального образования), не являются обязательными для изучения аспирантом (адъюнктом).
6.1.7. При разработке и реализации рабочей образовательной программы подготовки аспирантов (адъюнктов) организации предоставляется право вести преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, учитывающим результаты исследований научных школ, при условии соблюдения ГОС ППО по соответствующей отрасли наук.
6.1.8. При разработке и реализации образовательной программы подготовки аспирантов (адъюнктов) организация, реализующая эту подготовку, обязана:
учитывать, что максимальный объем нагрузки аспиранта (адъюнкта) устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы;
обеспечивать аспирантам (адъюнктам) очной формы обучения возможность занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю в счет часов, выделенных на освоение факультативных дисциплин;
обеспечивать обучающимся возможность освоения на факультативной основе дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" за счет часов, выделенных на факультативные дисциплины.
6.2. Требования к условиям реализации образовательной
программы подготовки аспиранта (адъюнкта), включая ее
научно - исследовательскую часть
В пп. 6.2 должны быть сформулированы требования, достаточные для реализации организацией (учреждением) основной образовательной программы послевузовского профессионального образования по соответствующей отрасли наук и прохождения организацией (учреждением) процедур лицензирования, аттестации и аккредитации.
6.2.1. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса:
Право научного руководства подготовкой аспирантов (адъюнктов) имеют доктора наук. В отдельных случаях право на руководство подготовкой аспирантов (адъюнктов) предоставляется кандидатам наук на основании решения ученого совета организации (ее подразделения).
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
(В пп. 6.2.1 указывается, что реализация программы послевузовского профессионального образования должна обеспечиваться научно - педагогическими кадрами, имеющими ученую степень, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины, ведущими научно - исследовательскую и научно - методическую работу; исключения возможны для преподавания иностранных языков.)
6.2.2. Требования к учебно - методическому обеспечению учебного процесса: _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
(Пп. 6.2.2 должен отражать уровень необходимого лабораторного и информационного обеспечения учебного процесса для подготовки высококвалифицированных исследователей и преподавателей. В частности, все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены научной и учебно - методической литературой по всем видам учебных занятий, а уровень обеспеченности должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 аспиранта (адъюнкта) дневного отделения. Реализация программы послевузовского профессионального образования должна обеспечиваться доступом каждого аспиранта (адъюнкта) к библиотечным фондам и базам данных, а также наглядным пособиям, мультимедийным, аудио-, видеоматериалам.)
6.2.3. Требования к материально - техническому обеспечению учебного процесса: _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
(В пп. 6.2.3 указывается, что высшее учебное заведение (другая организация), реализующее программу послевузовского профессионального образования, должно располагать материально - технической базой, соответствующей действующим санитарно - техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки и научно - исследовательской работы аспирантов (адъюнктов), предусмотренных учебным планом.)
6.2.4. Требования к обеспечению условий освоения профессиональной образовательной программы педагогического профиля:
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
(В пп. 6.2.4 указывается, что высшее учебное заведение (другая организация), реализующее программу послевузовского профессионального образования, должно располагать кадровыми, учебно - методическими условиями, материально - технической базой и базой педагогической практики, обеспечивающими всеми видами педагогической подготовки аспирантов (адъюнктов), предусмотренными учебным планом и соответствующими действующим санитарно - техническим нормам.)
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ,
УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ В АСПИРАНТУРЕ
(АДЪЮНКТУРЕ)
____________________________________________
(указывается код и наименование отрасли наук)
7.1. Требования к знаниям и умениям
выпускника аспирантуры
7.1.1. Требования к знаниям и умениям выпускника аспирантуры складываются из:
общих требований к выпускнику аспирантуры (адъюнктуры);
требований по иностранному языку, истории и философии соответствующей науки;
требований к профессиональной подготовке;
требований к умениям и навыкам по проведению самостоятельной научно - исследовательской и научно - педагогической деятельности.
7.1.2. Общие требования к выпускнику аспирантуры (адъюнктуры):
Выпускник аспирантуры (адъюнктуры) должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь организовать и вести научно - исследовательскую деятельность по избранной научной специальности.
7.1.3. Требования к выпускнику аспирантуры (адъюнктуры) по профессиональной подготовке (специальным дисциплинам), иностранному языку, истории и философии соответствующей науки (определяются программами кандидатских экзаменов по соответствующим дисциплинам и требованиями к квалификационной работе (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук)):
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
7.1.4. Требования по научно - исследовательской части
программы подготовки аспиранта (адъюнкта): _______________________
(формулируются
__________________________________________________________________
применительно к конкретной отрасли наук)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
аспиранта (адъюнкта)
7.2.1. Итоговая государственная аттестация аспиранта (адъюнкта) включает защиту выпускной квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, далее именуется кандидатская диссертация) и кандидатские экзамены.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе (кандидатской диссертации) и порядок ее защиты определяются положением о порядке присуждения ученых степеней, разрабатываемым Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации и утверждаемым Правительством Российской Федерации.
7.2.3. Перечень обязательных кандидатских экзаменов и порядок их проведения устанавливаются положением о подготовке научно - педагогических кадров, разрабатываемым Высшей аттестационной комиссией Минобразования России. Организация, ведущая подготовку аспирантов (адъюнктов), вправе включать в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности и (или) характером подготовки аспиранта (адъюнкта).
7.2.4. Программы кандидатских экзаменов по всем специальностям научных работников, указанным в пп. 1.4, разрабатываются с привлечением учебно - методических объединений, научно - методических и головных советов и утверждаются Минобразованием России.
8. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ (АДЪЮНКТОВ)
8.1. Лицам, успешно прошедшим обучение в аспирантуре (адъюнктуре) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и научных учреждениях (организациях), имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, независимо от их организационно - правовых форм выдается удостоверение, которое является государственным документом о послевузовском профессиональном образовании.
8.2. Лицам, успешно освоившим основную образовательную программу послевузовского профессионального образования и успешно защитившим квалификационную работу (кандидатскую диссертацию), выдается диплом кандидата наук, удостоверяющий присуждение искомой степени.
8.3. Лицам, успешно освоившим основную образовательную программу послевузовского профессионального образования и образовательно - профессиональную программу для присвоения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы", выдается соответствующий документ государственного образца.
Составители:
Руководитель рабочей группы ______________________ (Ф.И.О.)
(подпись)
Согласовано:
Управление образовательных программ и стандартов высшего и
среднего профессионального образования:
Начальник _____________ Г.К.ШЕСТАКОВ
Заместитель начальника _____________ В.С.СЕНАШЕНКО
Сотрудник, курирующий направления и специальности высшего
профессионального образования, сопряженные с ГОС аспирантуры
по конкретной отрасли наук _____________ (Ф.И.О.)
Управление послевузовского и дополнительного профессионального
образования:
Начальник _________________ В.В.БЕЗЛЕПКИН
Начальник отдела подготовки
научно - педагогических кадров _________ Л.И.СОЛОМКО
Сотрудник, курирующий
послевузовское профессиональное
образование по рассматриваемой
отрасли наук _________ (Ф.И.О.)



Приложение 2
к Приказу Минобразования России
от 11 апреля 2000 г. N 1062
МАКЕТ
ПРИМЕРНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ПОДГОТОВКИ
АСПИРАНТОВ (АДЪЮНКТОВ) С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТИ
ПРИСВОЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ"
СОГЛАСОВАНО <*> УТВЕРЖДАЮ
Начальник подразделения Начальник Управления
министерства (ведомства), ________ (фамилия, инициалы)
которому подчинена организация, _____________ 2000 г.
реализующая подготовку
аспирантов (адъюнктов)
________ (фамилия, инициалы)
_____________ 2000 г.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ (АДЪЮНКТОВ)
В ОТРАСЛИ ________________________________________
(указывается наименование отрасли наук)
НАУК С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИСВОЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
"ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ"
-----T-----------------------T------T---------------------------T--------¬
¦ N ¦ Код и наименование ¦Всего ¦ В том числе ¦Отчет- ¦
¦п/п ¦ дисциплины ¦часов +----T---T-----T------T-----+ность ¦
¦ ¦ ¦ ¦лек-¦се-¦прак-¦само- ¦дру- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ции ¦ми-¦тиче-¦стоя- ¦гие ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦на-¦ские-¦тель- ¦виды ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ры ¦заня-¦ная ¦заня-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тия ¦работа¦тий ¦ ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦1 ¦Иностранный язык ¦ 100¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Канд. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экзамен ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦2 ¦История и философия ¦ 100¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Канд. ¦
¦ ¦(науки) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экзамен ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦3, 4¦Специальные дисциплины ¦ 280¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Канд. ¦
¦ ¦отрасли наук и научной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экзамен ¦
¦ ¦специальности (в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦числе курсы по выбору ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аспиранта (адъюнкта) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦из числа предлагаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организацией, реализу- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ющей подготовку аспи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рантов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦5 ¦Факультативные дисцип- ¦ 600¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Аттеста-¦
¦ ¦лины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ция в ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+зависи- ¦
¦5.1 ¦Психология человека ¦ 60¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мости от¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+типа ¦
¦5.2 ¦Педагогика ¦ 60¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦програм-¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+мы ¦
¦5.3 ¦История и методология ¦ 60¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(науки) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦5.4 ¦Информационные техноло-¦ 60¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гии в науке и образова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦5.5 ¦Психология и педагогика¦ 60¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦5.6 ¦Технологии профессио- ¦ 60¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нально ориентированного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦5.7 ¦Нормативно - правовые ¦ 30¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы ВПО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦5.8 ¦Тренинг профессионально¦ 60¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ориентированных ритори-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ки, дискуссий и общения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦5.9 ¦Курсы по выбору аспи- ¦ 50¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ранта (адъюнкта) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦5.10¦Педагогическая практика¦ 100¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Зачет ¦
¦ ¦<**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦5.11¦Квалификационная работа¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Защита ¦
¦ ¦(выполняется лицами, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦квалифи-¦
¦ ¦желающими получить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кацион- ¦
¦ ¦квалификацию "Препода- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной ра- ¦
¦ ¦ватель высшей школы") ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦боты ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦ ¦Итого обязательных дис-¦ 480¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3 экза- ¦
¦ ¦циплин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мена ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦ ¦Итого факультативных ¦ 600¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дисциплин и практики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦ ¦Итого часов образова- ¦ 1080¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельной программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦НИР ¦Научно - исследователь-¦ 112¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ская работа ¦недель¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦ЗД ¦Защита диссертации ¦ 8¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦недель¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+--------+
¦ ¦Всего часов подготовки ¦ 6480¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----+-----------------------+------+----+---+-----+------+-----+---------
--------------------------------
<*> - Заполняется в рабочем учебном плане в соответствии с ведомственной подчиненностью организации, реализующей подготовку аспирантов (адъюнктов).
<**> - См. примечание <**> к разделу 4.
Должность лица, утверждающего рабочий учебный план в организации, реализующей подготовку аспирантов (адъюнктов) ____________ (Ф.И.О)
(печать) (дата, подпись)

ПРИКАЗ Госстроя РФ от 11.04.2000 n 76 О ЧАСТИЧНОМ ИЗМЕНЕНИИ ПРИКАЗА ГОССТРОЯ РОССИИ ОТ 10.12.99 n 144  »
Постановления и Указы »
Читайте также