НАПРАВЛЕНИЕ 560800 - АГРОИНЖЕНЕРИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
5 апреля 2000 года
Согласовано
Заместитель Министра
сельского хозяйства
и продовольствия
Российской Федерации
Н.К.ДОЛГУШКИН
21 марта 2000 года
Регистрационный номер
313 с/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 560800 - АГРОИНЖЕНЕРИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 560800 - Агроинженерия
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 560800 - Агроинженерия при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- машинные технологии и системы машин для производства, хранения и первичной переработки продукции растениеводства и животноводства; технологии и средства технического обслуживания, диагностирования, монтажа и ремонта машин; машины, приборы и оборудование машиноиспытательных станций;
- электрифицированные и автоматизированные сельскохозяйственные технологические процессы, машины и установки; электрооборудование, энергетические установки и средства автоматики сельскохозяйственного и бытового назначения; энергосберегающие технологии и системы электро-, тепло-, водо- и газоснабжения сельскохозяйственных и бытовых потребителей; нормативно-техническая документация.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению "Агроинженерия" подготовлен к научно-исследовательской деятельности.
Выпускник по направлению "Агроинженерия" может адаптироваться к следующим видам профессиональной деятельности:
- производственно-технологической;
- организационно-управленческой.
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению "Агроинженерия" подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
- проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками;
- участие в выполнении экспериментов;
- проведение наблюдений и измерений, составление их описания и формулировка выводов;
- организация эффективного использования машин, оборудования и средств автоматики.
1.3.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач бакалавр:
- изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области механизации, электрификации и технологии сельскохозяйственного и перерабатывающих производств;
- участвует в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
- принимает участие в стендовых и полевых испытаниях опытных образцов машин и оборудования сельскохозяйственного и перерабатывающих производств;
- участвует в разработке технически обоснованных норм выработки, норм обслуживания машинно-тракторного парка, другого технологического оборудования;
- рассчитывает нормативы материальных затрат (нормы расхода запасных частей, материалов, энергии);
- рассчитывает экономическую эффективность применения новых средств механизации технологических процессов;
- составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
- участвует во внедрении результатов исследований и разработок.
Бакалавр должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по инженерно-техническому обеспечению сельского хозяйства;
- технологии производства сельскохозяйственной продукции;
- технологию технического обслуживания и ремонта машин;
- агро- и зоотехнические требования при выполнении технологических процессов, хранении и первичной переработке сельскохозяйственной продукции;
- основные типы машин и оборудования и принципы их работы;
- технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных машин, оборудования и технологий производства сельскохозяйственной продукции;
- правила устройства электроустановок и руководящие материалы по их проектированию;
- нормативы расхода запасных частей, топлива и смазочных материалов;
- виды и причины отказов машин и способы их предупреждения;
- современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- основные требования организации труда при проектировании технологических процессов;
- методы исследований, проектирования и проведения экспериментальных работ;
- назначение, правила технической эксплуатации техники для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, технологического оборудования по диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту машин;
- стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации;
- основы экономики;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 560800 - Агроинженерия;
- освоению в сокращенные сроки основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста 660300 - Агроинженерия.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки бакалавра 560800 - Агроинженерия
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 560800 - Агроинженерия
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь с¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации о¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая культура¦ ¦
¦ ¦личности. Основы здорового образа жизни студента.¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая подготовка¦ ¦
¦ ¦студентов. ¦ ¦
¦ ¦ Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы России. Русская культура XIX века и ¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического режима.¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усилие режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, культурная¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ. Социальные функции политики.¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. Гражданское общество, его¦ ¦
¦ ¦происхождение и особенности. Особенности ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая ¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический менеджмент.¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. Система российского ¦ ¦
¦ ¦права. Отрасли права. Правонарушение и ¦ ¦
¦ ¦юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в современном¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психологии.¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления в ¦ ¦
¦ ¦психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. Развитие ¦ ¦
¦ ¦психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг ¦ ¦
¦ ¦и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интеллект.¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемонические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения¦ ¦
¦ ¦и деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦ Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, практические, семинарские и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет,¦ ¦
¦ ¦экзамен, факультативные занятия, консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического взаимодействия¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования элементов¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. Языковые¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унификации¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развертывание¦ ¦
¦ ¦и завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений и ¦ ¦
¦ ¦культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс: личность и массы,¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и ¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. Научные¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и ¦ ¦
¦ ¦прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение груда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и¦ ¦
¦ ¦налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. Особенности переходной ¦ ¦
¦ ¦экономики России. Приватизация. Формы ¦ ¦
¦ ¦собственности. Предпринимательство. Теневая ¦ ¦
¦ ¦экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. ¦ ¦
¦ ¦Преобразования в социальной сфере. Структурные ¦ ¦
¦ ¦сдвиги в экономике. Формирование открытой ¦ ¦
¦ ¦экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1850 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1700 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы; ¦ ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика: теория вероятностей, случайные ¦ ¦
¦ ¦процессы, статистическое оценивание и проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накопления¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования; локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; основы защиты информации и сведений, ¦ ¦
¦ ¦составляющих государственную тайну; методы защиты¦ ¦
¦ ¦информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦400 ¦
¦ ¦ Физические основы механики; колебания и волны; ¦ ¦
¦ ¦молекулярная физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; атомная и ¦ ¦
¦ ¦ядерная физика; физический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦140 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, катализаторы ¦ ¦
¦ ¦и каталитические системы, полимеры и олигомеры; ¦ ¦
¦ ¦химическая термодинамика и кинетика: энергетика ¦ ¦
¦ ¦химических процессов, химическое и фазовое ¦ ¦
¦ ¦равновесие, скорость реакции и методы ее ¦ ¦
¦ ¦регулирования, колебательные реакции; реакционная¦ ¦
¦ ¦способность веществ: химия и периодическая ¦ ¦
¦ ¦система элементов, кислотно-основные и ¦ ¦
¦ ¦окислительно-восстановительные свойства веществ, ¦ ¦
¦ ¦химическая связь, комплементарность; химическая ¦ ¦
¦ ¦идентификация: качественный и количественный ¦ ¦
¦ ¦анализ, аналитический сигнал, химический, физико-¦ ¦
¦ ¦химический и физический анализ; химический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Биология с основами экологии ¦150 ¦
¦ ¦ Живые системы, физиология и экология человека, ¦ ¦
¦ ¦экология и охрана природы. Биолого-экологический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Теоретическая механика ¦210 ¦
¦ ¦ Статика. Понятие силы, момента силы относительно¦ ¦
¦ ¦точки и оси, пары сил. Методы преобразования ¦ ¦
¦ ¦систем сил. Условия и уравнения равновесия ¦ ¦
¦ ¦твердых тел под действием различных систем сил. ¦ ¦
¦ ¦Центр тяжести твердого тела и его координаты. ¦ ¦
¦ ¦ Кинематика. Предмет кинематики. Способы задания ¦ ¦
¦ ¦движения точки. Скорость и ускорение точки. ¦ ¦
¦ ¦Вращения твердого тела вокруг неподвижной оси. ¦ ¦
¦ ¦Плоское движение твердого тела и движение плоской¦ ¦
¦ ¦фигуры в ее плоскости. Абсолютное и относительное¦ ¦
¦ ¦движение точки. Сложное движение твердого тела. ¦ ¦
¦ ¦ Динамика. Предмет динамики. Законы механики ¦ ¦
¦ ¦Галилея - Ньютона. Задачи динамики. Прямолинейные¦ ¦
¦ ¦колебания материальной точки. ¦ ¦
¦ ¦ Механическая система. Дифференциальные уравнения¦ ¦
¦ ¦движения механической системы. Количество ¦ ¦
¦ ¦движения материальной точки и механической ¦ ¦
¦ ¦системы. Момент количества движения материальной ¦ ¦
¦ ¦точки относительно центра и оси. Кинетическая ¦ ¦
¦ ¦энергия материальной точки и механической ¦ ¦
¦ ¦системы. Общие теоремы динамики. Понятие о ¦ ¦
¦ ¦силовом поле. Принцип Даламбера для материальной ¦ ¦
¦ ¦точки и механической системы. Метод ¦ ¦
¦ ¦кинетостатики. Определение динамических реакций ¦ ¦
¦ ¦подшипников при вращении твердого тела вокруг ¦ ¦
¦ ¦неподвижной оси. ¦ ¦
¦ ¦ Связи и их уравнения. Принцип возможных ¦ ¦
¦ ¦перемещений. Обобщенные координаты системы. ¦ ¦
¦ ¦Дифференциальные уравнения движения механической ¦ ¦
¦ ¦системы в обобщенных координатах или уравнение ¦ ¦
¦ ¦Лагранжа второго рода. Явления удара. Теорема об ¦ ¦
¦ ¦изменении кинетического момента механической ¦ ¦
¦ ¦системы при ударе ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦70 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦80 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2000 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1360 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦210 ¦
¦ ¦ Начертательная геометрия ¦ ¦
¦ ¦ Введение. Предмет начертательной геометрии. ¦ ¦
¦ ¦Задание точки, прямой, плоскости и многогранников¦ ¦
¦ ¦на комплексном чертеже Монжа. Позиционные задачи.¦ ¦
¦ ¦Метрические задачи. Способы преобразования ¦ ¦
¦ ¦чертежа. Многогранники. Кривые линии. ¦ ¦
¦ ¦Поверхности. Поверхности вращения. Линейчатые ¦ ¦
¦ ¦поверхности. Винтовые поверхности. Циклические ¦ ¦
¦ ¦поверхности. Обобщенные позиционные задачи. ¦ ¦
¦ ¦Метрические задачи. Построение разверток ¦ ¦
¦ ¦поверхностей. Касательные линии и плоскости к ¦ ¦
¦ ¦поверхности. Аксонометрические проекции. Понятие ¦ ¦
¦ ¦о вычислительной геометрии. Понятие о ¦ ¦
¦ ¦геометрическом моделировании. ¦ ¦
¦ ¦ Инженерная графика ¦ ¦
¦ ¦ Конструкторская документация. Оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей. Элементы геометрии деталей. ¦ ¦
¦ ¦Изображения, надписи, обозначения. ¦ ¦
¦ ¦Аксонометрические проекции деталей. Изображения и¦ ¦
¦ ¦обозначения элементов деталей. Изображение и ¦ ¦
¦ ¦обозначение резьбы. Рабочие чертежи деталей. ¦ ¦
¦ ¦Выполнение эскизов деталей машин. Изображения ¦ ¦
¦ ¦сборочных единиц. Сборочный чертеж изделий. ¦ ¦
¦ ¦Понятие о компьютерной графике ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Механика ¦140 ¦
¦ ¦ 2.1. Теория механизмов и машин ¦<*> ¦
¦ ¦ Основные понятия теории механизмов и машин. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды механизмов. Структурный анализ и ¦ ¦
¦ ¦синтез механизмов. Кинематический анализ и синтез¦ ¦
¦ ¦механизмов. Кинетостатический анализ механизмов. ¦ ¦
¦ ¦Динамический анализ и синтез механизмов. ¦ ¦
¦ ¦Колебания в механизмах. Вибрационные ¦ ¦
¦ ¦транспортеры. Вибрация. Динамическое гашение ¦ ¦
¦ ¦колебаний. Динамика приводов. Электропривод ¦ ¦
¦ ¦механизмов. Выбор типа приводов. Синтез рычажных ¦ ¦
¦ ¦механизмов. Методы оптимизации в синтезе ¦ ¦
¦ ¦механизмов с применением ЭВМ. Синтез передаточных¦ ¦
¦ ¦механизмов. Синтез по положениям звеньев. Синтез ¦ ¦
¦ ¦эвольвентного зацепления. Качественные ¦ ¦
¦ ¦показатели. Передаточные функции механизма. ¦ ¦
¦ ¦Передаточное отношение. Зубчатые передачи. ¦ ¦
¦ ¦Ступенчатый ряд, паразитный ряд. Планетарные ¦ ¦
¦ ¦механизмы. Автомобильный дифференциал. ¦ ¦
¦ ¦Регулирование хода машины. Учет сил трения в ¦ ¦
¦ ¦механизмах машины. Коэффициенты полезного ¦ ¦
¦ ¦действия (КПД) механизмов при последовательном и ¦ ¦
¦ ¦параллельном соединениях (при комплектовании ¦ ¦
¦ ¦машинных агрегатов). Уравновешивание машины на ¦ ¦
¦ ¦фундаменте. Уравновешивание роторов. ¦ ¦
¦ ¦Уравновешивание рычажных механизмов. ¦ ¦
¦ ¦ 2.2. Сопротивление материалов ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия. Метод сечений. Центральное ¦ ¦
¦ ¦растяжение - сжатие. Сдвиг. Геометрические ¦ ¦
¦ ¦характеристики сечений. Прямой поперечный изгиб. ¦ ¦
¦ ¦Кручение. Косой изгиб, внецентренное растяжение -¦ ¦
¦ ¦сжатие. Элементы рационального проектирования ¦ ¦
¦ ¦простейших систем. ¦ ¦
¦ ¦ Расчет статически определимых стержневых систем.¦ ¦
¦ ¦Метод сил, расчет статически неопределимых ¦ ¦
¦ ¦стержневых систем. Анализ напряженного и ¦ ¦
¦ ¦деформированного состояния в точке тела. Сложное ¦ ¦
¦ ¦сопротивление, расчет по теориям прочности. ¦ ¦
¦ ¦Расчет безмоментных оболочек вращения. ¦ ¦
¦ ¦Устойчивость стержней. Продольно-поперечный ¦ ¦
¦ ¦изгиб. Расчет движущихся с ускорением элементов ¦ ¦
¦ ¦конструкций. Удар. Усталость. Расчет по несущей ¦ ¦
¦ ¦способности. ¦ ¦
¦ ¦ 2.3. Детали машин и основы конструирования ¦ ¦
¦ ¦ Классификация механизмов, узлов и деталей. ¦ ¦
¦ ¦Основы проектирования механизмов, стадии ¦ ¦
¦ ¦разработки. Требования к деталям, критерии ¦ ¦
¦ ¦работоспособности и влияющие на них факторы. ¦ ¦
¦ ¦Механические передачи: зубчатые, червячные, ¦ ¦
¦ ¦планетарные, волновые, рычажные, фрикционные, ¦ ¦
¦ ¦ременные, цепные, передачи винт - гайка; расчеты ¦ ¦
¦ ¦передач на прочность. Валы и оси, конструкция и ¦ ¦
¦ ¦расчеты на прочность и жесткость. Подшипники ¦ ¦
¦ ¦качения и скольжения, выбор и расчеты на ¦ ¦
¦ ¦прочность. Уплотнительные устройства. Конструкции¦ ¦
¦ ¦подшипниковых узлов. Соединения деталей: ¦ ¦
¦ ¦резьбовые, заклепочные, сварные, паяные, клеевые,¦ ¦
¦ ¦с натягом, шпоночные, зубчатые, штифтовые, ¦ ¦
¦ ¦клеммовые, профильные; конструкция и расчеты ¦ ¦
¦ ¦соединений на прочность. Упругие элементы. Муфты ¦ ¦
¦ ¦механических приводов. Корпусные детали ¦ ¦
¦ ¦механизмов. Автоматизированное проектирование ¦ ¦
¦ ¦механизмов машин. ¦ ¦
¦ ¦ Классификация подъемно-транспортирующих машин. ¦ ¦
¦ ¦Грузозахватные устройства. Канаты, полиспасты. ¦ ¦
¦ ¦Механизмы подъема: классификация, выбор ¦ ¦
¦ ¦двигателя, тормозные устройства. Механизмы ¦ ¦
¦ ¦передвижения с приводом на тележке и вне тележки.¦ ¦
¦ ¦Механизм поворота крана. Металлоконструкции: ¦ ¦
¦ ¦конструирование и расчет. Устойчивость ¦ ¦
¦ ¦стационарных и передвижных кранов. Основные ¦ ¦
¦ ¦характеристики сельскохозяйственных грузов. ¦ ¦
¦ ¦Транспортирующие машины с тяговым органом: ¦ ¦
¦ ¦ленточные транспортеры, скребковые транспортеры, ¦ ¦
¦ ¦ковшовые элеваторы. Транспортирующие машины без ¦ ¦
¦ ¦тяговых органов: винтовые конвейеры, ¦ ¦
¦ ¦пневмотранспортные установки. ¦ ¦
¦ ¦Сельскохозяйственные погрузчики. ¦ ¦
¦ ¦Автоматизированное проектирование подъемно- ¦ ¦
¦ ¦транспортирующих машин ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Гидравлика ¦120 ¦
¦ ¦ Вводные сведения. Основные физические свойства ¦ ¦
¦ ¦жидкостей и газов. Основы кинематики. Общие ¦ ¦
¦ ¦законы и уравнения статики и динамики жидкостей и¦ ¦
¦ ¦газов. Силы, действующие в жидкостях. Абсолютный ¦ ¦
¦ ¦и относительный покой (равновесие) жидких сред. ¦ ¦
¦ ¦Модель идеальной (невязкой) жидкости. Общая ¦ ¦
¦ ¦интегральная форма уравнений количества движения ¦ ¦
¦ ¦и момента количества движения. Подобие ¦ ¦
¦ ¦гидромеханических процессов. Общее уравнение ¦ ¦
¦ ¦энергии в интегральной и дифференциальной формах.¦ ¦
¦ ¦Турбулентность и ее основные статистические ¦ ¦
¦ ¦характеристики. Конечно-разностные формы ¦ ¦
¦ ¦уравнений Навье - Стокса и Рейнольдса. Общая ¦ ¦
¦ ¦схема применения численных методов и их ¦ ¦
¦ ¦реализация на ЭВМ. Одномерные потоки жидкостей и ¦ ¦
¦ ¦газов. ¦ ¦
¦ ¦ Гидравлические машины. Гидропередачи и ¦ ¦
¦ ¦гидропневмоприводы. Гидро- и пневмотранспорт. ¦ ¦
¦ ¦Основы сельскохозяйственного водоснабжения и ¦ ¦
¦ ¦гидромелиорации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Теплотехника ¦110 ¦
¦ ¦ Предмет теплотехники. Связь с другими отраслями ¦ ¦
¦ ¦знаний. Основные понятия и определения. ¦ ¦
¦ ¦Термодинамика: смеси рабочих тел, теплоемкость, ¦ ¦
¦ ¦законы термодинамики, термодинамические процессы ¦ ¦
¦ ¦и циклы, реальные газы и пары, термодинамика ¦ ¦
¦ ¦потоков, термодинамический анализ ¦ ¦
¦ ¦теплотехнических устройств, фазовые переходы. ¦ ¦
¦ ¦Теория теплообмена: теплопроводность, конвекция, ¦ ¦
¦ ¦излучение, теплопередача, интенсификация ¦ ¦
¦ ¦теплообмена. ¦ ¦
¦ ¦ Основы массообмена. Топливо и основы горения. ¦ ¦
¦ ¦Теплогенерирующие устройства, холодильная ¦ ¦
¦ ¦техника. Применение теплоты в сельском хозяйстве.¦ ¦
¦ ¦Охрана окружающей среды. Основы энергосбережения.¦ ¦
¦ ¦Вторичные энергетические ресурсы. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления экономии энергоресурсов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦190 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
¦ ¦ Материаловедение ¦ ¦
¦ ¦ Строение металлов, диффузионные процессы в ¦ ¦
¦ ¦металле, формирование структуры металлов и ¦ ¦
¦ ¦сплавов при кристаллизации, пластическая ¦ ¦
¦ ¦деформация, влияние нагрева на структуру и ¦ ¦
¦ ¦свойства деформированного металла, механические ¦ ¦
¦ ¦свойства металлов и сплавов. Конструкционные ¦ ¦
¦ ¦металлы и сплавы. Теория и технология термической¦ ¦
¦ ¦обработки стали. Химико-термическая обработка. ¦ ¦
¦ ¦Жаропрочные, износостойкие, инструментальные и ¦ ¦
¦ ¦штамповочные сплавы. ¦ ¦
¦ ¦ Электротехнические материалы, резина, ¦ ¦
¦ ¦пластмассы. ¦ ¦
¦ ¦ Технология конструкционных материалов ¦ ¦
¦ ¦ Введение. Теоретические и технологические основы¦ ¦
¦ ¦производства материалов. Материалы, применяемые в¦ ¦
¦ ¦машиностроении и приборостроении. Основные методы¦ ¦
¦ ¦получения твердых тел. Основы металлургического ¦ ¦
¦ ¦производства. Основы порошковой металлургии. ¦ ¦
¦ ¦Напыление материалов. Теория и практика ¦ ¦
¦ ¦формообразования заготовок. Классификация ¦ ¦
¦ ¦способов получения заготовок. Производство ¦ ¦
¦ ¦заготовок способом литья. Производство заготовок ¦ ¦
¦ ¦пластическим деформированием. Производство ¦ ¦
¦ ¦неразъемных соединений. Сварочное производство. ¦ ¦
¦ ¦Физико-химические основы получения сварочного ¦ ¦
¦ ¦соединения. Пайка материалов. Получение ¦ ¦
¦ ¦неразъемных соединений склеиванием. Изготовление ¦ ¦
¦ ¦полуфабрикатов и деталей из композиционных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Физико-технологические основы ¦ ¦
¦ ¦получения композиционных материалов. Изготовление¦ ¦
¦ ¦изделий из металлических композиционных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Особенности получения деталей из ¦ ¦
¦ ¦композиционных порошковых материалов. ¦ ¦
¦ ¦Изготовление полуфабрикатов и изделий из ¦ ¦
¦ ¦эвтектических композиционных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Изготовление деталей из полимерных композиционных¦ ¦
¦ ¦материалов. Изготовление резиновых деталей и ¦ ¦
¦ ¦полуфабрикатов. Значение обработки ¦ ¦
¦ ¦конструкционных материалов резанием. Резание и ¦ ¦
¦ ¦его основные элементы. Инструментальные ¦ ¦
¦ ¦материалы. Физические основы процесса резания. ¦ ¦
¦ ¦Тепловые явления. Износ режущих инструментов. ¦ ¦
¦ ¦Качество обработанной поверхности. Силы и ¦ ¦
¦ ¦скорость резания при точении. Назначение режимов ¦ ¦
¦ ¦резания. ¦ ¦
¦ ¦ Металлорежущие станки. Специальные методы ¦ ¦
¦

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 657600 - ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также