НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 653600 ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
5 апреля 2000 года
Согласовано
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
В.Н.МОРОЗОВ
3 апреля 2000 года
Регистрационный номер
301 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
653600 ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста "Транспортное строительство"
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
290900 - Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство;
291000 - Автомобильные дороги и аэродромы;
291100 - Мосты и транспортные тоннели.
1.3. Квалификация выпускника - инженер путей сообщения.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера путей сообщения по направлению подготовки дипломированного специалиста "Транспортное строительство" при очной форме обучения 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника
1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются изыскания, проектирование и строительство железных и автомобильных дорог, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей; текущее содержание, ремонт и реконструкция транспортных сооружений; производство дорожно-строительных материалов, изготовление мостовых и тоннельных конструкций.
1.4.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста "Транспортное строительство" в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- производственно-технологическую;
- организационно-управленческую;
- проектно-изыскательскую;
- проектно-конструкторскую;
- научно-исследовательскую.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
Выпускники могут в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Инженер путей сообщения по транспортному строительству в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих типов задач:
а) производственно-технологическая деятельность:
- разработка технологических процессов строительства, ремонта и эксплуатации транспортных сооружений и устройств, руководство этими процессами;
- контроль качества поступающих на строительные объекты материалов и изделий, контроль хода выполнения заданных технологических операций;
- осуществление мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
б) организационно-управленческая деятельность:
- организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений;
- контроль за соблюдением действующих норм и стандартов;
- разработка и ведение технической документации;
- организация повышения квалификации работников, развитие творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрение в производство достижений отечественной и зарубежной науки и техники;
- оценка влияния на окружающую среду проводимых технических мероприятий, технологии производства строительных работ, применяемых материалов; предупреждение вредных в экологическом отношении процессов и воздействий;
- оценка и прогнозирование влияния природных и антропогенных факторов на безопасность движения поездов и экипажей;
- проведение мероприятий по защите рабочих и служащих объектов железнодорожного и автомобильного транспорта, пассажиров и населения, организация спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных обстоятельствах;
в) проектно-изыскательская и проектно-конструкторская деятельность:
- инженерные изыскания транспортных сооружений, включая геодезические, гидрометрические и инженерно-геологические работы;
- разработка проектов транспортных сооружений, их элементов и устройств, осуществление авторского надзора за реализацией проектных решений;
- определение экономической эффективности проектных решений и их технико-экономическая оценка;
- оценка влияния на окружающую среду разрабатываемых проектных решений;
- разработка предложений к проектам создания и модернизации технических средств, машин и механизмов, используемых в транспортном строительстве;
г) научно-исследовательская деятельность:
- исследования в области совершенствования норм и технических условий проектирования железных и автомобильных дорог и аэродромов;
- совершенствование методов расчета конструкций транспортных сооружений;
- анализ и установление требуемого уровня надежности сооружений транспорта.
1.4.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач инженер путей сообщения:
- выполняет работы в области научно-технической деятельности по организации производства, труда и управлению, метрологическому обеспечению, техническому контролю и надзору, проектированию, информационному обслуживанию;
- способствует рациональному использованию природных ресурсов, энергии и материалов;
- разрабатывает методические и нормативные материалы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ;
- проводит технико-экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ, содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием;
- участвует в работах по осуществлению исследований, разработке проектов и программ, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытаниями транспортных сооружений и введением их в эксплуатацию, а также в выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении различной технической документации и подготавливает необходимые обзоры, отзывы, заключения;
- изучает и анализирует необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, используя современные технические средства;
- составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в утвержденные сроки;
- оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;
- осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией транспортных сооружений, выявляет резервы, устанавливает причины существующих недостатков в их работе, принимает меры по их устранению и повышению эффективности использования;
- обеспечивает безопасные условия труда и соблюдение установленных требований, действующих норм, стандартов и правил технической эксплуатации транспортных сооружений;
- организует работу по повышению научно-технических знаний работников;
- способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, линейного предприятия.
Инженер путей сообщения должен знать:
- правила технической эксплуатации транспортных сооружений и инструкции по обеспечению безопасности движения;
- задачи, стоящие в современных условиях перед транспортным строительством в России;
- стандарты, нормы и технические условия проектирования, строительства и эксплуатации транспортных сооружений;
- основы изобретательства и патентоведения;
- современные средства вычислительной техники;
- основные требования организации труда;
- современные методы научных исследований и проведения экспериментов;
- методику обработки и анализа экспериментальных данных;
- специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике проводимых проектных и исследовательских работ;
- методы определения экономической эффективности инвестиций в транспортное строительство;
- основы трудового законодательства и правового регулирования деятельности отрасли;
- требования и нормы обеспечения безопасности движения поездов, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности на производстве.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника
Инженер путей сообщения, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста "Транспортное строительство", подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста
"Транспортное строительство"
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера путей сообщения разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера путей сообщения, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера путей сообщения состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера путей сообщения должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера путей сообщения должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы по направлению
подготовки дипломированного специалиста
"Транспортное строительство"
------------T---------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык: ¦340 ¦
¦ ¦специфика артикуляции ¦ ¦
¦ ¦звуков, интонации, акцентуации и ритма ¦ ¦
¦ ¦нейтральной речи в изучаемом языке; основные ¦ ¦
¦ ¦особенности произношения, характерные для ¦ ¦
¦ ¦сферы профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции; лексический минимум в объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера; понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая); понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах; понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования; грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера ¦ ¦
¦ ¦без искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи; ¦ ¦
¦ ¦понятие об обиходно-литературном, официально-¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной¦ ¦
¦ ¦литературы; основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля; культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета; говорение; ¦ ¦
¦ ¦диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; основы¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦аудирование; понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; ¦ ¦
¦ ¦чтение; виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому и ¦ ¦
¦ ¦узкому профилю специальности; ¦ ¦
¦ ¦письмо; виды речевых произведений: аннотация,¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура: ¦408 ¦
¦ ¦физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; ¦ ¦
¦ ¦физическая культура и спорт как социальные ¦ ¦
¦ ¦феномены общества; законодательство ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации о физической культуре и ¦ ¦
¦ ¦спорте; физическая культура личности; основы ¦ ¦
¦ ¦здорового образа жизни студента; особенности ¦ ¦
¦ ¦использования средств физической культуры для¦ ¦
¦ ¦оптимизации работоспособности; общая ¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе¦ ¦
¦ ¦физического воспитания; спорт; индивидуальный¦ ¦
¦ ¦выбор видов спорта или систем физических ¦ ¦
¦ ¦упражнений; профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов; основы ¦ ¦
¦ ¦методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история: ¦ ¦
¦ ¦сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания; методы и источники изучения истории; ¦ ¦
¦ ¦понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника; отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное; ¦ ¦
¦ ¦методология и теория исторической науки; ¦ ¦
¦ ¦история России - неотъемлемая часть всемирной¦ ¦
¦ ¦истории; ¦ ¦
¦ ¦античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов; проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян; основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности; Древняя Русь и кочевники; ¦ ¦
¦ ¦византийско-древнерусские связи; особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси; ¦ ¦
¦ ¦этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности; принятие христианства; ¦ ¦
¦ ¦распространение ислама; эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв.; социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв.; Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния; ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии; специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства; возвышение Москвы; ¦ ¦
¦ ¦формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества; реформы Петра I; век Екатерины; ¦ ¦
¦ ¦предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма; дискуссии о генезисе¦ ¦
¦ ¦самодержавия; ¦ ¦
¦ ¦особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России; эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю; структура феодального ¦ ¦
¦ ¦землевладения; крепостное право в России; ¦ ¦
¦ ¦мануфактурно-промышленное производство; ¦ ¦
¦ ¦становление индустриального общества в ¦ ¦
¦ ¦России: общее и особенное; общественная мысль¦ ¦
¦ ¦и особенности общественного движения России ¦ ¦
¦ ¦XIX в.; реформы и реформаторы в России; ¦ ¦
¦ ¦русская культура XIX века и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру; ¦ ¦
¦ ¦роль XX столетия в мировой истории; ¦ ¦
¦ ¦глобализация общественных процессов; проблема¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации; ¦ ¦
¦ ¦революции и реформы; социальная трансформация¦ ¦
¦ ¦общества; столкновение тенденций ¦ ¦
¦ ¦интернационализма и национализма, интеграции ¦ ¦
¦ ¦и сепаратизма, демократии и авторитаризма; ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в.; объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации ¦ ¦
¦ ¦России; российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века; ¦ ¦
¦ ¦политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика; Россия в ¦ ¦
¦ ¦условиях мировой войны и общенационального ¦ ¦
¦ ¦кризиса; революция 1917 г.; гражданская война¦ ¦
¦ ¦и интервенция, их результаты и последствия; ¦ ¦
¦ ¦российская эмиграция; социально-экономическое¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима; ¦ ¦
¦ ¦образование СССР; культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг.; внешняя политика; курс на ¦ ¦
¦ ¦строительство социализма в одной стране и его¦ ¦
¦ ¦последствия; социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг.; усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина; сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму; СССР накануне и в начальный ¦ ¦
¦ ¦период второй мировой войны; Великая ¦ ¦
¦ ¦Отечественная война; социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие, общественно-политическая жизнь, ¦ ¦
¦ ¦культура, внешняя политика СССР в ¦ ¦
¦ ¦послевоенные годы; холодная война; попытки ¦ ¦
¦ ¦осуществления политических и экономических ¦ ¦
¦ ¦реформ; НТР и ее влияние на ход общественного¦ ¦
¦ ¦развития; СССР в середине 60 - 80-х гг.: ¦ ¦
¦ ¦нарастание кризисных явлений; Советский Союз ¦ ¦
¦ ¦в 1985 - 1991 гг.; перестройка; попытка ¦ ¦
¦ ¦государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал; ¦ ¦
¦ ¦распад СССР; Беловежские соглашения; ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г.; становление ¦ ¦
¦ ¦новой российской государственности (1993 - ¦ ¦
¦ ¦1999 гг.); Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации; ¦ ¦
¦ ¦культура в современной России; ¦ ¦
¦ ¦внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология: ¦ ¦
¦ ¦структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания; культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология; культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры; теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология; методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований; основные понятия культурологии:¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, ¦ ¦
¦ ¦функции культуры, субъект культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурогенез, динамика культуры, язык и ¦ ¦
¦ ¦символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ¦ ¦
¦ ¦ценности и нормы, культурные традиции, ¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация; ¦ ¦
¦ ¦типология культур; этническая и национальная,¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры; восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры; локальные культуры; ¦ ¦
¦ ¦место и роль России в мировой культуре; ¦ ¦
¦ ¦тенденции культурной универсализации в ¦ ¦
¦ ¦мировом современном процессе; культура и ¦ ¦
¦ ¦природа; культура и общество; культура и ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы современности; культура и¦ ¦
¦ ¦личность; инкультурация и социализация ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология: ¦ ¦
¦ ¦объект, предмет и метод политической науки; ¦ ¦
¦ ¦функции политологии; политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения; роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ; социальные функции¦ ¦
¦ ¦политики; история политических учений; ¦ ¦
¦ ¦российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика; современные политологические школы;¦ ¦
¦ ¦гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности; особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России; ¦ ¦
¦ ¦институциональные аспекты политики; ¦ ¦
¦ ¦политическая власть; политическая система; ¦ ¦
¦ ¦политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы; политические отношения¦ ¦
¦ ¦и процессы; политические конфликты и способы ¦ ¦
¦ ¦их разрешения; политические технологии; ¦ ¦
¦ ¦политический менеджмент; политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация; политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения; политические элиты; политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство; социокультурные аспекты политики; ¦ ¦
¦ ¦мировая политика и международные отношения; ¦ ¦
¦ ¦особенности мирового политического процесса; ¦ ¦
¦ ¦национально-государственные интересы России в¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации; методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности; парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания; экспертное политическое¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение: ¦ ¦
¦ ¦государство и право, их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества; норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты; основные правовые системы ¦ ¦
¦ ¦современности; международное право как особая¦ ¦
¦ ¦система права; источники российского права; ¦ ¦
¦ ¦закон и подзаконные акты; система российского¦ ¦
¦ ¦права; отрасли права; правонарушение и ¦ ¦
¦ ¦юридическая ответственность; значение ¦ ¦
¦ ¦законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе; правовое государство; Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства; особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России; система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации; понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения; физические и юридические ¦ ¦
¦ ¦лица; право собственности; обязательства в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение; наследственное право; брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения; взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей; ¦ ¦
¦ ¦ответственность по семейному праву; трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт); трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение; ¦ ¦
¦ ¦административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность; понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления; уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений; экологическое право;¦ ¦
¦ ¦особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; правовые ¦ ¦
¦ ¦основы защиты государственной тайны; ¦ ¦
¦ ¦законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика: ¦ ¦
¦ ¦психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии; место психологии в системе наук; ¦ ¦
¦ ¦история развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии; индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность; психика ¦ ¦
¦ ¦и организм; психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность; основные функции психики; ¦ ¦
¦ ¦развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза; мозг и психика; структура ¦ ¦
¦ ¦психики; соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного; основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы; структура сознания; познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы; ощущение; восприятие; ¦ ¦
¦ ¦представление; воображение; мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект; творчество; внимание; мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы; эмоции и чувства; психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности; общение и¦ ¦
¦ ¦речь; психология личности; межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения; психология малых групп; ¦ ¦
¦ ¦межгрупповые отношения и взаимодействия; ¦ ¦
¦ ¦педагогика: объект, предмет, задачи, функции,¦ ¦
¦ ¦методы педагогики; основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, ¦ ¦
¦ ¦обучение, педагогическая деятельность, ¦ ¦
¦ ¦педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦задача; образование как общечеловеческая ¦ ¦
¦ ¦ценность; образование как социокультурный ¦ ¦
¦ ¦феномен и педагогический процесс; ¦ ¦
¦ ¦образовательная система России; цели, ¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования; педагогический процесс; ¦ ¦
¦ ¦образовательная, воспитательная и развивающая¦ ¦
¦ ¦функции обучения; воспитание в педагогическом¦ ¦
¦ ¦процессе; общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация; методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом; семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и ¦ ¦
¦ ¦социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности; управление образовательными ¦ ¦
¦ ¦системами ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи: ¦ ¦
¦ ¦стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка; языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦речевое взаимодействие; основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения; устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка; нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи; ¦ ¦
¦ ¦функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка; взаимодействие функциональных стилей; ¦ ¦
¦ ¦научный стиль; специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в ¦ ¦
¦ ¦научной речи; речевые нормы учебной и научной¦ ¦
¦ ¦сфер деятельности; официально-деловой ¦ ¦
¦ ¦стиль, сфера его функционирования, жанровое ¦ ¦
¦ ¦разнообразие; языковые формулы официальных ¦ ¦
¦ ¦документов; приемы унификации языка служебных¦ ¦
¦ ¦документов; интернациональные свойства ¦ ¦
¦ ¦русской официально-деловой письменной речи; ¦ ¦
¦ ¦язык и стиль распорядительных документов; ¦ ¦
¦ ¦язык и стиль коммерческой корреспонденции; ¦ ¦
¦ ¦язык и стиль инструктивно-методических ¦ ¦
¦ ¦документов; реклама в деловой речи; правила ¦ ¦
¦ ¦оформления документов; речевой этикет в ¦ ¦
¦ ¦документе; ¦ ¦
¦ ¦жанровая дифференциация и отбор ¦ ¦
¦ ¦языковых средств в публицистическом стиле; ¦ ¦
¦ ¦особенности устной публичной речи; оратор и ¦ ¦
¦ ¦его аудитория; основные виды аргументов; ¦ ¦
¦ ¦подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск¦ ¦
¦ ¦материала, начало, развертывание и завершение¦ ¦
¦ ¦речи; основные приемы поиска материала и виды¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов; словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления; ¦ ¦
¦ ¦понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи; разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных разновидностей ¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка; условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов; ¦ ¦
¦ ¦культура речи; основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология: ¦ ¦
¦ ¦предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки; ¦ ¦
¦ ¦социологический проект О. Конта; классические¦ ¦
¦ ¦социологические теории; современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории; русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль; общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты; мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации; социальные группы и общности; ¦ ¦
¦ ¦виды общностей; общность и личность; малые ¦ ¦
¦ ¦группы и коллективы; социальная организация; ¦ ¦
¦ ¦социальные движения; социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность; ¦ ¦
¦ ¦понятие социального статуса; социальное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения; ¦ ¦
¦ ¦общественное мнение как институт гражданского¦ ¦
¦ ¦общества; культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений; взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры; личность как¦ ¦
¦ ¦социальный тип; социальный контроль и ¦ ¦
¦ ¦девиация; личность как деятельный субъект; ¦ ¦
¦ ¦социальные изменения; социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы; концепция социального прогресса; ¦ ¦
¦ ¦формирование мировой системы; место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе; методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия: ¦ ¦
¦ ¦предмет философии; место и роль ¦ ¦
¦ ¦философии в культуре; становление философии; ¦ ¦
¦ ¦основные направления, школы философии и этапы¦ ¦
¦ ¦ее исторического развития; структура ¦ ¦
¦ ¦философского знания; учение о бытии; ¦ ¦
¦ ¦монистические и плюралистические концепции ¦ ¦
¦ ¦бытия; самоорганизация бытия; понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального; пространство, ¦ ¦
¦ ¦время; движение и развитие, диалектика; ¦ ¦
¦ ¦детерминизм и индетерминизм; динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности; научные, ¦ ¦
¦ ¦философские и религиозные картины мира; ¦ ¦
¦ ¦человек, общество, культура; человек и ¦ ¦
¦ ¦природа; общество и его структура; ¦ ¦
¦ ¦гражданское общество и государство; человек в¦ ¦
¦ ¦системе социальных связей; человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы, ¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость; формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития; смысл человеческого бытия; насилие ¦ ¦
¦ ¦и ненасилие; свобода и ответственность; ¦ ¦
¦ ¦мораль, справедливость, право; ¦ ¦
¦ ¦нравственные ценности; представление о ¦ ¦
¦ ¦совершенном человеке в различных культурах; ¦ ¦
¦ ¦эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни; религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести; ¦ ¦
¦ ¦сознание и познание; сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность; познание, творчество, практика; ¦ ¦
¦ ¦вера и знание; понимание и объяснение; ¦ ¦
¦ ¦рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности; проблема истины;¦ ¦
¦ ¦действительность, мышление, логика и язык; ¦ ¦
¦ ¦научное и вненаучное знание; критерии ¦ ¦
¦ ¦научности; структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы; рост научного знания; ¦ ¦
¦ ¦научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности; наука и техника; будущее ¦ ¦
¦ ¦человечества; глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности; взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика: ¦ ¦
¦ ¦введение в экономическую теорию; ¦ ¦
¦ ¦блага; потребности, ресурсы; экономический ¦ ¦
¦ ¦выбор; экономические отношения; экономические¦ ¦
¦ ¦системы; основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории, методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории; микроэкономика; рынок; спрос и ¦ ¦
¦ ¦предложение; потребительские предпочтения и ¦ ¦
¦ ¦предельная полезность; факторы спроса; ¦ ¦
¦ ¦индивидуальный и рыночный спрос; эффект ¦ ¦
¦ ¦дохода и эффект замещения; эластичность; ¦ ¦
¦ ¦предложение и его факторы; закон убывающей ¦ ¦
¦ ¦предельной производительности; эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба; виды издержек; фирма; выручка и ¦ ¦
¦ ¦прибыль; принцип максимизации прибыли; ¦ ¦
¦ ¦предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли; эффективность конкурентных рынков; ¦ ¦
¦ ¦рыночная власть; монополии; монополистическая¦ ¦
¦ ¦конкуренция; олигополия; антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование; спрос на факторы производства;¦ ¦
¦ ¦рынок труда; спрос и предложение труда; ¦ ¦
¦ ¦заработная плата и занятость; рынок капитала;¦ ¦
¦ ¦процентная ставка и инвестиции; рынок земли; ¦ ¦
¦ ¦рента; общее равновесие и благосостояние; ¦ ¦
¦ ¦распределение доходов; неравенство; внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага; роль ¦ ¦
¦ ¦государства; ¦ ¦
¦ ¦макроэкономика; национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое; кругооборот доходов и продуктов; ВВП и¦ ¦
¦ ¦способы его измерения; национальный доход; ¦ ¦
¦ ¦располагаемый личный доход; индексы цен; ¦ ¦
¦ ¦безработица и ее формы; инфляция и ее виды; ¦ ¦
¦ ¦экономические циклы; макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие; совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение; стабилизационная политика; ¦ ¦
¦ ¦равновесие на товарном рынке; потребление ¦ ¦
¦ ¦и сбережения; инвестиции; государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги; эффект мультипликатора; ¦ ¦
¦ ¦бюджетно-налоговая политика; деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции; равновесие на денежном рынке; ¦ ¦
¦ ¦денежный мультипликатор; банковская система; ¦ ¦
¦ ¦денежно-кредитная политика; экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие; международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения; внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика; платежный баланс; валютный курс; ¦ ¦
¦ ¦особенности переходной экономики России; ¦ ¦
¦ ¦приватизация; формы собственности; ¦ ¦
¦ ¦предпринимательство; теневая экономика; рынок¦ ¦
¦ ¦труда; распределение и доходы; преобразования¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере; структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике; формирование открытой экономики ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1840 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1640 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика: ¦650 ¦
¦ ¦аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления; ¦ ¦
¦ ¦векторный анализ; дифференциальные уравнения;¦ ¦
¦ ¦уравнения математической физики; функции ¦ ¦
¦ ¦комплексного переменного; численные методы; ¦ ¦
¦ ¦основы вычислительного эксперимента; элементы¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; элементы дискретного¦ ¦
¦ ¦анализа; вероятность и статистика: ¦ ¦
¦ ¦элементарная теория вероятностей, ¦ ¦
¦ ¦математические основы теории вероятностей, ¦ ¦
¦ ¦модели случайных процессов, проверка гипотез,¦ ¦
¦ ¦статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных; вариационное ¦ ¦
¦ ¦исчисление и оптимальное управление ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика: ¦200 ¦
¦ ¦понятие информации; общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации ¦ ¦
¦ ¦информационных процессов; модели решения ¦ ¦
¦ ¦функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы ¦ ¦
¦ ¦данных; программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования; локальные и глобальные сети¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; основы защиты информации и сведений, ¦ ¦
¦ ¦составляющих государственную тайну; методы ¦ ¦
¦ ¦защиты информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика: ¦300 ¦
¦ ¦физические основы механики: понятие ¦ ¦
¦ ¦состояния в классической механике, уравнения ¦ ¦
¦ ¦движения, законы сохранения, принцип ¦ ¦
¦ ¦относительности в механике, кинематика и ¦ ¦
¦ ¦динамика твердого тела, жидкостей и газов; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм: электростатика и ¦ ¦
¦ ¦магнетостатика, уравнения Максвелла, принцип ¦ ¦
¦ ¦относительности в электродинамике; физика ¦ ¦
¦ ¦колебаний и волн: гармонический и ¦ ¦
¦ ¦ангармонический осциллятор, физический смысл ¦ ¦
¦ ¦спектрального разложения, кинематика волновых¦ ¦
¦ ¦процессов, интерференция и дифракция волн; ¦ ¦
¦ ¦квантовая физика: корпускулярно-волновой ¦ ¦
¦ ¦дуализм, принцип неопределенности, квантовые ¦ ¦
¦ ¦состояния, принцип суперпозиции, ¦ ¦
¦ ¦энергетический спектр атомов и молекул, ¦ ¦
¦ ¦природа химической связи; статистическая ¦ ¦
¦ ¦физика и термодинамика: три начала ¦ ¦
¦ ¦термодинамики, термодинамические функции ¦ ¦
¦ ¦состояния, фазовые равновесия и фазовые ¦ ¦
¦ ¦превращения, кинетические явления, ¦ ¦
¦ ¦конденсированное состояние; физический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия: ¦150 ¦
¦ ¦химические системы: растворы, дисперсные и ¦ ¦
¦ ¦электрохимические системы, катализаторы, ¦ ¦
¦ ¦полимеры; химическая термодинамика и ¦ ¦
¦ ¦кинетика: энергетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦химическое и фазовое равновесие, ¦ ¦
¦ ¦колебательные реакции; реакционная ¦ ¦
¦ ¦способность веществ: химия и периодическая ¦ ¦
¦ ¦система элементов, кислотно-основные и ¦ ¦
¦ ¦окислительно-восстановительные свойства ¦ ¦
¦ ¦веществ, химическая связь; качественный и ¦ ¦
¦ ¦количественный, химический, физико-химический¦ ¦
¦ ¦и физический анализ; химический практикум ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология: ¦70 ¦
¦ ¦биосфера и человек: структура ¦ ¦
¦ ¦биосферы; экосистемы; взаимоотношения ¦ ¦
¦ ¦организма и среды; экология и здоровье ¦ ¦
¦ ¦человека; глобальные проблемы окружающей ¦ ¦
¦ ¦среды; экологические принципы рационального ¦ ¦
¦ ¦использования природных ресурсов и охраны ¦ ¦
¦ ¦природы; основы экономики природопользования;¦ ¦
¦ ¦экозащитная техника и технологии; основы ¦ ¦
¦ ¦экологического права; профессиональная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; международное сотрудничество¦ ¦
¦ ¦в области окружающей среды ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.06 ¦Теоретическая механика: ¦270 ¦
¦ ¦кинематика; понятие об абсолютно твердом ¦ ¦
¦ ¦теле; общий случай движения свободного ¦ ¦
¦ ¦твердого тела; абсолютное и относительное ¦ ¦
¦ ¦движение точки; сложное движение твердого ¦ ¦
¦ ¦тела; динамика и элементы статики; предмет ¦ ¦
¦ ¦динамики и статики; задачи динамики; ¦ ¦
¦ ¦механическая система; понятие о силовом поле;¦ ¦
¦ ¦система сил; аналитические условия равновесия¦ ¦
¦ ¦произвольной системы сил; центр тяжести ¦ ¦
¦ ¦твердого тела и его координаты; ¦ ¦
¦ ¦принцип Даламбера для материальной точки; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения поступательного ¦ ¦
¦ ¦движения твердого тела; определение ¦ ¦
¦ ¦динамических реакций подшипников при вращении¦ ¦
¦ ¦твердого тела вокруг неподвижной оси; ¦ ¦
¦ ¦движение твердого тела вокруг неподвижной ¦ ¦
¦ ¦точки; элементарная теория гироскопа; связи и¦ ¦
¦ ¦их уравнения; принцип возможных перемещений; ¦ ¦
¦ ¦обобщенные координаты системы; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения движения ¦ ¦
¦ ¦механической системы в обобщенных ¦ ¦
¦ ¦координатах, или уравнения Лагранжа второго ¦ ¦
¦ ¦рода; принцип Гамильтона-Остроградского; ¦ ¦
¦ ¦понятие об устойчивости равновесия; малые ¦ ¦
¦ ¦свободные колебания механической системы с ¦ ¦
¦ ¦двумя (или n) степенями свободы и их ¦ ¦
¦ ¦свойства, собственные частоты и коэффициенты ¦ ¦
¦ ¦формы; явление удара, теорема об изменении ¦ ¦
¦ ¦кинетического момента механической системы ¦ ¦
¦ ¦при ударе ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦130 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, ¦70 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1765 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1585 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦250 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01.01¦Начертательная геометрия: ¦ ¦
¦ ¦введение; предмет начертательной геометрии; ¦ ¦
¦ ¦задание точки, прямой, плоскости и ¦ ¦
¦ ¦многогранников на комплексном чертеже Монжа; ¦ ¦
¦ ¦позиционные задачи; метрические задачи; ¦ ¦
¦ ¦способы преобразования чертежа; ¦ ¦
¦ ¦многогранники; кривые линии; поверхности, ¦ ¦
¦ ¦поверхности вращения; линейчатые поверхности;¦ ¦
¦ ¦винтовые поверхности; циклические ¦ ¦
¦ ¦поверхности; обобщенные позиционные задачи; ¦ ¦
¦ ¦метрические задачи; построение разверток ¦ ¦
¦ ¦поверхностей; касательные линии и плоскости к¦ ¦
¦ ¦поверхности; аксонометрические проекции ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01.02¦Инженерная графика: ¦ ¦
¦ ¦конструкторская документация; оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей; элементы геометрии деталей; ¦ ¦
¦ ¦изображения, надписи, обозначения; ¦ ¦
¦ ¦аксонометрические проекции деталей; ¦ ¦
¦ ¦изображения и обозначения элементов деталей; ¦ ¦
¦ ¦изображение и обозначение резьбы; ¦ ¦
¦ ¦рабочие чертежи деталей; выполнение эскизов ¦ ¦
¦ ¦деталей машин; изображения сборочных единиц; ¦ ¦
¦ ¦сборочный чертеж изделий; архитектурно- ¦ ¦
¦ ¦строительные чертежи; методы и средства ¦ ¦
¦ ¦машинной графики; пакеты прикладных программ ¦ ¦
¦ ¦для построения чертежей ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02 ¦Механика ¦670 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02.01¦Сопротивление материалов: ¦300 ¦
¦ ¦основные понятия; метод сечений; центральное ¦ ¦
¦ ¦растяжение-сжатие; сдвиг; геометрические ¦ ¦
¦ ¦характеристики сечения; механические ¦ ¦
¦ ¦характеристики материалов; внешние и ¦ ¦
¦ ¦внутренние силы; геометрические ¦ ¦
¦ ¦характеристики сечений; поперечный изгиб; ¦ ¦
¦ ¦кручение; элементы оптимального ¦ ¦
¦ ¦проектирования и расчеты на надежность ¦ ¦
¦ ¦простейших систем; расчеты на прочность и ¦ ¦
¦ ¦жесткость; балки на упругом основании; расчет¦ ¦
¦ ¦простейших статически неопределимых ¦ ¦
¦ ¦стержневых систем методом сил; анализ ¦ ¦
¦ ¦напряженного и деформированного состояния в ¦ ¦
¦ ¦точке; сложное сопротивление - косой изгиб, ¦ ¦
¦ ¦внецентренное сжатие, изгиб с кручением; ¦ ¦
¦ ¦теории прочности; основные модели механики ¦ ¦
¦ ¦разрушения; тонкостенные стержни открытого ¦ ¦
¦ ¦профиля; безмоментные оболочки вращения; ¦ ¦
¦ ¦устойчивость стержней; продольно-поперечный ¦ ¦
¦ ¦изгиб; удар; усталость; уравнения теории ¦ ¦
¦ ¦упругости и их применение к расчету пластин; ¦ ¦
¦ ¦элементы теории пластичности и ползучести ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02.02¦Строительная механика: ¦200 ¦
¦ ¦кинематический анализ стержневых систем, ¦ ¦
¦ ¦определение усилий и перемещений в статически¦ ¦
¦ ¦определимых стержневых системах при ¦ ¦
¦ ¦неподвижной и подвижной нагрузках; плоские ¦ ¦
¦ ¦фермы; трехшарнирные системы; метод сил и ¦ ¦
¦ ¦метод перемещений в расчетах статически ¦ ¦
¦ ¦неопределимых систем; смешанный метод; основы¦ ¦
¦ ¦метода конечных элементов; колебания систем с¦ ¦
¦ ¦одной и с несколькими степенями свободы; ¦ ¦
¦ ¦изгиб тонких жестких пластин; методы ¦ ¦
¦ ¦исследования устойчивых систем ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02.03¦Гидравлика: ¦90 ¦
¦ ¦вводные сведения; основные физические ¦ ¦
¦ ¦свойства жидкостей; основы кинематики; общие ¦ ¦
¦ ¦законы и уравнения гидростатики и ¦ ¦
¦ ¦гидродинамики; силы, действующие в жидкостях;¦ ¦
¦ ¦абсолютный и относительный покой (равновесие)¦ ¦
¦ ¦жидких сред; модель идеальной (невязкой) ¦ ¦
¦ ¦жидкости; подобие гидромеханических ¦ ¦
¦ ¦процессов; общее уравнение энергии в ¦ ¦
¦ ¦интегральной и дифференциальной формах; ¦ ¦
¦ ¦ламинарное и турбулентное движения ¦ ¦
¦ ¦жидкости и их основные характеристики; ¦ ¦
¦ ¦гидравлические сопротивления; истечение ¦ ¦
¦ ¦жидкости из отверстий и насадок; движение ¦ ¦
¦ ¦жидкости в трубопроводах; равномерное и ¦ ¦
¦ ¦установившееся неравномерное движение ¦ ¦
¦ ¦жидкости в открытых руслах; водосливы, ¦ ¦
¦ ¦гидравлика дорожных труб и малых мостов, ¦ ¦
¦ ¦косогорные сооружения; сопряжение бьефов; ¦ ¦
¦ ¦движение грунтовых вод; расчет фильтрующих ¦ ¦
¦ ¦насыпей ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02.04¦Механика грунтов: ¦80 ¦
¦ ¦физико-механические свойства грунтов ¦ ¦
¦ ¦основания; напряженное состояние грунтов ¦ ¦
¦ ¦основания; расчет оснований по деформациям, ¦ ¦
¦ ¦несущей способности и устойчивости; оценка ¦ ¦
¦ ¦устойчивости склонов, откосов и массивных ¦ ¦
¦ ¦подпорных стенок ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03 ¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦190 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03.01¦Материаловедение: ¦ ¦
¦ ¦классификация строительных материалов, ¦ ¦
¦ ¦основные свойства; природные каменные ¦ ¦
¦ ¦материалы; неорганические вяжущие вещества, ¦ ¦
¦ ¦природа твердения; бетоны и растворы, ¦ ¦
¦ ¦классификация, свойства; модифицированные ¦ ¦
¦ ¦бетоны; бетонополимеры и полимербетоны; ¦ ¦
¦ ¦легкие бетоны; понятие о железобетоне; ¦ ¦
¦ ¦древесные

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 653400 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ НА ТРАНСПОРТЕ (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также