НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 653400 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ НА ТРАНСПОРТЕ (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
5 апреля 2000 года
Согласовано
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
В.Н.МОРОЗОВ
3 апреля 2000 года
Регистрационный
N 300 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
653400 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР ПО ОРГАНИЗАЦИИ
И УПРАВЛЕНИЮ НА ТРАНСПОРТЕ
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста "Организация перевозок
и управление на транспорте"
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
- 240100 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) <*>;
- 240400 Организация и безопасность движения.
------------------------------------
<*> Квалификация выпускника по специальности 240100 Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт) - инженер путей сообщения.
1.3. Квалификация выпускника - инженер по организации управления на транспорте.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста "Организация перевозок и управление на транспорте" при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются государственные организации и предприятия по перевозке грузов и пассажиров, транспортные организации и предприятия других форм собственности, службы безопасности движения, транспортно-экспедиционные предприятия и организации, региональные органы управления транспортной и государственной транспортной инспекции, маркетинговые службы и подразделения по изучению и обслуживанию рынка транспортных услуг, региональные системы товародвижения и перевозки пассажиров, производственные и сбытовые системы, организации и предприятия информационного обеспечения производственно-технологических систем.
1.4.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускники по направлению подготовки дипломированного специалиста "Организация перевозок и управление на транспорте" могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая;
- научно-исследовательская;
- проектная.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста "Организация перевозок и управление на транспорте" в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
а) производственно-технологическая деятельность:
- осуществление с учетом требования рыночной конъюнктуры и современных достижений науки, техники, разработки мер по усовершенствованию систем управления на транспорте;
- реализация стратегии предприятия и достижение наибольшей эффективности производства и качества работ;
- анализ состояния действующих систем управления и разработка мероприятий по ликвидации недостатков;
- организация работ по проектированию методов управления;
- организация и эффективное осуществление различных транспортно-технологических систем доставки грузов;
- эффективное использование материальных, финансовых и людских ресурсов;
- обеспечение безопасности движения в различных условиях;
- обеспечение реализации действующих стандартов в области перевозки грузов, пассажиров;
- разработка эффективных схем организации движения транспортных средств;
б) организационно-управленческая деятельность:
- организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;
- нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определение оптимального решения;
- оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение безопасности дорожного движения;
- оценка производственных и непроизводственных затрат на разработку транспортно-технологических систем доставки грузов;
- осуществление контроля за работой транспортно-технологических систем;
- осуществление контроля и управления системами организаций дорожного движения;
в) научно-исследовательская деятельность:
- анализ производственно-хозяйственной деятельности транспортных предприятий;
- комплексная оценка эффективности функционирования систем организации движения;
- моделирование процессов функционирования транспортно-технологических систем и транспортных потоков;
- прогнозирование развития региональных транспортных систем;
- оценка экологической безопасности функционирования транспортных систем;
- развитие систем лицензирования и сертификации;
г) проектная деятельность:
- формирование целей проекта решения транспортных задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом показателей экономической и экологической безопасности;
- разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирование реализации проекта;
- разработка планов развития транспортных предприятий, систем организаций движения;
- использование информационных технологий при разработке новых транспортно-технологических схем.
1.4.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач инженер:
- выполняет работы в области научно-технической деятельности по организации перевозок и управлению на транспорте, проектированию, информационному обслуживанию, метрологическому обеспечению, техническому контролю;
- проводит технико-экономический анализ, обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает резервы сокращения цикла выполнения работ, содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием;
- разрабатывает методические и нормативные материалы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ;
- участвует в работах по осуществлению исследований, разработке проектов и программ, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытаниями оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также в выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении различной технической документации и подготавливает необходимые обзоры, отзывы, заключения;
- составляет планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает транспортные мощности и загрузку оборудования;
- осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины и правильной эксплуатацией транспортного и технологического оборудования;
- изучает и анализирует необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, используя современные технические средства;
- составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в установленные сроки;
- оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;
- осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией транспортного оборудования, агрегатов и сооружений, выявляет резервы, устанавливает причины недостатков и неисправностей в его работе, принимает меры по их устранению и повышению эффективности использования;
- следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
- организует работу по повышению научно-технических знаний работников;
- способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, использованию передового опыта, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, обеспечивающих эффективную работу транспортных предприятий.
Инженер должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;
- перспективы технического развития и особенности деятельности транспортно-технологических систем;
- принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых транспортно-технологических систем;
- методы и правила использования оборудования, условия выполнения работы;
- основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям;
- стандарты, технические условия и другие руководящие документы по разработке и оформлению технической документации;
- методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;
- достижения науки и техники, передовой и зарубежный опыт в соответствующей выполняемой работе области знаний;
- специальную научно-техническую и патентную литературу по соответствующей области;
- порядок и методы проведения патентных исследований;
- основы изобретательства;
- методы исследований, проектирования и проведения экспериментальных работ;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
- требования экологии по защите окружающей среды на транспорте.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер по организации перевозок и управлению на транспорте, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста "Организация перевозок и управление на транспорте" подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста
"Организация перевозок и управление на транспорте"
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера по организации перевозок и управлению на транспорте разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера по организации перевозок и управлению на транспорте к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера по организации перевозок и управлению на транспорте состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера по организации перевозок и управлению на транспорте должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста "Организация перевозок
и управление на транспорте"
------------T-------------------------------------------T--------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные ¦ Всего ¦
¦ ¦ разделы ¦ часов ¦
+-----------+-------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально- ¦1800 ¦
¦ ¦экономические дисциплины ¦ ¦
+-----------+-------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+-------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык: ¦340 ¦
¦ ¦специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности ¦ ¦
¦ ¦полного стиля произношения, характерные ¦ ¦
¦ ¦для сферы профессиональной коммуникации; ¦ ¦
¦ ¦чтение транскрипции; лексический минимум ¦

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 05.04.2000 n 19 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ n 2 К МЕТОДИЧЕСКИМ УКАЗАНИЯМ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ (ВЛАДЕЛЬЦЕВ), ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ПОДЪЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ (РД 10-89-95)  »
Постановления и Указы »
Читайте также