НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 657500 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Регистрационный номер
257 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
657500 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления
подготовки дипломированного специалиста
"Организационно-технические системы"
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
072200 - Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основных образовательных программ по направлению подготовки дипломированного специалиста "Организационно-технические системы" при очной форме обучения - 5,5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Место направления в области науки и техники.
Направление "Организационно-технические системы" - это область науки и техники, которая включает совокупность методов и средств человеческой деятельности, направленной на анализ, проектирование и управление сложными организационно-техническими системами (ОТС), а также создание алгоритмического и программного обеспечения их функционирования.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению "Организационно-технические системы" являются: модели организационно-технических систем, процессов их функционирования и эксплуатации, методы их проектирования, разработки и реализации.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник по направлению "Организационно-технические системы" в соответствии с базовой и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторскую;
- научно-исследовательскую;
- организационно-управленческую;
- производственно-технологическую.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника:
а) проектно-конструкторские:
- разрабатывает, используя средства автоматизации проектирования и передовой опыт разработки конкурентоспособных изделий, эскизные, технические и рабочие проекты особо сложных, сложных и средней сложности изделий, обеспечивает при этом соответствие разрабатываемых конструкций техническим заданиям, стандартам, требованиям наиболее экономичной технологии производства, а также применение в них стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц;
- проводит, используя вычислительную технику, технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых объектов, систем, подсистем, составляет инструкции по эксплуатации объектов, систем, подсистем и другую техническую документацию;
- проводит исследования в выбранной научно-технической области с помощью разработанного модельного аппарата;
- согласовывает разрабатываемые проекты с другими подразделениями предприятия, экономически обосновывает разрабатываемые проекты;
- обобщает опыт внедрения результатов исследований и разработанных технических решений;
- участвует во внедрении разработанных технических проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий, объектов;
б) научно-исследовательские:
- изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники по вопросам исследований и разработок в области функционирования организационно-технических систем;
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
- подготавливает информационные обзоры, а также рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию;
- разрабатывает модели технических объектов и выполняет их программную реализацию;
- проводит исследования в выбранной научно-технической области с помощью разработанного модельного аппарата;
- участвует в проведении научных исследований, испытаниях опытных образцов изделий и обработке и анализе полученных результатов, составляет по ним технические отчеты и оперативные сведения;
- участвует в экспертизе научных работ, в работе семинаров, конференций, научно-технических обществ;
- проектирует средства испытания и контроля, оснастку, лабораторные макеты, контролирует их изготовление;
- составляет разделы научно-технических отчетов о выполненных работах;
- принимает участие в подготовке публикаций, составлении заявок на изобретения и открытия;
в) организационно-управленческие:
- разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;
- разрабатывает рабочие планы и программы проведения отдельных этапов работ;
- участвует в составлении патентных и лицензионных паспортов, заявок на изобретения и промышленные образцы;
- рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию технологии производства и дает заключения о целесообразности их использования;
- подготавливает исходные данные для составления планов, заявок на материалы;
г) производственно-технологические:
- разрабатывает, применяя средства автоматизации проектирования, и внедряет прогрессивные технологические процессы, виды оборудования и технологической оснастки, средства автоматизации и механизации, оптимальные режимы производства на выпускаемую предприятием продукцию и все виды работ, обеспечивая производство конкурентоспособной продукции и сокращение материальных и трудовых затрат на ее изготовление;
- устанавливает порядок выполнения работ и пооперационный маршрут изготовления деталей и сборки изделий;
- принимает участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов проектируемых изделий.
1.4.5. Для решения профессиональных задач инженер должен знать:
- методы создания организационно-технических систем изучаемого типа;
- специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике исследований и разработок;
- современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- современное математическое обеспечение вычислительной техники, в том числе языки программирования, системы проведения научно-технических расчетов и формирования выходных материалов;
- методы исследований, проектирования и проведения экспериментальных работ;
- порядок пользования реферативными и справочно-информационными изданиями, а также другими источниками научно-технической информации;
- технологию производства соответствующей отрасли экономики;
- назначение, состав, конструкцию, принцип работы, условия технической эксплуатации проектируемых объектов, систем, подсистем;
- оборудование подразделения учреждения (организации), особенности его эксплуатации;
- стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации;
- методы и средства выполнения технических расчетов и вычислительных работ;
- отечественные и зарубежные достижения науки и техники в соответствующей области знаний;
- методы анализа технического уровня организационно-технических систем изучаемого типа;
- основные требования организации труда при проектировании организационно-технических систем конкретного типа и технологических процессов их производства;
- основы экономики, организации труда и организации производства;
- порядок и методы проведения патентных исследований, основы изобретательства;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста "Организационно-технические системы", подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста
"Организационно-технические системы"
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы по направлению
подготовки дипломированного специалиста
"Организационно-технические системы"
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию без искажения смысла при письменном¦ ¦
¦ ¦и устном общении общего характера; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля.¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 653800 - СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также