НАПРАВЛЕНИЕ 553700 - ТЕХНОЛОГИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)
Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Регистрационный номер
227 тех/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 553700 - ТЕХНОЛОГИЯ
И ОБОРУДОВАНИЕ
ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ И
ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И
ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика
направления 553700 -
Технология и
оборудование лесозаготовительных
и
деревообрабатывающих производств
1.1.
Направление утверждено Приказом
Министерства образования Российской
Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень
(квалификация) выпускника - бакалавр
техники и технологии.
Нормативный срок
освоения основной образовательной
программы подготовки бакалавра по
направлению 553700 - Технология и оборудование
лесозаготовительных и
деревообрабатывающих производств при
очной форме обучения - 4 года.
1.3.
Квалификационная характеристика
выпускника.
1.3.1. Объекты
профессиональной деятельности
выпускника.
Объектами
профессиональной деятельности выпускников
являются: лесное насаждение, дерево,
древесина и продукты ее механической и
механико-химической переработки,
лесоматериалы, композиционные древесные
материалы, изделия из древесины и древесных
материалов; технологические процессы
заготовки и транспортировки, механической
и механико-химической переработки
древесины в древесные материалы и изделия;
технологическое оборудование;
нормативно-техническая документация и
системы стандартизации, методы и средства
испытаний и контроля качества древесных
материалов и изделий.
1.3.2. Виды
профессиональной деятельности
выпускника.
Выпускники по направлению
553700 - Технология и оборудование
лесозаготовительных и
деревообрабатывающих производств
подготовлены к научно-исследовательской
деятельности.
Выпускники по
направлению 553700 - Технология и оборудование
лесозаготовительных и
деревообрабатывающих производств могут
адаптироваться к следующим видам
профессиональной деятельности:
-
производственно-технологической;
-
организационно-управленческой.
Конкретные виды деятельности определяются
содержанием
образовательно-профессиональной
программы, разрабатываемой вузом.
1.3.3.
Задачи профессиональной деятельности
выпускника.
Выпускник по направлению
553700 - Технология и оборудование
лесозаготовительных и
деревообрабатывающих производств
подготовлен к решению следующих
профессиональных задач:
научно-исследовательская деятельность:
- проведение научных исследований по
отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в
соответствии с утвержденными методиками;
- участие в выполнении экспериментов;
- проведение наблюдений и измерений,
составление их описания и формулировка
выводов;
- разработка новых методов и
технических средств испытаний параметров
технологических процессов и изделий лесной
и деревообрабатывающей промышленности (в
составе творческого коллектива);
производственно-технологическая
деятельность:
- организация
технологических процессов лесозаготовок,
транспортировки, переработки древесины и
лесовозобновления;
- организация
входного контроля качества материалов и
комплектующих изделий, производственного
контроля полуфабрикатов и параметров
технологических процессов, приемочного
контроля готовой продукции, сооружений;
- рациональное и комплексное использование
древесины;
- эффективное использование
оборудования и энергетических ресурсов;
- организация проведения метрологической
поверки применяемых средств измерений;
организационно-управленческая
деятельность:
- организация работы
коллектива исполнителей, принятие
управленческих решений при наличии
различных вариантов решения поставленной
задачи;
- оценка производственных и
непроизводственных затрат на обеспечение
требуемого уровня качества
технологического процесса и качества
продукции;
- осуществление
технического контроля и управления
качеством технологических процессов
лесозаготовок, дорожного строительства,
транспорта лесоматериалов,
лесовозобновления и переработки
древесины;
- осуществление
технического контроля и управления
качеством лесоматериалов и изделий из
древесины и древесных материалов.
1.3.4.
Квалификационные требования к
выпускнику.
Для решения
профессиональных задач бакалавр:
-
изучает специальную литературу и другую
научно-техническую информацию, достижения
отечественной и зарубежной науки и техники
в области техники и технологии
лесозаготовительного и
деревообрабатывающего производства;
-
участвует в проведении научных
исследований или выполнении технических и
технологических разработок;
-
осуществляет сбор, обработку, анализ и
систематизацию научно-технической
информации по теме (заданию);
-
принимает участие в испытаниях опытных
образцов и технологий;
- составляет
отчеты (разделы отчета) по теме или ее
разделу (этапу, заданию);
- выполняет
работы в области научно-технической
деятельности по проектированию,
информационному обслуживанию, организации
производства, метрологическому
обеспечению и техническому контролю;
-
способствует комплексному и рациональному
использованию древесины и энергетических
ресурсов;
- участвует в разработке
методических и нормативных материалов,
технической документации и способствует их
практическому применению;
- участвует в
работах по проведению исследований,
связанных с испытанием оборудования,
технологических процессов и внедрением их
в эксплуатацию;
- изучает и анализирует
необходимую информацию, технические
данные, результаты проведенной работы,
обобщает и систематизирует их с
использованием современных технических
средств;
- участвует в составлении
графиков работ, оформлении заказов, заявок,
а также установленной отчетности по
утвержденным формам;
- оказывает
методическую и практическую помощь при
реализации проектов и программ, планов и
договоров;
- следит за соблюдением
установленных требований, действующих
норм, правил и нормативных документов по
стандартизации;
- способствует
развитию творческой инициативы,
рационализации, изобретательства,
внедрению достижений отечественной и
зарубежной науки и техники, использованию
передового опыта, обеспечивающих
эффективную работу учреждения,
организации, предприятия.
Бакалавр
должен знать:
- стандарты на
технологические процессы, выпускаемую
продукцию и изделия; постановления,
распоряжения, приказы, методические,
нормативные и руководящие материалы,
касающиеся выполняемой работы;
-
перспективы технического развития и
особенности деятельности учреждения,
организации, предприятия;
- принципы
работы, конструктивные особенности и
технические характеристики используемых
технических средств;
- методы
исследования, правила и условия выполнения
работ;
- технические условия на
изготавливаемую продукцию;
- методы
проведения технических расчетов и
определения экономической эффективности
исследований и разработок;
- достижения
науки и техники, передовой отечественный и
зарубежный опыт в области знаний,
соответствующей выполняемой работе;
-
основы экономики;
- основы трудового
законодательства, правила и нормы по охране
труда и окружающей среды, производственной
санитарии и противопожарной защиты.
1.4.
Возможности продолжения образования
выпускника.
Бакалавр подготовлен к
продолжению образования:
- в
магистратуре по направлению 553700 -
Технология и оборудование
лесозаготовительных и
деревообрабатывающих производств;
-
освоению в сокращенные сроки основных
образовательных программ по направлению
подготовки дипломированных специалистов
656300 - Технология лесозаготовительных и
деревоперерабатывающих производств.
2.
Требования к уровню подготовки
абитуриента
2.1. Предшествующий уровень
образования абитуриента - среднее (полное)
общее образование.
2.2. Абитуриент
должен иметь документ государственного
образца о среднем (полном) общем
образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном
профессиональном образовании, если в нем
есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования, или о
высшем профессиональном образовании.
3.
Общие требования к основной
образовательной
программе подготовки
бакалавра по направлению 553700 -
Технология и оборудование
лесозаготовительных
и
деревообрабатывающих производств
3.1.
Основная образовательная программа
подготовки бакалавра разрабатывается на
основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в
себя учебный план, программы учебных
дисциплин, программы учебных и
производственных практик.
3.2.
Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной
программы подготовки бакалавра, к условиям
ее реализации и срокам ее освоения
определяется настоящим государственным
образовательным стандартом.
3.3.
Основная образовательная программа
подготовки бакалавра формируется из
дисциплин федерального компонента,
дисциплин национально-регионального
(вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных
дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору
студента в каждом цикле должны
содержательно дополнять дисциплины,
указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа
подготовки бакалавра должна
предусматривать изучение студентом
следующих циклов дисциплин и итоговую
государственную аттестацию:
цикл ГСЭ -
общие гуманитарные и
социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и
естественнонаучные дисциплины;
цикл
ОПД - общепрофессиональные дисциплины
направления;
цикл СД - специальные
дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5.
Содержание национально-регионального
компонента основной образовательной
программы подготовки бакалавра должно
обеспечивать подготовку выпускника в
соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным
стандартом.
4. Требования к обязательному
минимуму
содержания основной
образовательной программы подготовки
бакалавра по направлению 553700 - Технология и
оборудование
лесозаготовительных и
деревообрабатывающих производств
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦
Индекс ¦ Наименование дисциплин и их
основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦
¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и
социально-экономические ¦1800 ¦
¦
¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент
¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык
¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции
звуков, интонации, ¦ ¦
¦
¦акцентуации и ритма нейтральной речи в
¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные
особенности полного ¦ ¦
¦
¦стиля произношения, характерные для сферы
¦ ¦
¦ ¦профессиональной
коммуникации; чтение ¦ ¦
¦
¦транскрипции; лексический минимум в
объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных
лексических единиц общего и ¦ ¦
¦
¦терминологического характера;
¦ ¦
¦ ¦ понятие дифференциации
лексики по сферам ¦ ¦
¦
¦применения (бытовая, терминологическая,
¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная
и другая); понятие о ¦ ¦
¦
¦свободных и устойчивых словосочетаниях,
¦ ¦
¦ ¦фразеологических
единицах; понятие об ¦ ¦
¦
¦основных способах словообразования;
¦ ¦
¦ ¦ грамматические навыки,
обеспечивающие ¦ ¦
¦
¦коммуникацию общего характера без
искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при
письменном и устном общении; ¦ ¦
¦
¦основные грамматические явления,
характерные ¦ ¦
¦ ¦для
профессиональной речи; ¦ ¦
¦ ¦ понятие об обиходно-литературном,
официально-¦ ¦
¦ ¦деловом,
научном стилях, стиле художественной ¦
¦
¦ ¦литературы; основные
особенности научного ¦ ¦
¦
¦стиля; культура и традиции стран
изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка,
правила речевого этикета; ¦ ¦
¦ ¦ говорение; диалогическая и
монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с
использованием наиболее употребительных¦
¦
¦ ¦и относительно простых
лексико-грамматических ¦ ¦
¦
¦средств в основных коммуникативных
ситуациях ¦ ¦
¦
¦неофициального и официального общения;
основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи
(устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦
¦ аудирование; понимание диалогической и
¦ ¦
¦ ¦монологической речи в
сфере бытовой и ¦ ¦
¦
¦профессиональной коммуникации; ¦
¦
¦ ¦ чтение; виды текстов:
несложные ¦ ¦
¦
¦прагматические тексты и тексты по
широкому и ¦ ¦
¦ ¦узкому
профилю специальности; письмо; виды ¦
¦
¦ ¦речевых произведений:
аннотация, реферат, ¦ ¦
¦
¦тезисы, сообщения, частное письмо, деловое
¦ ¦
¦ ¦письмо, биография
¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура
¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в
общекультурной и ¦ ¦
¦
¦профессиональной подготовке студентов; ее
¦ ¦
¦
¦социально-биологические основы;
физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и
спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство
Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации
о физической культуре