НАПРАВЛЕНИЕ 552900 - ТЕХНОЛОГИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И АВТОМАТИЗАЦИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)
Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Номер
государственной
регистрации
256
тех/бак
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 552900 - ТЕХНОЛОГИЯ,
ОБОРУДОВАНИЕ
И АВТОМАТИЗАЦИЯ
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ
СТЕПЕНЬ
(КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И
ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика
направления 552900 - Технология,
оборудование и автоматизация
машиностроительных производств
1.1.
Направление утверждено Приказом
Министерства образования Российской
Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень
(квалификация) выпускника - бакалавр
техники и технологии.
Нормативный срок
освоения основной образовательной
программы подготовки бакалавра по
направлению 552900 - Технология, оборудование
и автоматизация машиностроительных
производств при очной форме обучения - 4
года.
1.3. Квалификационная
характеристика выпускника.
Объектами
профессиональной деятельности выпускников
являются: технологические процессы
изготовления и реновации
машиностроительных изделий, их
автоматизация, разработка и эксплуатация
технологического оборудования
машиностроительных производств, его
автоматизация. Бакалавр по направлению 552900
- Технология, оборудование и автоматизация
машиностроительных производств может
выполнять следующие виды профессиональной
деятельности:
-
научно-исследовательская;
-
проектно-конструкторская;
-
производственно-технологическая;
-
организационно-управленческая.
Конкретные виды деятельности определяются
содержанием
образовательно-профессиональной
программы, разрабатываемой вузом.
Бакалавр по направлению 552900 - Технология,
оборудование и автоматизация
машиностроительных производств
подготовлен к решению следующих типов
задач:
а) научно-исследовательская
деятельность:
- испытание и диагностика
объектов деятельности (технологических
процессов, оборудования, оснастки, средств
автоматизации и управления) с
использованием необходимых методов и
средств анализа;
- проведение
экспериментальных работ по проверке и
освоению технологических процессов и
режимов производства;
- использование
информационных технологий при создании
технологий и изделий машиностроения;
б)
проектно-конструкторская деятельность:
- формирование под руководством более
квалифицированного специалиста целей
проекта (программы), задач при выделенных
критериях, целевых функциях, ограничениях,
построение структуры их взаимосвязей,
выявление приоритетов решения задач с
учетом нравственных аспектов
деятельности;
- разработка под
руководством более квалифицированного
специалиста проектов простых
машиностроительных изделий с учетом
механических, технологических,
конструкторских, эксплуатационных,
эстетических, экономических параметров;
- использование информационных технологий
для выбора необходимых материалов
изготовляемых изделий;
- отработка
проектной и рабочей конструкторской
документации, проведение патентных
исследований и определение показателей
технического уровня проектируемых изделий
и автоматизации;
в)
производственно-технологическая
деятельность:
- разработка под
руководством более квалифицированного
специалиста прогрессивных технологических
процессов и оптимальных режимов
производства, простых видов
машиностроительной продукции или ее
элементов;
- выбор материала и
оборудование для реализации
технологических процессов;
- внедрение
технологических процессов в производство,
выявление причин брака продукции,
подготовка предложений по его
предупреждению и ликвидации;
-
разработка документации технологических
процессов;
- разработка технически
обоснованных норм времени (выработки),
расчет подетальных и пооперационных
материальных нормативов, расхода сырья,
материалов, инструмента, экономической
эффективности проектируемых
технологических процессов;
-
организация контроля технологических
процессов, осуществление метрологической
проверки основных средств измерения
показателей качества выпускаемой
продукции;
- стандартизация и
сертификация выпускаемых изделий и
продукции;
г)
организационно-управленческая
деятельность:
- организация работы
коллектива исполнителей, принятие простых
управленческих решений в условиях
различных мнений;
- нахождение
компромисса между различными требованиями
(стоимости, качества, безопасности и сроков
исполнения) при планировании производства
и в принятии оптимальных решений;
-
оценка затрат на обеспечение требуемого
качества продукции;
- контроль
соблюдения технологической дисциплины на
производстве, правил эксплуатации
оборудования и оснастки.
Для решения
профессиональных задач бакалавр:
-
выполняет работы по проектированию,
информационному обслуживанию, организации
производства, его управлению,
метрологическому обеспечению,
техническому контролю;
- способствует
рациональному использованию природных
ресурсов, энергии и материалов;
-
принимает участие в разработке
методических и нормативных материалов,
технической документации, а также
предложений и мероприятий по осуществлению
проектов и программ;
- участвует в
работах по осуществлению исследований,
разработке проектов и программ, проведению
необходимых мероприятий по отладке
технологических процессов, испытаниям
оборудования, их внедрению в
производство;
- участвует в работах по
стандартизации процессов, оборудования,
систем, технических средств, в рассмотрении
различной технической документации и
подготавливает необходимые обзоры, отзывы,
заключения;
- изучает и анализирует
необходимую информацию, технические
данные, показатели и результаты работы,
обобщает и систематизирует результаты
решений, выполняет необходимые расчеты с
использованием современных компьютерных
средств;
- оказывает методическую и
практическую помощь при реализации
проектов, программ, планов и договоров;
- проводит экспертизу технической
документации, надзор и контроль над
технологическими процессами, состоянием и
эксплуатацией оборудования и
технологической оснастки;
-
контролирует соблюдение установленных
требований, действующих норм, правил и
стандартов;
- участвует в организации
работы по повышению научно-технических
знаний работников;
- способствует
развитию творческой инициативы,
изобретательства, внедрению достижений
отечественной и зарубежной науки, техники,
использованию передового опыта,
обеспечивающих эффективную работу
учреждения, организации, предприятия.
Бакалавр должен знать:
- постановления,
распоряжения, приказы вышестоящих и других
органов;
- методические, нормативные и
руководящие материалы, касающиеся
выполняемой работы;
- перспективы
технического развития и особенности
деятельности учреждения, организации,
предприятия;
- принцип работы,
технические характеристики,
конструктивные особенности
разрабатываемых и используемых
технических средств;
- методы
исследования, правила и условия выполнения
работ;
- основные требования,
предъявляемые к технической документации,
материалам, изделиям;
- методы
проведения технических расчетов и
определения экономической эффективности
исследований и разработок;
- достижения
науки и техники, передовой отечественный и
зарубежный опыт в области знаний,
способствующих развитию творческой
инициативы в сфере организации
производства, труда и управления;
-
основы трудового законодательства и
гражданского права;
- правила и нормы
охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии и
противопожарной защиты.
1.4. Возможности
продолжения образования.
Бакалавр
подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлениям:
550200 -
Автоматизация и управление
551800 -
Технологические машины и оборудование
552900 - Технология, оборудование и
автоматизация машиностроительных
производств;
- освоению в сокращенные
сроки основных образовательных программ по
направлению подготовки дипломированного
специалиста "Машиностроительные
технологии и оборудование",
"Технологические машины и оборудование".
2. Требования к уровню подготовки
абитуриента
2.1. Предшествующий уровень
образования абитуриента - среднее (полное)
общее образование.
2.2. Абитуриент
должен иметь документ государственного
образца о среднем (полном) общем
образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном
профессиональном образовании, если в нем
есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования, или
высшем профессиональном образовании.
3.
Общие требования к основной
образовательной
программе подготовки
бакалавра по направлению 552900 -
Технология, оборудование и автоматизация
машиностроительных производств
3.1.
Основная образовательная программа
подготовки бакалавра разрабатывается на
основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в
себя учебный план, программы учебных
дисциплин, программы учебных и
производственных практик.
3.2.
Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной
программы подготовки бакалавра, к условиям
ее реализации и срокам ее освоения
определяются настоящим государственным
образовательным стандартом.
3.3.
Основная образовательная программа
подготовки бакалавра формируется из
дисциплин федерального компонента,
дисциплин национально-регионального
(вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных
дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору
студента в каждом цикле должны
содержательно дополнять дисциплины,
указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа
подготовки бакалавра должна
предусматривать изучение студентом
следующих циклов дисциплин и итоговую
государственную аттестацию:
цикл ГСЭ -
общие гуманитарные и
социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и
естественнонаучные дисциплины;
цикл
ОПД - общепрофессиональные дисциплины
направления;
цикл СД - специальные
дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5.
Содержание национально-регионального
компонента основной образовательной
программы подготовки бакалавра должно
обеспечивать подготовку выпускника в
соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным
стандартом.
4. Требования к обязательному
минимуму содержания
основной
образовательной программы подготовки
бакалавра
по направлению 552900 -
Технология, оборудование
и
автоматизация машиностроительных
производств
------------T---------------------------------------------T------¬
¦
Индекс ¦Наименование дисциплин и их
основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦
¦часов ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и
социально-экономические ¦1800 ¦
¦
¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент
¦1260 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык
¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции
звуков, интонации, ¦ ¦
¦
¦акцентуации и ритма нейтральной речи в
¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке;
основные особенности ¦ ¦
¦
¦полного стиля произношения, характерные
для ¦ ¦
¦ ¦сферы
профессиональной коммуникации; чтение ¦
¦
¦ ¦транскрипции.
¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в
объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦
¦лексических единиц общего и ¦
¦
¦ ¦терминологического
характера. Понятие ¦ ¦
¦
¦дифференциации лексики по сферам
применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая,
терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). Понятие о
свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых
словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах. ¦
¦
¦ ¦ Понятие об основных способах
¦ ¦
¦
¦словообразования. Грамматические навыки,
¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие
коммуникацию без искажения ¦ ¦
¦
¦смысла при письменном и устном общении
¦ ¦
¦ ¦общего характера;
основные грамматические ¦ ¦
¦
¦явления, характерные для профессиональной
¦ ¦
¦ ¦речи.
¦ ¦
¦ ¦ Понятие об
обиходно-литературном, ¦ ¦
¦
¦официально-деловом, научном стилях,
стиле ¦ ¦
¦ ¦художественной
литературы. Основные ¦ ¦
¦
¦особенности научного стиля. ¦
¦
¦ ¦ Культура и традиции стран
изучаемого языка, ¦ ¦
¦
¦правила речевого этикета. ¦
¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и
монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с
использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно
простых ¦ ¦
¦
¦лексико-грамматических средств в основных
¦ ¦
¦ ¦коммуникативных
ситуациях неофициального и ¦ ¦
¦
¦официального общения. Основы публичной
речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение,
доклад). ¦ ¦
¦ ¦
Аудирование. Понимание диалогической и ¦
¦
¦ ¦монологической речи в
сфере бытовой и ¦ ¦
¦
¦профессиональной коммуникации. ¦
¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов:
несложные ¦ ¦
¦
¦прагматические тексты и тексты по
широкому и ¦ ¦
¦ ¦узкому
профилю специальности. ¦ ¦
¦
¦ Письмо. Виды речевых произведений:
¦ ¦
¦ ¦аннотация, реферат,
тезисы, сообщения,