НАПРАВЛЕНИЕ 552700 - ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Регистрационный номер
244 тех/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 552700 - ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЕ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
552700 - Энергомашиностроение
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 552700 - Энергомашиностроение при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Область профессиональной деятельности.
Конструирование и исследование энергетических машин, аппаратов и установок.
1.3.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавра по направлению 552700 - Энергомашиностроение являются:
1. Машины, установки, двигатели и аппараты по производству, преобразованию и потреблению различных форм энергии, в том числе:
- паровые и водогрейные котлы и котлы-утилизаторы;
- парогенераторы;
- ядерные реакторы и энергетические установки;
- паро- и газотурбинные установки и двигатели;
- теплообменные аппараты;
- гидравлические машины и гидропневмоагрегаты;
- системы гидравлических и пневматических приводов;
- системы гидро-, пневмоавтоматики;
- тепловые двигатели и установки;
- системы кондиционирования;
- энергодвигательные установки на основе возобновляемых видов энергии;
- плазменные энергетические установки;
- холодильные установки;
- компрессоры.
2. Исполнительные устройства систем управления работы энергетических машин, установок, двигателей и аппаратов.
3. Вспомогательное оборудование, обеспечивающее функционирование энергетических установок и двигателей.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Бакалавр по направлению "Энергомашиностроение" в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- конструкторско-технологическая;
- научно-исследовательская;
- организационно-управленческая.
1.3.4. Возможности профессиональной адаптации.
Бакалавр по направлению "Энергомашиностроение" может адаптироваться к следующим видам профессиональной деятельности:
- проектной;
- монтажно-наладочной;
- эксплуатационное и сервисное обслуживание.
1.3.5. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Бакалавр по направлению подготовки "Энергомашиностроение" подготовлен к решению следующих видов профессиональных задач:
а) конструкторско-технологическая деятельность:
- разработка узлов и элементов энергетических машин, аппаратов и установок;
- расчет элементов энергетического оборудования;
- разработка вариантов решения проблемы и их анализ;
- использование информационных технологий при конструировании энергетического оборудования;
- разработка проектов технических условий, стандартов и технических описаний;
б) научно-исследовательская деятельность:
- исследование рабочих процессов в энергетических машинах, аппаратах и установках по заданным программам;
- разработка планов и программ проведения испытаний двигателей, энергетических установок и их элементов;
- применение методов анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества, испытаний и сертификации продукции;
- использование компьютерных технологий моделирования и обработки результатов.
в) производственно-управленческая деятельность:
- организация работы коллектива исполнителей;
- осуществление технического контроля, испытаний и управления качеством в процессе производства;
- оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение заданного уровня качества продукции с учетом международных стандартов ИСО 9000.
1.3.6. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач бакалавр:
- выполняет работы по конструированию, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управлению, метрологическому обеспечению, техническому контролю;
- способствует полезному использованию природных и материальных ресурсов;
- проводит технико-экономический анализ, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ, содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием, потоками информации;
- участвует в работах по осуществлению мероприятий, связанных с испытанием оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, оборудования и материалов, в рассмотрении различной технической документации;
- изучает и анализирует необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, использует современные технические средства и информационные технологии;
- составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, технологические карты, контрольные карты, схемы и другую техническую документацию;
- осуществляет надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования, выявляет резервы, устанавливает причины существующих недостатков и неисправностей в работе оборудования, принимает меры по их устранению и повышению эффективности использования;
- следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
- способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки и техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 552700 - Энергомашиностроение;
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по направлению подготовки дипломированных специалистов 651200 -Энергомашиностроение.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению
552700 - Энергомашиностроение
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 552700 - Энергомашиностроение
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции; ¦ ¦
¦ ¦ лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического¦ ¦
¦ ¦характера; ¦ ¦
¦ ¦ понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая); ¦ ¦
¦ ¦ понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах; ¦ ¦
¦ ¦ понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования; грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера ¦ ¦
¦ ¦без искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи; понятие¦ ¦
¦ ¦об обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы; основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля; культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета; ¦ ¦
¦ ¦ говорение; диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребительных¦ ¦
¦ ¦и относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦ аудирование; понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение; виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические тексты и ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности; письмо; виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте; ¦ ¦
¦ ¦физическая культура личности; основы здорового¦ ¦
¦ ¦образа жизни студента; особенности ¦ ¦
¦ ¦использования средств физической культуры для ¦ ¦
¦ ¦оптимизации работоспособности; общая ¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания; спорт; индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦выбор видов спорта или систем физических ¦ ¦
¦ ¦упражнений; профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов; основы ¦ ¦
¦ ¦методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания; методы и источники изучения истории; ¦ ¦
¦ ¦понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника; отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное; ¦ ¦
¦ ¦методология и теория исторической науки; ¦ ¦
¦ ¦история России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории; ¦ ¦
¦ ¦ античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов; проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян; основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности; Древняя Русь и кочевники; ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи; особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси; этнокультурные¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности; принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства; распространение ислама; эволюция¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв.; социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв.; Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния; ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии; специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства; возвышение Москвы; ¦ ¦
¦ ¦формирование сословной организации общества; ¦ ¦
¦ ¦реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского ¦ ¦
¦ ¦абсолютизма; дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия; ¦ ¦
¦ ¦ особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России; эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю; структура федерального ¦ ¦
¦ ¦землевладения; крепостное право в России; ¦ ¦
¦ ¦мануфактурно-промышленное производство; ¦ ¦
¦ ¦становление индустриального общества в ¦ ¦
¦ ¦России: общее и особенное; общественная мысль ¦ ¦
¦ ¦и особенности общественного движения России ¦ ¦
¦ ¦XIX в.; реформы и реформаторы в России; ¦ ¦
¦ ¦русская культура XIX века и ее вклад в мировую¦ ¦
¦ ¦культуру; ¦ ¦
¦ ¦ роль XX столетия в мировой истории; ¦ ¦
¦ ¦глобализация общественных процессов; проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации; революции¦ ¦
¦ ¦и реформы; социальная трансформация общества; ¦ ¦
¦ ¦столкновение тенденций интернационализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии ¦ ¦
¦ ¦и авторитаризма; ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в.; объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации ¦ ¦
¦ ¦России; российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века; ¦ ¦
¦ ¦политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика; ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса; революция 1917 г.; ¦ ¦
¦ ¦гражданская война и интервенция, их результаты¦ ¦
¦ ¦и последствия; российская эмиграция; ¦ ¦
¦ ¦социально-экономическое развитие страны ¦ ¦
¦ ¦в 20-е гг.; НЭП; формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима; образование СССР; ¦ ¦
¦ ¦культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика; ¦ ¦
¦ ¦ курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия; социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг.; ¦ ¦
¦ ¦усиление режима личной власти Сталина; ¦ ¦
¦ ¦сопротивление сталинизму; ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны; Великая Отечественная война; ¦ ¦
¦ ¦ социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы; ¦ ¦
¦ ¦холодная война; ¦ ¦
¦ ¦ попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ; НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития; ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80 гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений; ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг.; ¦ ¦
¦ ¦перестройка; попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал; распад СССР; ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения; октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г.; ¦ ¦
¦ ¦ становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.); Россия ¦ ¦
¦ ¦на пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации; культура в современной России; ¦ ¦
¦ ¦внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания; культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология; культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры; теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология; методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований; ¦ ¦
¦ ¦ основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация; ¦ ¦
¦ ¦ топология культур; этническая и национальная,¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры; восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур; специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры; локальные культуры; ¦ ¦
¦ ¦место и роль России в мировой культуре; ¦ ¦
¦ ¦тенденции культурной универсализации в мировом¦ ¦
¦ ¦современном процессе; ¦ ¦
¦ ¦ культура и природа; культура и общество; ¦ ¦
¦ ¦культура и глобальные проблемы современности; ¦ ¦
¦ ¦ культура и личность; инкультуризация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки; ¦ ¦
¦ ¦функции политологии; ¦ ¦
¦ ¦ политическая жизнь и властные отношения; роль¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ; ¦ ¦
¦ ¦социальные функции политики; ¦ ¦
¦ ¦ история политических учений; российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика; современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы; гражданское общество, ¦ ¦
¦ ¦его происхождение и особенности; особенности ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России; ¦ ¦
¦ ¦институциональные аспекты политики; ¦ ¦
¦ ¦политическая власть; политическая система; ¦ ¦
¦ ¦политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы; политические отношения ¦ ¦
¦ ¦и процессы; политические конфликты и способы ¦ ¦
¦ ¦их разрешения; политические технологии; ¦ ¦
¦ ¦политический менеджмент; политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация; политическая организация и ¦ ¦
¦ ¦движения; политические элиты; политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство; социокультурные аспекты политики; ¦ ¦
¦ ¦мировая политика и международные отношения; ¦ ¦
¦ ¦особенности мирового политического процесса; ¦ ¦
¦ ¦национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации; методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности; парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания; экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право; их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества; норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты; основные правовые системы современности;¦ ¦
¦ ¦международное право как особая система права; ¦ ¦
¦ ¦источники российского права; ¦ ¦
¦ ¦ закон и подзаконные акты; система российского¦ ¦
¦ ¦права; отрасли права; правонарушение и ¦ ¦
¦ ¦юридическая ответственность; значение ¦ ¦
¦ ¦законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе; ¦ ¦
¦ ¦ правовое государство; Конституция Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации - основной закон государства; ¦ ¦
¦ ¦особенности федеративного устройства России; ¦ ¦
¦ ¦система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации; понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения; физические и юридические лица;¦ ¦
¦ ¦ право собственности; обязательства в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение; наследственное право; брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения; взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей; ¦ ¦
¦ ¦ответственность по семейному праву; ¦ ¦
¦ ¦ трудовой договор (контракт); трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение; ¦ ¦
¦ ¦административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦ понятие преступления; уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений; ¦ ¦
¦ ¦ экологическое право; ¦ ¦
¦ ¦ особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦ правовые основы защиты государственной тайны;¦ ¦
¦ ¦законодательные и нормативно-правовые акты ¦ ¦
¦ ¦в области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии; место психологии в системе наук; ¦ ¦
¦ ¦история развития психологического анализа и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии; индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность; психика ¦ ¦
¦ ¦и организм; психика, поведение и деятельность;¦ ¦
¦ ¦основные функции психики; развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза; мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика; структура психики; соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного; основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы; структура сознания; ¦ ¦
¦ ¦познавательные процессы; ощущение; восприятие;¦ ¦
¦ ¦представление; воображение; мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект; творчество; внимание; мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы; эмоции и чувства; психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности; общение и ¦ ¦
¦ ¦речь; психология личности; межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения; психология малых групп; ¦ ¦
¦ ¦межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции,¦ ¦
¦ ¦методы педагогики; основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача; образование как ¦ ¦
¦ ¦общественная ценность; образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс; образовательная система России; цели,¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования; педагогический процесс; ¦ ¦
¦ ¦образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функция обучения; воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе; общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация; методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом; семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического воздействия и социокультурная ¦ ¦
¦ ¦среда воспитания и развития личности; ¦ ¦
¦ ¦управление образовательными системами ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка; языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦ речевое взаимодействие; основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения; устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка; нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи; ¦ ¦
¦ ¦ функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка; взаимодействие функциональных стилей; ¦ ¦
¦ ¦ научный стиль; специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в ¦ ¦
¦ ¦научной речи; речевые нормы учебной и научной ¦ ¦
¦ ¦сфер деятельности; ¦ ¦
¦ ¦ официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие; ¦ ¦
¦ ¦языковые формулы официальных документов; ¦ ¦
¦ ¦приемы унификации языка служебных документов; ¦ ¦
¦ ¦интернациональные свойства русской официально-¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи; язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов; язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции; язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов; реклама ¦ ¦
¦ ¦в деловой речи; правила оформления документов;¦ ¦
¦ ¦речевой этикет в документе; ¦ ¦
¦ ¦ жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле; особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи; оратор и его аудитория;¦ ¦
¦ ¦основные виды аргументов; подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи; ¦ ¦
¦ ¦основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов; словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления; ¦ ¦
¦ ¦понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи; ¦ ¦
¦ ¦ разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов; ¦ ¦
¦ ¦ культура речи; основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки; ¦ ¦
¦ ¦социологический проект О. Конта; классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории; современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории; русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль; общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты; мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации; социальные группы и общности; ¦ ¦
¦ ¦виды общностей; общность и личность; малые ¦ ¦
¦ ¦группы и коллективы; социальная организация; ¦ ¦
¦ ¦социальные движения; социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность; ¦ ¦
¦ ¦понятие социального статуса; социальное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения; ¦ ¦
¦ ¦общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества; культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений; взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры; личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип; социальный контроль и ¦ ¦
¦ ¦девиация; личность как деятельный субъект; ¦ ¦
¦ ¦социальные изменения; социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы; концепция социального прогресса; ¦ ¦
¦ ¦формирование мировой системы; место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе; методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии; место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре; становление философии; основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития; структура ¦ ¦
¦ ¦философского знания; ¦ ¦
¦ ¦ учение о бытии; монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия; ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия; понятия материального ¦ ¦
¦ ¦и идеального; пространство, время; движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика; детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм; динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности; научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира; ¦ ¦
¦ ¦ человек, общество, культура; человек и ¦ ¦
¦ ¦природа; общество и его структура; ¦ ¦
¦ ¦гражданское общество и государство; человек в ¦ ¦
¦ ¦системе социальных связей; человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы, ¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость; формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития; ¦ ¦
¦ ¦ смысл человеческого бытия; насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие; свобода и ответственность; мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право; нравственные ценности; ¦ ¦
¦ ¦представление о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах; эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни; религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода личности; ¦ ¦
¦ ¦ сознание и познание; сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность; познание, творчество, практика; ¦ ¦
¦ ¦вера и знание; понимание и объяснение; ¦ ¦
¦ ¦рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности; проблема истины; ¦ ¦
¦ ¦действительность, мышление, логика и язык; ¦ ¦
¦ ¦научное и ненаучное знание; критерии ¦ ¦
¦ ¦научности; структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы; рост научного знания; научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смена типов рациональности; наука ¦ ¦
¦ ¦и техника; ¦ ¦
¦ ¦ будущее человечества; глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности; взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию; блага; ¦ ¦
¦ ¦потребности, ресурсы; экономический выбор; ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения; экономические ¦ ¦
¦ ¦системы; основные этапы развития экономической¦ ¦
¦ ¦теории; методы экономической теории; ¦ ¦
¦ ¦ микроэкономика; рынок; спрос и предложение; ¦ ¦
¦ ¦потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность; факторы спроса; индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос; эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения; эластичность; предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы; закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности; эффект масштаба; виды ¦ ¦
¦ ¦издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли; предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли; эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков; рыночная власть; ¦ ¦
¦ ¦монополия; монополистическая конкуренция; ¦ ¦
¦ ¦олигополия; антимонопольное регулирование; ¦ ¦
¦ ¦спрос на факторы производства; рынок труда; ¦ ¦
¦ ¦спрос и предложение труда; заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость; рынок капитала; процентная ставка ¦ ¦
¦ ¦и инвестиции; рынок земли; рента; общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние; распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов; неравенство; внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага; роль государства; ¦ ¦
¦ ¦ макроэкономика; национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое; кругооборот доходов и продуктов; ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения; национальный доход; ¦ ¦
¦ ¦располагаемый личный доход; индексы цен; ¦ ¦
¦ ¦безработица и ее формы; инфляция и ее виды; ¦ ¦
¦ ¦экономические циклы; макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие; совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение; стабилизационная политика; ¦ ¦
¦ ¦равновесие на товарном рынке; потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения; инвестиции; государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги; эффект мультипликатора; ¦ ¦
¦ ¦бюджетно-налоговая политика; деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции; равновесие на денежном рынке; ¦ ¦
¦ ¦денежный мультипликатор; банковская система; ¦ ¦
¦ ¦денежно-кредитная политика; экономический рост¦ ¦
¦ ¦и развитие; международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения; внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика; платежный баланс; валютный курс; ¦ ¦
¦ ¦ особенности переходной экономики России; ¦ ¦
¦ ¦приватизация; формы собственности; ¦ ¦
¦ ¦предпринимательство; теневая экономика; рынок ¦ ¦
¦ ¦труда; распределение и доходы; преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере; структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике; формирование открытой экономики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦270 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.00 ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2200 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1980 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦700 ¦
¦ ¦ Алгебра: основные алгебраические структуры, ¦ ¦
¦ ¦векторные пространства и линейные отображения,¦ ¦
¦ ¦булевы алгебры; ¦ ¦
¦ ¦ геометрия: аналитическая геометрия, ¦ ¦
¦ ¦многомерная евклидова геометрия, ¦ ¦
¦ ¦дифференциальная геометрия кривых и ¦ ¦
¦ ¦поверхностей, элементы топологий; ¦ ¦
¦ ¦ дискретная математика: логические исчисления,¦ ¦
¦ ¦графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, ¦ ¦
¦ ¦автоматы, комбинаторика; анализ: ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления, ¦ ¦
¦ ¦элементы теории функций и функционального ¦ ¦
¦ ¦анализа, теория функций комплексного ¦ ¦
¦ ¦переменного, дифференциальные уравнения; ¦ ¦
¦ ¦вероятность и статистика: элементарная теория ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, математические основы теории ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, модели случайных процессов, ¦ ¦
¦ ¦проверка гипотез, принцип максимального ¦ ¦
¦ ¦правдоподобия, статистические методы обработки¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Информатизация и компьютеризация общества, ¦ ¦
¦ ¦информационные ресурсы и информационные ¦ ¦
¦ ¦технологии, базовые понятия алгоритмизации и ¦ ¦
¦ ¦программирования задач, языки ¦ ¦
¦ ¦программирования, основы современной ¦ ¦
¦ ¦технологии разработки алгоритмов и программ, ¦ ¦
¦ ¦операционные системы и среды и их эволюция ¦ ¦
¦ ¦(на примере MS-DOS, Norton Commander, ¦ ¦
¦ ¦Windows); прикладное программное обеспечение ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ на примере 1 - 2 систем, функционирующих ¦ ¦
¦ ¦в среде Windows (Excel, Win Word); ¦ ¦
¦ ¦компьютерный практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦600 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03.01 ¦Общая физика ¦400 ¦
¦ ¦ Физические основы механики: понятие состояния¦ ¦
¦ ¦в классической механике, уравнения движения, ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения, основы релятивистской ¦ ¦
¦ ¦механики, принцип относительности в механике, ¦ ¦
¦ ¦кинематика и динамика твердого тела, жидкостей¦ ¦
¦ ¦и газов; электричество и магнетизм: ¦ ¦
¦ ¦электростатика и магнетостатика в вакууме ¦ ¦
¦ ¦и веществе, уравнения Максвелла в интегральной¦ ¦
¦ ¦и дифференциальной формах, материальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения, квазистационарные токи, принцип ¦ ¦
¦ ¦относительности в электродинамике; физика ¦ ¦
¦ ¦колебаний и волн: гармонический и ¦ ¦
¦ ¦ангармонический осциллятор, физический смысл ¦ ¦
¦ ¦спектрального разложения, кинематика волновых ¦ ¦
¦ ¦процессов, нормальные моды, интерференция и ¦ ¦
¦ ¦дифракция волн, элементы Фурье-оптики; ¦ ¦
¦ ¦квантовая физика: корпускулярно-волновой ¦ ¦
¦ ¦дуализм, принцип неопределенности, квантовые ¦ ¦
¦ ¦состояния, принцип суперпозиции, квантовые ¦ ¦
¦ ¦уравнения движения, операторы физических ¦ ¦
¦ ¦величин, энергетический спектр атомов и ¦ ¦
¦ ¦молекул, природа химической связи; физический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03.02 ¦Термодинамика и тепломассообмен ¦200 ¦
¦ ¦ Первый закон термодинамики; виды энергии; ¦ ¦
¦ ¦теплота и работа, внутренняя энергия, ¦ ¦
¦ ¦энтальпия; термодинамические свойства и ¦ ¦
¦ ¦процессы идеального газа, молекулярно- ¦ ¦
¦ ¦кинетическая теория теплоемкости газов, ¦ ¦
¦ ¦основные процессы идеальных газов, смеси ¦ ¦
¦ ¦газов; второй закон термодинамики; ¦ ¦
¦ ¦термодинамические циклы и их КПД; цикл Карно; ¦ ¦
¦ ¦обратимые и необратимые процессы; энтропия; ¦ ¦
¦ ¦энергия тепла и потока вещества; общие ¦ ¦
¦ ¦свойства реальных газов и жидкостей; ¦ ¦
¦ ¦критические параметры; сжимаемость; фазовые ¦ ¦
¦ ¦переходы; правило Гиббса, уравнения ¦ ¦
¦ ¦Клапейрона-Клаузиуса и Ван-дер-Ваальса; ¦ ¦
¦ ¦характеристические функции и основные ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения термодинамики; ¦ ¦
¦ ¦термодинамические свойства рабочих тел ¦ ¦
¦ ¦энергетических установок и аппаратов; циклы ¦ ¦
¦ ¦энергетических установок и аппаратов; ¦ ¦
¦ ¦внутренний КПД цикла; термодинамика потока; ¦ ¦
¦ ¦газовые и комбинированные циклы; истечение из ¦ ¦
¦ ¦сопел; способы распространения теплоты; ¦ ¦
¦ ¦теплопроводность; механизм процесса, ¦ ¦
¦ ¦температурное поле, тепловой поток и его ¦ ¦
¦ ¦плотность; закон Фурье; коэффициент ¦ ¦
¦ ¦теплопроводности; дифференциальное уравнение ¦ ¦
¦ ¦теплопроводности; закон Ньютона - Рихмана; ¦ ¦
¦ ¦передача теплоты через стенку; способы ¦ ¦
¦ ¦интенсификации теплопередачи; математическое ¦ ¦
¦ ¦описание и методы решения задач конвективного ¦ ¦
¦ ¦теплообмена в однофазной среде; основы теории ¦ ¦
¦ ¦подобия и моделирования; отдельные задачи ¦ ¦
¦ ¦конвективного теплообмена в однофазной среде; ¦ ¦
¦ ¦теплообмен при фазовых превращениях; основы ¦ ¦
¦ ¦теплообмена излучением; расчет теплопередачи ¦ ¦
¦ ¦в аппаратах энергетических установок ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦150 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, ¦ ¦
¦ ¦катализаторы и каталитические системы, ¦ ¦
¦ ¦полимеры и олигомеры; ¦ ¦
¦ ¦ химическая термодинамика и кинетика: ¦ ¦
¦ ¦энергетика химических процессов, химическое и ¦ ¦
¦ ¦фазовое равновесие, скорость реакции и методы ¦ ¦
¦ ¦ее регулирования, колебательные реакции; ¦ ¦
¦ ¦ реакционная способность веществ: химия и ¦ ¦
¦ ¦периодическая система элементов, кислотно- ¦ ¦
¦ ¦основные и окислительно-восстановительные ¦ ¦
¦ ¦свойства веществ, химическая связь, ¦ ¦
¦ ¦комплементарность; химическая идентификация: ¦ ¦
¦ ¦качественный и количественный анализ, ¦ ¦
¦ ¦аналитический сигнал, химический, физико- ¦ ¦
¦ ¦химический и физический анализ; химический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и среды,¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы окружающей среды, экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования природных¦ ¦
¦ ¦ресурсов и охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника ¦ ¦
¦ ¦и технологии; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в области охраны ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Теоретическая механика ¦260 ¦
¦ ¦ Статика: приведение системы сил к простейшему¦ ¦
¦ ¦виду; условия равновесия абсолютно твердого ¦ ¦
¦ ¦тела и системы тел; центр тяжести; трение ¦ ¦
¦ ¦скольжения и трение качения; ¦ ¦
¦ ¦ кинематика: кинематика точки; кинематика ¦ ¦
¦ ¦твердого тела (поступательное, вращательное, ¦ ¦
¦ ¦плоскопараллельное, сферическое, произвольное ¦ ¦
¦ ¦движения); сложное движение точки и твердого ¦ ¦
¦ ¦тела; ¦ ¦
¦ ¦ динамика: динамика точки в инерциальной и ¦ ¦
¦ ¦неинерциальной системах отсчета; уравнения ¦ ¦
¦ ¦движения системы материальных точек; общие ¦ ¦
¦ ¦теоремы динамики механических систем; динамика¦ ¦
¦ ¦твердого тела (поступательное, вращательное, ¦ ¦
¦ ¦плоскопараллельное сферическое, произвольное ¦ ¦
¦ ¦движения); принцип Даламбера; элементы теории ¦ ¦
¦ ¦гироскопов; теория удара; ¦ ¦
¦ ¦ аналитическая механика: принцип возможных ¦ ¦
¦ ¦перемещений; общее уравнение динамики; ¦ ¦
¦ ¦уравнения Лагранжа второго рода в обобщенных ¦ ¦
¦ ¦координатах; вариационные принципы механики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦220 ¦
¦ ¦компонент, включая дисциплины по выбору ¦ ¦
¦ ¦студента ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2060 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1860 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦200 ¦
¦ ¦ Методы проецирования; координатный метод; ¦ ¦
¦ ¦позиционные задачи; метрические свойства ¦ ¦
¦ ¦прямоугольных проекций; преобразование ¦ ¦
¦ ¦проекций и изображений; многогранники; ¦ ¦
¦ ¦поверхности вращения; винтовые поверхности; ¦ ¦
¦ ¦аксонометрические проекции; решение задач ¦ ¦
¦ ¦инженерной графики средствами компьютерной ¦ ¦
¦ ¦графики; конструкторская документация, ¦ ¦
¦ ¦стандарты, ЕСКД; стадии и основы разработки ¦ ¦
¦ ¦конструкторской документации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦237 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
¦ ¦ Методы получения материалов, металлургические¦ ¦
¦ ¦способы производства материалов; физические ¦ ¦
¦ ¦основы материаловедения; свойства материалов и¦ ¦
¦ ¦их связь с типом химических связей, ¦ ¦
¦ ¦кристаллическим строением, дефектами решеток, ¦ ¦
¦ ¦фазово-структурным состоянием; свойства ¦ ¦
¦ ¦структур; механизм деформации и разрушения, ¦ ¦
¦ ¦наклеп, рекристаллизация, деформационное ¦ ¦
¦ ¦старение; сверхпластичность; формирование ¦ ¦
¦ ¦структуры и свойств сплавов, поверхностного ¦ ¦
¦ ¦слоя; материалы машино- и приборостроения: ¦ ¦
¦ ¦виды, состав, структура, механические и ¦ ¦
¦ ¦технологические свойства, поведение в ¦ ¦
¦ ¦эксплуатационных условиях, маркировка, область¦ ¦
¦ ¦применения; экономическая и экологическая ¦ ¦
¦ ¦эффективность материалов; получение заготовок ¦ ¦
¦ ¦и деталей литьем и обработкой давлением; ¦ ¦
¦ ¦основы технологии прокатки, свободной ковки, ¦ ¦
¦ ¦объемной и листовой штамповки, прессования; ¦ ¦
¦ ¦виды сварки металлов; расчет параметров режима¦ ¦
¦ ¦сварки; виды контроля и дефектоскопии сварных ¦ ¦
¦ ¦швов и соединений; кислородная резка металла; ¦ ¦
¦ ¦общие сведения о технологии процесса резания; ¦ ¦
¦ ¦токарная обработка металлов; обработка ¦ ¦
¦ ¦отверстий сверлением, зенкерованием и ¦ ¦
¦ ¦развертыванием; фрезерование; организация ¦ ¦
¦ ¦ресурсосберегающих технологических линий ¦ ¦
¦ ¦энергомашиностроительного производства ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Механика ¦560 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03.01¦Механика материалов и конструкций ¦240 ¦
¦ ¦ Понятие о прочности, жесткости и устойчивости¦ ¦
¦ ¦элементов конструкции; гипотезы механики ¦ ¦
¦ ¦деформируемого твердого тела; внутренние ¦ ¦
¦ ¦силовые факторы; методы сечений; расчет ¦ ¦
¦ ¦стержней на растяжение (сжатие); статически ¦ ¦
¦ ¦неопределимые системы; метод сил; предельное ¦ ¦
¦ ¦состояние и предельные напряжения, коэффициент¦ ¦
¦ ¦запаса; геометрические характеристики плоских ¦ ¦
¦ ¦сечений; виды изгибов, нормальные напряжения, ¦ ¦
¦ ¦расчет на прочность; кручение; условия ¦ ¦
¦ ¦прочности и жесткости; основы теории ¦ ¦
¦ ¦напряженно-деформированного состояния; сложные¦ ¦
¦ ¦виды деформаций; расчет резервуаров, корпусных¦ ¦
¦ ¦конструкций трубопроводов и дисков; расчеты ¦ ¦
¦ ¦на усталость; динамические расчеты элементов ¦ ¦
¦ ¦конструкций; устойчивость элементов ¦ ¦
¦ ¦конструкций; основные уравнения линейной ¦ ¦
¦ ¦теории упругости; вариационные принципы ¦ ¦
¦ ¦механики деформируемого твердого тела; метод ¦ ¦
¦ ¦конечных элементов; основные уравнения теории ¦ ¦
¦ ¦пластичности; основы механики разрушения; ¦ ¦
¦ ¦ползучесть; малоцикловая усталость ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03.02¦Детали машин и основы конструирования ¦320 ¦
¦ ¦ Общая методология и логика решения проектных ¦ ¦
¦ ¦задач; системный подход в проектировании ¦ ¦
¦ ¦технических систем; понятие элементной базы; ¦ ¦
¦ ¦основные понятия теории механизмов и машин; ¦ ¦
¦ ¦основные виды механизмов; структурный анализ ¦ ¦
¦ ¦и синтез механизмов; взаимозаменяемость; ¦ ¦
¦ ¦система допусков и посадок; передачи ¦ ¦
¦ ¦механического движения: классификация, ¦ ¦
¦ ¦структурные схемы, сравнительные ¦ ¦
¦ ¦характеристики, параметры, критерии ¦ ¦
¦ ¦работоспособности; валы и оси: варианты ¦ ¦
¦ ¦исполнения, критерии проектирования, расчет ¦ ¦
¦ ¦на прочность; подшипники: типы, режим работы, ¦ ¦
¦ ¦область применения, расчет, посадки; ¦ ¦
¦ ¦соединения и муфты; техническое задание, ¦ ¦
¦ ¦исходные данные и структура процесса ¦ ¦
¦ ¦проектирования; параметрический синтез ¦ ¦
¦ ¦технических систем; эскизное проектирование; ¦ ¦
¦ ¦связь параметров объекта с показателями ¦ ¦
¦ ¦качества; параметрическая оптимизация; ¦ ¦
¦ ¦повышение качественных характеристик машин: ¦ ¦
¦ ¦металлоемкость и компактность, равнопрочность,¦ ¦
¦ ¦снижение усталости, унификация элементов ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦85 ¦
¦ ¦ Основные понятия метрологического и ¦ ¦
¦ ¦инженерного эксперимента; характеристики ¦ ¦
¦ ¦средств измерений; оценка погрешностей при ¦ ¦
¦ ¦измерениях; методы и средства измерений ¦ ¦
¦ ¦неэлектрических величин; цифровые ¦ ¦
¦ ¦измерительные приборы; применение ¦ ¦
¦ ¦вычислительной техники при измерениях; ¦ ¦
¦ ¦информационно-измерительные системы и ¦ ¦
¦ ¦измерительно-вычислительные комплексы; ¦ ¦
¦ ¦стандартизация: правовые основы ¦ ¦
¦ ¦стандартизации, государственный контроль и ¦ ¦
¦ ¦надзор за соблюдением требований ¦ ¦
¦ ¦государственных стандартов; ¦ ¦
¦ ¦ сертификация: основные цели и объекты ¦ ¦
¦

НАПРАВЛЕНИЕ 551700 - ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также