НАПРАВЛЕНИЕ 540400 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
289 пед/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 540400 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общая характеристика направления
540400 - Социально-экономическое образование
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр социально-экономического образования (с указанием профессионально-образовательного профиля подготовки).
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540400 - Социально-экономическое образование при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник, получающий степень бакалавра социально-экономического образования, должен быть готов к осуществлению обучения и воспитания с учетом специфики преподаваемого предмета; к широкой профессиональной деятельности, требующей общих социально-экономических знаний и аналитических подходов к преподаванию истории, основ обществознания, экономики и права в образовательных учреждениях, а также к продолжению научного образования по одному из избранных профилей; способствовать социализации и формированию общей культуры личности; владеть теоретическими знаниями и разнообразными методами, приемами и средствами обучения, обеспечивающими уровень подготовки обучающихся, соответствующей требованиям государственного образовательного стандарта; способствовать осознанному выбору учащимися последующих образовательных программ; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом РФ "Об образовании" и Конвенцией о правах ребенка, осуществлять связь с родителями (или лицами их заменяющими), выполнять правила и нормы, обеспечивающие охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе. Бакалавр социально-экономического образования должен знать структуру системы образования, функции и взаимосвязь образовательных учреждений различных видов и уровней, основные нормативные и законодательные акты, регистрирующие деятельность государственно-управленческих, образовательных и воспитательных учреждений.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, методику преподавания предмета и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Выпускник по направлению 540400 - Социально-экономическое образование в соответствии с уровнем своей квалификации подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа по следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательской;
- организационно-воспитательной;
- преподавательской;
- коррекционно-развивающей;
- культурно-просветительской.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен:
- к продолжению образования в магистратуре по направлениям, входящим в область знаний 540000 - Педагогические науки;
- к освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальностям:
032600 - История
032700 - Юриспруденция.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки бакалавра по направлению
540400 - Социально-экономическое образование
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, программы итоговой аттестации.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна иметь следующую структуру:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ДПП - дисциплины профильной подготовки;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 540400 - Социально-экономическое образование
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1500 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1050 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. Понятие дифференциации лексики по ¦ ¦
¦ ¦сферам применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и др.). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, ¦ ¦
¦ ¦официально-деловом, научном стилях, стиле ¦ ¦
¦ ¦художественной литературы. Основные особенности ¦ ¦
¦ ¦научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка. ¦ ¦
¦ ¦Правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщение, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦система физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблемы этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя в Древней Руси. Этнокультурные и ¦ ¦
¦ ¦социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ХI - ХII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России ХIХ в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура ХIХ века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале ХХ в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. Усиление ¦ ¦
¦ ¦режима личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, культурная¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культуры. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культуры. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. Политическая¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административное правонарушение и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦ Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. ¦ ¦
¦ ¦ Социальный контроль и девиация. Личность как ¦ ¦
¦ ¦деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, самоорганизация¦ ¦
¦ ¦бытия. Понятие материального и идеального. ¦ ¦
¦ ¦Пространство, время. Движение и развитие, ¦ ¦
¦ ¦диалектика. Детерминизм и индетерминизм. ¦ ¦
¦ ¦Динамические и статистические закономерности. ¦ ¦
¦ ¦Научные, философские и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. ¦ ¦
¦ ¦ Человек в системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс: личность и массы, свобода ¦ ¦
¦ ¦и необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Деятельность, мышление, логика ¦ ¦
¦ ¦и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смена типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГЭС.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополии. ¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦226 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦224 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦400 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦320 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Аксиоматический метод, основные математические ¦ ¦
¦ ¦структуры, вероятность и статистика, ¦ ¦
¦ ¦математические модели, алгоритмы и языки ¦ ¦
¦ ¦программирования, стандартное программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение профессиональной деятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦120 ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции развития; ¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции описания¦ ¦
¦ ¦природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; ¦ ¦
¦ ¦структурные уровни организации материи; микро-, ¦ ¦
¦ ¦макро- и мегамиры; пространство, время; ¦ ¦
¦ ¦принципы относительности; принципы симметрии; ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения; взаимодействие; ¦ ¦
¦ ¦близкодействие; дальнодействие; состояние; ¦ ¦
¦ ¦принципы суперпозиции, неопределенности, ¦ ¦
¦ ¦дополнительности; динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности в природе; законы сохранения ¦ ¦
¦ ¦энергии в макроскопических процессах; принцип ¦ ¦
¦ ¦возрастания энтропии; химические процессы, ¦ ¦
¦ ¦реакционная способность веществ; внутреннее ¦ ¦
¦ ¦строение и история геологического развития ¦ ¦
¦ ¦земли; современные концепции развития ¦ ¦
¦ ¦геосферных оболочек; литосфера как абиотическая ¦ ¦
¦ ¦основа жизни; экологические функции литосферы: ¦ ¦
¦ ¦ресурсная, геодинамическая геофизико- ¦ ¦
¦ ¦геохимическая; географическая оболочка Земли; ¦ ¦
¦ ¦особенности биологического уровня организации ¦ ¦
¦ ¦материи; принципы эволюции воспроизводства и ¦ ¦
¦ ¦развития живых систем; многообразие живых ¦ ¦
¦ ¦организмов - основа организации и устойчивости ¦ ¦
¦ ¦биосферы; генетика и эволюция; человек: ¦ ¦
¦ ¦физиология, здоровье, эмоции, творчество, ¦ ¦
¦ ¦работоспособность; биоэтика, человек, биосфера ¦ ¦
¦ ¦и космические циклы: ноосфера, необратимость ¦ ¦
¦ ¦времени, самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦
¦ ¦природе; принципы универсального эволюционизма; ¦ ¦
¦ ¦путь к единой культуре ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦80 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.01 ¦Безопасность жизнедеятельности ¦36 ¦
¦ ¦ Теоретические основы безопасности ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности. Экологические аспекты ¦ ¦
¦ ¦безопасности жизнедеятельности. Классификация ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуаций. Российская система ¦ ¦
¦ ¦предупреждения и действий в чрезвычайных ¦ ¦
¦ ¦ситуациях. Чрезвычайные ситуации природного и ¦ ¦
¦ ¦техногенного характера и защита населения от их ¦ ¦
¦ ¦последствий. Действия учителя при авариях, ¦ ¦
¦ ¦катастрофах и стихийных бедствиях. Гражданская ¦ ¦
¦ ¦оборона и ее задачи. Современные средства ¦ ¦
¦ ¦поражения. Средства индивидуальной защиты. ¦ ¦
¦ ¦Защитные сооружения гражданской обороны. ¦ ¦
¦ ¦Организация защиты населения в мирное и военное ¦ ¦
¦ ¦время. Приборы радиационной и химической ¦ ¦
¦ ¦разведки, дозиметрический контроль. Организация ¦ ¦
¦ ¦гражданской обороны в образовательных ¦ ¦
¦ ¦учреждениях. Средства и способы защиты ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦3294 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2036 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Педагогика ¦300 ¦
¦ ¦ Введение в педагогическую деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Психолого-педагогический практикум. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогическая деятельность. Сущностные ¦ ¦
¦ ¦характеристики понятия. Педагогическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в структуре жизнедеятельности ¦ ¦
¦ ¦человека. Педагогические основы различных видов ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Гуманистическая ¦ ¦
¦ ¦природа педагогической деятельности и культура ¦ ¦
¦ ¦педагога. Источники педагогических идей. ¦ ¦
¦ ¦Современная педагогическая публицистика, научная ¦ ¦
¦ ¦и художественная литература. Современная система ¦ ¦
¦ ¦отечественного образования: стратегия развития. ¦ ¦
¦ ¦Спектр педагогических профессий в современном ¦ ¦
¦ ¦мире. Педагогические учебные заведения. ¦ ¦
¦ ¦Образовательно-профессиональный путь студента ¦ ¦
¦ ¦пед. вуза. Мастерство и техника в профессии ¦ ¦
¦ ¦педагога. Карьера педагога. Теоретическая ¦ ¦
¦ ¦педагогика. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика в системе гуманитарных знаний и ¦ ¦
¦ ¦наук о человеке. Методология педагогической ¦ ¦
¦ ¦науки и деятельности. Структура педагогической ¦ ¦
¦ ¦науки. Категориально-понятийный аппарат ¦ ¦
¦ ¦современной педагогики. Методы педагогических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Педагогический процесс как основная¦ ¦
¦ ¦категория педагогики. Теории целостного ¦ ¦
¦ ¦педагогического процесса. Современные концепции ¦ ¦
¦ ¦личности. Различные подходы к конструированию ¦ ¦
¦ ¦содержания образования. Теории обучения и ¦ ¦
¦ ¦воспитания. Многообразие образовательных ¦ ¦
¦ ¦программ. Теории педагогической деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Практическая педагогика. ¦ ¦
¦ ¦ Взаимосвязь теории и практики в педагогике. ¦ ¦
¦ ¦Методология практической педагогической ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Ценностно-смысловое ¦ ¦
¦ ¦самоопределение педагога в профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Педагогическое проектирование. ¦ ¦
¦ ¦Технология решения педагогических задач. Оценка ¦ ¦
¦ ¦выбора решения педагогических задач. ¦ ¦
¦ ¦Индивидуальное и коллективное творчество ¦ ¦
¦ ¦педагогов. Позиция педагога в инновационных ¦ ¦
¦ ¦процессах. Формы взаимодействия субъектов в ¦ ¦
¦ ¦педагогическом процессе. Технология ¦ ¦
¦ ¦профессионального развития педагога. ¦ ¦
¦ ¦ История образования и педагогической мысли. ¦ ¦
¦ ¦ Исторический подход в изучении педагогических ¦ ¦
¦ ¦явлений. Современная трактовка истории педагогики¦ ¦
¦ ¦как области педагогической науки. Ведущие ¦ ¦
¦ ¦педагогические идеи в истории человечества на ¦ ¦
¦ ¦разных этапах его развития. Истоки ¦ ¦
¦ ¦гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, ¦ ¦
¦ ¦права, демократии, гуманизма в педагогической ¦ ¦
¦ ¦мысли за рубежом и в России. Основные авторские ¦ ¦
¦ ¦педагогические системы прошлого. Развитие школы ¦ ¦
¦ ¦как социального института, становление высшего ¦ ¦
¦ ¦образования. Характеристики образовательных ¦ ¦
¦ ¦систем в разные эпохи в России и за рубежом. ¦ ¦
¦ ¦Реформаторская педагогика конца ХIХ - начала ХХ ¦ ¦
¦ ¦века. Основные реформы образовательной политики ¦ ¦
¦ ¦ХХ века. Отечественные и зарубежные ¦ ¦
¦ ¦педагогические воззрения в современном мире. ¦ ¦
¦ ¦Процесс интеграции национальных систем ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Психология ¦300 ¦
¦ ¦ Психология человека. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о человеке. Индивид, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Организм и психика. Сознание и самосознание. ¦ ¦
¦ ¦Функциональная и структурная организация психики:¦ ¦
¦ ¦процессы, состояния, свойства. Интегративные ¦ ¦
¦ ¦психические образования: мотивационные, ¦ ¦
¦ ¦аффективные, темпераментные, сенсорные, ¦ ¦
¦ ¦психомоторные, мнемические, интеллектуальные, ¦ ¦
¦ ¦речевые, коммуникативные, регуляторные, ¦ ¦
¦ ¦креативные, нравственные. ¦ ¦
¦ ¦ Психология развития. ¦ ¦
¦ ¦ Проблема развития: методологический и ¦ ¦
¦ ¦исторический аспекты. Детерминанты развития. ¦ ¦
¦ ¦Созревание и развитие. Социально-культурный фон ¦ ¦
¦ ¦развития. Понятие возраста. Возрастная ¦ ¦
¦ ¦периодизация. Закономерности психического ¦ ¦
¦ ¦развития. Психическое развитие в разные ¦ ¦
¦ ¦возрастные периоды (новорожденность, ¦ ¦
¦ ¦младенчество, дошкольное детство, младший ¦ ¦
¦ ¦школьник, подросток, юноша, период зрелости, ¦ ¦
¦ ¦старость): биологические основы развития, ¦ ¦
¦ ¦социальная ситуация развития, основные ¦ ¦
¦ ¦психические новообразования, кризисы развития, ¦ ¦
¦ ¦развитие общения, развитие познавательной ¦ ¦
¦ ¦сферы, развитие личности, ведущий вид ¦ ¦
¦ ¦деятельности, развитие Я-концепции. Проявление ¦ ¦
¦ ¦закономерностей развития в каждом периоде. ¦ ¦
¦ ¦Психологическое сопровождение развития человека. ¦ ¦
¦ ¦ Социальная психология. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-психологические явления. Социализация,¦ ¦
¦ ¦социальное поведение, социальное познание, ¦ ¦
¦ ¦социальные качества личности, социальная ¦ ¦
¦ ¦психология личности. Виды и феномены ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия, человек как субъект ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия, общение и взаимодействие. ¦ ¦
¦ ¦Групповые феномены. Практическая социальная ¦ ¦
¦ ¦психология. Социальная психология в образовании. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогическая психология. ¦ ¦
¦ ¦ Передача общественного опыта и адаптация ¦ ¦
¦ ¦человека. Подражание, учение, обучение, научение.¦ ¦
¦ ¦Модели обучения (познавательная, коммуникативная,¦ ¦
¦ ¦кибернетическая). Обучение и развитие. ¦ ¦
¦ ¦Научение. Учебная деятельность. Ученик как ¦ ¦
¦ ¦субъект учебной деятельности. Мотивы учения, ¦ ¦
¦ ¦способы учения, активность и ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Типы неуспевающих учащихся. Психологические ¦ ¦
¦ ¦детерминанты отставания в учении. Психология ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия в системе. Учитель - ученик - ¦ ¦
¦ ¦класс. Психологические характеристики профессии ¦ ¦
¦ ¦учитель. Профессионально важные качества. ¦ ¦
¦ ¦Психологические способности. Личностные ¦ ¦
¦ ¦характеристики учителя и их влияние на процесс ¦ ¦
¦ ¦и результат труда. Профессиональное самосознание ¦ ¦
¦ ¦и самосознание педагога ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Теория и методики обучения (по дисциплинам ¦200 ¦
¦ ¦профильной подготовки) ¦ ¦
¦ ¦ Методика обучения истории как педагогическая ¦ ¦
¦ ¦наука. Предмет и задачи, основные факторы ¦ ¦
¦ ¦обучения истории. Связь методики с другими ¦ ¦
¦ ¦науками. Современные методы педагогического ¦ ¦
¦ ¦исследования. Становление и развитие методики ¦ ¦
¦ ¦обучения истории в дореволюционной и ¦ ¦
¦ ¦современной России. Цели, задачи и значение ¦ ¦
¦ ¦изучения истории в школе. Государственный ¦ ¦
¦ ¦стандарт исторического образования, его ¦ ¦
¦ ¦назначение. Структура школьного исторического ¦ ¦
¦ ¦образования. Базовое содержание учебного ¦ ¦
¦ ¦исторического материала. Федеральный и ¦ ¦
¦ ¦региональный компоненты. Учебный план школы и ¦ ¦
¦ ¦планирование преподавания истории. Программы по ¦ ¦
¦ ¦основным и модульным курсам. Вариативность ¦ ¦
¦ ¦программ. Учебники и учебно-методические ¦ ¦
¦ ¦комплексы. Отечественная и всеобщая история в ¦ ¦
¦ ¦концентрической и линейной системах обучения. ¦ ¦
¦ ¦Структура исторических знаний: факт, событие, ¦ ¦
¦ ¦процесс. Различие фактов по сложности и ¦ ¦
¦ ¦значимости. Уровень освещения фактов на уроке. ¦ ¦
¦ ¦Эмоционально-ценностные компоненты изучения ¦ ¦
¦ ¦истории. Соотношения фактов и обобщений. ¦ ¦
¦ ¦Представления и понятия. Эмпирический и ¦ ¦
¦ ¦теоретический уровни учебного познания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные возможности учащихся. ¦ ¦
¦ ¦Познавательный интерес. Дифференциация ¦ ¦
¦ ¦обучения. Методы, приемы, формы, обучения ¦ ¦
¦ ¦истории. Умения и навыки. Наглядность: типы и ¦ ¦
¦ ¦виды пособий. Технические средства обучения. ¦ ¦
¦ ¦Хронология и картография. Использование ¦ ¦
¦ ¦исторических источников, художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы в обучении истории. Содержательный и ¦ ¦
¦ ¦деятельностный аспекты различных видов связей: ¦ ¦
¦ ¦межпредметные, внутрипредметные, межкурсовые. ¦ ¦
¦ ¦Урок истории и его типы. Подготовка учителя к ¦ ¦
¦ ¦уроку. Современные технологии обучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Игры, познавательные задачи. Диагностика ¦ ¦
¦ ¦результатов обучения, качества подготовки ¦ ¦
¦ ¦учащихся. Внеурочная работа по истории. ¦ ¦
¦ ¦ Концепция современного школьного обществознания.¦ ¦
¦ ¦Принципы формирования обществоведческого ¦ ¦
¦ ¦содержания. Государственный стандарт. Программы и¦ ¦
¦ ¦учебники. Методическое обеспечение курса. Знание ¦ ¦
¦ ¦о человеке и обществе в содержании нового курса. ¦ ¦
¦ ¦Структура и особенности курса "Человек и ¦ ¦
¦ ¦общество". Связь методики обучения обществознания¦ ¦
¦ ¦с психологией, дидактикой, общественными ¦ ¦
¦ ¦науками. Отбор фактов, понятий, идей. Система ¦ ¦
¦ ¦работы с первоисточниками, документами, ¦ ¦
¦ ¦периодической печатью. Типы и формы учебных ¦ ¦
¦ ¦занятий. Современные технологии обучения. Приемы ¦ ¦
¦ ¦активизации познавательной деятельности ¦ ¦
¦ ¦старшеклассников. Специфика самостоятельной ¦ ¦
¦ ¦работы, ее влияние на формирование и развитие ¦ ¦
¦ ¦умений учащихся. Задачи дополнительных курсов, ¦ ¦
¦ ¦их программы и методика проведения. Требования ¦ ¦
¦ ¦к знаниям и умениям учащихся, способы их ¦ ¦
¦ ¦выявления. Результаты обучения. Применение ¦ ¦
¦ ¦современных методов исследования. Обобщение ¦ ¦
¦ ¦передового опыта. Кабинет истории и ¦ ¦
¦ ¦обществознания. Принципы, формы организации ¦ ¦
¦ ¦внеурочной работы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Информационное и техническое обеспечение ¦36 ¦
¦ ¦преподавания ¦ ¦
¦ ¦ Аудиовизуальная информация: природа, источники, ¦ ¦
¦ ¦преобразователи, носители. Аудиовизуальная ¦ ¦
¦ ¦культура: история, концепции, структура, ¦ ¦
¦ ¦функционирование. Психофизиологические основы ¦ ¦
¦ ¦восприятия аудиовизуальной информации человеком. ¦ ¦
¦ ¦Аудиовизуальные технологии: фотография и ¦ ¦
¦ ¦фотографирование; оптическая проекция ¦ ¦
¦ ¦(статическая и динамическая); звукозапись ¦ ¦
¦ ¦(аналоговая и цифровая); компьютеры и ¦ ¦
¦ ¦мультимедийные средства. Аудиовизуальные ¦ ¦
¦ ¦технологии обучения: типология ¦ ¦
¦ ¦аудиовидеокомпьютерных учебных пособий; типология¦ ¦
¦ ¦учебных видеозаписей; банк аудиовидеокомпьютерных¦ ¦
¦ ¦материалов; дидактические принципы построения ¦ ¦
¦ ¦аудиовидеокомпьютерных учебных пособий. ¦ ¦
¦ ¦Интерактивные технологии обучения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Политология (Введение в политологию) ¦100 ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. Гражданское общество, ¦ ¦
¦ ¦его происхождение и особенности. Особенности ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая ¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический менеджмент.¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. Политические ¦ ¦
¦ ¦организации и движения. Политические элиты. ¦ ¦
¦ ¦Политическое лидерство. Социокультурные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики. Мировая политика и международные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Особенности мирового политического ¦ ¦
¦ ¦процесса. Национально-государственные интересы ¦ ¦
¦ ¦России в новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Правоведение (Основы государства и права) ¦100 ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. Правовое ¦ ¦
¦ ¦государство. Конституция Российской Федерации - ¦ ¦
¦ ¦основной закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. Административное¦ ¦
¦ ¦правонарушение и административная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Социология (Введение в социологию) ¦100 ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отн

НАПРАВЛЕНИЕ 522000 - КОММЕРЦИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР КОММЕРЦИИ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также