НАПРАВЛЕНИЕ 522000 - КОММЕРЦИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР КОММЕРЦИИ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
232гум/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 522000 - КОММЕРЦИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР КОММЕРЦИИ
1. Общая характеристика направления 522000 - Коммерция
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр коммерции.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению Коммерция при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр подготовлен к деятельности в сфере коммерции на должностях, требующих углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, а также к научно-исследовательской работе и педагогической деятельности при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля.
Основные сферы профессиональной деятельности магистра:
- научные, научно-производственные учреждения и организации сферы коммерции и предпринимательства;
- государственные и негосударственные профессиональные образовательные учреждения;
- предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность в отраслях промышленности, сельского хозяйства, внешней, внутренней торговле и сфере услуг.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям: 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством; 05.18.15 Товароведение пищевых продуктов; 05.19.08 Товароведение промышленных товаров и сырья легкой промышленности.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).
Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг.
Закономерности и принципы коммерческих явлений. Взаимодействие и связь коммерции с макро- и микросредой. Коммерческая деятельность и рыночная среда. Актуальные проблемы коммерции.
Методологические аспекты организации коммерческой деятельности. Модели и методы организации и управления коммерческой деятельностью. Стратегическое планирование коммерческой деятельности предприятия в современных условиях.
Рыночное пространство и коммерческое равновесие. Современные методики оценки эффективности коммерческой деятельности предприятий разных отраслей и сфер применения.
Методические основы научных исследований и решения коммерческих задач. Моделирование и прогнозирование коммерческой деятельности.
Научные основы организации торгово-технологических процессов по продвижению товаров от производителей до потребителей.
Методы коммерции, связанные с процессами организации закупки товаров, их хранения, транспортирования, подготовки к продаже и реализации.
Риски и их анализ в коммерческой деятельности. Современные методы анализа безопасности предприятий в сфере коммерции и оценки показателей их устойчивого развития.
Международная торговля.
Научные и методологические аспекты современной международной торговли. Структура, проблемы и тенденции ее развития. Гармонизированная система описания и кодирования товаров в международной торговле.
Номенклатура товаров на экспортных рынках и их классификация в рамках ООН и ЕС. Современные формы и способы продаж на мировом рынке и методики оценки их конкурентоспособности.
Проблемы финансирования, кредитования и расчетов в международной торговле. Методы, формы расчетов и оценка их эффективности.
Научные основы организации процессов продвижения продукции на международный рынок, их моделирование и прогнозирование. Международные торговые операции.
Методология страхования международных перевозок.
Особенности лицензирования и квотирования экспорта и импорта на современном этапе.
Международные таможенные конвенции в процессах регулирования внешнеторговых операций и таможенного контроля.
Проблемы совершенствования таможенных технологий и их значимость в устойчивом развитии международной торговли.
Риски в международной торговле и их анализ.
Методы анализа безопасности в международной торговле.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра
по направлению 522000 - Коммерция, и условия
конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 522000 - Коммерция, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 522000 - Коммерция
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра коммерции разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра коммерции, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра коммерции должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 522000 - Коммерция
--------T----------------------------------------------T---------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ ¦ Требования к обязательному минимуму ¦Суммарный¦
¦ ¦содержания основной образовательной программы ¦объем ча-¦
¦ ¦подготовки бакалавра по данному направлению ¦сов тео- ¦
¦ ¦определены в государственном образовательном ¦ретичес- ¦
¦ ¦стандарте высшего профессионального ¦кого обу-¦
¦ ¦образования подготовки бакалавра по ¦чения - ¦
¦ ¦направлению 522000 - Коммерция ¦6642 и ¦
¦ ¦ ¦практик -¦
¦ ¦ ¦540 ГОС ¦
¦ ¦ ¦бакалавра¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7182 ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ Специализированной подготовки ¦
+-------T----------------------------------------------T---------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы науки в сфере коммерции ¦ ¦
¦ ¦ Категория коммерции и ее связи с внутренней ¦ ¦
¦ ¦окружающей средой. Факторы коммерции. ¦ ¦
¦ ¦ Роль коммерции в формировании рыночной среды.¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие коммерции с субъектами рынка. ¦ ¦
¦ ¦Формирование рыночного пространства ¦ ¦
¦ ¦участниками коммерческого товарооборота, ¦ ¦
¦ ¦способы получения ими взаимной выгоды на ¦ ¦
¦ ¦заданных этапах продвижения и доведения ¦ ¦
¦ ¦продукции до покупателя с учетом конечной ¦ ¦
¦ ¦цели. ¦ ¦
¦ ¦ Актуальные проблемы коммерции, связанные с ¦ ¦
¦ ¦познанием закономерностей коммерческих ¦ ¦
¦ ¦явлений, основополагающих положений, ¦ ¦
¦ ¦обоснованием коммерческих процессов и связей. ¦ ¦
¦ ¦Обобщение опыта коммерции и установление ¦ ¦
¦ ¦факторов и ориентиров ее развития. Анализ ¦ ¦
¦ ¦объектов, субъектов, процессов и рыночных ¦ ¦
¦ ¦отношений с целью адаптации субъектов ¦ ¦
¦ ¦коммерции к сложившейся ситуации на рынке ¦ ¦
¦ ¦товаров и услуг ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.02 ¦История и методология науки в сфере коммерции ¦ ¦
¦ ¦ История развития коммерции в России и за ¦ ¦
¦ ¦рубежом. Взаимодействие коммерции с рыночной ¦ ¦
¦ ¦экономикой и рыночными отношениями. ¦ ¦
¦ ¦ Методология коммерции. Принципы построения ¦ ¦
¦ ¦коммерции и коммерческих процессов на рынке ¦ ¦
¦ ¦товаров и услуг. Механизм саморегулирования ¦ ¦
¦ ¦коммерции. Катализаторы и регуляторы ¦ ¦
¦ ¦коммерции. Экономические и распорядительные ¦ ¦
¦ ¦методы регулирования. Пути динамичного ¦ ¦
¦ ¦развития коммерции. Осуществление коммерческой¦ ¦
¦ ¦деятельности в рамках рыночных законов с ¦ ¦
¦ ¦ориентацией на запросы потребителей, снижение ¦ ¦
¦ ¦издержек обращения и получение устойчивой ¦ ¦
¦ ¦прибыли. Эффективное функционирование ¦ ¦
¦ ¦коммерции как системы. Методы коммерции, ¦ ¦
¦ ¦связанные с коммерческими сделками, товарно- ¦ ¦
¦ ¦денежным обменом, куплей-продажей и ¦ ¦
¦ ¦продвижением продукции по каналам реализации. ¦ ¦
¦ ¦Научные подходы к изучению переменных величин,¦ ¦
¦ ¦характеризующих коммерцию. Инструментарий ¦ ¦
¦ ¦коммерции. Методические основы решения ¦ ¦
¦ ¦коммерческих задач ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и образовании ¦ ¦
¦ ¦сферы коммерции ¦ ¦
¦ ¦ Роль компьютерных технологий и основные ¦ ¦
¦ ¦направления их использования в науке и ¦ ¦
¦ ¦образовании. Информация как стратегический ¦ ¦
¦ ¦ресурс. Современные средства обработки ¦ ¦
¦ ¦информации. Глобальные информационные системы ¦ ¦
¦ ¦- технологии и тенденции развития. Экспертные ¦ ¦
¦ ¦системы и их роль. Компьютерные сети. Теле- и ¦ ¦
¦ ¦видеоконференции. Ресурсы Интернет. Мировая ¦ ¦
¦ ¦"паутина" World Wide Web. Компьютерные

НАПРАВЛЕНИЕ 540600 - ПЕДАГОГИКА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ПЕДАГОГИКИ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также