НАПРАВЛЕНИЕ 540700 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
297 пед/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 540700 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общая характеристика направления 540700 -
Художественное образование
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 2 марта 2000 г.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр художественного образования (с указанием программы специализированной подготовки).
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 540700 - Художественное образование при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и программы специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр подготовлен к научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области художественного образования.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра художественного образования, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую художественно-творческую работу в предметной области знаний и образования; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которые применяются в области художественного образования; конструировать, реализовывать и анализировать результаты процесса обучения художественным дисциплинам в различных типах учебных заведений, включая специализированные гимназии, лицеи, а также средние специальные и высшие учебные заведения; проектировать и реализовывать в практике обучения новое учебное содержание учебных предметов; диагностировать уровень обучаемости студентов, затруднений, возникающих в процессе обучения, а также развития художественных способностей; определять стратегию индивидуальной коррекции или развития учащихся в процессе; осуществлять корректирующую или развивающую деятельность в процессе работы с отдельными студентами или группой студентов при изучении художественных аспектов искусства; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения научно-исследовательских, научно-методических и организационно-управленческих задач; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Выпускники по направлению 540700 - Художественное образование подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации:
- научно-исследовательской;
- преподавательской;
- коррекционно-развивающей;
- консультационной;
- культурно-просветительской;
- организационно-воспитательной;
- социально-педагогической.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
13.00.00 - Педагогические науки
17.00.00 - Искусствоведение.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки) <*>:
--------------------------------
<*> <...>
540701 - Музыкальное образование
Программа предусматривает интенсивный рост уровня компетенции в области музыкального искусства, культуры и образования обучающихся как в аспекте знаний, эрудиции, так и собственно художественно-практического мастерства, предусмотрено овладение методикой и методикой научного труда в области музыкального образования и в педагогике; дальнейшая оптимизация творческих способностей; формирование личности как субъекта и объекта культуры, освоение современных информационных технологий, используемых в практике преподавания музыкальных дисциплин.
540702 - Художественное образование
Программа предусматривает подготовку кадров в области изобразительного искусства. В рамках этой программы предполагается не только изучение проблем развития и методики преподавания в этой области, но и дальнейшее развитие и становление творческой личности. Предусмотрено знакомство с новейшими технологиями, методиками и достижениями в области декоративно-прикладного искусства, живописи, графике.
540703 - Искусствоведение
Программа направлена на изучение и исследовательскую работу в области отечественного и зарубежного искусства. Предусмотрено знакомство с новейшими приоритетами, развитие аналитического творческого мышления, методологический и исторический анализ художественных произведений различных по жанру и стилю. В центре внимания постижение искусства во всем его единстве и многообразии как одной из важнейших отраслей познания мира, человека.
540704 - Информационные технологии в художественном образовании
Программа направлена на подготовку кадров в области информационных технологий для научной и педагогической деятельности. В рамках этой программы предполагается не только изучение принципов разработки программных и информационных средств обеспечения ИТ и автоматических обучающих систем, но и непосредственно создание таких систем. В программе предусмотрено обучение технике использования компьютера в различных операционных средах и технологиях художественных, а также подготовка гуманитариев к осознанному использованию как самого компьютера, так и имеющихся сегодня пакетов прикладных программ, ориентированных на выполнение различных дидактических процедур и операций с текстами, в области искусства.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 540700 - Художественное образование, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки магистра по направлению 540700 -
Художественное образование
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, научно-исследовательской и научно-педагогической практик, программы научно-исследовательской работы, программы итоговой аттестации.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки магистра, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ДПП - дисциплины профильной подготовки;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 540700 - Художественное образование
--------T-------------------------------------------------T------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте высшего¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по направлению 540700 - Художественное ¦ ¦
¦ ¦образование ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7344 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦специализированной подготовки ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы науки ¦400 ¦
¦ ¦Проблема взаимоотношения науки и искусства. ¦ ¦
¦ ¦Влияние науки и техники на мировосприятие людей, ¦ ¦
¦ ¦на их психологию. Смена научных парадигм - закон ¦ ¦
¦ ¦развития науки. Принципиальное отличие диалектики¦ ¦
¦ ¦эволюции науки и искусства: в науке последующие ¦ ¦
¦ ¦открытия базируются на предыдущих, в искусстве ¦ ¦
¦ ¦давние открытия остаются нестареющими образцами. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины в науке и искусстве. Духовный мир¦ ¦
¦ ¦современной науки. Наука и искусство - две ¦ ¦
¦ ¦основные формы духовного, материального познания,¦ ¦
¦ ¦преобразующие человека и действительность ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.02 ¦Педагогика и психология высшей школы ¦100 ¦
¦ ¦Роль педагогики и психологии в непрерывном ¦ ¦
¦ ¦педагогическом образовании. Задачи педагогики и ¦ ¦
¦ ¦психологии высшей школы. Содержание высшего ¦ ¦
¦ ¦педагогического образования. Образовательный ¦ ¦
¦ ¦стандарт высшей школы. Учебная программа, учебный¦ ¦
¦ ¦план. Образовательный процесс в высшей школе. ¦ ¦
¦ ¦Методы и формы обучения студентов. Педагог как ¦ ¦
¦ ¦организатор образовательного процесса. Студент ¦ ¦
¦ ¦как субъект учебной деятельности и ¦ ¦
¦ ¦самообразования ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и образовании ¦100 ¦
¦ ¦Основы новой информационной технологии. Понятие и¦ ¦
¦ ¦классификация сред конечного пользователя. ¦ ¦
¦ ¦Концепция интеллектуального интерфейса. Системы ¦ ¦
¦ ¦аналитических преобразований. Системы обработки и¦ ¦
¦ ¦визуализации экспериментальных данных

НАПРАВЛЕНИЕ 540600 - ПЕДАГОГИКА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также