НАПРАВЛЕНИЕ 540600 - ПЕДАГОГИКА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
287 пед/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 540600 - ПЕДАГОГИКА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ
1. Общая характеристика направления 540600 - Педагогика
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр педагогики (с указанием профессионально-образовательного профиля подготовки).
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540600 - Педагогика при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник, получивший (степень) квалификацию бакалавра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области образования; конструировать содержание обучения на разных ступенях образования; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими).
Выпускник, получивший квалификацию бакалавра педагогики, подготовлен к проектированию педагогического процесса, программ развития субъектов педагогического процесса, собственной профессиональной деятельности; построению межличностных и деловых отношений; к взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой.
Деятельность бакалавра направлена на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, универсальными способами практической и теоретической образовательной деятельности; способами проектирования и осуществления психолого-педагогической поддержки; способами исследовательской деятельности.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра педагогики, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основные направления и перспективы развития образования и психолого-педагогических наук; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Выпускники по направлению 540600 - Педагогика подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации:
- научно-исследовательской;
- организационно-воспитательной;
- коррекционно-развивающей;
- преподавательской;
- культурно-просветительной;
- консультативной.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен:
- к продолжению образования в магистратуре по направлению 540000 - Педагогические науки;
- к освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальностям:
033400 - Педагогика
031300 - Социальная педагогика
031200 - Педагогика и методика начального образования
031100 - Педагогика и методика дошкольного образования
030900 - Дошкольная педагогика и психология
031000 - Педагогика и психология.
1.5. Перечень профессионально-образовательных профилей подготовки бакалавров <*>:
Воспитательная работа
Детская практическая психология
Игровые технологии в дошкольном образовании
Речевое дошкольное образование
Технологии подготовки специалиста дошкольного образования
Управление дошкольным образованием
Начальное образование
Социальная педагогика
Практическая психология в образовании
Психологическое образование.
--------------------------------
<*> Список профессионально-образовательных профилей подготовки бакалавра является открытым и может быть дополнен в установленном порядке.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 540600 - Педагогика
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, программы итоговой аттестации.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентами следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ДПП - дисциплины профильной подготовки;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 540600 - Педагогика
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1500 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1050 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. Понятие дифференциации лексики по ¦ ¦
¦ ¦сферам применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и др.). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка. Правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщение, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦система физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблемы этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя в Древней Руси. Этнокультурные и ¦ ¦
¦ ¦социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культуры. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административное правонарушение и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования элементов¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская социологическая ¦ ¦
¦ ¦мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятие материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс: личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самопознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Деятельность, мышление, логика ¦ ¦
¦ ¦и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смена типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополии. ¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦214 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦214 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦400 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦320 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Аксиоматический метод, основные математические ¦ ¦
¦ ¦структуры, вероятность и статистика, ¦ ¦
¦ ¦математические модели, алгоритмы и языки ¦ ¦
¦ ¦программирования, стандартное программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение профессиональной деятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦120 ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития; корпускулярная и континуальная ¦ ¦
¦ ¦концепции описания природы; порядок и ¦ ¦
¦ ¦беспорядок в природе; хаос; структурные уровни ¦ ¦
¦ ¦организации материи; микро-, макро- и мегамиры; ¦ ¦
¦ ¦пространство, время; принципы относительности; ¦ ¦
¦ ¦принципы симметрии; законы сохранения; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; ¦ ¦
¦ ¦состояние; принципы суперпозиции, ¦ ¦
¦ ¦неопределенности, дополнительности; ¦ ¦
¦ ¦динамические и статистические закономерности в ¦ ¦
¦ ¦природе; законы сохранения энергии в ¦ ¦
¦ ¦макроскопических процессах; принцип возрастания ¦ ¦
¦ ¦энтропии; химические процессы, реакционная ¦ ¦
¦ ¦способность веществ; внутреннее строение и ¦ ¦
¦ ¦история геологического развития земли; ¦ ¦
¦ ¦современные концепции развития геосферных ¦ ¦
¦ ¦оболочек; литосфера как абиотическая основа ¦ ¦
¦ ¦жизни; экологические функции литосферы: ¦ ¦
¦ ¦ресурсная, геодинамическая, геофизико- ¦ ¦
¦ ¦геохимическая; географическая оболочка Земли; ¦ ¦
¦ ¦особенности биологического уровня организации ¦ ¦
¦ ¦материи; принципы эволюции воспроизводства и ¦ ¦
¦ ¦развития живых систем; многообразие живых ¦ ¦
¦ ¦организмов - основа организации и устойчивости ¦ ¦
¦ ¦биосферы; генетика и эволюция; человек: ¦ ¦
¦ ¦физиология, здоровье, эмоции, творчество, ¦ ¦
¦ ¦работоспособность; биоэтика, человек, биосфера ¦ ¦
¦ ¦и космические циклы: ноосфера, необратимость ¦ ¦
¦ ¦времени, самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦
¦ ¦природе; принципы универсального эволюционизма; ¦ ¦
¦ ¦путь к единой культуре ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦80 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦3394 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2036 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Психология человека ¦198 ¦
¦ ¦ Психология как наука; предмет психологии. ¦ ¦
¦ ¦Исторический обзор развития психологического ¦ ¦
¦ ¦знания. Понятие о человеке, антропологический и ¦ ¦
¦ ¦эволюционный подходы к его изучению. Формы ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия человека с миром. Субъект; ¦ ¦
¦ ¦индивид, личность, индивидуальность. Познание, ¦ ¦
¦ ¦общение, деятельность; поведение. Сознание и ¦ ¦
¦ ¦самосознание. Функциональная и структурная ¦ ¦
¦ ¦организация психики; процессы, состояния, ¦ ¦
¦ ¦свойства. Интегративные психические образования: ¦ ¦
¦ ¦мотивационные, аффективные, темпераментные, ¦ ¦
¦ ¦сенсорные, психомоторные, мнемические, ¦ ¦
¦ ¦интеллектуальные, речевые, коммуникативные, ¦ ¦
¦ ¦регуляторные, креативные, нравственные ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Психология развития ¦152 ¦
¦ ¦ Проблема развития: методологический и ¦ ¦
¦ ¦исторический аспекты. Детерминанты развития. ¦ ¦
¦ ¦Созревание и развитие. Социокультурный фон ¦ ¦
¦ ¦развития. Понятие возраста. Возрастная ¦ ¦
¦ ¦периодизация. Закономерности психического ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Психическое развитие в разные возрастные ¦ ¦
¦ ¦периоды (новорожденность, младенчество, ¦ ¦
¦ ¦дошкольное детство, младший школьник, ¦ ¦
¦ ¦подросток, юноша, период зрелости, старость): ¦ ¦
¦ ¦биологические основы развития, социальная ¦ ¦
¦ ¦ситуация развития, основные психические ¦ ¦
¦ ¦новообразования, кризисы развития, развитие ¦ ¦
¦ ¦общения, развитие познавательной сферы, ¦ ¦
¦ ¦развитие личности, ведущий вид деятельности, ¦ ¦
¦ ¦развитие Я-концепции. Проявление ¦ ¦
¦ ¦закономерностей развития в каждом периоде. ¦ ¦
¦ ¦Психологическое сопровождение развития человека ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Социальная психология ¦114 ¦
¦ ¦ Социально-психологические явления. ¦ ¦
¦ ¦Социализация, социальное поведение, социальное ¦ ¦
¦ ¦познание, социальные качества личности; ¦ ¦
¦ ¦социальная психология личности. Виды и феномены ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия, человек как субъект ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия; общение и взаимодействие. ¦ ¦
¦ ¦Групповые феномены. Практическая социальная ¦ ¦
¦ ¦психология. Социальная психология в образовании ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Педагогическая психология ¦152 ¦
¦ ¦ Передача общественного опыта и адаптация ¦ ¦
¦ ¦человека. Подражание, учение, обучение, ¦ ¦
¦ ¦научение. Модели обучения (познавательная, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативная, кибернетическая). Обучение и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Научение. Учебная деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Ученик как субъект учебной деятельности. Мотивы ¦ ¦
¦ ¦учения, способы учения, активность и ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Типы неуспевающих учащихся. ¦ ¦
¦ ¦Психологические детерминанты отставания в ¦ ¦
¦ ¦учении. Психология взаимодействия в системе. ¦ ¦
¦ ¦Учитель - ученик - класс. Психологические ¦ ¦
¦ ¦характеристики профессии - учитель. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально важные качества. Педагогические ¦ ¦
¦ ¦способности. Личностные характеристики учителя ¦ ¦
¦ ¦и их влияние на процесс и результат труда. ¦ ¦
¦ ¦Профессиональное самосознание и самосознание ¦ ¦
¦ ¦педагога ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Введение в педагогическую деятельность ¦38 ¦
¦ ¦ Педагогическая деятельность. Сущностные ¦ ¦
¦ ¦характеристики понятия. Педагогическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в структуре жизнедеятельности ¦ ¦
¦ ¦человека. Педагогические основы различных видов ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Гуманистическая ¦ ¦
¦ ¦природа педагогической деятельности и культура ¦ ¦
¦ ¦педагога. Источники педагогических идей. ¦ ¦
¦ ¦Современная педагогическая публицистика, ¦ ¦
¦ ¦научная и художественная литература. ¦ ¦
¦ ¦Современная система отечественного образования: ¦ ¦
¦ ¦стратегия развития. Спектр педагогических ¦ ¦
¦ ¦профессий в современном мире. Педагогические ¦ ¦
¦ ¦учебные заведения. Образовательно- ¦ ¦
¦ ¦профессиональный путь студента пед. вуза. ¦ ¦
¦ ¦Мастерство и техника в профессии педагога. ¦ ¦
¦ ¦Карьера педагога ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Теоретическая педагогика ¦296 ¦
¦ ¦ Педагогика в системе гуманитарных знаний и ¦ ¦
¦ ¦наук о человеке. Методология педагогической ¦ ¦
¦ ¦науки и деятельности. Структура педагогической ¦ ¦
¦ ¦науки. Категориально-понятийный аппарат ¦ ¦
¦ ¦современной педагогики. Методы педагогических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Педагогический процесс как ¦ ¦
¦ ¦основная категория педагогики. Теории ¦ ¦
¦ ¦целостного педагогического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Современные концепции образования личности. ¦ ¦
¦ ¦Различные подходы к конструированию содержания ¦ ¦
¦ ¦образования. Теории обучения и воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Многообразие образовательных программ. Теории ¦ ¦
¦ ¦педагогической деятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Практическая педагогика ¦144 ¦
¦ ¦ Взаимосвязь теории и практики в педагогике. ¦ ¦
¦ ¦Методология практической педагогической ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Ценностно-смысловое ¦ ¦
¦ ¦самоопределение педагога в профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Педагогическое проектирование. ¦ ¦
¦ ¦Технологии решения педагогических задач. Оценка ¦ ¦
¦ ¦выбора решения педагогических задач. ¦ ¦
¦ ¦Индивидуальное и коллективное творчество ¦ ¦
¦ ¦педагогов. Позиция педагога в инновационных ¦ ¦
¦ ¦процессах. Формы взаимодействия субъектов в ¦ ¦
¦ ¦педагогических процессах. Технология ¦ ¦
¦ ¦профессионального развития педагога ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦История образования и педагогической мысли ¦152 ¦
¦ ¦ Исторический подход в изучении педагогических ¦ ¦
¦ ¦явлений. Современная трактовка истории ¦ ¦
¦ ¦педагогики как области педагогической науки. ¦ ¦
¦ ¦Ведущие педагогические идеи в истории ¦ ¦
¦ ¦человечества на разных этапах его развития. ¦ ¦
¦ ¦Истоки гуманистических идей педагогики. Идеи ¦ ¦
¦ ¦свободы, права, демократии, гуманизма в ¦ ¦
¦ ¦педагогической мысли за рубежом и в России. ¦ ¦
¦ ¦Основные авторские педагогические системы ¦ ¦
¦ ¦прошлого. Развитие школы как социального ¦ ¦
¦ ¦института, становление высшего образования. ¦ ¦
¦ ¦Характеристики образовательных систем в разные ¦ ¦
¦ ¦эпохи в России и за рубежом. Реформаторская ¦ ¦
¦ ¦педагогика конца XIX - начала XX века. Основные ¦ ¦
¦ ¦реформы образовательной политики XX века. ¦ ¦
¦ ¦Отечественные и зарубежные педагогические ¦ ¦
¦ ¦воззрения в современном мире. Процесс ¦ ¦
¦ ¦интеграции национальных систем образования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Сравнительная педагогика ¦72 ¦
¦ ¦ Сравнительная педагогика как наука, ее ¦ ¦
¦ ¦предмет, задачи и назначение. Основные этапы ¦ ¦
¦ ¦развития сравнительной педагогики, методология ¦ ¦
¦ ¦и методы сравнительной педагогики. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития образования в мире и его реформы на ¦ ¦
¦ ¦пороге 21 века. Особенности организации ¦ ¦
¦ ¦международных форм образования (международный ¦ ¦
¦ ¦колледж и другие международные школы). ¦ ¦
¦ ¦Экспериментальные учебно-воспитательные ¦ ¦
¦ ¦учреждения в Западной Европе и США. Образование ¦ ¦
¦ ¦в высокоразвитых странах мира (Великобритания, ¦ ¦
¦ ¦Франция, Германия, США, Япония и другие). ¦ ¦
¦ ¦Инновационные модели обучения в зарубежных ¦ ¦
¦ ¦педагогических поисках. Подготовка учителей за ¦ ¦
¦ ¦рубежом. Значение зарубежного опыта для реформ ¦ ¦
¦ ¦системы образования в России. Деятельность ¦ ¦
¦ ¦международных культурных и образовательных ¦ ¦
¦ ¦центров в России. Адаптация зарубежного опыта в ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждениях России ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Этнопедагогика и этнопсихология ¦72 ¦
¦ ¦ Основные цели, задачи и идеи курса. ¦ ¦
¦ ¦Методология и источники научной дисциплины. Ее ¦ ¦
¦ ¦связь с другими гуманистическими науками. ¦ ¦
¦ ¦Понятие мира детства. Этнокультура детства, ¦ ¦
¦ ¦отрочества и юности. Обряды жизненного цикла и ¦ ¦
¦ ¦традиционные системы воспитания детей у разных ¦ ¦
¦ ¦народов мира. Влияние мировых религий на ¦ ¦
¦ ¦воспитание. Семья и семейное воспитание детей у ¦ ¦
¦ ¦разных народов мира. Традиционные модели и ¦ ¦
¦ ¦системы социализации детей в современном мире. ¦ ¦
¦ ¦Влияние культурных традиций. Трудовое ¦ ¦
¦ ¦воспитание в различных этнических социумах ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Основы коррекционной педагогики и специальной ¦112 ¦
¦ ¦психологии ¦ ¦
¦ ¦ Цели и задачи курса. Норма и отклонения от нее ¦ ¦
¦ ¦в физическом, психическом, моторном, ¦ ¦
¦ ¦интеллектуальном развитии человека. ¦ ¦
¦ ¦Комбинированные нарушения, их причины. Мировая ¦ ¦
¦ ¦статистика отклонений, нарушений развития ¦ ¦
¦ ¦человека. Основные ступени развития и ¦ ¦
¦ ¦социализации человека при наличии отклонений, ¦ ¦
¦ ¦задержек развития (медико-биологических, ¦ ¦
¦ ¦психологических, социально-психологических). ¦ ¦
¦ ¦Современные теории и системы воспитания и ¦ ¦
¦ ¦коррекции поведения лиц с проблемами в ¦ ¦
¦ ¦развитии. Система социальных институтов для ¦ ¦
¦ ¦оказания консультативно-диагностической, ¦ ¦
¦ ¦коррекционно-педагогической, психологической, ¦ ¦
¦ ¦реабилитационной и другой специализированной ¦ ¦
¦ ¦помощи ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦Социальная педагогика ¦72 ¦
¦ ¦ Основные цели, задачи и идеи курса. ¦ ¦
¦ ¦Философские, этнографические, историко- ¦ ¦
¦ ¦культурные, социологические, медико- ¦ ¦
¦ ¦психологические истоки социальной педагогики. ¦ ¦
¦ ¦Социальная педагогика как часть общей ¦ ¦
¦ ¦педагогики, ориентированная на анализ ¦ ¦
¦ ¦социальных основ воспитания. Социальная ¦ ¦
¦ ¦педагогика как теория социальных отклонений. ¦ ¦
¦ ¦Семья, школа, улица как сфера социальных ¦ ¦
¦ ¦проблем ребенка. Социально-педагогическая ¦ ¦
¦ ¦работа как вид деятельности, ориентированная на ¦ ¦
¦ ¦преодоление проблемных ситуаций. Функции ¦ ¦
¦ ¦социально-педагогической деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Государственные и общественные учреждения ¦ ¦
¦ ¦социальной защиты. Посредничество и сопровождение¦ ¦
¦ ¦в системе социально-педагогической деятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.13¦Психология семьи и семейного воспитания ¦96 ¦
¦ ¦ Системный подход в описании семьи. Социальные ¦ ¦
¦ ¦функции семьи; семья и личность. Образование и ¦ ¦
¦ ¦формирование семьи. Динамика супружеских ¦ ¦
¦ ¦отношений, профили брака. Супружеские конфликты. ¦ ¦
¦ ¦Родительство как социокультурный феномен; ¦ ¦
¦ ¦субъекты семейного воспитания. Родительские ¦ ¦
¦ ¦установки, стратегии и стили воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Технологии эффективного взаимодействия детей и ¦ ¦
¦ ¦родителей. Взаимоотношения между детьми в семье. ¦ ¦
¦ ¦Многодетные семьи. Распад семьи, развод, ¦ ¦
¦ ¦особенности воспитания детей в неполных семьях. ¦ ¦
¦ ¦Методы повышения педагогической культуры ¦ ¦
¦ ¦родителей. Правовые основы семейного воспитания ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.14¦Анатомия и физиология человека ¦152 ¦
¦ ¦ Основы строения тела человека. Возрастные ¦ ¦
¦ ¦изменения, происходящие в организме. Общие ¦ ¦
¦ ¦физиологические закономерности жизненных ¦ ¦
¦ ¦процессов. Строение, функциональное значение, ¦ ¦
¦ ¦возрастные особенности отдельных систем ¦ ¦
¦ ¦организма (нервной, мышечной, сердечно- ¦ ¦
¦ ¦сосудистой, эндокринной и др.). Сенсорные ¦ ¦
¦ ¦системы: строение, функции, возрастное ¦ ¦
¦ ¦развитие. Мозг и психика. Представления об ¦ ¦
¦ ¦интегративной деятельности мозга: теория ¦ ¦
¦ ¦И.П. Павлова, теория доминанты А.А. Ухтомского, ¦ ¦
¦ ¦теория функциональной системы П.К. Анохина. ¦ ¦
¦ ¦Психофизические механизмы психических ¦ ¦
¦ ¦процессов - внимания, восприятия, памяти. ¦ ¦
¦ ¦Психофизиология эмоций, физиологические реакции ¦ ¦
¦ ¦при эмоциях. Психофизиологические особенности ¦ ¦
¦ ¦различных функциональных состояний. Стресс, ¦ ¦
¦ ¦причины возникновения, последствия для ¦ ¦
¦ ¦организма. Психофизиологические механизмы ¦ ¦
¦ ¦организации произвольных движений. ¦ ¦
¦ ¦Психофизиологические подходы к проблеме ¦ ¦
¦ ¦индивидуально-психологических различий ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.15¦Безопасность жизнедеятельности и здоровье ¦72 ¦
¦ ¦ Валеология как наука о здоровье человека; ¦ ¦
¦ ¦предмет, задачи и методы исследования. ¦ ¦
¦ ¦Медицинские и педагогические основы валеологии. ¦ ¦
¦ ¦Образ жизни, экология, наследственность, ¦ ¦
¦ ¦уровень здравоохранения и здоровье человека. ¦ ¦
¦ ¦Основные принципы здорового образа жизни. ¦ ¦
¦ ¦Характеристика опасностей природного, ¦ ¦
¦ ¦техногенного и социального происхождения. ¦ ¦
¦ ¦Правила, принципы и средства безопасного ¦ ¦
¦ ¦поведения. Методика формирования психологической ¦ ¦
¦ ¦устойчивости и поведения в опасных ситуациях. ¦ ¦
¦ ¦Принципы информационной, правовой, ¦ ¦
¦ ¦психологической безопасности и безопасности в ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуациях ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.16¦Психолого-педагогический практикум ¦148 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦679 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦679 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДПП ¦Дисциплины профильной подготовки ¦1600 ¦
¦ ¦Воспитательная работа ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.01 ¦Методика воспитательной работы ¦470 ¦
¦ ¦ Методика воспитания как способ осуществления ¦ ¦
¦ ¦педагогической деятельности. Основные понятия, ¦ ¦
¦ ¦методика воспитания и технология воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Результативность методики. Педагогическая ¦ ¦
¦ ¦программа воспитания школьника (начальная ¦ ¦
¦ ¦школа, основная школа, средняя школа) и ¦ ¦
¦ ¦методика ее проектирования. Методика реализации ¦ ¦
¦ ¦программы жизнедеятельности сообщества детей и ¦ ¦
¦ ¦взрослых - методика организации коллективной ¦ ¦
¦ ¦творческой жизни (начальная школа, основная ¦ ¦
¦ ¦школа, средняя школа). Методика организации ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия семьи и школы. Методики оценки и ¦ ¦
¦ ¦анализа результатов коллективной ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности, воспитательной деятельности, ¦ ¦
¦ ¦воспитательных влияний (методика исследования ¦ ¦
¦ ¦воспитательного процесса) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.02 ¦Основы педагогического мастерства ¦250 ¦
¦ ¦ Педагогическая техника как элемент ¦ ¦
¦ ¦педагогического мастерства. Профессиональный ¦ ¦
¦ ¦имидж учителя-мастера. Культура общения ¦ ¦
¦ ¦учителя-воспитателя. Речь учителя как условие ¦ ¦
¦ ¦педагогического мастерства. Технологии ¦ ¦
¦ ¦становления педагогического мастерства учителя- ¦ ¦
¦ ¦воспитателя ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.03 ¦Психологическая служба в школе ¦200 ¦
¦ ¦ Предмет и задачи курса. Возрастная психология ¦ ¦
¦ ¦как теоретическая основа курса. Возникновение и ¦ ¦
¦ ¦развитие психологической службы в школе за ¦ ¦
¦ ¦рубежом и в России. Цели и задачи ¦ ¦
¦ ¦психологической с

НАПРАВЛЕНИЕ 550500 - МЕТАЛЛУРГИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также