НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 651100 - ТЕХНИЧЕСКАЯ ФИЗИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ от 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Регистрационный номер
212 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
651100 - ТЕХНИЧЕСКАЯ ФИЗИКА
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста - Техническая физика
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста - Техническая физика утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
- 070200 - Техника и физика низких температур;
- 070700 - Теплофизика;
- 101000 - Атомные электрические станции и установки.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения образовательной программы подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста - Техническая физика при очной форме обучения - 5 лет (для специальности 101000 - Атомные электрические станции и установки - 5 лет и шесть месяцев).
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
Техническая физика является областью техники, включающей совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, связанных с разработкой, созданием и эксплуатацией аппаратов и установок, преобразующих и использующих тепловую энергию.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: тепловые процессы, протекающие в устройствах для преобразования и использования энергии, элементах конструкций приборов, аппаратов и установок, которые разрабатываются, создаются и применяются в различных областях новой техники и технологии; атомные электрические станции и другие ядерные энергетические установки как объекты человеческой деятельности, связанной с их созданием и эксплуатацией.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускники по направлению подготовки - Техническая физика в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторская и производственно-технологическая;
- исследовательская;
- эксплуатация и сервисное обслуживание;
- монтажно-наладочная;
- организационно-управленческая.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Инженер по направлению подготовки - Техническая физика подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
а) проектно-конструкторская деятельность:
- формулирование целей проекта (программы) решения задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;
- разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирование реализации проекта;
- разработка проектов узлов аппаратов новой техники с учетом сформулированных к ним требований;
- использование в разработке технических проектов новых информационных технологий;
- проектирование основного оборудования атомных электростанций и других ядерных энергетических установок с учетом экологических требований и безопасной работы;
- разработка режимов работы и расчет экономических решений при производстве тепловой и электрической энергии с использованием ядерного топлива;
б) исследовательская деятельность:
- разработка методов прогнозирования количественных характеристик процессов, протекающих в конкретных технических системах, на основе существующих методик с использованием имеющихся в литературе исходных данных;
- моделирование тепловых процессов, протекающих в конкретных технических системах, проведение физического и численного эксперимента, разработка с этой целью соответствующих экспериментальных стендов или программ расчета на ЭВМ на основе известных методов моделирования;
- получение новых данных о количественных характеристиках тепловых процессов на основе известных методов экспериментальных и расчетно-теоретических исследований, создание с этой целью необходимых экспериментальных установок или программ расчета на ЭВМ;
- разработка новых методов экспериментального и расчетно-теоретического исследования тепловых процессов и создание реализующих эти методы экспериментальных установок и программ расчета на ЭВМ с целью получения новых или более надежных данных о количественных характеристиках тепловых процессов с подтверждением достоверности данных, получаемых на основе разработанных методов;
- разработка новых методов исследования низкотемпературных процессов на основе современных методик, учитывающих отечественный и мировой уровень развития соответствующих научных направлений;
- исследование и испытание основного оборудования атомных электростанций как в процессе создания и разработки, так и в процессе изготовления, монтажа, наладки и эксплуатации;
в) эксплуатация:
- проведение испытаний и определение работоспособности установленного и ремонтируемого оборудования;
- выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации;
- выбор оптимальных режимов работы при эксплуатации;
г) монтажно-наладочная деятельность:
- планирование монтажно-наладочных работ по вводу в эксплуатацию оборудования;
- разработка программ и проведение приемо-сдаточных испытаний оборудования;
д) организационно-управленческая деятельность:
- организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;
- нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и нахождение оптимального решения;
- оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение необходимого качества продукции.
1.4.5. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач инженер:
- участвует в экспериментальных и расчетно-теоретических исследованиях, создании экспериментальных установок и программ расчета на ЭВМ;
- выполняет работы по проектированию, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управлению, метрологическому обеспечению;
- способствует полезному использованию природных ресурсов, энергии и материалов;
- проводит технико-экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ, содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием, потоками информации;
- разрабатывает методические нормативные материалы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ;
- участвует в работах по стандартизации технических средств и систем, в рассмотрении различной технической документации и подготавливает необходимые обзоры, отзывы, заключения;
- изучает и анализирует необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, используя современные технические средства и информационные технологии;
- составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность;
- оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;
- осуществляет экспертизу технической документации, выявляет резервы, устанавливает причины существующих недостатков и неисправностей в работе оборудования, принимает меры по их устранению и повышению эффективности использования;
- следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
- организует работу по повышению научно-технических знаний работников;
- разрабатывает и обеспечивает проведение энергосберегающих и экологических мероприятий;
- способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки и техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия;
- консультирует по вопросам проектирования конкурентоспособной продукции, разработки и реализации прогрессивных технологических процессов.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки дипломированного специалиста - Техническая физика, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки дипломированного специалиста
по направлению - Техническая физика
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста - Техническая физика
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.О.00¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык: ¦340 ¦
¦ ¦специфика артикуляции звуков, интонации, акцен- ¦ ¦
¦ ¦туации и ритма нейтральной речи в изучаемом язы- ¦ ¦
¦ ¦ке; основные особенности полного стиля произно- ¦ ¦
¦ ¦шения, характерные для сферы профессиональной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации; чтение транскрипции; ¦ ¦
¦ ¦лексический минимум в объеме 4000 учебных лекси- ¦ ¦
¦ ¦ческих единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера; ¦ ¦
¦ ¦понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая); ¦ ¦
¦ ¦понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах; ¦ ¦
¦ ¦понятие об основных способах словообразования; ¦ ¦
¦ ¦грамматические навыки, обеспечивающие коммуника- ¦ ¦
¦ ¦цию общего характера без искажения смысла при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи; ¦ ¦
¦ ¦понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы; основные особенности научного стиля; ¦ ¦
¦ ¦культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета; ¦ ¦
¦ ¦говорение; диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652000 - МЕХАТРОНИКА И РОБОТОТЕХНИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ от 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также