НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652000 - МЕХАТРОНИКА И РОБОТОТЕХНИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ от 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Регистрационный номер
274 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
652000 - МЕХАТРОНИКА И РОБОТОТЕХНИКА
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста - Мехатроника и робототехника
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
071800 - Мехатроника;
210300 - Роботы и робототехнические системы.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера в рамках подготовки дипломированного специалиста по направлению - Мехатроника и робототехника при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускников - мехатроника и робототехника. Мехатроника - это область науки и техники, основанная на синергетическом объединении узлов точной механики с электронными, электротехническими и компьютерными компонентами, обеспечивающими проектирование и производство качественно новых модулей, систем, машин и систем с интеллектуальным управлением их функциональными движениями. Робототехника - область науки и техники, ориентированная на создание роботов и робототехнических систем, предназначенных для автоматизации сложных технологических процессов и операций, в том числе выполняемых в недетерминированных условиях, для замены человека при выполнении тяжелых, утомительных и опасных работ.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются технические системы, агрегаты, машины и комплексы машин различного назначения, построенные на базе мехатронных модулей, используемых в качестве информационно-сенсорных, исполнительных и управляющих устройств. В том числе роботы и робототехнические системы как промышленного, так и непромышленного назначения, а также необходимое программно-алгоритмическое обеспечение для управления такими системами, их проектирования и эксплуатации.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник по направлению - Мехатроника и робототехника может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектно-конструкторская;
- эксплуатационная;
- организационно-управленческая.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности.
Инженер по направлению подготовки дипломированного специалиста - Мехатроника и робототехника подготовлен к решению следующих типов задач по виду профессиональной деятельности.
Научно-исследовательская деятельность: математическое описание мехатронных и робототехнических систем, их анализ методами компьютерного моделирования, разработка новых методов управления и проектирования таких систем, проведение экспериментальных исследований.
Проектно-конструкторская деятельность: определение и формализация задач, составление требований к компонентам мехатронных и робототехнических систем, разработка отдельных подсистем и устройств, включая элементы конструкции, приводы, датчики информации, микропроцессорные устройства управления; организация многокомпонентных систем, включающих мехатронные устройства, роботы и элементы технологического оборудования; разработка программного обеспечения для решения задач управления и проектирования.
Эксплуатационная деятельность: отладка, испытания и модернизация мехатронных и робототехнических устройств и систем, их перепрограммирование, обучение и интеграция в автоматизированную систему CAD/САМ; поддержание их в работоспособном состоянии.
Организационно-управленческая деятельность: организация работы коллектива, принятие управленческих решений, осуществление технического контроля за работой участка производства, использующего мехатронные и робототехнические устройства, анализ и обеспечение необходимых экономических показателей производственной деятельности.
1.4.5. Квалификационные требования.
Для компетентного и ответственного решения профессиональных задач инженер должен иметь подготовку, достаточную для выполнения следующих профессиональных обязанностей:
- разработка эскизных, технических и рабочих проектов сложных и средней сложности изделий, используя средства автоматизации проектирования, передовой опыт разработки конкурентоспособных изделий, обеспечивая при этом соответствие разрабатываемых конструкций техническим заданиям, стандартам, нормам охраны труда, экономичной технологии производства, а также использование в них стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц;
- проведение патентных исследований и определение показателей технического уровня проектируемых изделий;
- составление кинематических схем, общих компоновок и теоретических увязок отдельных элементов конструкций на основании принципиальных схем и эскизных проектов;
- проверка рабочих проектов и осуществление контроля чертежей по специальности или профилю работы;
- проведение технических расчетов по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых конструкций;
- расчет рисков при разработке новых изделий, составление инструкций по эксплуатации, пояснительных записок к ним, карт технического уровня, паспортов (в том числе патентных и лицензионных), программ испытаний, технических условий, извещений об изменениях в ранее разработанных чертежах и другой технической документации;
- участие в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей.
Инженер должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, касающиеся конструкторской и технологической подготовки производства;
- системы и методы проектирования;
- принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых изделий, технологию их производства;
- технические характеристики и показатели лучших отечественных и зарубежных образцов изделий, аналогичных проектируемым;
- стандарты, методики и инструкции по разработке и оформлению конструкторской документации;
- технические требования, предъявляемые к разрабатываемым изделиям, порядок их сертификации;
- средства автоматизации проектирования, современные средства вычислительной техники;
- методы проведения технических расчетов, применяемые в конструкциях материалы и их свойства;
- порядок и методы проведения патентных исследований;
- основы технической эстетики и художественного конструирования;
- передовой отечественный и зарубежный опыт разработки аналогичной продукции.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста - Мехатроника и робототехника, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста -
Мехатроника и робототехника
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
- цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
- ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы по направлению
подготовки дипломированного специалиста -
Мехатроника и робототехника
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изу- ¦ ¦
¦ ¦чаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение транск- ¦ ¦
¦ ¦рипции. Лексический минимум в объеме 4000 ¦ ¦
¦ ¦учебных лексических единиц общего и термино- ¦ ¦
¦ ¦логического характера. Понятие дифференциации ¦ ¦
¦ ¦лексики по сферам применения (бытовая, ¦ ¦
¦ ¦терминологическая, общенаучная, официальная и ¦ ¦
¦ ¦другая). Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования.¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию без искажения смысла при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении общего характера; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. Понятие об ¦ ¦
¦ ¦обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле художественной литера- ¦ ¦
¦ ¦туры. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. Говорение. Диалоги- ¦ ¦
¦ ¦ческая и монологическая речь с использованием ¦ ¦
¦ ¦наиболее употребительных и относительно прос- ¦ ¦
¦ ¦тых лексико-грамматических средств в основных ¦ ¦
¦ ¦коммуникативных ситуациях неофициального и ¦ ¦
¦ ¦официального общения. Основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад). Аудирование. ¦ ¦
¦ ¦Понимание диалогической и монологической речи ¦ ¦
¦ ¦в сфере бытовой и профессиональной коммуника- ¦ ¦
¦ ¦ции. Чтение. Виды текстов: несложные прагма- ¦ ¦
¦ ¦тические тексты и тексты по широкому и узкому ¦ ¦
¦ ¦профилю специальности. Письмо. Виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федера- ¦ ¦
¦ ¦ции о физической культуре и спорте. Физическая¦ ¦
¦ ¦культура личности. Основы здорового образа ¦ ¦
¦ ¦жизни студента. Особенности использования ¦ ¦
¦ ¦средств физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. Общая физическая и ¦ ¦
¦ ¦специальная подготовка в системе физического ¦ ¦
¦ ¦воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов ¦ ¦
¦ ¦спорта или систем физических упражнений.

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 651700 - МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ И ПОКРЫТИЙ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ от 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также