НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 651700 - МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ И ПОКРЫТИЙ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ от 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Регистрационный номер
254 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
651700 - МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ И ПОКРЫТИЙ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста - Материаловедение, технологии
материалов и покрытий
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
071000 - Материаловедение и технология новых материалов;
120800 - Материаловедение в машиностроении;
121000 - Конструирование и производство изделий из композиционных материалов.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста по направлению - Материаловедение, технологии материалов и покрытий при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Область деятельности выпускника.
Исследования и разработка материалов различного назначения, а также технологических процессов производства, обработки, переработки материалов и нанесения покрытий.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
основные типы современных материалов различной природы и назначения заданного химического и фазового состава и структуры с различными механическими, химическими, физическими и технологическими свойствами;
технологические процессы получения, обработки и переработки современных материалов и нанесения покрытий, оборудование и технологическая оснастка;
методы и средства контроля качества и определения характеристик материалов и покрытий, полуфабрикатов и изделий;
нормативно-техническая документация и системы сертификации материалов и покрытий, а также технологических процессов их получения, обработки, переработки, нанесения.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускники по направлению подготовки - Материаловедение, технологии материалов и покрытий должны быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: производственно-технологическая; научно-исследовательская; проектно-конструкторская; организационно-управленческая.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием профессиональной образовательной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста - Материаловедение, технологии материалов и покрытий в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
а) в производственно-технологической деятельности:
типовое и нетиповое проектирование технологических процессов производства, обработки и переработки традиционных и нетрадиционных материалов и нанесения покрытий;
разработка программ, организация и проведение технологических экспериментов, обработка и анализ их результатов с целью выработки технологических рекомендаций;
разработка программ исследований и испытаний новых материалов и покрытий при внедрении процессов их производства, обработки, переработки и нанесения;
проектирование установок и устройств, а также технологической оснастки для процессов получения, обработки и переработки материалов и нанесения покрытий;
участие в сертификации материалов и покрытий, полуфабрикатов и изделий, технологических процессов их производства и нанесения;
проведение технико-экономического анализа альтернативных технологических вариантов; организация технологических процессов производства, обработки и переработки материалов и нанесения покрытий, оценки и управления качеством продукции;
проведение комплексных технологических и проектных расчетов, в том числе с использованием программных продуктов; выполнение инновационной материаловедческой и технологической деятельности;
участие в работе многопрофильной группы специалистов при разработке комплексных проектов;
б) в научно-исследовательской деятельности:
разработка программ моделирования многокомпонентных материалов, технологических процессов получения, обработки и переработки материалов и нанесения покрытий, а также проведение модельных исследований;
участие в выполнении теоретического анализа явлений и процессов, связанных с исследованиями материаловедческой и технологической направленности;
организация и выполнение экспериментальных исследований материалов и покрытий, их характеристик, технологических параметров изготовления и последующей обработки или переработки материалов и нанесения покрытий;
организация, разработка программ и проведение комплексных исследований и испытаний материалов и покрытий, полуфабрикатов и деталей;
проведение литературного и патентного поиска по поставленной профессиональной проблеме, оформление документации по итогам изобретательской деятельности;
выполнение технического отчета (или его раздела) о результатах научно-исследовательской работы, написание материалов для научно-технических публикаций;
участие в работе многопрофильной группы специалистов при выполнении комплексных исследований или испытаний;
в) в проектно-конструкторской деятельности:
обоснование и выполнение технических проектов в части рационального выбора материалов и покрытий, технологий их обработки, переработки и нанесения;
конструирование технологической оснастки, включая проведение конструкторских расчетов оснастки в целом и ее элементов (узлов, деталей);
проектирование композитных материалов и изделий в соответствии с заданными параметрами условий эксплуатации;
расчет и проектирование нетиповых средств для испытаний материалов и покрытий, полуфабрикатов и изделий;
г) в организационно-управленческой деятельности:
организация работы производственного подразделения или группы;
осуществление связей (в качестве представителя цеха, отдела, лаборатории или предприятия) с соисполнителями конкретной производственной или научно-технической программы (проекта) - другими подразделениями предприятия или другими предприятиями;
управление исследованиями и (или) технологическими процессами в соответствии с должностными обязанностями;
обеспечение безопасности и экологичности производства на участке своей профессиональной деятельности.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки дипломированного специалиста - Материаловедение, технологии материалов и покрытий, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста -
Материаловедение, технологии материалов и покрытий
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста - Материаловедение,
технологии материалов и покрытий
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритм нейтральной речи в изучае- ¦ ¦
¦ ¦мом языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического¦ ¦
¦ ¦характера. Понятие дифференциации лексики по ¦ ¦
¦ ¦сферам применения (бытовая, терминологическая,¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых словосоче- ¦ ¦
¦ ¦таниях, фразеологических единицах, понятие об ¦ ¦
¦ ¦основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально-¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребительных¦ ¦
¦ ¦и относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматичес- ¦ ¦
¦ ¦кие тексты и тексты по широкому и узкому ¦ ¦
¦ ¦профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦ Законодательство Российской Федерации о ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. Профессионально-¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов.

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652300 - СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ И НАВИГАЦИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также