НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652300 - СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ И НАВИГАЦИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Регистрационный номер
275 тех/дс
Вводится в действие
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
652300 - СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ И НАВИГАЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста - Системы управления
движением и навигация
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
181000 - Управляющие, пилотажно-навигационные и электроэнергетические комплексы летательных аппаратов;
181200 - Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации;
210500 - Системы управления летательными аппаратами.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста - Системы управления движением и навигация при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности по направлению подготовки - Системы управления движением и навигация есть область науки и техники, основанная на объединении взаимодействующих информационных, вычислительных, энергетических и механических систем, построенных на элементах и узлах высокоточной механики с электронными, электротехническими и компьютерными компонентами, обеспечивающем проектирование и производство качественно новых адаптивных, оптимальных и интеллектуальных систем управления движением и навигационных комплексов для подвижных объектов различного назначения.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются приборы и системы ориентации и управления, пилотажно-навигационные и электроэнергетические комплексы летательных аппаратов, морских и речных судов и подвижных объектов других типов, методы их исследования, принципы и способы их проектирования и производства, методы и средства испытаний и контроля приборов, систем и комплексов в целом.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Инженер по направлению подготовки - Системы управления движением и навигация может в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектно-конструкторская;
- организационно-управленческая;
- производственно-технологическая.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности.
Инженер по направлению - Системы управления движением и навигация подготовлен к решению следующих типов задач по виду профессиональной деятельности.
Научно-исследовательская деятельность:
- анализ летательных и подвижных аппаратов различного назначения как объектов ориентации, стабилизации и управления;
- создание математических моделей движения подвижного объекта и комплексов взаимодействующих подвижных объектов, позволяющих прогнозировать тенденцию развития их как объектов управления и тактики их применения;
- разработка методик математического и полунатурного моделирования динамических систем "подвижной объект - комплекс ориентации, управления, навигации и электроэнергетических систем подвижных объектов";
- разработка программ и методик испытания приборов, систем и комплексов по соответствующему профилю деятельности.
Проектно-конструкторская деятельность:
- формулирование целей проектирования приборов, систем и комплексов, обеспечение выбора критериев и показателей проектирования, построение их структур и схем с учетом специфики объекта назначения и экологических аспектов;
- разработка вариантов решения проблемы, системный анализ этих вариантов, определение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности и с целью планирования реализации проекта;
- разработка опытных образцов приборов, систем и комплексов соответствующего профиля;
- использование компьютерных технологий при разработке новых образцов элементов, приборов, систем и комплексов;
- разработка технических условий, стандартов и технических описаний элементов, приборов, систем и комплексов.
Производственно-технологическая деятельность:
- разработка технологических процессов изготовления деталей и узлов, сборки приборов и агрегатов систем управления, пилотажно-навигационных и электроэнергетических комплексов подвижных объектов;
- организация эффективного входного контроля комплектующих элементов, узлов и агрегатов систем управления и навигации и электроэнергетических комплексов;
- организация метрологического контроля основных параметров прецизионных приборов, систем управления, навигационных и электроэнергетических комплексов в процессе их изготовления;
- использование компьютерных технологий в процессе подготовки производства, изготовления и контроля приборов и комплексов соответствующего направления.
Организационно-управленческая деятельность:
- организация в опытном, серийном производстве и на испытательных базах работы коллектива исполнителей, принятие решений по управлению в условиях рыночной экономики, нахождение компромиссных решений;
- оценка затрат на производство, отладку и внедрение в серийное производство разработанных образцов новой техники, осуществление кооперации с исполнителями смежных специальностей в решении комплексных задач, связанных с приборами, системами и комплексами.
1.4.5. Квалификационные требования.
Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задач:
- выполнение на основе системного подхода научно-исследовательских, проектно-конструкторских, организационно-технологических и производственно-управленческих работ в своей профессиональной деятельности;
- разработка и исследование моделей описания и прогнозирования развития систем управления движением и методов навигации подвижных объектов;
- организация на научной основе своего труда, применение компьютерных методов сбора, хранения, обработки и анализа информации, применяемых в сфере его профессиональной деятельности;
- формулировка задач, связанных с реализацией профессиональных функций, с использованием для их решения методов изучаемых им наук;
- использование специальной литературы и других информационных данных (в том числе на иностранных языках) для решения профессиональных задач;
- принятие профессиональных решений на базе комплекса данных о требуемых свойствах проектируемой техники;
- технико-экономическое обоснование и анализ разрабатываемой техники и технологических процессов.
Инженер методически и психологически подготовлен к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, к работе над междисциплинарными проектами.
Инженер должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;
- перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;
- принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства;
- основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, приборам, системам и комплексам в целом;
- современные достижения науки и техники, передовой и зарубежный опыт по принципам построения, проектирования, исследования, испытания и эксплуатации приборов, систем и комплексов управления движением, навигационных и электроэнергетических комплексов;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной защиты и экологии.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста - Системы управления движением и навигация, подготовлен к обучению в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста -
Системы управления движением и навигация
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих дисциплин:
- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
- цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций;
- ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста - Системы управления
движением и навигация
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение транск- ¦ ¦
¦ ¦рипции. Лексический минимум в объеме 4000 ¦ ¦
¦ ¦учебных лексических единиц общего и термино- ¦ ¦
¦ ¦логического характера. Понятие дифференциации ¦ ¦
¦ ¦лексики по сферам применения (бытовая, терми- ¦ ¦
¦ ¦нологическая, общенаучная, официальная и ¦ ¦
¦ ¦другая). Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования.¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию без искажения смысла при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении общего характера; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. Понятие об обиход- ¦ ¦
¦ ¦но-литературном, официально-деловом, научном ¦ ¦
¦ ¦стилях, стиле художественной литературы. ¦ ¦
¦ ¦Основные особенности научного стиля. Культура ¦ ¦
¦ ¦и традиции стран изучаемого языка, правила ¦ ¦
¦ ¦речевого этикета. Говорение. Диалогическая и ¦ ¦
¦ ¦монологическая речь с использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых лекси- ¦ ¦
¦ ¦ко-грамматических средств в основных коммуни- ¦ ¦
¦ ¦кативных ситуациях неофициального и официаль- ¦ ¦
¦ ¦ного общения. Основы публичной речи (устное ¦ ¦
¦ ¦сообщение, доклад). Аудирование. Понимание ¦ ¦
¦ ¦диалогической и монологической речи в сфере ¦ ¦
¦ ¦бытовой и профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. Письмо. Виды речевых произведе-¦ ¦
¦ ¦ний: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, ¦ ¦
¦ ¦частное письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 650500 - ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также