НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 650500 - ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Согласовано
Заместитель Министра
сельского хозяйства
и продовольствия
Российской федерации
Н.К.ДОЛГУШКИН
21 марта 2000 года
Регистрационный номер
241тех/дс
Вводится в действие
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
650500 - ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста по направлению -
Землеустройство и земельный кадастр
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 2 марта 2000 года.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
310900 - Землеустройство;
311000 - Земельный кадастр;
311100 - Городской кадастр.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по направлению подготовки дипломированного специалиста - Землеустройство и земельный кадастр при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника
Объектом профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки дипломированного специалиста 650500 - Землеустройство и земельный кадастр являются земельные ресурсы, используемые в различных отраслях народного хозяйства, их распределение по категориям земель, землевладениям и землепользованиям, правовой режим землепользования, количественная и качественная характеристики, управление и контроль за их состоянием и использованием, а также объекты недвижимости, включая земельные участки, находящиеся в границах городов и других поселений, их правовой статус, регистрация, оценка, контроль использования; городская среда; кадастровые информационные системы; проектно-техническая документация.
Землеустройство - система мероприятий, обеспечивающих регулирование земельных отношений, изучение, планирование, организацию использования и охраны земель, создание новых и упорядочение существующих землепользований, земельных фондов, административно-территориальных образований и других объектов землеустройства с обозначением границ в натуре (на местности), устройство территории сельскохозяйственных организаций и улучшение природных ландшафтов.
Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации, получаемых в результате проведения кадастрового учета земельных участков, сведений о территориальных зонах и расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектах.
1.4.2. Виды профессиональной деятельности выпускника
Выпускник в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста 6560500 - Землеустройство и земельный кадастр подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
- организация и осуществление проектно-изыскательских работ по землеустройству, земельному и городскому кадастрам, предусмотренных земельным законодательством;
- разработка проектов (схем) землеустройства, градостроительных и других проектов использования земель, в том числе развития территории городов и поселений;
- разработка технико-экономических обоснований проектов и схем установления границ земельных участков при образовании и реорганизации землевладений и землепользовании в различных отраслях народного хозяйства;
- регистрация прав на земельные участки, недвижимое имущество, проведение операций и сделок с ними;
- ведение государственного земельного и городского кадастров;
- ведение государственного контроля за использованием и охраной земель, окружающей среды в соответствии с действующим законодательством;
- использование информационных технологий, моделировании современной техники при создании кадастровых карт, проведение массовой оценки земли и прочих объектов недвижимости;
- выполнение проектно-изыскательских, топографо-геодезических и других изысканий для целей землеустройства земельного и городского кадастров в республиках, областях (краях), районах, городах, поселках и населенных пунктах, осуществление мониторинга земель.
1.4.4. Квалификационные требования
Выпускник по специальности 310900 - Землеустройство:
- разрабатывает отдельные разделы (части) проекта (схемы) землеустройства на основании новейших научно-технических достижений, передового отечественного и зарубежного опыта проектирования с использованием средств автоматизации проектирования;
- принимает участие в подготовке заданий на разработку проектов (схем) землеустройства и других проектных решений;
- участвует в сборе исходных данных для проектирования, решении правовых, технических, экономических и организационных вопросов на протяжении всего периода проектирования и освоения проектов;
- увязывает принимаемые проектные решения с проектными решениями по другим разделам (частям) проекта (схемы) землеустройства;
- согласовывает разрабатываемые проекты с другими подразделениями предприятия, представителями заказчиков и органов надзора, экономически обосновывает разрабатываемые проектные предложения;
- подготавливает проекты методических материалов, инструкций и другой технической документации, связанной с созданием и использованием фондов информационного использования земельно-кадастровых данных;
- осуществляет контроль за соблюдением организацией действующего законодательства, инструкций, правил и норм по охране окружающей среды и использованию земельных ресурсов;
- разрабатывает проекты перспективных и годовых планов проведения мероприятий по охране окружающей среды, контролирует их выполнение;
- принимает участие в составлении заявок на изобретения, подготовке заключений и отзывов на рационализаторские предложения и изобретения, проекты стандартов, технических условий и других нормативных документов, в работе семинаров и конференций.
Выпускник по специальности 311000 - Земельный кадастр:
- выполняет работу по формированию баз данных и ведению земельного кадастра, внедрению автоматизированных земельно-кадастровых систем на основе применения совокупности экономико-математических методов, современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- организует систему и формулирует методы управления и регулирования земельных отношений;
- разрабатывает и использует системы автоматизированного земельного кадастра с целью использования передового опыта и эксплуатации земельно-кадастровых систем;
- принимает участие в работе по совершенствованию состава отчетных земельно-кадастровых документов;
- формулирует требования к содержанию и построению технической и организационно-распорядительной документации, используемой в системе автоматизированного земельного кадастра;
- разрабатывает технологические схемы обработки информации по установленным задачам земельно-кадастровых систем с учетом организационного и технического обеспечения по всем подсистемам;
- подготавливает проекты методических материалов, инструкций и другой технической документации, связанной с созданием и использованием фондов информационного использования земельно-кадастровых данных;
- оказывает методическую помощь подразделениям предприятия в подготовке данных для земельных отчетов, по оформлению необходимых документов и расшифровке информации, обработанной средствами вычислительной техники;
- осуществляет контроль за соблюдением организацией действующего законодательства, инструкций, правил и норм по охране окружающей среды и использованию земельных ресурсов;
- разрабатывает проекты перспективных и годовых планов проведения мероприятий по охране окружающей среды, контролирует их выполнение;
- выполняет земельно-оценочные и земельно-регистрационные действия в соответствии с существующим законодательством;
- организует проведение земельно-учетных работ и выполнение соответствующих документальных действий;
- составляет установленную отчетность о выполнении мероприятий по охране окружающей среды, принимает участие в работе комиссий по проверке деятельности организации в этой области.
Выпускник по специальности 311100 - Городской кадастр:
- выполняет работы по созданию и актуализации баз данных многоцелевого кадастра городских и других поселений на основе периодических и непрерывных наблюдений над соответствующими объектами городской среды;
- проводит инвентаризацию, учет, регистрацию и оценку объектов недвижимости и городской среды;
- участвует в деятельности по планированию градостроительного развития территорий поселений и межселенных территорий, определению видов использования земельных участков и других объектов недвижимости в границах поселений с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов;
- выполняет работы по правовому зонированию, разработке и реализации правил застройки, законно принятым ограничениям по размерам и конкретному использованию земель и построек;
- выполняет маркетинговые исследования земельного рынка и рынка недвижимости;
- организует и проводит работы по кадастровой оценке городских земель и объектов недвижимости для целей налогообложения;
- осуществляет работу по покупке, продаже и аренде недвижимости от имени и по поручению клиентов;
- следит за соблюдением действующего законодательства, инструкций, правил, норм и стандартов, установленных требований по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов;
- организует работу по повышению научно-технических знаний работников;
- способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста 650500 - Землеустройство и земельный кадастр должен знать:
- методы проектирования и проведения технико-экономических расчетов; принципы землеустройства, земельного кадастра и городского кадастра; технологии проектирования; постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов;
- методические и нормативные материалы по землеустройству, земельному кадастру и городскому кадастру;
- стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению проектно-сметной документации; технические средства проектирования в землеустройстве, земельном и городском кадастрах, основы патентоведения;
- передовой отечественный и зарубежный опыт землеустройства, земельного и городского кадастров;
- технические, экономические, экологические и социальные требования к проектам (схемам) землеустройства и автоматизированным системам земельного и городского кадастров;
- законы, указы, постановления, приказы, методические и нормативные материалы по вопросам землеустройства, организации государственного земельного и городского кадастров и автоматизированных кадастровых систем; перспективы их развития; организацию экономического планирования и оперативного регулирования производства;
- структуру проектных предприятий и кадастровых организаций, производственные и функциональные связи между его подразделениями;
- задачи и содержание земельно-кадастровых систем; порядок разработки системы государственного земельного и городского кадастров; прогнозов, планов, схем и проектов землеустройства, технических и рабочих проектов;
- экономико-математические и статистические методы и модели;
- средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; порядок постановки задач, их алгоритмизации;
- методы определения экономической эффективности землеустройства; внедрения кадастровых систем и технологий;
- стандарты унифицированной системы проектной и кадастровой документации;
- порядок разработки и оформления технической документации;
- основы экономики, организации производства, труда и управления в землеустройстве и земельном кадастре, основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Выпускник, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 650500 - Землеустройство и земельный кадастр, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе по направлению подготовки дипломированного
специалиста - Землеустройство и земельный кадастр
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки выпускника должно обеспечивать его подготовку в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста - Землеустройство
и земельный кадастр
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы професси- ¦ ¦
¦ ¦ональной коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых словосочета- ¦ ¦
¦ ¦ниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию без искажения смысла при письменном ¦ ¦
¦ ¦и устном общении общего характера; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и моноло- ¦ ¦
¦ ¦гической речи в сфере бытовой и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной подготовке студентов. Ее социально- ¦ ¦
¦ ¦биологические основы. Физическая культура и спорт¦ ¦
¦ ¦как социальные феномены общества. Законодательст-¦ ¦
¦ ¦во Российской Федерации о физической культуре и ¦ ¦
¦ ¦спорте. Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт, индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая подготовка¦ ¦
¦ ¦студентов. ¦ ¦
¦ ¦ Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. Отечест- ¦ ¦
¦ ¦венная историография в прошлом и настоящем: общее¦ ¦
¦ ¦и особенное. Методология и теория исторической ¦ ¦
¦ ¦науки. История России - неотъемлемая часть ¦ ¦
¦ ¦всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные ¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие христианства.¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности XI - ХII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских землях¦ ¦
¦ ¦в ХIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно-промыш- ¦ ¦
¦ ¦ленное производство. Становление индустриального ¦ ¦
¦ ¦общества в России: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Общественная мысль и особенности общественного ¦ ¦
¦ ¦движения России XI в. Реформы и реформаторы в ¦ ¦
¦ ¦России. Русская культура XIX века и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и общественного ¦ ¦
¦ ¦кризиса. Революция 1917 года. Гражданская война и¦ ¦
¦ ¦интервенция, их результаты и последствия. ¦ ¦
¦ ¦Российская эмиграция. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. Образование ¦ ¦
¦ ¦СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е годы. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 годах. Перестройка.¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 года и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 года. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры. Функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, культурная¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. Политическая¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. Система российского ¦ ¦
¦ ¦права. Отрасли права. Правонарушение и ¦ ¦
¦ ¦юридическая ответственность. Значение законности ¦ ¦
¦ ¦и правопорядка в современном обществе. Правовое ¦ ¦
¦ ¦государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и административ-¦ ¦
¦ ¦ная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психологии.¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления в ¦ ¦
¦ ¦психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦ Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интеллект.¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦ Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦ Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦ Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педагогики;¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и самообразова-¦ ¦
¦ ¦ния. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦ Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет,¦ ¦
¦ ¦экзамен, факультативные занятия, консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического взаимодействия¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского языка. Языковая ¦ ¦
¦ ¦норма, ее роль в становлении и функционировании ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы обще- ¦ ¦
¦ ¦ния. Устная и письменная разновидности литератур-¦ ¦
¦ ¦ного языка. Нормативные, коммуникативные, ¦ ¦
¦ ¦этические аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования элементов¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его функциониро-¦ ¦
¦ ¦вания, жанровое разнообразие. Языковые формулы ¦ ¦
¦ ¦официальных документов. Приемы унификации языка ¦ ¦
¦ ¦служебных документов. Интернациональные свойства ¦ ¦
¦ ¦русской официальной деловой письменной речи. Язык¦ ¦
¦ ¦и стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материалов, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы ¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. Социологический¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологические ¦ ¦
¦ ¦теории. Современные социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Русская социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные отноше- ¦ ¦
¦ ¦ния. Общественное мнение как институт гражданс- ¦ ¦
¦ ¦кого общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Цивилизационные особенности становления¦ ¦
¦ ¦философии. Исторические типы и направления ¦ ¦
¦ ¦философского знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Производство и его роль в жизни человека. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и массы;¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль и ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. Научные¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и ¦ ¦
¦ ¦прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополии. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВЦ и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговая политика. Платежный баланс. ¦ ¦
¦ ¦Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. Предприни- ¦ ¦
¦ ¦мательство. Теневая экономика. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Распределения и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1600 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1280 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦500 ¦
¦ ¦ Алгебра: основные алгебраические структуры, ¦ ¦
¦ ¦векторные пространства и линейные отображения, ¦ ¦
¦ ¦булевы алгебры; геометрия: аналитическая ¦ ¦
¦ ¦геометрия, многомерная евклидова геометрия, ¦ ¦
¦ ¦дифференциальная геометрия кривых и поверхностей,¦ ¦
¦ ¦элементы топологий. ¦ ¦
¦ ¦ Дискретная математика: логические исчисления, ¦ ¦
¦ ¦графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, ¦ ¦
¦ ¦автоматы, комбинаторика. ¦ ¦
¦ ¦ Анализ: дифференциальное и интегральное ¦ ¦
¦ ¦исчисления, элементы теории функций и функци- ¦ ¦
¦ ¦онального анализа, теория функций комплексного ¦ ¦
¦ ¦переменного, дифференциальные уравнения. ¦ ¦
¦ ¦ Вероятность и статистика: элементарная теория ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, математические основы теории ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, модели случайных процессов, провер-¦ ¦
¦ ¦ка гипотез, принцип максимального правдоподобия, ¦ ¦
¦ ¦статистические методы обработки экспериментальных¦ ¦
¦ ¦данных; математические методы и моделирование ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦230 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накопления¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технологии программиро-¦ ¦
¦ ¦вания; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы ¦ ¦
¦ ¦защиты информации и сведений, составляющих ¦ ¦
¦ ¦государственную тайну; методы защиты информации; ¦ ¦
¦ ¦компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦300 ¦
¦ ¦ Физические основы механики. Колебания и волны. ¦ ¦
¦ ¦Молекулярная физика и термодинамика. Электри- ¦ ¦
¦ ¦чество и магнетизм. Оптика. Атомная и ядерная ¦ ¦
¦ ¦физика. Физический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦100 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, катализаторы ¦ ¦
¦ ¦и каталитические системы, полимеры и олигомеры; ¦ ¦
¦ ¦химическая термодинамика и кинетика: энергетика ¦ ¦
¦ ¦химических процессов, химическое и фазовое ¦ ¦
¦ ¦равновесие, скорость реакции и методы ее ¦ ¦
¦ ¦регулирования, колебательные реакции. ¦ ¦
¦ ¦ Реакционная способность веществ: химия и пери- ¦ ¦
¦ ¦одическая система элементов, кислотно-основные и ¦ ¦
¦ ¦окислительно-восстановительные свойства веществ, ¦ ¦
¦ ¦химическая связь, комплементарность; химическая ¦ ¦
¦ ¦идентификация: качественный и количественный ¦ ¦
¦ ¦анализ, аналитический сигнал, химический, ¦ ¦
¦ ¦физико-химический и физический анализ. Химический¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦150 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и среды, ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные проблемы¦ ¦
¦ ¦окружающей среды, экологические принципы ¦ ¦
¦ ¦рационального использования природных ресурсов ¦ ¦
¦ ¦и охраны природы; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; международное ¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в области охраны окружающей среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦160 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦160 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2140 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1820 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦80 ¦
¦ ¦ Инженерная графика: конструкторская документа- ¦ ¦
¦ ¦ция; оформление чертежей; графическая и проектная¦ ¦
¦ ¦документация; элементы геометрии деталей; ¦ ¦
¦ ¦топографической и землеустроительной графики; ¦ ¦
¦ ¦изображения, надписи, обозначения; аксонометри- ¦ ¦
¦ ¦ческие проекции; изображения и обозначения ¦ ¦
¦ ¦графических документов для землеустройства и ¦ ¦
¦ ¦земельного кадастра; рабочие чертежи; выполнение ¦ ¦
¦ ¦эскизов; изображения сборочных единиц; сборочный ¦ ¦
¦ ¦чертеж; понятие о компьютерной графике ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Механика ¦80 ¦
¦ ¦ Сопротивление материалов: основные понятия; ¦ ¦
¦ ¦метод сечений; геометрические характеристики ¦ ¦
¦ ¦сечений; центральное растяжение-сжатие; сдвиг; ¦ ¦
¦ ¦прямой поперечный изгиб; кручение; анализ ¦ ¦
¦ ¦напряженного и деформированного состояния в точке¦ ¦
¦ ¦тела; сложное сопротивление, расчет по теориям ¦ ¦
¦ ¦прочности; косой изгиб, внецентренное растяжение-¦ ¦
¦ ¦сжатие; элементы рационального проектирования ¦ ¦
¦ ¦простейших систем; устойчивость стержней, ¦ ¦
¦ ¦продольно-поперечный изгиб; расчет статически ¦ ¦
¦ ¦определимых стержневых систем; метод сил, расчет ¦ ¦
¦ ¦статически неопределимых стержневых систем; ¦ ¦
¦ ¦расчет безмоментных оболочек вращения; расчет по ¦ ¦
¦ ¦несущей способности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦80 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
¦ ¦ Материаловедение: свойства строительных мате- ¦ ¦
¦ ¦риалов, физические, механические, химические, ¦ ¦
¦ ¦биологические свойства; природные каменные ¦ ¦
¦ ¦материалы; древесина и композиционные материалы ¦ ¦
¦ ¦на ее основе; керамические материалы; минеральные¦ ¦
¦ ¦вяжущие вещества и искусственные каменные ¦ ¦
¦ ¦материалы на их основе; органические вяжущие ¦ ¦
¦ ¦вещества и изделия на их основе; строительные ¦ ¦
¦ ¦полимеры; теплоизоляционные и звукоизоляционные ¦ ¦
¦ ¦материалы; строительное стекло и расплавы; ¦ ¦
¦ ¦металлы, механические свойства металлов и спла- ¦ ¦
¦ ¦вов; конструктивные металлы и сплавы. ¦ ¦
¦ ¦ Технология конструкционных материалов: введение;¦ ¦
¦ ¦теоретические и технологические основы ¦ ¦
¦ ¦производства материалов; материалы, применяемые ¦ ¦
¦ ¦в строительстве; производство изделий пласти- ¦ ¦
¦ ¦ческим деформированием; производство изделий ¦ ¦
¦ ¦прокатных; производство сварных соединений; ¦ ¦
¦ ¦получение соединений склеиванием; производство ¦ ¦
¦ ¦материалов обжигом; производство изделий литьем ¦ ¦
¦ ¦и торкретированием; физико-технологические основы¦ ¦
¦ ¦получения композиционных материалов; изготовление¦ ¦
¦ ¦изделий из композиционных материалов; ¦ ¦
¦ ¦изготовление изделий из полимерных композиционных¦ ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Электротехника и электроника ¦80 ¦
¦ ¦ Общая электротехника и электроника: введение; ¦ ¦
¦ ¦электрические и магнитные цепи; основные опреде- ¦ ¦
¦ ¦ления, топологические параметры и методы расчета ¦ ¦
¦ ¦электрических цепей; анализ и расчет линейных ¦ ¦
¦ ¦цепей переменного тока; анализ и расчет ¦ ¦
¦ ¦электрических цепей с нелинейными элементами; ¦ ¦
¦ ¦анализ и расчет магнитных цепей; электромагнитные¦ ¦
¦ ¦устройства и электрические машины; ¦ ¦
¦ ¦трансформаторы; машины постоянного тока (МПТ); ¦ ¦
¦ ¦асинхронные машины; синхронные машины; основы ¦ ¦
¦ ¦электроники и электрические измерения; элементная¦ ¦
¦ ¦база современных электронных устройств; источники¦ ¦
¦ ¦вторичного электропитания; усилители ¦ ¦
¦ ¦электрических сигналов; импульсные и автогенера- ¦ ¦
¦ ¦торные устройства; основы цифровой электроники; ¦ ¦
¦ ¦микропроцессорные средства; электрические ¦ ¦
¦ ¦измерения и приборы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦80 ¦
¦ ¦ Теоретические основы метрологии; основные ¦ ¦
¦ ¦понятия, связанные с объектами измерения: ¦ ¦
¦ ¦свойства, величина, количественные и качественные¦ ¦
¦ ¦проявления свойств объектов материального мира; ¦ ¦
¦ ¦основные понятия, связанные со средствами ¦ ¦
¦ ¦измерения (СИ); закономерности формирования ¦ ¦
¦ ¦результата измерения, понятие погрешности, ¦ ¦
¦ ¦источники погрешностей; понятие многократного ¦ ¦
¦ ¦измерения; алгоритмы обработки многократных ¦ ¦
¦ ¦измерений; понятие метрологического обеспечения; ¦ ¦
¦ ¦организационные, научные и методические основы ¦ ¦
¦ ¦метрологического обеспечения; правовые основы ¦ ¦
¦ ¦обеспечения единства измерений; основные ¦ ¦
¦ ¦положения Закона РФ об обеспечении единства ¦ ¦
¦ ¦измерений; структура и функции метрологической ¦ ¦
¦ ¦службы предприятия, организации, учреждения, ¦ ¦
¦ ¦являющихся юридическими лицами; исторические ¦ ¦
¦ ¦основы развития стандартизации и сертификации; ¦ ¦
¦ ¦сертификация, ее роль в повышении качества ¦ ¦
¦ ¦продукции и развитие на международном, региональ-¦ ¦
¦ ¦ном и национальном уровнях; правовые основы ¦ ¦
¦ ¦стандартизации; международная организация по ¦ ¦
¦ ¦стандартизации (ИСО); основные положения ¦ ¦
¦ ¦государственной системы стандартизации ГСС; ¦ ¦
¦ ¦научная база стандартизации; определение опти- ¦ ¦
¦ ¦мального уровня унификации и стандартизации; ¦ ¦
¦ ¦государственный контроль и надзор за соблюдением ¦ ¦
¦ ¦требований государственных стандартов; основные ¦ ¦
¦ ¦цели и объекты сертификации; термины и ¦ ¦
¦ ¦определения в области сертификации; качество ¦ ¦
¦ ¦продукции и защита потребителя; схемы и системы ¦ ¦
¦ ¦сертификации; условия осуществления сертификации;¦ ¦
¦ ¦обязательная и добровольная сертификация; правила¦ ¦
¦ ¦и порядок проведения сертификации; органы по ¦ ¦
¦ ¦сертификации и

НАПРАВЛЕНИЕ 560400 - ЗООТЕХНИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также