НАПРАВЛЕНИЕ 560600 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Согласовано
Заместитель
Министра сельского
хозяйства и продовольствия
Российской Федерации
Н.К.ДОЛГУШКИН
21 марта 2000 года
Регистрационный номер
243тех/маг
Вводится в действие
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 560600 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
1. Общая характеристика по направлению
560600 Землеустройство и земельный кадастр
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 2 марта 2000 года.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр землеустройства.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 560600 Землеустройство и земельный кадастр при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектом профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки магистра 560600 Землеустройство и земельный кадастр являются земельные ресурсы, используемые в различных отраслях народного хозяйства, их распределение по категориям земель, землевладениям и землепользованиям, правовой режим землепользования, количественная и качественная характеристики, управление и контроль за их состоянием и использованием, а также объекты недвижимости, включая земельные участки, находящиеся в границах городов и других поселений, их правовой статус, регистрация, оценка, контроль использования; городская среда; кадастровые информационные системы; проектно-техническая документация.
Землеустройство - система мероприятий, обеспечивающих регулирование земельных отношений, изучение, планирование, организацию использования и охраны земель, создание новых и упорядочение существующих землепользований, земельных фондов, административно-территориальных образований и других объектов землеустройства с обозначением границ в натуре (на местности), устройство территории сельскохозяйственных организаций и улучшение природных ландшафтов.
Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации, получаемых в результате проведения кадастрового учета земельных участков, сведений о территориальных зонах и расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектах.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности.
Выпускник подготовлен для решения следующих профессиональных задач:
- проведение научных исследований и проектных разработок по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в качестве исполнителя или совместно с научным руководителем;
- осуществление руководства и организация отдельных стадий или направлений проектных работ по землеустройству, участие в решении всех связанных с этим научно-технических вопросов;
- осуществление проектных, земельно-кадастровых работ и мониторинговых экспериментов и наблюдений.
1.3.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач выпускник:
- собирает, обрабатывает, анализирует и обобщает научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментальных проектов;
- участвует в составлении планов и методических программ исследований и разработок, практических рекомендаций по использованию их результатов;
- составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
- участвует во внедрении результатов исследований и разработок;
- разрабатывает технические задания на проектирование, эскизные и технические проекты, составляет методики выполнения проектно-изыскательских и земельно-кадастровых работ;
- организует проведение работ по повышению качества проектов и земельно-кадастровой документации, изысканию рациональных решений, обеспечивая при этом высокий уровень стандартизации и комплексности, соблюдение требований и нормативов по организации труда;
- руководит выполнением необходимых технико-экономических расчетов и обоснований по разрабатываемым проектам (схемам) землеустройства, проведению земельно-кадастровых и мониторинговых работ;
- подготавливает материалы для составления договорной и сметной документации;
- разрабатывает технические задания подразделениям-исполнителям и предприятиям-соисполнителям;
- согласовывает разработанные (схемы) проекты землеустройства и земельно-кадастровую документацию с представителями предприятий или других заказчиков.
Выпускник должен знать:
- цели и задачи проводимых исследований проектных разработок, отечественную и зарубежную информацию по этим исследованиям и разработкам;
- современные методы и средства планирования и организации исследований и разработок по землеустройству и земельному кадастру, проведения мониторинга земель, обобщения и обработки земельно-кадастровой информации, в том числе с применением электронно-вычислительной техники;
- основы трудового законодательства и организации труда; правила и нормы охраны труда;
- руководящие и нормативные материалы, касающиеся направления развития землеустройства и земельного кадастра, экономики, науки и техники по тематике проводимых разработок;
- организацию и планирование проектных, землеустроительных и земельно-кадастровых работ, методы проектирования, принципы работы, условия, технологию производства работ;
- методы оценки качества проектов, проведения технико-экономических расчетов и обоснований проектных разработок;
- стандарты, технические условия и другие нормативные материалы по разработке и оформлению землеустроительной, земельно-кадастровой и др. документации;
- основы патентоведения;
- порядок оформления заявок на изобретения и открытия.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством.
25.00.26. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ.
560601 Землеустройство.
Совершенствование организации и планирования землеустроительных работ; методика прогнозирования, планирования использования и охраны земельных ресурсов; методы составления и обоснования федеральных и региональных программ, схем землеустройства, использования и охраны земельных ресурсов республик, краев, областей, районов; межхозяйственное землеустройство; отвод земель государственным и общественным организациям; методы установления границ земель административно-территориальных образований, земель природоохранного и иного назначения; внутрихозяйственное землеустройство; установление черты городов и сельских населенных пунктов; земельно-хозяйственное устройство городов; методы выполнения топографо-геодезических и других видов обследовательских и изыскательских работ; проведение государственного контроля за использованием земельных ресурсов; управление земельными ресурсами.
560602 Кадастр и мониторинг земель.
Совершенствование организации и планирования работ по земельному кадастру и мониторингу земель; юридическое и техническое оформление прав владения и пользования землей, регистрация землевладений и землепользований; государственный учет земель; осуществление контроля за состоянием и использованием земельного фонда; современные методы землеустройства; приемка и контроль землеустроительных работ; мониторинг земель; методы агрохозяйственного и других обследований земельных ресурсов; методы выполнения топографо-геодезических работ для целей земельного кадастра; экономическая и стоимостная оценка земель; бонитировка почв, использование материалов оценки земель для целей налогообложения, купли-продажи и др.
560603 Охрана и рациональное использование земельных ресурсов.
Изучение динамики и методов оценки современного состояния земель; разработка прогнозов и рекомендаций по перспективному использованию земель, анализ альтернативных вариантов; эколого-экономическое обоснование оптимизации землепользования по природным зонам; мероприятия по улучшению и охране земель и в целом земельного фонда; системный и эколого-ландшафтный анализ землепользования на уровне хозяйства, района, области, республики; разработка методов прикладного анализа природных условий и ресурсов для целей экологической оптимизации антропогенно-сельскохозяйственных ландшафтов; организация и ведение мониторинга земель и ландшафтно-эколого-экономическая экспертиза производственных объектов и территорий; разработка системы природоохранных мероприятий для предотвращения и прекращения деятельности; использование современных достижений науки и практики в деле охраны и рационального использования земель; анализ прогрессивного отечественного и зарубежного опыта; проблемы экологической оценки экологического ущерба; управление природоохранной деятельностью.
560604 Экономика землепользования и землеустройства.
Изучение взаимосвязи природопользования и землепользования; совершенствование форм землепользования; субъекты землепользования и т.д.; экономические интересы; содержание землепользования: организация территории, производство, реализация, хранение и потребление; экономический механизм регулирования земельных отношений; изучение роли землеустройства в организации рационального и эффективного землепользования; совершенствование методов землеустройства, проектирования, экономического обоснования и оценки эффективности землеустроительных решений; экономические законы и землеустройство; критерии и методы оценки землеустроительных решений по видам землеустройства.
560605 Геоинформационные системы и земельно-кадастровые технологии.
Совершенствование геоинформационных и земельно-кадастровых технологий; система регистрации и управления земельной собственностью, мониторинг земельных ресурсов и охрана земель; классификация и методы сбора, хранения и представления информации об объектах землепользования и территорий; геодезическая информация как основа для ведения земельного кадастра; автоматизированные методы сбора метрической и семантической информации по топографическим планам (картам); специальные планы; кадастровые планы и карты; цифровые модели карты; цифровые модели местности; геодезические сети; методы определения положения объектов: наземные методы, основные принципы аэрофотогеодезии, космические съемки, результаты измерений и их свойства; основы теории погрешностей измерений; оценка точности технологических операций и систем; межевание земель; автоматизированные геоинформационные и кадастровые технологии, их техническое и математическое обеспечение; городские кадастровые системы; земельно-кадастровые технологии при управлении территориями; инструктивно-нормативные документы, регламентирующие работу геоинформационных и земельно-кадастровых процессов и систем.
560606 Оценка земли и недвижимости.
Понятия и основные группы недвижимости, совершенствование классификационной структуры информации об объектах недвижимости; теория стоимости и цены; изучение основных функций и принципов оценки земли и недвижимости; массовая оценка недвижимости; методы оценки земли и недвижимости: затратный, сравнительного анализа продажи, капитализации дохода; финансовые расчеты при оценке земли и недвижимости: сложный процент, дисконтирование, аннуитеты, анализ денежных потоков; капитализация дохода, оценка и прогнозирование доходов, коэффициент капитализации, возврат капитала; финансовые инструменты рынка недвижимости: ипотечные кредиты, залог недвижимости, ипотечно-инвестиционный анализ; содержание и принципы оценки земельного участка: цена земли в составе цены недвижимости; теория остаточной стоимости земли; принципы рационального и эффективного использования; методика оценки зданий и сооружений; информационное обеспечение оценочной деятельности; автоматизация процесса оценки земли и недвижимости.
560607 Автоматизированные системы в землеустройстве и земельном кадастре.
Современные отечественные и зарубежные системы проектирования (САПР) и земельно-кадастровые технологии; математическое моделирование и методы реализации моделируемых процессов; системы, источники и методы обработки исходной информации; геоинформационные системы, цифровые карты; современные технологии получения и обработки геодезической и земельно-кадастровой информации; обработка информации; совершенствование программного обеспечения (САПР) и ведения земельного кадастра; экономическая эффективность автоматизации в проектировании и кадастре.
560608 Ландшафтное проектирование.
Изучение ландшафтной сферы, ее структура и характерные особенности; виды естественных ресурсов, кадастр природных ресурсов, его содержание; ландшафтообразующие природные компоненты и процессы; основные закономерности природной дифференциации территории; ландшафтное и экологическое картографирование; антропогенная трансформация ландшафтов; ландшафтно-экологический прогноз и мониторинг, оптимизация природно-антропогенных систем; ландшафтно-экологический подход к организации землепользования, принципы землеустройства; проекты землеустройства как устройство ландшафтов и их охрана; экологическая экспертиза, содержание, структура и правовые аспекты; землеустройство охраняемых территорий и объектов; проектирование, размещение и установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами.
560609 Управление земельными ресурсами.
Изучение и разработка моделей систем управления, принципов и функций управления земельными ресурсами; методы и стили управления; анализ производственной деятельности: использование земельных ресурсов; совершенствование системы органов управления земельными ресурсами; управление работами по землеустройству и кадастрам; организация научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов; нормирование и производительность труда; ценообразование и коммерческая деятельность; рынок земли; автоматизированные системы управления (АРМы) и их эффективность; принципы экспертизы инвестиционных проектов; зарубежный опыт управления земельными ресурсами; международная деятельность.
560610 Городской кадастр.
Разработка банков данных, объектов недвижимости и городской среды; управление муниципальными землями и объектами собственности; анализ состояния земельного рынка и рынка недвижимости; разработка технико-экономического обоснования установления границ городов и поселений, отвода земель различным организациям; разработка проектов развития городских территорий и отдельных объектов недвижимости; разработка проектов по организации и проведению топографо-геодезических изысканий, обеспечивающих необходимую точность геодезических работ для получения достоверной информации об объектах недвижимости; использование информационных технологий, моделирования и современной техники при создании кадастровых карт, проведение массовой оценки земли и прочих объектов недвижимости; составление технических заданий на выполнение инвентаризационных; разработка проектов зонирования территорий поселений и межселенных территорий; регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; регулирование земельных отношений в границах поселений; ведение государственного контроля за использованием и охраной земель, окружающей среды, специальных объектов; анализ состояния и динамика объектов деятельности (процессов купли-продажи недвижимости, оценка объектов собственности, ипотеки, экологической и технической экспертизы объектов недвижимости); создание моделей поведения земельного рынка, рынков недвижимости, оценочных моделей для массовой оценки, позволяющих прогнозировать бюджеты различного уровня; разработка планов, программ и методик создания городских и кадастровых информационных систем и технологий.
Научно-исследовательская составляющая каждой из магистерских программ по решению ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки,
необходимой для освоения программы специализированной
подготовки магистра, и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 560500 Землеустройство и земельный кадастр зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной
программе магистра по направлению 560600 Землеустройство
и земельный кадастр
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее -образовательная программа) состоит из основной образовательной программы бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - Дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - Специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - Научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
3.5. ИГАМ - Итоговая государственная аттестация магистра.
Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 560600 Землеустройство
и земельный кадастр
----------T-------------------------------------------T----------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные ¦ Всего ¦
¦ ¦ разделы ¦ часов ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦Объем ¦
¦основной образовательной программы подготовки ¦часов ¦
¦бакалавра по данному направлению определены в ¦теорети- ¦
¦государственном образовательном стандарте высшего ¦ческого ¦
¦профессионального образования подготовки бакалавра ¦обучения -¦
¦по направлению 560600 Землеустройство и земельный ¦7344 часа;¦
¦кадастр ¦практики -¦
¦ ¦не менее ¦
¦ ¦14 недель ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+---------T-------------------------------------------T----------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы землеустройства, ¦250 ¦
¦ ¦земельного кадастра, мониторинга земель ¦ ¦
¦ ¦Состояние и проблемы рационального ¦ ¦
¦ ¦использования земельного фонда; ¦ ¦
¦ ¦исторические аспекты регулирования ¦ ¦
¦ ¦земельных отношений и землеустройства; ¦ ¦
¦ ¦зарубежный опыт проведения ¦ ¦
¦ ¦землеустроительных и кадастровых работ; ¦ ¦
¦ ¦современная нормативно-правовая база ¦ ¦
¦ ¦регулирования земельных отношений; проблемы¦ ¦
¦ ¦землеустроительного проектирования, ¦ ¦
¦ ¦автоматизированные системы проектирования в¦ ¦
¦ ¦землеустройстве и земельном кадастре; ¦ ¦
¦ ¦геоинформационные системы и технологии; ¦ ¦
¦ ¦мониторинг земель ¦ ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.02 ¦История и методология науки ¦100 ¦
¦ ¦Взаимосвязь репродуктивной и творческой ¦ ¦
¦ ¦деятельности в научном познании; специфики ¦ ¦
¦ ¦открытой и закрытой научной рациональности;¦ ¦
¦ ¦социальные и индивидуальные начала научного¦ ¦
¦ ¦творчества; логика развития научного ¦ ¦
¦ ¦знания, психология научного творчества; ¦ ¦
¦ ¦проблемы нравственной оценки научного ¦ ¦
¦ ¦творчества. ¦ ¦
¦ ¦Важнейшие этапы развития ¦ ¦
¦ ¦естественнонаучного, гуманитарного и ¦ ¦
¦ ¦социально-экономического знания; основные ¦ ¦
¦ ¦научные школы, направления, концепции, ¦ ¦
¦ ¦источники знания и приемы работы с ними; ¦ ¦
¦ ¦методология научных исследований; основные ¦ ¦
¦ ¦особенности научного метода познания; ¦ ¦
¦ ¦теория познания - философские аспекты; роль¦ ¦
¦ ¦интуиции в научном познании; история ¦ ¦
¦ ¦выдающихся открытий; классификация науки и ¦ ¦
¦ ¦научных исследований: поисковые, ¦ ¦
¦ ¦фундаментальные и прикладные исследования; ¦ ¦
¦ ¦функции науки: эмпирические, теоретические,¦ ¦
¦ ¦производственные (практические); принцип ¦ ¦
¦ ¦воспроизводимости результатов; ¦ ¦
¦ ¦инновационная (изобретательская) ¦ ¦
¦ ¦деятельность в развитии науки; ¦ ¦
¦ ¦программно-целевые методы решения научных ¦ ¦
¦ ¦проблем; структура научно-технических ¦ ¦
¦ ¦программ, стадии разработок; наука и ¦ ¦
¦ ¦общество, влияние науки на развитие ¦ ¦
¦ ¦общественного производства и социальные ¦ ¦
¦ ¦условия жизни людей; основные проблемы ¦ ¦
¦ ¦развития цивилизации; парадигмы в науке; ¦ ¦
¦ ¦затраты на проведение научных исследований.¦ ¦
¦ ¦Отраслевая, академическая и вузовская ¦ ¦
¦ ¦наука; кадровое обеспечение ¦ ¦
¦ ¦землеустройства и кадастров; подготовка и ¦ ¦
¦ ¦переподготовка кадров; научно- ¦ ¦
¦ ¦педагогической школы; выдающиеся ученые и ¦ ¦
¦ ¦педагоги ¦ ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.03 ¦История земельных отношений, ¦150 ¦
¦ ¦землеустройства и земельного кадастра ¦ ¦
¦ ¦Роль земли как объекта землеустройства и ¦ ¦
¦ ¦земельного кадастра, понятие, содержание ¦ ¦
¦ ¦и структура землеустройства и земельного ¦ ¦
¦ ¦кадастра, их роль в управлении земельными ¦ ¦
¦ ¦ресурсами, организации общественного ¦ ¦
¦ ¦производства, использовании и охране ¦ ¦
¦ ¦земель. Исторические и социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические предпосылки землеустройства ¦ ¦
¦ ¦и земельного кадастра в России, этапы ¦ ¦
¦ ¦развития, современное состояние науки и ¦ ¦
¦ ¦практики в сфере землеустройства и ¦ ¦
¦ ¦земельного кадастра ¦ ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.04 ¦Компьютерные технологии в землеустройстве ¦100 ¦
¦ ¦и земельном кадастре ¦ ¦
¦ ¦Аппаратные и программные средства в новых ¦ ¦
¦ ¦информационных технологиях; технические ¦ ¦
¦ ¦средства ЭВМ; операционная система; пути ¦ ¦
¦ ¦развития информационных систем; обработка ¦ ¦
¦ ¦текстов; машинная графика; особенности ¦ ¦
¦ ¦разработки прикладных программ; ¦ ¦
¦ ¦программная документация; электронные ¦ ¦
¦ ¦таблицы; базы данных; примеры баз данных ¦ ¦
¦ ¦учебно-методического назначения; экспертные¦ ¦
¦ ¦системы; представление знаний; примеры ¦ ¦
¦ ¦экспертных систем соответствующей научной ¦ ¦
¦ ¦области; локальные и глобальные ¦ ¦
¦ ¦компьютерные сети, телекоммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Компьютерные технологии в управлении ¦ ¦
¦ ¦земельными ресурсами; пакеты прикладных ¦ ¦
¦ ¦программ и компьютерная графика; ¦ ¦
¦ ¦использование ЭВМ в научных исследованиях; ¦ ¦
¦ ¦системы автоматизированного проектирования ¦ ¦
¦ ¦(САПР); инструментальные средства и языки ¦ ¦
¦ ¦программирования САПР; применение САПР; ¦ ¦
¦ ¦системы геоинформационных и земельно- ¦ ¦
¦ ¦кадастровых технологий; системы сбора и ¦ ¦
¦ ¦обработки данных; современные ¦ ¦
¦ ¦информационные технологии в образовании; ¦ ¦
¦ ¦новейшие технические средства и методы ¦ ¦
¦ ¦обучения; интенсификация научных ¦ ¦
¦ ¦исследований и процесса образования в свете¦ ¦
¦ ¦перспектив использования компьютерных сетей¦ ¦
¦ ¦(ИНТЕРНЕТ) ¦ ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.05 ¦Экология землепользования ¦100 ¦
¦ ¦Негативные факторы в системе "человек - ¦ ¦
¦ ¦среда обитания"; вредные воздействия ¦ ¦
¦ ¦промышленных и других выбросов на человека ¦ ¦
¦ ¦и окружающую природу; экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования ¦ ¦
¦ ¦природных и земельных ресурсов; правовые, ¦ ¦
¦ ¦нормативно-технические и организационные ¦ ¦
¦ ¦основы создания экологической безопасности ¦ ¦
¦ ¦при организации использования земли и ¦ ¦
¦ ¦землепользовании, международное ¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в области охраны окружающей ¦ ¦
¦ ¦среды и земельных ресурсов ¦ ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) ¦434 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.06 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом ¦300 ¦
¦ ¦(факультетом) ¦ ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.07 ¦Дисциплины по выбору студента ¦134 ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦600 ¦
¦и т.д. ¦определяется требованиями специализации ¦ ¦
¦ ¦магистра при реализации конкретной ¦ ¦
¦ ¦магистерской программы ¦ ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦НИРМ.00 ¦Научно-исследовательская работа ¦1854 ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦774 ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦НИРМ.02 ¦Подготовка магистерской диссертации ¦1080 ¦
+---------+-------------------------------------------+----------+
¦Итого часов специализированной подготовки магистра ¦3888 ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦Всего ¦11232 ¦
L-----------------------------------------------------+-----------
5. Срок реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 560600 Землеустройство
и земельный кадастр
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения - 312 недель, в том числе:
образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель
специализированная программа подготовки магистра - 104 недели,
из них:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные работы,
подготовку выпускной квалификационной работы - 72 недели
- экзаменационные сессии - 2 недели
- практики - не менее 11
недель
- в том числе:
научно-исследовательская - 8 недель
научно-педагогическая - 3 недели
- итоговая государственная аттестация, включая
защиту выпускной квалификационной работы - не менее 2
недель
- каникулы (включая 8 недель последипломного
отпуска) - не менее 17
недель
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 560600 Землеустройство и земельный кадастр
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам федерального компонента, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала, для циклов дисциплин в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10%, при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, который разработан с участием научного руководителя, имеющего ученую степень и (или) ученое звание (один научный руководитель может руководить не более чем пятью студентами-магистрантами).
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться профессором или доктором наук (один профессор или доктор наук может осуществлять подобное руководство не более чем двумя магистерскими программами); по решению ученого совета вуза руководство магистерскими программами может осуществляться и кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента, ведущими подготовку научно-педагогических кадров, имеющими право на руководство аспирантами. Руководители магистерских программ должны иметь защитившихся аспирантов за последние пять лет. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
Образовательная деятельность научных руководителей студентов-магистрантов, степень участия их в учебном процессе заключается в:
- наличии изданных учебников или учебных пособий, подготовленных коллективом преподавателей, осуществляющих учебный процесс по данной программе;
- наличии читаемых основных и специальных курсов по каждой магистерской программе научным руководителем студента-магистранта.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и имеющими соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью. Количество докторов и кандидатов наук от общего числа научно-преподавательских кадров, обеспечивающих учебный процесс по направлению, должно быть не менее 70%.
Более половины общего объема НИР по соответствующему направлению магистратуры должны составлять фундаментальные и поисковые научные исследования.
Научные руководители студентов-магистрантов должны вести научные исследования по тематике магистерских программ.
В вузе должны существовать условия для продолжения образования студентов-магистрантов в аспирантуре, т.е. более 50% магистерских программ каждого направления магистратуры должны быть обеспечены однопрофильными специальностями аспирантуры.
По тематике магистерской программы должны быть опубликованы научные статьи в ведущих отечественных и зарубежных журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов, съездов, конгрессов, известные научной общественности.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам.
Реализация основной образовательной программы магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам, наглядным пособиям, аудио-, видео- и мультимедийным материалам, источникам учебной информации, предусмотренным в качестве обязательных в рабочих программах всех учебных дисциплин магистерских профессиональных образовательных программ. Иметь возможность пользоваться терминалами национальной академической сети, Европейского и международного банков данных.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы: "Геодезия и картография", "Экономика и управление", "АПК", "Экономика сельского хозяйства", "Земельные отношения и землеустройство" и др.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу магистра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом, и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современными стендами и оборудованием, позволяющим изучать технологические процессы и проводить научные исследования в соответствии с реализуемым вузами направлением.
6.2.5. Требования к организации практик.
6.2.5.1. Научно-исследовательская практика.
Цель научно-исследовательской практики - подготовить студента к решению задач научно-исследовательского характера по направлению подготовки и к выполнению выпускной квалификационной работы.
Место проведения практики: предприятия, научно-исследовательские организации и учреждения, где возможно изучение материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.
6.2.5.2. Научно-педагогическая практика.
Цель научно-педагогической практики: подготовка магистров к преподаванию дисциплин специализации.
Место проведения практики: специальные кафедры высшего учебного заведения.
6.2.5.3. Аттестация по итогам практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия (вуза). По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, зачтено).
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
560600 Землеустройство и земельный кадастр
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 560600 Землеустройство и земельный кадастр.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
- умения формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Магистр должен знать:
- современные проблемы рационального использования земельных ресурсов, методы проведения землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
- принципы, структуру органов и методы управления земельными ресурсами, нормативно-правовую базу регулирования земельных отношений;
- порядок финансирования и инвестирования проектно-изыскательской и научной деятельности, соответствующие проектно-сметную и отчетную документацию;
- методику проектирования и составления бизнес-планов, анализа вариантов проектирования в области землепользования и землеустройства.
Магистр должен иметь опыт:
- в составлении технических задач на проектирование и проведение научных исследований;
- осуществления проектных работ по землеустройству и ведения земельного кадастра с использованием современных систем, аппаратуры и ЭВМ;
- проведения экономического и экологического обоснования проектов и схем землеустройства;
- оценки состояния использования земельных ресурсов с учетом природных и зональных особенностей;
- осуществления геодезических измерений и других изысканий и обработки их результатов для целей землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель.
Магистр должен уметь:
- формулировать задачи исследования;
- формировать план исследования;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
- формулировать выводы научного исследования.
7.1.3. Специальные требования.
Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом.
7.2. Общие требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.
По желанию студентов вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень примерных экзаменов в аспирантуру по специальностям: 08.05.00. Экономика и управление народным хозяйством; 25.00.26. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.
Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по специальностям: 08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством; 25.00.26. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной образовательной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к выпускной магистерской диссертации.
Магистерская диссертация должна быть представлена в форме рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования России, государственного образовательного стандарта по направлению подготовки магистров 560600 Землеустройство и земельный кадастр и методических рекомендаций УМО по образованию в области землеустройства и кадастров.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению подготовки магистра 560600 Землеустройство и земельный кадастр определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области землеустройства и кадастров, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования России, и государственного образовательного стандарта по направлению подготовки магистра 560600 Землеустройство и земельный кадастр.
Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах в магистратуре, должен соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов по непрофилирующим дисциплинам по специальностям: 08.05.00. Экономика и управление народным хозяйством; 25.00.26. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области землеустройства и кадастров.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Совета Учебно-методического объединения 26 ноября 1999 года, протокол N 2.

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 651200 ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также