НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 651200 ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Регистрационный номер
213 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
651200 ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста по направлению
Энергомашиностроение
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
101100 - Плазменные энергетические установки;
101200 - Двигатели внутреннего сгорания;
101300 - Котло- и реакторостроение;
101400 - Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели;
101700 - Холодильная, криогенная техника и кондиционирование.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основных образовательных программ подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста Энергомашиностроение при очной форме обучения - 5 лет (по образовательной программе 101100 - Плазменные энергетические установки - 5 лет 6 месяцев).
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
Проектирование, исследование, наладка и монтаж энергетического оборудования, организационно-управленческая деятельность.
1.4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
1. Машины, установки, двигатели и аппараты по производству, преобразованию и потреблению различных форм энергии, в том числе:
- паровые и водогрейные котлы и котлы-утилизаторы;
- парогенераторы;
- ядерные реакторы и энергетические установки;
- паровые, газовые турбины и двигатели;
- камеры сгорания;
- теплообменные аппараты;
- тепловые двигатели и установки;
- системы кондиционирования;
- плазменные энергетические установки;
- холодильные установки;
- компрессоры и вакуумные установки.
2. Исполнительные устройства систем управления работы энергетических машин, установок, двигателей и аппаратов.
3. Вспомогательное оборудование, обеспечивающее функционирование энергетических установок и двигателей.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Выпускники по направлению подготовки Энергомашиностроение могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторская и производственно-технологическая;
- исследовательская;
- эксплуатационное и сервисное обслуживание;
- монтажно-наладочная;
- организационно-управленческая.
Конкретные виды профессиональной деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Инженер по направлению подготовки Энергомашиностроение подготовлен к решению следующих видов задач:
а) проектно-конструкторская и производственно-технологическая деятельность:
- разработка узлов и элементов энергетических машин, аппаратов и установок;
- расчет элементов энергетического оборудования;
- разработка технических условий и технических заданий на проектирование нового и замещающего энергетического оборудования;
- выбор критериев оценки и сравнения проектируемого оборудования с учетом требований надежности, технологичности, экономичности, безопасности, охраны окружающей среды и конкурентоспособности;
- организация планирования и хода реализации проектных и конструкторских работ;
- использование информационных технологий при проектировании и конструировании технологического оборудования;
б) исследовательская деятельность:
- исследование рабочих процессов в энергетических машинах, аппаратах и установках, в том числе по заданным программам;
- применение методов анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества и сертификации продукции;
- разработка математических моделей физических процессов, протекающих в энергетических машинах, аппаратах и установках;
- применение методов анализа, синтеза, оптимизации и элементов теории статистики и вероятности при постановке, проведении эксперимента и анализе его результатов;
- разработка алгоритмов и математического обеспечения инженерных расчетов энергетического оборудования;
- использование компьютерных технологий ведения эксперимента и обработки опытных данных;
- анализ состояния динамических характеристик объектов сферы профессиональной деятельности;
в) эксплуатационное и сервисное обслуживание:
- проведение испытаний по определению параметров назначения и оценки работоспособности оборудования;
- выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации;
- наладка энергетических машин, аппаратов и установок;
- руководство проведением работ по техническому обслуживанию двигателей, энергетического оборудования и систем;
- разработка инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования;
г) монтажно-наладочная деятельность:
- организация планирования подготовки хода и контроля монтажных работ по вводу в эксплуатацию энергетического оборудования;
- разработка монтажной и пусконаладочной документации;
- разработка программ и проведение приемосдаточных испытаний энергетического оборудования;
д) организационно-управленческая деятельность:
- внедрение инженерных и конструктивных решений в практику;
- осуществление технического контроля, испытаний и управления качеством в процессе производства;
- оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение заданного уровня качества продукции с учетом международных стандартов ИСО 9000;
- организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений.
1.4.5. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач инженер:
- выполняет работы по проектированию, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управлению, метрологическому обеспечению, техническому контролю;
- способствует полезному использованию природных и материальных ресурсов;
- проводит технико-экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ, содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием, потоками информации;
- разрабатывает методические, нормативные материалы и техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ;
- участвует в работах по осуществлению, разработке проектов и программ исследований, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытанием оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении различной технической документации и подготавливает необходимые обзоры, отзывы, заключения;
- изучает и анализирует необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, использует современные технические средства и информационные технологии;
- составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, технологические карты, контрольные карты, схемы и другую техническую документацию;
- оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;
- осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования, выявляет резервы, устанавливает причины существующих недостатков и неисправностей в работе оборудования, принимает меры по их устранению и повышению эффективности использования;
- следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
- организует работу по повышению научно-технических знаний работников;
- способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки и техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки дипломированного специалиста Энергомашиностроение, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ Государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного
специалиста Энергомашиностроение
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
цикл ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста Энергомашиностроение
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции; ¦ ¦
¦ ¦ лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического¦ ¦
¦ ¦характера; ¦ ¦
¦ ¦ понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая); ¦ ¦
¦ ¦ понятие о свободных и устойчивых словосоче- ¦ ¦
¦ ¦таниях, фразеологических единицах; ¦ ¦
¦ ¦ понятие об основных способах словообразо- ¦ ¦
¦ ¦вания; грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи; понятие об ¦ ¦
¦ ¦обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы; основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля; культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета; ¦ ¦
¦ ¦ говорение; диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребительных¦ ¦
¦ ¦и относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦ аудирование; понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 650900 - ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также