НАПРАВЛЕНИЕ 552400 - ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 23.03.2000)
Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
23 марта 2000 года
Регистрационный номер
186 тех/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 552400 - ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ)
- БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая
характеристика направления
552400 -
Технология продуктов питания
1.1.
Направление утверждено Приказом
Министерства образования Российской
Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень
(квалификация) выпускника - бакалавр
техники и технологии.
Нормативный срок
освоения основной образовательной
программы подготовки бакалавра по
направлению 552400 - Технология продуктов
питания при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика
выпускника.
1.3.1. Объекты
профессиональной деятельности
выпускника.
Объектами
профессиональной деятельности выпускника
являются: продукты питания и сырье
растительного и животного происхождения,
парфюмерно-косметические продукты, а также
технологические процессы их получения и
оборудование, нормативно-техническая
документация, методы и средства испытаний и
контроля качества соответствующего сырья и
готовой продукции.
1.3.2. Виды
профессиональной деятельности
выпускника.
Выпускники по направлению
552400 - Технология продуктов питания
подготовлены к научно-исследовательской
деятельности.
Выпускники по
направлению 552400 - Технология продуктов
питания могут адаптироваться к следующим
видам профессиональной деятельности:
-
производственно-технологическая;
-
организационно-управленческая.
1.3.3.
Задачи профессиональной деятельности
выпускника.
Выпускник по направлению
552400 - Технология продуктов питания
подготовлен к решению следующих
профессиональных задач:
- проведение
научных исследований по отдельным разделам
(этапам, заданиям) темы в соответствии с
утвержденными методиками;
- участие в
выполнении экспериментов;
- проведение
наблюдений и измерений, составление их
описания и формулировка выводов;
-
разработка новых методов и технических
средств испытаний параметров
технологических процессов и качества
продуктов питания (в составе творческого
коллектива).
1.3.4. Квалификационные
требования.
Для решения
профессиональных задач бакалавр:
-
изучает специальную литературу и другую
научно-техническую информацию, достижения
отечественной и зарубежной науки и техники
в области техники и технологии
текстильного производства;
- участвует
в проведении научных исследований или
выполнении технических разработок;
-
осуществляет сбор, обработку, анализ и
систематизацию научно-технической
информации по теме (заданию);
-
принимает участие в разработке, внедрении и
промышленных испытаниях опытных образцов
(партий) новых видов продуктов питания
(изделий);
- составляет отчеты (разделы
отчета) по теме или ее разделу (этапу,
заданию);
- участвует во внедрении
результатов исследований и разработок;
- осуществляет постоянное профессиональное
и личностное совершенствование, проходит
повышение квалификации и переподготовки в
соответствии со спецификой развития
отрасли.
Бакалавр должен знать:
-
новейшие научные и практические достижения
в области профессиональной деятельности;
- технологию производства продуктов
питания;
- технические характеристики и
экономические показатели лучших
отечественных и зарубежных технологий
производства продуктов питания;
-
технические требования, предъявляемые к
сырью, материалам, готовой продукции в
пищевой и перерабатывающей промышленности,
общественном питании;
- стандарты,
технические условия, регламенты и другие
нормативные документы;
- современные
средства вычислительной техники,
коммуникаций и связи;
- основные
требования организации труда при
исследовании технологических процессов
производства продуктов питания;
-
методы исследований, проектирования и
проведения экспериментальных работ;
-
специальную научно-техническую и патентную
литературу по тематике исследований и
разработок;
- назначение, условия
производства и хранения продуктов
питания;
- современные методы и
средства планирования и организации
исследований и разработок, проведения
экспериментов и наблюдений, обобщения и
обработки информации, в том числе с
применением электронно-вычислительной
техники;
- основы трудового
законодательства и организации труда;
-
правила и нормы охраны труда.
1.4.
Возможности продолжения образования
выпускника.
Бакалавр подготовлен к
продолжению образования:
- в
магистратуре по направлению 552400 -
Технология продуктов питания;
-
освоению в сокращенные сроки основных
образовательных программ по направлениям
подготовки дипломированных специалистов
655600 - Технология продуктов питания из
растительного сырья; 655700 - Технология
продовольственных продуктов специального
назначения и общественного питания; 655900 -
Технология сырья и продуктов животного
происхождения.
2. Требования к уровню
подготовки абитуриента
2.1.
Предшествующий уровень образования
абитуриента - среднее (полное) общее
образование.
2.2. Абитуриент должен
иметь документ государственного образца о
среднем (полном) общем образовании, или
среднем профессиональном образовании, или
начальном профессиональном образовании,
если в нем есть запись о получении
предъявителем среднего (полного) общего
образования, или высшем профессиональном
образовании.
3. Общие требования к
основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 552400 -
Технология
продуктов питания
3.1.
Основная образовательная программа
подготовки бакалавра разрабатывается на
основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в
себя учебный план, программы учебных
дисциплин, программы учебных и
производственных практик.
3.2.
Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной
программы подготовки бакалавра, к условиям
ее реализации и срокам ее освоения
определяются настоящим государственным
образовательным стандартом.
3.3.
Основная образовательная программа
подготовки бакалавра формируется из
дисциплин федерального компонента,
дисциплин национально-регионального
(вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных
дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору
студента в каждом цикле должны
содержательно дополнять дисциплины,
указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа
подготовки бакалавра должна
предусматривать изучение студентом
следующих циклов дисциплин и итоговую
аттестацию:
цикл ГСЭ - общие
гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие
математические и естественнонаучные
дисциплины;
цикл ОПД -
общепрофессиональные дисциплины;
цикл
СД - специальные дисциплины;
ФТД -
факультативные дисциплины.
3.5.
Содержание национально-регионального
компонента основной образовательной
программы подготовки бакалавра должно
обеспечивать подготовку выпускника в
соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным
стандартом.
4. Требования к обязательному
минимуму содержания
основной
образовательной программы подготовки
бакалавра
по направлению 552400-
Технология продуктов питания
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦
Индекс ¦ Наименование дисциплин и их
основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦
¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и
социально-экономические ¦1800 ¦
¦
¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент
¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык
¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции
звуков, интонации, ¦ ¦
¦
¦акцентуации и ритма нейтральной речи в
¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные
особенности полного ¦ ¦
¦
¦стиля произношения, характерные для сферы
¦ ¦
¦ ¦профессиональной
коммуникации; чтение ¦ ¦
¦
¦транскрипции; лексический минимум в
объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных
лексических единиц общего и ¦ ¦
¦
¦терминологического характера;
¦ ¦
¦ ¦ понятие дифференциации
лексики по сферам ¦ ¦
¦
¦применения (бытовая, терминологическая,
¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная
и другая); понятие о ¦ ¦
¦
¦свободных и устойчивых словосочетаниях,
¦ ¦
¦ ¦фразеологических
единицах; понятие об основных¦ ¦
¦
¦способах словообразования; ¦
¦
¦ ¦ грамматические навыки,
обеспечивающие ¦ ¦
¦
¦коммуникацию общего характера без
искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при
письменном и устном общении; ¦ ¦
¦
¦основные грамматические явления,
характерные ¦ ¦
¦ ¦для
профессиональной речи; ¦ ¦
¦ ¦ понятие об обиходно-литературном,
официально-¦ ¦
¦ ¦деловом,
научном стилях, стиле художественной ¦
¦
¦ ¦литературы; основные
особенности научного ¦ ¦
¦
¦стиля; культура и традиции стран
изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка,
правила речевого этикета; ¦ ¦
¦ ¦ говорение; диалогическая и
монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с
использованием наиболее употребительных¦
¦
¦ ¦и относительно простых
лексико-грамматических ¦ ¦
¦
¦средств в основных коммуникативных
ситуациях ¦ ¦
¦
¦неофициального и официального общения;
основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи
(устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦
¦ аудирование; понимание диалогической и
¦ ¦
¦ ¦монологической речи в
сфере бытовой и ¦ ¦
¦
¦профессиональной коммуникации; чтение;
виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные
прагматические тексты и ¦ ¦
¦
¦тексты по широкому и узкому профилю ¦
¦
¦ ¦специальности;
¦ ¦
¦ ¦ письмо; виды речевых
произведений: аннотация,¦ ¦
¦
¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо,
¦ ¦
¦ ¦деловое письмо,
биография ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура
¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в
общекультурной и ¦ ¦
¦
¦профессиональной подготовке студентов; ее
¦ ¦
¦
¦социально-биологические основы;
физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и
спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство
Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации
о физической культуре и спорте; ¦ ¦
¦ ¦физическая культура личности;
¦ ¦
¦ ¦ основы здорового
образа жизни студента; ¦ ¦
¦
¦особенности использования средств
физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для
оптимизации работоспособности; ¦ ¦
¦ ¦ общая физическая и специальная
подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе
физического воспитания; спорт; ¦ ¦
¦ ¦индивидуальный выбор видов спорта
или систем ¦ ¦
¦ ¦физических
упражнений; профессионально- ¦ ¦
¦
¦прикладная физическая подготовка
студентов; ¦ ¦
¦ ¦основы
методики самостоятельных занятий и ¦
¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием
своего организма ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история
¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы,
функции исторического ¦ ¦
¦
¦знания; методы и источники изучения
истории; ¦ ¦
¦ ¦понятие и
классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника; отечественная
историография в ¦ ¦
¦
¦прошлом и настоящем: общее и особенное;
¦ ¦
¦ ¦методология и теория
исторической науки; ¦ ¦
¦
¦история России - неотъемлемая часть
всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории;
¦ ¦
¦ ¦ античное
наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦
¦переселения народов; проблема
этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных
славян; основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности; древняя Русь
и кочевники; ¦ ¦
¦
¦византийско-древнерусские связи;
особенности ¦ ¦
¦ ¦социального
строя Древней Руси; этнокультурные¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы
становления ¦ ¦
¦ ¦русской
государственности; принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства; распространение
ислама; эволюция¦ ¦
¦
¦восточнославянской государственности в ХI
- ¦ ¦
¦ ¦XII вв.;
социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв.; Русь
и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы
взаимовлияния; Россия и средневековые¦
¦
¦ ¦государства Европы и Азии;
специфика ¦ ¦
¦
¦формирования единого российского
государства; ¦ ¦
¦ ¦возвышение
Москвы; формирование сословной ¦ ¦
¦ ¦системы организации общества;
реформы Петра I;¦ ¦
¦ ¦век
Екатерины; предпосылки