СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 311700 - ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА. КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА - ИХТИОЛОГ-РЫБОВОД (утв. Минобразованием РФ 23.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
23 марта 2000 года
Согласовано
Заместитель Председателя
Государственного комитета
Российской Федерации
по рыболовству
В.В.ГАЛАГАН
21 марта 2000 года
Регистрационный
номер
188с/сп
Вводится в действие
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 311700 - ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА
КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА - ИХТИОЛОГ-РЫБОВОД
1. Общая характеристика специальности
311700 - Водные биоресурсы и аквакультура
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - ихтиолог-рыбовод.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки ихтиолога-рыбовода по специальности 311700 - Водные биоресурсы и аквакультура при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: экосистемы естественных и искусственных водоемов, гидробионты; технологические процессы искусственного воспроизводства и выращивания гидробионтов, оборудование предприятий аквакультуры.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускники по специальности 311700 - Водные биоресурсы и аквакультура могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая;
- научно-исследовательская;
- проектная.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Ихтиолог-рыбовод подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
а) производственно-технологическая деятельность:
- контроль за состоянием рыбохозяйственных водоемов;
- контроль за рациональным использованием водных биоресурсов;
- контроль за качеством выращиваемых объектов аквакультуры, параметрами среды и технологическими процессами;
б) организационно-управленческая деятельность:
- организация работы коллектива сотрудников и исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;
- нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности, сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определении оптимальных решений;
- разрешение конфликтов, возникающих в результате эксплуатации рыбохозяйственных водоемов;
- организация управления водными биоресурсами и предприятиями аквакультуры;
в) научно-исследовательская деятельность:
- анализ состояния и динамики объектов деятельности (водных экосистем, гидробионтов, сырьевой и добывающей базы, объектов аквакультуры, технологических процессов) с использованием необходимых методов и средств анализа;
- разработка планов, программ, методик проведения исследований водных биоресурсов, прогнозов состояния сырьевой базы водоемов и их продуктивности, совершенствования технологических процессов аквакультуры;
г) проектная деятельность:
- разработка обоснований и мероприятий по рациональной эксплуатации рыбохозяйственных водоемов, охраны и воспроизводства гидробионтов;
- формулирование целей проектов, выявление приоритетов проектных решений с учетом нравственных аспектов деятельности и интересов устойчивого развития.
1.3.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач ихтиолог-рыбовод:
- выполняет работы в области производственной, научно-исследовательской и проектной деятельности по информационному обслуживанию, организации производства, труда и управлению, рыбоводно-биологическому контролю;
- обеспечивает полезное использование водных биоресурсов, энергии и материалов;
- разрабатывает методические и нормативные материалы, документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ;
- комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, содействует подготовке технологического процесса, обеспечению необходимыми научными данными, материалами, оборудованием;
- участвует в работах по осуществлению исследований, разработке проектов и программ, связанных с рациональным использованием водных биоресурсов и аквакультурой, участвует в подготовке необходимых обзоров, заключений, проектных заданий, отчетов о научно-исследовательской работе;
- изучает и анализирует необходимую информацию, биологические данные, результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, используя современные технические средства;
- составляет графики работ, пояснительные записки, схемы и другую рыбоводно-биологическую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в установленные сроки;
- оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;
- осуществляет экспертизу проектов предприятий аквакультуры, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования, гидротехнических сооружений, выявляет резервы, устанавливает причины существенных недостатков и неисправностей в его работе, принимает меры по его устранению и повышению эффективности использования;
- следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
- организует работу по повышению научно-биологических знаний работников;
- способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Ихтиолог-рыбовод, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 311700 - Водные биоресурсы и аквакультура, подготовлен к обучению в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
311700 - Водные биоресурсы и аквакультура
3.1. Основная образовательная программа подготовки ихтиолога-рыбовода разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственной практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки ихтиолога-рыбовода, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки ихтиолога-рыбовода формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки ихтиолога-рыбовода должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общие профессиональные дисциплины направления;
цикл СД - дисциплины специальности и дисциплины специализаций;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки ихтиолога-рыбовода должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы подготовки
ихтиолога-рыбовода по специальности 311700 - Водные
биоресурсы и аквакультура
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции; лексический минимум в объеме 4000 ¦ ¦
¦ ¦учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера; понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая); понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах; понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования; грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера без ¦ ¦
¦ ¦искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи; понятие ¦ ¦
¦ ¦об обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле художественной литературы; ¦ ¦
¦ ¦основные особенности научного стиля; культура и ¦ ¦
¦ ¦традиции стран изучаемого языка, правила ¦ ¦
¦ ¦речевого этикета; говорение; диалогическая и ¦ ¦
¦ ¦монологическая речь с использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых лексико- ¦ ¦
¦ ¦грамматических средств в основных ¦ ¦
¦ ¦коммуникативных ситуациях неофициального и ¦ ¦
¦ ¦официального общения; основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад); аудирование; ¦ ¦
¦ ¦понимание диалогической и монологической речи в ¦ ¦
¦ ¦сфере бытовой и профессиональной коммуникации; ¦ ¦
¦ ¦чтение; виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности; письмо; виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности; основы здорового образа жизни ¦ ¦
¦ ¦студента; особенности использования средств ¦ ¦
¦ ¦физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности; общая физическая и ¦ ¦
¦ ¦специальная подготовка в системе физического ¦ ¦
¦ ¦воспитания; спорт; индивидуальный выбор видов ¦ ¦
¦ ¦спорта или систем физических упражнений; ¦ ¦
¦ ¦профессионально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов; основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы

РАСПОРЯЖЕНИЕ Госкомимущества РФ от 30.06.1994 n 1815-р (ред. от 17.03.1995, с изм. от 23.03.2000) <О ПЛАНЕ ПРИВАТИЗАЦИИ И УСТАВЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ОТКРЫТОГО ТИПА ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС ШЕРЕМЕТЬЕВО-2>  »
Постановления и Указы »
Читайте также