ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ (утв. Минобразованием РФ 20.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Б.А.ВИНОГРАДОВ
20 марта 2000 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНЫХ
(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
"МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ"
Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) органов управления образованием по дополнительной профессиональной образовательной программе "Менеджмент в образовании" согласованы с Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования, Департаментом общего среднего образования, Управлением дошкольного образования Минобразования России, Учебно-методическим объединением высших учебных заведений по педагогическому образованию.
Данные Требования рассмотрены на Совете по проблемам повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобразования России.
1. Общая характеристика профессиональной
переподготовки руководителей региональных
и муниципальных органов управления образованием
1.1. Назначением Требований к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки (далее - Требования) является переподготовка руководителей, а также специалистов органов управления образованием по программе "Менеджмент в образовании". Требования основываются на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ, разработаны на основе Приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации N 1221 от 18 июня 1997 года "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" и Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610).
Оформление Требований (макет) соответствует утвержденным макетам государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ МО РФ N 286 от 14.09.99 "Об утверждении макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и требований - федерального компонента - к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника").
1.2. Требования рассчитаны на профессиональную переподготовку действующих руководителей и специалистов органов управления образованием, а также для подготовки резерва кадров в области управления образованием. Профессиональная переподготовка по дополнительным образовательным программам "Менеджмент в образовании" осуществляется на базе высшего профессионального образования. Обеспечена корреляция Требований с основными образовательными программами высшего профессионального педагогического образования по специальностям (по отрасли): 061200 - Менеджмент в социальной сфере, 061000 - Государственное и муниципальное управление.
1.3. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы - 1200 часов.
1.4. Целью данной программы является профессиональная переподготовка руководителей органов управления образованием к следующим видам деятельности:
- управленческая;
- организационная;
- информационно-аналитическая;
- проектно-исследовательская;
- финансово-экономическая;
- административно-хозяйственная;
- инновационная;
- методическая.
1.5. Сферами профессиональной деятельности слушателей являются муниципальные и региональные органы управления образованием.
1.6. Профессиональная переподготовка по программе "Менеджмент в образовании" предоставляет возможность занятия должностей руководителей и специалистов в органах управления образованием субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) органов управления образованием.
2. Требования к уровню подготовки лиц,
успешно завершивших освоение дополнительной
профессиональной образовательной программы
"Менеджмент в образовании"
Менеджеру образования необходимо:
знать:
- Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области образования, а также другие законодательные и нормативные отраслевые акты (СД.06);
- основы российского административного, гражданского и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров (ОПД.02, ОПД.03);
- правовые нормы выдвижения законодательных инициатив в области образования (СД.06);
- порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения (СД.06);
- правовые аспекты взаимодействия органов управления образованием с семьей, общественными, государственно-общественными, негосударственными, государственными структурами и образовательными учреждениями (СД.06);
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности, структуру гражданской обороны, ее предназначение и задачи (СД.05);
- основы экономической теории (в том числе особенности экономики переходного периода) (ОПД.01);
- сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики (ОПД.09);
- основы экономической деятельности и методы привлечения дополнительных внебюджетных средств в сфере образования (СД.07, ОПД.08);
- основы исчисления заработной платы и организации труда работников региональных и муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений (СД.06);
- основы бухгалтерского учета (ОПД.10);
- перспективные направления в развитии образовательных систем и государственной политики в области образования (СД.01);
- сущность, основные задачи и методы осуществления управленческой деятельности (СД.04);
- виды и закономерности общения и коммуникативных процессов в образовательных системах (ОПД.08, ОПД.07);
- закономерности осуществления педагогического процесса и современные психолого-педагогические теории и технологии обучения, воспитания и развития (СД.01, СД.02);
- основные принципы построения эффективной системы управления образовательными системами муниципального и регионального уровней (СД.03);
- основы системного анализа, методы анализа и оценки внешней среды, влияющей на функционирование и развитие образования (ОПД.06, СД.03);
- основы прогнозирования и учета позитивных и негативных тенденций в развитии образовательных систем, основы планирования развития образовательных систем муниципального и регионального уровней (ОПД.06, ОПД.11, СД.03, СД.11);
- содержание, функции и методы организации работы муниципальных и региональных органов управления образованием и государственно-общественных организаций, участвующих в управлении (СД.03);
- принципы формирования организационных структур муниципальных и региональных органов управления образованием, принципы эффективного распределения полномочий и ответственности между специалистами органов управления образованием (СД.03);
- принципы структурирования, методы проектирования структур управления образованием (СД.03);
- содержание и эффективные методы государственного контроля за результатами деятельности образовательных учреждений (СД.03);
- методы построения системы осуществления государственной аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений (СД.03);
- основы инновационной деятельности в сфере образования (СД.03);
- теоретические основы и методы управления образовательными учреждениями (СД.04);
- информационные технологии, применяемые в управлении образованием (СД.09);
- методы проектирования информационно-аналитических систем управления образованием муниципального и регионального уровней (СД.03, СД.09, СД.10);
- критерии оценки качества оперативного, тактического и стратегического планирования, функционирования и развития образовательных систем муниципального и регионального уровней; принципы и методы разработки планов деятельности (СД.03);
- методы эффективного руководства персоналом; различные модели и методы мотивации сотрудников; системы стимулирования труда управленческих и педагогических кадров (СД.05);
- стили руководства персоналом и условия их эффективного использования (СД.04);
уметь:
- ставить цели по поддержанию стабильности функционирования образования в регионе и планировать меры по их достижению (СД.02);
- прогнозировать и оценивать изменения внешних условий для организации деятельности муниципальных и региональных образовательных систем (СД.01, СД.02);
- ставить перспективные цели развития образования и разрабатывать стратегии развития образования в регионе и муниципальном округе (СД.03, СД.11);
- организовывать успешное освоение инноваций, направленных на совершенствование муниципальных и региональных образовательных систем и управления ими (СД.03);
- анализировать внутренние резервы образовательных систем, выявлять скрытые проблемы и находить эффективные пути их решения (СД.03);
- прогнозировать и оценивать последствия решений по развитию муниципальных и региональных образовательных систем и систем управления ими (СД.03, СД.11);
- прогнозировать развитие потребностей в области дошкольного, основного (в том числе начального) и дополнительного образования учащихся, а также профессионального образования всех уровней (в том числе и дополнительного) в регионе и муниципальном округе (СД.01, СД.02);
- оценивать качество планов развития образовательных систем и определять направления совершенствования планирования региональных и муниципальных органов управления образованием (СД.03, СД.10);
- определять направления совершенствования системы контроля за состоянием и результатами образования в регионе и муниципальном округе (СД.03, СД.10);
- оценивать результативность аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров, разрабатывать меры по ее совершенствованию (СД.03, СД.10);
- оценивать качество организации управления образованием и определять направление совершенствования организационных структур (СД.03, СД.10);
- анализировать экономическую ситуацию в образовании, прогнозировать ее развитие; находить способы поддержания устойчивого состояния и улучшения экономического положения образовательных систем (СД.07);
- разрабатывать экономическое обоснование программ и инновационных проектов развития образования в регионе и муниципальном округе (СД.07);
- анализировать хозяйственную деятельность экономических единиц образовательной системы и разрабатывать обоснованные решения по ее совершенствованию (СД.07);
- составлять учебно-методические и нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность образовательной системы (СД.06, СД.08);
- использовать информационные технологии, применяемые в управлении образовательными системами (СД.09);
- организовывать ведение делопроизводства региональных и муниципальных органов управления образованием (СД.06, СД.08);
владеть:
- методами системного анализа показателей, характеризующих качество образования в регионе и муниципальном округе (СД.03, СД.04, СД.10);
- методами разработки и экспертизы инновационных проектов, образовательных концепций, программ развития, рекомендаций, положений по вопросам образовательной и управленческой деятельности в образовательных учреждениях, а также на муниципальном и региональном уровнях (СД.02, СД.03);
- методами психолого-педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания и коррекции состояния образовательных систем муниципального и регионального уровней с учетом различных социокультурных условий (СД.02);
- основами социологического анализа и прогнозирования; методами социологических исследований в образовании (ОПД.11);
- методами маркетинговых исследований в сфере образования (ОПД.06);
- технологиями решения коммуникативных задач; навыками и приемами делового общения; приемами ведения деловых бесед, совещаний и переговоров (ОПД.08);
- средствами предупреждения и разрешения конфликтов в трудовых коллективах (СД.03).
3. Обязательный минимум содержания
программ профессиональной переподготовки
руководителей региональных и муниципальных
органов управления образованием
-----------T-----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплины ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦ 510 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.01 ¦Экономическая теория ¦ 70 ¦
¦ ¦Предмет экономической науки; введение в ¦ ¦
¦ ¦экономику (основы экономического анализа, ¦ ¦
¦ ¦основы обмена, функционирование конкурентного ¦ ¦
¦ ¦рынка, основы государственного сектора); ¦ ¦
¦ ¦основные понятия собственности: экономические и¦ ¦
¦ ¦правовые аспекты; введение в макроэкономику; ¦ ¦
¦ ¦деньги, денежное обращение и денежная политика;¦ ¦
¦ ¦национальный доход, совокупные расходы, спрос, ¦ ¦
¦ ¦предложение, ценовый уровень, фискальная ¦ ¦
¦ ¦политика; макроэкономические проблемы инфляции ¦ ¦
¦ ¦и безработицы; основные макроэкономические ¦ ¦
¦ ¦школы; мировая экономика и экономический рост; ¦ ¦
¦ ¦спрос, потребительский выбор, издержки и ¦ ¦
¦ ¦предложение; формы конкуренции; структура ¦ ¦
¦ ¦бизнеса; регулирование и дерегулирование; ¦ ¦
¦ ¦факторные рынки и распределение доходов; ¦ ¦
¦ ¦сравнительные экономические системы, ¦ ¦
¦ ¦особенности экономики переходного периода ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.02 ¦Основы административного и гражданского права ¦ 40 ¦

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ (утв. Минобразованием РФ 20.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также