ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ (утв. Минобразованием РФ 20.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
А.Ф.КИСЕЛЕВ
20 марта 2000 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ "МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ"
Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений по дополнительной профессиональной образовательной программе "Менеджмент в образовании" согласованы с Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования, Департаментом общего среднего образования, Управлением дошкольного образования Минобразования России, Учебно-методическим объединением высших учебных заведений по педагогическому образованию.
Данные Требования рассмотрены на Совете по проблемам повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобразования России.
1. Общая характеристика
профессиональной переподготовки руководителей
дошкольных образовательных и общеобразовательных
учреждений
1.1. Назначением Требований к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки (далее - Требования) является переподготовка руководителей образовательных учреждений по программе "Менеджмент в образовании". Требования основываются на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. 12-ФЗ, разработаны на основе Приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации N 1221 от 18 июня 1997 года "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" и Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610).
Оформление Требований (макет) соответствует утвержденным макетам государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ МО РФ N 286 от 14.09.1999 "Об утверждении макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и требований - федерального компонента - к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника").
1.2. Требования рассчитаны на профессиональную переподготовку в области управления действующих руководителей учреждений дошкольного и общего (школьного) образования, а также подготовку резерва кадров. Профессиональная переподготовка по дополнительным образовательным программам "Менеджмент в образовании" осуществляется на базе высшего профессионального образования. Обеспечена корреляция с основными образовательными программами высшего профессионального педагогического образования по специальности 061200 - Менеджмент в социальной сфере.
1.3. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы - 1200 часов.
1.4. Целью данной программы является подготовка руководителя учреждения образования к следующим видам деятельности:
- управленческая;
- организационная;
- информационно-аналитическая;
- финансово-экономическая;
- административно-хозяйственная;
- инновационная;
- методическая.
1.5. Сферами профессиональной деятельности лиц, освоивших программу, являются дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения.
1.6. Профессиональная переподготовка по программе "Менеджмент в образовании" при наличии высшего профессионального образования предоставляет возможность занятия должностей директора, заместителя директора, руководителя структурного подразделения педагогических учреждений.
2. Требования к уровню подготовки лиц,
успешно завершивших освоение дополнительной
профессиональной образовательной программы
"Менеджмент в образовании"
Менеджеру образования необходимо:
знать:
- Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области образования, а также законодательные, нормативные и правовые отраслевые акты (ОПД.02);
- основы российского административного, гражданского и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров (ОПД.02);
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; структуру гражданской обороны, ее предназначение и задачи (ОПД.04);
- правовые аспекты взаимодействия образовательного учреждения с семьей, общественными, общественно-государственными, негосударственными, государственными структурами и образовательными учреждениями (СД.02, ОПД.02);
- порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения (ОПД.02);
- перспективные направления в развитии образовательных систем и государственной политики в области образования (ОД.01, СД.04, СД.02);
- основы прогнозирования развития образовательных систем с учетом позитивных и негативных тенденций и адекватное планирование развития (ОПД.05, СД.04, СД.02);
- закономерности педагогического процесса, современные психолого-педагогические теории и технологии обучения, воспитания и развития (СД.01, СД.02, СД.04);
- закономерности возрастной психологии (ОПД.03);
- особенности детей с отклонениями в развитии и специфику их обучения, развития и воспитания (ОПД.03, ОПД.04, СД.02);
- сущность и основные задачи управленческой деятельности (ОПД.03, СД.02, СД.03);
- базовые варианты организационных структур образовательных учреждений (СД.02, СД.03);
- основные принципы построения системы управления образовательным учреждением (ОПД.06, СД.02, СД.03);
- эффективные методы контроля качества образования и деятельности сотрудников образовательного учреждения (СД.03);
- основы системного анализа, методы анализа и оценки внешней среды (ОПД.06, ОПД.07, ОПД.05, СД.02);
- основы планирования: виды планов, назначение, принципы и методы их разработки, критерии оценки качества планов (СД.03);
- основы аттестации педагогических кадров; подготовку и проведение лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений (СД.02);
- принципы эффективного распределения полномочий и ответственности при управлении образовательным учреждением (СД.06, СД.03);
- методы эффективного руководства персоналом; различные модели и методы мотивации сотрудников; системы стимулирования (СД.06);
- эффективные стили руководства коллективом (ОПД.05, ОПД.06, СД.03);
- методы создания и поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе (ОПД.05, ОПД.07,
СД.03, СД.06);
- виды и закономерности общения; коммуникативные процессы в образовательных учреждениях (ОПД.07, СД.03, СД.06);
- основы организации и проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования (СД.04, СД.05, СД.11, СДФ.01);
- основы организации экономической деятельности учреждения (ОПД.01, СД.07);
- методы привлечения дополнительных внебюджетных средств (СД.07);
- основы бухгалтерского учета (СД.07);
- основы организации труда и заработной платы работников образовательных учреждений (СД.07);
- основы делопроизводства в образовательном учреждении (СД.08);
- информационные технологии, применяемые в образовательном процессе и управлении образовательными учреждениями (СД.09);
уметь:
- выделять актуальные и перспективные цели развития образовательного учреждения, планировать мероприятия по их достижению (СД.04);
- разрабатывать стратегию и тактику развития образовательных учреждений (СД.02, СД.03);
- прогнозировать и оценивать изменения внешних условий, влияющих на деятельность образовательного учреждения (СД.02, СД.04);
- анализировать внутренние возможности образовательного учреждения, выявлять скрытые резервы, вычленять проблемы и находить эффективные пути их решения (СД.02);
- организовать образовательный процесс, ориентированный на воспитание и развитие личности ребенка (ОПД.06, СД.04, СД.01);
- анализировать и оценивать инновационную деятельность в образовательном учреждении; организовывать успешное освоение нововведений (СД.05);
- выделить полное (системное) описание образовательного учреждения (СД.04);
- давать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния (ОПД.07);
- оценивать качество организации управления учреждением и выделять направления организационного совершенствования (ОПД.05, СД.02, СД.03);
- определять направления совершенствования контроля в образовательном учреждении (ОПД.05, СД.03);
- адекватно оценивать качество планов деятельности образовательных учреждений и выделять направления совершенствования планирования (ОПД.05, СД.03);
- принимать решения, прогнозировать и оценивать последствия своих решений (СД.03);
- составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения, организовывать делопроизводство (ОПД.02, СД.07, СД.08);
- использовать информационные технологии, применяемые в управлении образовательными учреждениями (СД.09);
- контролировать и анализировать хозяйственную деятельность экономических единиц (СД.07);
- осуществлять посредничество между различными общественными государственными структурами (ОПД.02, СД.02);
владеть:
- методами системного анализа показателей, характеризующих деятельность образовательного учреждения (СД.02, СД.04);
- средствами анализа уровня профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения (СД.03, СД.04, СД.06);
- методами разработки программ развития образовательных учреждений (СД.04);
- методами разработки учебно-программной документации для обеспечения развития образовательных систем: реализации образовательных концепций учебных программ, учебных авторских курсов и т.д. (СД.04);
- навыками по организации безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях (ОПД.04);
- методами психолого-педагогической диагностики; методами проектирования, реализации, мониторинга развития, экспертизы и коррекции образовательных систем (с учетом различных социокультурных условий) (ОПД.06, ОПД.07, СД.04, СД.03);
- методами маркетинговых исследований в социальной сфере (ОПД.06);
- технологиями решения коммуникативных задач; навыками и приемами делового общения (ОПД.08);
- средствами предупреждения и разрешения конфликтов в коллективе (ОПД.07, СД.03, СД.06);
- приемами психодиагностики и психической саморегуляции (ОПД.07);
- методами составления сметы доходов и расходов образовательного учреждения (СД.07);
- основами социологического анализа и прогнозирования, методами социологических исследований (СД.04, СД.03, СД.11).
3. Обязательный минимум содержания программы
профессиональной переподготовки руководителей
дошкольных и общеобразовательных учреждений
по программе "Менеджмент в образовании"
-----------T-----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплины ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦ 510 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.01 ¦Экономическая теория ¦ 70 ¦
¦ ¦Предмет экономической науки; введение в ¦ ¦
¦ ¦экономику (основы экономического анализа, ¦ ¦
¦ ¦основы обмена, функционирование конкурентного ¦ ¦
¦ ¦рынка, основы государственного сектора); ¦ ¦
¦ ¦основные понятия собственности: экономические и¦ ¦
¦ ¦правовые аспекты; введение в макроэкономику; ¦ ¦
¦ ¦деньги, денежное обращение и денежная политика;¦ ¦
¦ ¦национальный доход, совокупные расходы, спрос, ¦ ¦
¦ ¦предложение, ценовой уровень, фискальная ¦ ¦
¦ ¦политика: макроэкономические проблемы инфляции ¦ ¦
¦ ¦и безработицы; основные макроэкономические ¦ ¦
¦ ¦школы; мировая экономика и экономический рост; ¦ ¦
¦ ¦спрос, потребительский выбор, издержки и ¦ ¦
¦ ¦предложение; формы конкуренции; структура ¦ ¦
¦ ¦бизнеса; регулирование и дерегулирование; ¦ ¦
¦ ¦факторные рынки и распределение доходов; ¦ ¦
¦ ¦сравнительные экономические системы, ¦ ¦
¦ ¦особенности экономики переходного периода ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.02 ¦Основы права ¦ 90 ¦
¦ ¦Конституционные основы правовой системы и ее ¦ ¦
¦ ¦структура. Право в социальной и образовательной¦ ¦
¦ ¦сфере. Закон Российской Федерации "Об ¦ ¦
¦ ¦образовании". Права ребенка. Конвенция о правах¦ ¦
¦ ¦ребенка. Международные правовые нормы в сфере ¦ ¦
¦ ¦образования. Правовые основы деятельности ¦ ¦
¦ ¦работников образования, механизмы реализации и ¦ ¦
¦ ¦защиты их прав. Основы административного права.¦ ¦
¦ ¦Понятие административного права. ¦ ¦
¦ ¦Административно-правовой механизм регулирования¦ ¦
¦ ¦общественных отношений. Административная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Административное взыскание. ¦ ¦
¦ ¦Дисциплинарное принуждение. Дисциплинарная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Правовые основы управления в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Гражданское право. Понятие ¦ ¦
¦ ¦гражданского права, основы его регулирования, ¦ ¦
¦ ¦гражданское процессуальное право, Гражданский ¦ ¦
¦ ¦кодекс. ¦ ¦
¦

ПРИКАЗ Минсельхозпрода РФ от 20.03.2000 n 215 О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА  »
Постановления и Указы »
Читайте также