СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020700 - ИСТОРИЯ. КВАЛИФИКАЦИИ - ИСТОРИК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель Министра
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
308гум/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
020700 - ИСТОРИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ - ИСТОРИК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ
1. Общая характеристика специальности
020700 - История
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - историк, преподаватель истории. Нормативный срок освоения образовательной программы подготовки - 5 лет по специальности 020700 "История".
1.3. Квалификационная характеристика выпускника по специальности 020700 - История.
Основными областями профессиональной деятельности выпускника являются:
- образовательная (работа в средних и средних специальных учебных заведениях, гимназиях и лицеях, в высших учебных заведениях);
- научно-исследовательская (работа в вузовских лабораториях, НИИ, библиотеках, архивах, музеях);
- культурно-просветительская (работа в организациях и учреждениях культуры);
- экспертно-аналитическая (работа в аналитических центрах, общественных и государственных организациях);
- организационно-управленческая (работа в органах государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления).
Основные виды профессиональной деятельности выпускника связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника музеев, библиотек, архивов, консультанта и эксперта.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника по специальности 020700 - История.
Выпускник, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020700 - История, должен быть подготовлен:
- к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой;
- к обучению в магистратуре и аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовленности абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной
образовательной программе подготовки выпускника
по специальности 020700 - История
3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускника разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки выпускника состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки выпускника должно обеспечивать его подготовку в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
выпускника по специальности 020700 - История
---------T--------------------------------------------T----------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ <1> ¦Общие гуманитарные и социально-экономические¦1800 часов¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦800 часов ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изу- ¦ ¦
¦ ¦чаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение транс-¦ ¦
¦ ¦крипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 400 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологичес- ¦ ¦
¦ ¦кого характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и др.). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосоче- ¦ ¦
¦ ¦таниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразова- ¦ ¦
¦ ¦ния. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, ¦ ¦
¦ ¦официально-деловом, научном стилях, стиле ¦ ¦
¦ ¦художественной литературы. Основные особен- ¦ ¦
¦ ¦ности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребитель-¦ ¦
¦ ¦ных и относительно простых лексико-граммати-¦ ¦
¦ ¦ческих средств в основных коммуникативных ¦ ¦
¦ ¦ситуациях неофициального и официального ¦ ¦
¦ ¦общения. Основы публичной речи (устное ¦ ¦
¦ ¦общение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической ¦ ¦
¦ ¦и монологической речи в сфере бытовой ¦ ¦
¦ ¦и профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагмати- ¦ ¦
¦ ¦ческие тексты и тексты по широкому и узкому ¦ ¦
¦ ¦профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннота- ¦ ¦
¦ ¦ция, реферат, тезисы, сообщения, частное ¦ ¦
¦ ¦письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 часов ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦(см. п. ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического ¦6.1.2) ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории.¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического источ-¦ ¦
¦ ¦ника. Отечественная историография в прошлом ¦ ¦
¦ ¦и настоящем: общее и особенное. Методология ¦ ¦
¦ ¦и теория исторической науки. История России ¦ ¦
¦ ¦- неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселе-¦ ¦
¦ ¦ния народов. Проблема этногенеза восточных ¦ ¦
¦ ¦славян. Основные этапы становления госу- ¦ ¦
¦ ¦дарственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультур-¦ ¦
¦ ¦ные и социально-политические процессы ста- ¦ ¦
¦ ¦новления русской государственности. Принятие¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволю-¦ ¦
¦ ¦ция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические измене- ¦ ¦
¦ ¦ния в русских землях в ХIII - XV вв. Русь и ¦ ¦
¦ ¦Орда: проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого россий-¦ ¦
¦ ¦ского государства. Возвышение Москвы. Фор- ¦ ¦
¦ ¦мирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания рос- ¦ ¦
¦ ¦сийского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладе- ¦ ¦
¦ ¦ния. Крепостное право в России. Мануфактур- ¦ ¦
¦ ¦но-промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России. Русская культура XIX¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобали-¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов. Проблема эко- ¦ ¦
¦ ¦номического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общест- ¦ ¦
¦ ¦ва. Столкновения тенденций интернационализма¦ ¦
¦ ¦и национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потреб- ¦ ¦
¦ ¦ность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенацио-¦ ¦
¦ ¦нального кризиса. Революция 1917 г. Граждан-¦ ¦
¦ ¦ская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социа- ¦ ¦
¦ ¦льно-экономическое развитие страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦годы. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономи-¦ ¦
¦ ¦ческие преобразования в 30-е годы. Усиление ¦ ¦
¦ ¦режима личной власти Сталина. Сопротивление

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 013900 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ РАДИОФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ФИЗИК (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также