СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020700 - ИСТОРИЯ. КВАЛИФИКАЦИИ - ИСТОРИК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель Министра
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
308гум/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
020700 - ИСТОРИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ - ИСТОРИК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ
1. Общая характеристика специальности
020700 - История
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - историк, преподаватель истории. Нормативный срок освоения образовательной программы подготовки - 5 лет по специальности 020700 "История".
1.3. Квалификационная характеристика выпускника по специальности 020700 - История.
Основными областями профессиональной деятельности выпускника являются:
- образовательная (работа в средних и средних специальных учебных заведениях, гимназиях и лицеях, в высших учебных заведениях);
- научно-исследовательская (работа в вузовских лабораториях, НИИ, библиотеках, архивах, музеях);
- культурно-просветительская (работа в организациях и учреждениях культуры);
- экспертно-аналитическая (работа в аналитических центрах, общественных и государственных организациях);
- организационно-управленческая (работа в органах государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления).
Основные виды профессиональной деятельности выпускника связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника музеев, библиотек, архивов, консультанта и эксперта.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника по специальности 020700 - История.
Выпускник, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020700 - История, должен быть подготовлен:
- к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой;
- к обучению в магистратуре и аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовленности абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной
образовательной программе подготовки выпускника
по специальности 020700 - История
3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускника разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки выпускника состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки выпускника должно обеспечивать его подготовку в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
выпускника по специальности 020700 - История
---------T--------------------------------------------T----------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ <1> ¦Общие гуманитарные и социально-экономические¦1800 часов¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦800 часов ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изу- ¦ ¦
¦ ¦чаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение транс-¦ ¦
¦ ¦крипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 400 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологичес- ¦ ¦
¦ ¦кого характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и др.). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосоче- ¦ ¦
¦ ¦таниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразова- ¦ ¦
¦ ¦ния. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, ¦ ¦
¦ ¦официально-деловом, научном стилях, стиле ¦ ¦
¦ ¦художественной литературы. Основные особен- ¦ ¦
¦ ¦ности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребитель-¦ ¦
¦ ¦ных и относительно простых лексико-граммати-¦ ¦
¦ ¦ческих средств в основных коммуникативных ¦ ¦
¦ ¦ситуациях неофициального и официального ¦ ¦
¦ ¦общения. Основы публичной речи (устное ¦ ¦
¦ ¦общение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической ¦ ¦
¦ ¦и монологической речи в сфере бытовой ¦ ¦
¦ ¦и профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагмати- ¦ ¦
¦ ¦ческие тексты и тексты по широкому и узкому ¦ ¦
¦ ¦профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннота- ¦ ¦
¦ ¦ция, реферат, тезисы, сообщения, частное ¦ ¦
¦ ¦письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 часов ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦(см. п. ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического ¦6.1.2) ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории.¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического источ-¦ ¦
¦ ¦ника. Отечественная историография в прошлом ¦ ¦
¦ ¦и настоящем: общее и особенное. Методология ¦ ¦
¦ ¦и теория исторической науки. История России ¦ ¦
¦ ¦- неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселе-¦ ¦
¦ ¦ния народов. Проблема этногенеза восточных ¦ ¦
¦ ¦славян. Основные этапы становления госу- ¦ ¦
¦ ¦дарственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультур-¦ ¦
¦ ¦ные и социально-политические процессы ста- ¦ ¦
¦ ¦новления русской государственности. Принятие¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволю-¦ ¦
¦ ¦ция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические измене- ¦ ¦
¦ ¦ния в русских землях в ХIII - XV вв. Русь и ¦ ¦
¦ ¦Орда: проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого россий-¦ ¦
¦ ¦ского государства. Возвышение Москвы. Фор- ¦ ¦
¦ ¦мирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания рос- ¦ ¦
¦ ¦сийского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладе- ¦ ¦
¦ ¦ния. Крепостное право в России. Мануфактур- ¦ ¦
¦ ¦но-промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России. Русская культура XIX¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобали-¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов. Проблема эко- ¦ ¦
¦ ¦номического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общест- ¦ ¦
¦ ¦ва. Столкновения тенденций интернационализма¦ ¦
¦ ¦и национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потреб- ¦ ¦
¦ ¦ность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенацио-¦ ¦
¦ ¦нального кризиса. Революция 1917 г. Граждан-¦ ¦
¦ ¦ская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социа- ¦ ¦
¦ ¦льно-экономическое развитие страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦годы. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономи-¦ ¦
¦ ¦ческие преобразования в 30-е годы. Усиление ¦ ¦
¦ ¦режима личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и эко- ¦ ¦
¦ ¦номических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60-х - 80-х годов: нараста- ¦ ¦
¦ ¦ние кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестрой- ¦ ¦
¦ ¦ка. Попытка государственного переворота 1991¦ ¦
¦ ¦г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государствен- ¦ ¦
¦ ¦ности (1993 - 1999 гг.). Россия на пути ра- ¦ ¦
¦ ¦дикальной социально-экономической модерниза-¦ ¦
¦ ¦ции. Культура в современной России. Внешне- ¦ ¦
¦ ¦политическая деятельность в условиях новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история куль- ¦ ¦
¦ ¦туры. Теоретическая и прикладная культуро- ¦ ¦
¦ ¦логия. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, субъект ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурогенез, динамика культуры, ¦ ¦
¦ ¦язык и символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные цен- ¦ ¦
¦ ¦ности и нормы, культурные традиции, культур-¦ ¦
¦ ¦ная картина мира, социальные институты куль-¦ ¦
¦ ¦туры, культурная самоидентичность, культур- ¦ ¦
¦ ¦ная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и националь- ¦ ¦
¦ ¦ная, элитарная и массовая культуры. Восточ- ¦ ¦
¦ ¦ные и западные типы культур. Специфические ¦ ¦
¦ ¦и "серединные" культуры. Локальные культуры.¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. Тен-¦ ¦
¦ ¦денции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. Ку-¦ ¦
¦ ¦льтура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Роль и место политики в жизни современных ¦ ¦
¦ ¦обществ. Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультур-¦ ¦
¦ ¦ные основания, историческая динамика. Совре-¦ ¦
¦ ¦менные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение ¦ ¦
¦ ¦и особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса.¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России ¦ ¦
¦ ¦в новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической ¦ ¦
¦ ¦реальности. Парадигмы политического знания. ¦ ¦
¦ ¦Экспертное политическое знание; политическая¦ ¦
¦ ¦аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система ¦ ¦
¦ ¦права. Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России.¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ответст-¦ ¦
¦ ¦венность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дис- ¦ ¦
¦ ¦циплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные нарушения и административ- ¦ ¦
¦ ¦ная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны. Законодательные информативно-правовые¦ ¦
¦ ¦акты в области защиты информации и государ- ¦ ¦
¦ ¦ственной тайны ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦<2> ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук.¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприя- ¦ ¦
¦ ¦тие. Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические¦ ¦
¦ ¦процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функ- ¦ ¦
¦ ¦ции, методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обуче- ¦ ¦
¦ ¦ние, педагогическая деятельность, педагоги- ¦ ¦
¦ ¦ческое взаимодействие, педагогическая техно-¦ ¦
¦ ¦логия, педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная ¦ ¦
¦ ¦система России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образова-¦ ¦
¦ ¦ния и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции ¦ ¦
¦ ¦обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельнос- ¦ ¦
¦ ¦ти. Урок, лекция, семинарские, практические ¦ ¦
¦ ¦и лабораторные занятия, диспут, конференция,¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического взаимо- ¦ ¦
¦ ¦действия и социокультурная среда воспитания ¦ ¦
¦ ¦и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского языка. Лексика, ¦ ¦
¦ ¦грамматика, синтаксис, функционально- ¦ ¦
¦ ¦стилистический состав книжной речи. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи и роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Лингвистические и ¦ ¦
¦ ¦экстралингвистические факторы публичной ¦ ¦
¦ ¦речи. Сфера функционирования, видовое ¦ ¦
¦ ¦разнообразие, языковые черты официально- ¦ ¦
¦ ¦делового стиля. Взаимопроникновение стилей. ¦ ¦
¦ ¦Специфика элементов всех языковых уровней в ¦ ¦
¦ ¦научной речи. Жанровая дифференциация, отбор¦ ¦
¦ ¦языковых средств в публицистическом стиле. ¦ ¦
¦ ¦Особенности устной публичной речи. Оратор и ¦ ¦
¦ ¦его аудитория. Основные виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦Подготовка речи: выбор темы, цель речи, ¦ ¦
¦ ¦поиск материала, начало, развертывание и ¦ ¦
¦ ¦завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов.¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления.¦ ¦
¦ ¦Понятность, информативность и выразитель- ¦ ¦
¦ ¦ность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных докумен- ¦ ¦
¦ ¦тов. Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Основные единицы общения (речевое событие, ¦ ¦
¦ ¦речевая ситуация, речевое взаимодействие). ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи. Культура ¦ ¦
¦ ¦речи и совершенствование грамотного письма ¦ ¦
¦ ¦и говорения (литературное произношение, ¦ ¦
¦ ¦смысловое ударение, функции порядка слов, ¦ ¦
¦ ¦словоупотребление). Невербальные средства ¦ ¦
¦ ¦коммуникации. Речевые нормы учебной и ¦ ¦
¦ ¦научной сфер деятельности ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки. Социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологичес- ¦ ¦
¦ ¦кие теории. Современные социологические ¦ ¦
¦ ¦теории. Русская социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общнос- ¦ ¦
¦ ¦тей. Общность и личность. Малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отноше-¦ ¦
¦ ¦ний и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России ¦ ¦
¦ ¦в мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ис- ¦ ¦
¦ ¦торического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралис- ¦ ¦
¦ ¦тические концепции бытия, самоорганизация ¦ ¦
¦ ¦бытия. Понятия материального и идеального. ¦ ¦
¦ ¦Пространство, время. Движение и развитие, ¦ ¦
¦ ¦диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Ди-¦ ¦
¦ ¦намические и статистические закономерности. ¦ ¦
¦ ¦Научные, философские и религиозные картины ¦ ¦
¦ ¦мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и при- ¦ ¦
¦ ¦рода. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы; свобода и необ- ¦ ¦
¦ ¦ходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и не- ¦ ¦
¦ ¦насилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценнос- ¦ ¦
¦ ¦ти. Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности ¦ ¦
¦ ¦и их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. Ра- ¦ ¦
¦ ¦циональное и иррациональное в познавательной¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. Действитель- ¦ ¦
¦ ¦ность, мышление, логика и язык. Научное и ¦ ¦
¦ ¦вненаучное знание. Критерии научности. ¦ ¦
¦ ¦Структура научного познания, его методы и ¦ ¦
¦ ¦формы. Рост научного знания. Научные рево- ¦ ¦
¦ ¦люции и смены типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор, ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Экономические сис- ¦ ¦
¦ ¦темы. Основные этапы развития экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной произво-¦ ¦
¦ ¦дительности. Эффект масштаба. Виды издержек.¦ ¦
¦ ¦Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимиза-¦ ¦
¦ ¦ции прибыли. Предложение совершенно кон- ¦ ¦
¦ ¦курентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Моно- ¦ ¦
¦ ¦полия. Монополистическая конкуренция. Олиго-¦ ¦
¦ ¦полия. Антимонопольное регулирование. Спрос ¦ ¦
¦ ¦на факторы производства. Рынок труда. Спрос ¦ ¦
¦ ¦и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка¦ ¦
¦ ¦и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦ ¦
¦ ¦и способы его измерения. Национальный доход.¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система.¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. Предпри- ¦ ¦
¦ ¦нимательство. Теневая экономика. Распределе-¦ ¦
¦ ¦ние и доходы. Преобразования в социальной ¦ ¦
¦ ¦сфере. Структурные сдвиги в экономике. ¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) ¦до 15% об-¦
¦ ¦компонент ¦щего объ- ¦
¦ ¦ ¦ема цикла ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦320 часов ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН.00 ¦Общие математические и естественнонаучные ¦300 часов ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия математической статистики; ¦ ¦
¦ ¦математические методы проверки гипотез; роль¦ ¦
¦ ¦математики в гуманитарных науках; основные ¦ ¦
¦ ¦понятия и методы теории информации и кодиро-¦ ¦
¦ ¦вания; аппаратные и программные средства ¦ ¦
¦ ¦персональных ЭВМ, предназначенные для ¦ ¦
¦ ¦обработки информации ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦ ¦
¦ ¦Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история науки ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦до 10% об-¦
¦ ¦компонент ¦щего объ- ¦
¦ ¦ ¦ема цикла ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦100 часов ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦5346 часов¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦не менее ¦
¦ ¦ ¦80% от ¦
¦ ¦ ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.01¦Всеобщая история (История мировых ¦ ¦
¦<3> ¦цивилизаций) ¦ ¦
¦ ¦Понятие "первобытное общество"; дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦его месте в человеческой истории. Проблемы ¦ ¦
¦ ¦антропогенеза и социогенеза. Переход к ¦ ¦
¦ ¦социально-стратифицированному обществу. ¦ ¦
¦ ¦Основные эпохи мировых цивилизаций в ¦ ¦
¦ ¦социально-экономическом, политическом и ¦ ¦
¦ ¦культурном аспектах. Типы цивилизаций в ¦ ¦
¦ ¦древности: Древний Восток, Древняя Греция, ¦ ¦
¦ ¦эллинистические монархии, Древний Рим. ¦ ¦
¦ ¦Место средневековья во всемирно-историческом¦ ¦
¦ ¦процессе; его хронологические рамки и перио-¦ ¦
¦ ¦дизация. Западно- и восточно-европейские ¦ ¦
¦ ¦варианты средневекового исторического разви-¦ ¦
¦ ¦тия. Византия. Страны и народы Азии, Африки ¦ ¦
¦ ¦и доколумбовой Америки в эпоху средневеко- ¦ ¦
¦ ¦вья. История нового времени; хронологические¦ ¦
¦ ¦рамки и периодизация. Переход европейской ¦ ¦
¦ ¦цивилизации от доиндустриального мира к но- ¦ ¦
¦ ¦вому этапу развития. Европейская цивилизация¦ ¦
¦ ¦и традиционные общества Америки, Азии и ¦ ¦
¦ ¦Африки; складывание колониальной системы. ¦ ¦
¦ ¦Место XX века во всемирно-историческом про- ¦ ¦
¦ ¦цессе. Асинхронность общественного развития ¦ ¦
¦ ¦и новый уровень исторического синтеза. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные проблемы и процессы развития западной¦ ¦
¦ ¦цивилизации. Восточная Европа в контексте ¦ ¦
¦ ¦новейшей истории. Фашизм и тоталитаризм. Ти-¦ ¦
¦ ¦пы и особенности традиционалистских обществ ¦ ¦
¦ ¦в постиндустриальном мире; их место в миро- ¦ ¦
¦ ¦вой системе хозяйства и мировой политике. ¦ ¦
¦ ¦Военно-политические союзы и мировые войны. ¦ ¦
¦ ¦Глобальные проблемы современности ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.02¦История России ¦ ¦
¦ ¦История России в системе мировой истории; ¦ ¦
¦ ¦характерные черты исторического процесса в ¦ ¦
¦ ¦России; этногенез славян и этнокультурные ¦ ¦
¦ ¦процессы в восточном славянстве. Древнерус- ¦ ¦
¦ ¦ское государство, характер его взаимодей- ¦ ¦
¦ ¦ствия с западными, восточными и степными ¦ ¦
¦ ¦цивилизациями; русские земли в период феода-¦ ¦
¦ ¦льной раздробленности, характер экономичес- ¦ ¦
¦ ¦ких, политических и культурных процессов; ¦ ¦
¦ ¦объединение русских земель вокруг Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Московское царство в XV - XVII веках, ¦ ¦
¦ ¦социально-экономическое, политическое и ¦ ¦
¦ ¦культурное развитие. Россия в новое время, ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы общественно-историческо-¦ ¦
¦ ¦го развития и способы их решения. Советское ¦ ¦
¦ ¦государство, противоречия общественного и ¦ ¦
¦ ¦духовного развития, характер взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦власти и общества, тоталитаризм и причины ¦ ¦
¦ ¦кризиса. Современная Россия, становление ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.03¦Источниковедение ¦ ¦
¦ ¦Теоретические проблемы источниковедения. ¦ ¦
¦ ¦Типология источников по разным историческим ¦ ¦
¦ ¦эпохам; характеристика отдельных типов ¦ ¦
¦ ¦источников. Закономерности возникновения и ¦ ¦
¦ ¦эволюции источниковой базы. Методологические¦ ¦
¦ ¦принципы изучения источников. Методы работы ¦ ¦
¦ ¦с источниками; проблемы критики источников. ¦ ¦
¦ ¦Современные методы накопления и анализа ¦ ¦
¦ ¦источниковой информации. Современные центры ¦ ¦
¦ ¦хранения исторических источников и принципы ¦ ¦
¦ ¦их организации. Методика самостоятельной ¦ ¦
¦ ¦работы с источниками ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.04¦История исторической науки. Историография ¦ ¦
¦ ¦Процесс и основные этапы возникновения и ¦ ¦
¦ ¦развития исторических знаний, превращения ¦ ¦
¦ ¦их в науку. Функции исторической науки как ¦ ¦
¦ ¦составной части духовной культуры общества. ¦ ¦
¦ ¦Предмет историографии. Становление и эволю- ¦ ¦
¦ ¦ция различных направлений и школ в отечест- ¦ ¦
¦ ¦венной и зарубежной историографии, их связь ¦ ¦
¦ ¦с идейно-политическими течениями. Общие ¦ ¦
¦ ¦проблемы развития цивилизаций и обществ в ¦ ¦
¦ ¦исторической мысли. Наиболее крупные кон- ¦ ¦
¦ ¦кретные исторические и социологические проб-¦ ¦
¦ ¦лемы в историографии различных направлений ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.05¦История мировой и отечественной культуры ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных культурно-исторических ¦ ¦
¦ ¦эпохах; культура Древнего Востока; культура ¦ ¦
¦ ¦Древней Греции и Древнего Рима; культура ¦ ¦
¦ ¦средневековой Европы; культура Византии; ¦ ¦
¦ ¦культура Древней Руси; европейская культура ¦ ¦
¦ ¦эпохи Возрождения; европейская культура ¦ ¦
¦ ¦Нового времени; основные этапы истории ¦ ¦
¦ ¦культуры России; проблемы культуры XX в. ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.06¦История мировых религий ¦ ¦
¦ ¦Религия как феномен культуры; ранние формы ¦ ¦
¦ ¦религиозного сознания; история индуизма, ¦ ¦
¦ ¦буддизма, конфуцианства, даосизма; христиан-¦ ¦
¦ ¦ство и его роль в мировой истории; основные ¦ ¦
¦ ¦христианские конфессии; история православия ¦ ¦
¦ ¦в Византии и России; история ислама и ислам-¦ ¦
¦ ¦ской культуры; современные религиозные дви- ¦ ¦
¦ ¦жения, фундаментализм и модернизм ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.07¦Археология ¦ ¦
¦ ¦Способы существования человека в различной ¦ ¦
¦ ¦экологической среде, материальные остатки ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности людей, их типология и ¦ ¦
¦ ¦методы изучения, общие черты и характерные ¦ ¦
¦ ¦особенности жизни древних обществ, формиро- ¦ ¦
¦ ¦вания этнокультурных миров от эпохи палео- ¦ ¦
¦ ¦лита до раннего средневековья ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.08¦Этнология ¦ ¦
¦ ¦Наука о народах-этносах; этнос, его струк- ¦ ¦
¦ ¦тура, этническое сознание, механизмы симво- ¦ ¦
¦ ¦лизации этнической культуры, этносоциальный ¦ ¦
¦ ¦организм, типология этнических общностей; ¦ ¦
¦ ¦принципы классификации народов мира; проб- ¦ ¦
¦ ¦лемы этногенеза и основные этапы этнической ¦ ¦
¦ ¦истории; этнический фактор в мировой исто- ¦ ¦
¦ ¦рии, современные тенденции этносоциального ¦ ¦
¦ ¦развития ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.09¦Вспомогательные исторические дисциплины ¦ ¦
¦ ¦Классификация вспомогательных исторических ¦ ¦
¦ ¦дисциплин в соответствии с классификацией ¦ ¦
¦ ¦исторических источников и структурой источ- ¦ ¦
¦ ¦никоведческой критики; методы исторической ¦ ¦
¦ ¦географии, палеографии, кодикологии, хроно- ¦ ¦
¦ ¦логии, метрологии, нумизматики, сфрагистики,¦ ¦
¦ ¦геральдики, генеалогии и др. ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.10¦История регионов мира ¦ ¦
¦ ¦(одна или две дисциплины определяются ¦ ¦
¦ ¦вузами) ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.11¦История регионов и народов России ¦ ¦
¦ ¦(выбор курсов осуществляется вузами в со- ¦ ¦
¦ ¦ответствии с региональной спецификой. Курсы ¦ ¦
¦ ¦призваны дать представление студентам об об-¦ ¦
¦ ¦щем и особенном в развитии российской циви- ¦ ¦
¦ ¦лизации, вкладе различных регионов и народов¦ ¦
¦ ¦в решение общегосударственных проблем, ¦ ¦
¦ ¦их культурно-историческом и этническом ¦ ¦
¦ ¦своеобразии) ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.12¦Теория и методология истории ¦ ¦
¦ ¦Взаимосвязь между теорией и методами исто- ¦ ¦
¦ ¦рического познания, принципы исторического ¦ ¦
¦ ¦исследования, общенаучные методы в истори- ¦ ¦
¦ ¦ческой науке, специальные исторические мето-¦ ¦
¦ ¦ды, методы, заимствованные из других наук, ¦ ¦
¦ ¦методология и методика решения исследовате- ¦ ¦
¦ ¦льских задач ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.13¦Классические языки ¦ ¦
¦ ¦Место и роль классических языков в ¦ ¦
¦ ¦культурно-историческом развитии; история ¦ ¦
¦ ¦их становления и развития, значение для ¦ ¦
¦ ¦современной языковой культуры; лексические ¦ ¦
¦ ¦<5> и грамматические основы ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) ¦500 часов ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦320 часов ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ДС.00 ¦Дисциплины специализации, устанавливаемые ¦878 часов ¦
¦<4> ¦вузом ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ФД.00 ¦Факультативные дисциплины ¦150 часов ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка и гражданская оборона ¦400 часов ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ ¦Общая продолжительность теоретического ¦8262 часа ¦
¦ ¦обучения ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦П.00 ¦Практики ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦П.01 ¦Археологическая или этнологическая ¦4 недели ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦П.02 ¦Архивная ¦4 недели ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦П.03 ¦Музейная, музейно-экскурсионная или научно- ¦4 недели ¦
¦ ¦библиографическая ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦П.04 ¦Педагогическая практика ¦5 недель ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦П.05 ¦Преддипломная практика ¦12 недель ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГА.00 ¦Государственная итоговая квалификационная ¦4 недели ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦
L--------+--------------------------------------------+-----------
------------------------------------
<1> Из перечня общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, согласно решению Научно-методического совета по истории и искусствоведению УМО университетов РФ от 15 ноября 1999 г., рекомендованы экономика, русский язык и культура речи, а также иностранный язык и физическая культура. Ученые советы факультетов вправе решать вопросы о введении остальных дисциплин цикла либо как обязательных, либо как альтернативных.
<2> При подготовке преподавателя истории данная дисциплина переходит в разряд общепрофессиональных дисциплин.
<3> Всеобщая история (История мировых цивилизаций) как учебная дисциплина может реализоваться как единый курс либо как система согласованных курсов.
<4> Данные специализации могут быть реализованы в зависимости от тех возможностей, которыми располагает каждое из учебных заведений, а также реальных потребностей регионов в подготовке тех или иных кадров. Не исключена возможность предоставления студентам права получения государственного сертификата по нескольким направлениям профессиональной подготовки. Набор дисциплин включает теоретический блок и блок профессиональных практик.
<5> Набор конкретных вспомогательных дисциплин устанавливается вузом, но палеография, историческая география, хронология и метрология являются обязательными для всех.
Примечания. 1. Вуз (факультет) имеет право:
1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала как для циклов дисциплин, так и для дисциплин, входящих в цикл, в пределах 20% без повышения максимального объема недельной нагрузки студента и при условии сохранения минимального содержания дисциплин.
1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка), общих математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин.
1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, научно-исследовательские предпочтения преподавателей, которые обеспечили бы квалифицированное освещение тематики дисциплин.
1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления.
2. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными.
3. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и для изучения студентами, выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
4. Цикл специальных дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов, наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен включать курсы по выбору студента.
5. Государственная итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно п. 5 государственного образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие требования". Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации специалиста должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.
5. Сроки освоения основной образовательной программы
выпускника по специальности 020700 - История
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии - не менее 200 недель;
практики - не менее 29 недель;
итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, - не менее 4 недель;
каникулы - не менее 28 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки выпускника
по специальности 020700 - История
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки специалиста.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки выпускника на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентов.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
В основных образовательных программах, имеющих в своем наименов

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 013900 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ РАДИОФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ФИЗИК (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также