СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 013900 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ РАДИОФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ФИЗИК (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
169ен/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
013900 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ РАДИОФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
КВАЛИФИКАЦИЯ - ФИЗИК
1. Общая характеристика специальности 013900
Фундаментальная радиофизика и физическая электроника
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - физик.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки физика по специальности 013900 Фундаментальная радиофизика и физическая электроника при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника по специальности 013900 Фундаментальная радиофизика и физическая электроника.
Деятельность специалиста направлена на исследование и изучение структуры и свойств природы на различных уровнях ее организации от элементарных частиц до Вселенной, полей и явлений, лежащих в основе физики, на освоение новых методов исследований основных закономерностей природы.
Специалист подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения дополнительной образовательной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
Виды профессиональной деятельности специалиста:
- научно-исследовательская: экспериментальная, теоретическая и расчетная;
- педагогическая.
Специалист подготовлен к решению следующих задач:
а) научно-исследовательская (экспериментальная, теоретическая и расчетная деятельность):
- научные исследования поставленных проблем;
- формулировка новых задач, возникающих в ходе научных исследований;
- разработка новых методов исследований;
- выбор необходимых методов исследования;
- освоение новых методов научных исследований;
- освоение новых теорий и моделей;
- обработка полученных результатов научных исследований на современном уровне и их анализ;
- работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий, слежение за научной периодикой;
- написание и оформление научных статей;
- составление отчетов и докладов о научно-исследовательской работе, участие в научных конференциях;
б) педагогическая деятельность:
- подготовка и чтение курсов лекций;
- подготовка и ведение семинарских занятий;
- ведение занятий в учебных лабораториях;
- руководство научной работой студентов;
- руководство дипломными работами студентов.
Сферами профессиональной деятельности являются высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, лаборатории, конструкторские и проектные бюро и фирмы, производственные предприятия и объединения, учреждения системы высшего и среднего специального образования.
Специалист может работать в должностях, предусмотренных законодательством РФ для лиц, имеющих высшее профессиональное образование (старшим лаборантом, младшим научным сотрудником, инженером в НИИ).
В соответствии с полученной за время обучения дополнительной квалификацией "Преподаватель" - может быть преподавателем средней школы и среднего профессионального учреждения, в соответствии с дополнительной квалификацией "Преподаватель высшей школы" - может быть также преподавателем вуза.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Физик, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 013900 Фундаментальная радиофизика и физическая электроника, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре преимущественно по научным специальностям в следующих научных областях: физико-математических наук, биологических наук, геолого-минералогических наук и по другим, близким по профилю, научным специальностям.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности 013900
Фундаментальная радиофизика и физическая электроника
3.1. Основная образовательная программа подготовки физика разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки физика, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки физика состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки физика должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
цикл ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки физика должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки физика
по специальности 013900 Фундаментальная радиофизика
и физическая электроника
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент: ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля произ- ¦ ¦
¦ ¦ношения, характерные для сферы профессиональной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации; чтение транскрипции. Лексический ¦ ¦
¦ ¦минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц ¦ ¦
¦ ¦общего и терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, официа-¦ ¦
¦ ¦льная и другая). Понятие о свободных и устойчивых¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. Поня-¦ ¦
¦ ¦тие об основных способах словообразования. Грам- ¦ ¦
¦ ¦матические навыки, обеспечивающие коммуникацию ¦ ¦
¦ ¦без искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении общего характера; основные грамматические¦ ¦
¦ ¦явления, характерные для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, пра- ¦ ¦
¦ ¦вила речевого этикета. Говорение. Диалогическая ¦ ¦
¦ ¦и монологическая речь с использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых лексико- ¦ ¦
¦ ¦грамматических средств в основных коммуникативных¦ ¦
¦ ¦ситуациях неофициального и официального общения. ¦ ¦
¦ ¦Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и монологи- ¦ ¦
¦ ¦ческой речи в сфере бытовой и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому и уз- ¦ ¦
¦ ¦кому профилю специальности. Письмо. Виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообще-¦ ¦
¦ ¦ния, частное письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной подготовке студентов. Ее социально- ¦ ¦
¦ ¦биологические основы. Физическая культура и спорт¦ ¦
¦ ¦как социальные феномены общества. Законодатель- ¦ ¦
¦ ¦ство Российской Федерации о физической культуре ¦ ¦
¦ ¦и спорте. Физическая культура личности. Основы ¦ ¦
¦ ¦здорового образа жизни студента. Особенности ¦ ¦
¦ ¦использования средств физической культуры для ¦ ¦
¦ ¦оптимизации работоспособности. Общая физическая ¦ ¦
¦ ¦и специальная подготовка в системе физического ¦ ¦
¦ ¦воспитания. Спорт, индивидуальный выбор видов ¦ ¦
¦ ¦спорта или систем физических упражнений. Профес- ¦ ¦
¦ ¦сионально-прикладная физическая подготовка сту- ¦ ¦
¦ ¦дентов. Основы методики самостоятельных занятий ¦ ¦
¦ ¦и самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. Отечест- ¦ ¦
¦ ¦венная историография в прошлом и настоящем: общее¦ ¦
¦ ¦и особенное. Методология и теория исторической ¦ ¦
¦ ¦науки. История России - неотъемлемая часть ¦ ¦
¦ ¦всемирной истории. Античное наследие в эпоху ¦ ¦
¦ ¦Великого переселения народов. Проблема этногенеза¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные ¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие христианства.¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточнославянс-¦ ¦
¦ ¦кой государственности в XI - XII вв. Социально- ¦ ¦
¦ ¦политические изменения в русских землях в XIII - ¦ ¦
¦ ¦XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и Азии.¦ ¦
¦ ¦Специфика формирования единого российского госу- ¦ ¦
¦ ¦дарства. Возвышение Москвы. Формирование сос- ¦ ¦
¦ ¦ловной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии ¦ ¦
¦ ¦о генезисе самодержавия. Особенности и основные ¦ ¦
¦ ¦этапы экономического развития России. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦форм собственности на землю. Структура феодаль- ¦ ¦
¦ ¦ного землевладения. Крепостное право в России. ¦ ¦
¦ ¦Мануфактурно-промышленное производство. Станов- ¦ ¦
¦ ¦ление индустриального общества в России: общее ¦ ¦
¦ ¦и особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России ХIХ в. Реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России. Русская культура ХIХ века¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия ¦ ¦
¦ ¦в мировой истории. Глобализация общественных ¦ ¦
¦ ¦процессов. Проблема экономического роста и ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Революции и реформы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦трансформация общества. Столкновение тенденций ¦ ¦
¦ ¦интернационализма и национализма, интеграции и ¦ ¦
¦ ¦сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия ¦ ¦
¦ ¦в начале ХХ в. Объективная потребность индустри- ¦ ¦
¦ ¦альной модернизации России. Российские реформы в ¦ ¦
¦ ¦контексте общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, классифика- ¦ ¦
¦ ¦ция, программы, тактика. Россия в условиях миро- ¦ ¦
¦ ¦вой войны и общенационального кризиса. Революция ¦ ¦
¦ ¦1917 г. Гражданская война и интервенция, их ¦ ¦
¦ ¦результаты

НАПРАВЛЕНИЕ 552300 - ГЕОДЕЗИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также