ПИСЬМО Росавтодора от 17.03.2000 n РДА-22/913 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ, ЗАНЯТЫХ ПОЛОСАМИ ОТВОДА ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ


РОССИЙСКОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
ПИСЬМО
от 17 марта 2000 г. N РДА-22/913
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ, ЗАНЯТЫХ ПОЛОСАМИ ОТВОДА
ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Положениями статьи 81 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации в числе прочих неналоговых поступлений направляются доходы от заключения договоров на использование земель, занятых полосами отвода федеральных автомобильных дорог, и договоров на размещение рекламы в пределах полосы отвода.
С целью упорядочения ведения хозяйственной деятельности в пределах полос отвода и придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, а также обеспечения реализации бюджетных назначений по неналоговым поступлениям в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации Российское дорожное агентство направляет для руководства аналитическую справку по действующему законодательству, регламентирующему имущественно - земельные отношения в дорожном хозяйстве, и примерные договоры на использование полосы отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования при размещении в ее пределах объектов дорожного сервиса и конструкций наружной рекламы.
Заместитель
Генерального директора
Российского дорожного
агентства
В.А.ПРОХОРОВ



Приложение 1
ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЕ ИМУЩЕСТВЕННО - ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею, а также федеральные пути сообщения.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.
Вместе с тем Указом Президента Российской Федерации "О федеральных природных ресурсах" от 16 декабря 1993 г. N 2144 при осуществлении разграничения государственной собственности на природные ресурсы в составе земель определены федеральные природные ресурсы исходя из принципа их общегосударственного значения.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" (приложение 1, раздел IV, п. 5) федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации относятся исключительно к федеральной собственности.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ от 28 августа 1995 года (статья 6, пункт 11), Земельным кодексом РСФСР определено, что на органы местного самоуправления возлагается исполнение контрольных функций за использованием земель на территории муниципального образования.
Федеральные автомобильные дороги общего пользования как один из основных видов федеральных путей сообщений представляют собой единый и неделимый имущественный комплекс, включающий в себя полотно, конструктивные земляные элементы, искусственные инженерные дорожные сооружения и здания, необходимые для нормального функционирования автомобильной дороги, и полосу отвода, являющуюся неотъемлемой частью дороги.
Неотъемлемость полосы отвода земельного участка от дороги установлена международной Конвенцией "О дорожном движении" (Вена, 8 ноября 1968 года), ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года, и международной Конвенцией "О дорожных знаках и сигналах" (Вена, 8 ноября 1968 года), ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года, в которых определяется, что "...термин "дорога" означает всю полосу отвода любой дороги или улицы, открытой для движения". Кроме того, согласно Закону Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года дорога - это "обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения".
Вместе с тем согласно пункту 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" N 1738-1 от 11 октября 1991 года федеральные автомобильные дороги общего пользования (Постановлением Правительства Российской Федерации "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" N 61 от 24 декабря 1991 года дороги, отнесенные к категории федеральных дорог общего пользования, являются федеральной собственностью) полностью освобождаются от платы за землю. Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации N 29 от 17 апреля 1995 года, зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 мая 1995 г. N 850 (ст. 5, пункт 11), определено, что:
"к землям, занятым федеральными автомобильными дорогами общего пользования, относятся земли в пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в их состав зданиями и сооружениями (земляное полотно, проезжая часть дороги, мосты, трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно - дорожные сооружения, дорожные знаки и указатели, здания линейно - эксплуатационной службы и другие объекты, имеющие специальное назначение по обслуживанию указанных дорог).
В полосу отвода автомобильных дорог входят и земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям".
В соответствии с указанными правовыми актами Российской Федерации органы управления федеральными автомобильными дорогами не относятся к категории арендаторов земельных участков полос отвода автомобильных дорог, а являются землепользователями.
Вместе с тем статьей 37 Земельного кодекса РСФСР и статьей 273 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что при переходе права собственности на строение, сооружение вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками.
Таким образом, федеральные автомобильные дороги общего пользования, являясь исключительно федеральной собственностью, имеют общегосударственное значение, и следовательно, земельные участки полос отвода федеральных автомобильных дорог общего пользования, как неотъемлемая часть автомобильной дороги, относятся к федеральным природным ресурсам, т.е. имеют федеральное значение.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1033 "Об утверждении Положения о Федеральной дорожной службе России" и от 4 сентября 1999 г. N 1005 "Вопросы Российского дорожного агентства" определен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные исполнительные, разрешительные, контрольные и другие функции в области дорожного хозяйства.
Одной из основных задач указанного федерального органа исполнительной власти - Российского дорожного агентства является "оперативное управление федеральными автомобильными дорогами и имуществом, необходимым для обеспечения их функционирования".
В целях эффективности решения возложенных задач Российское дорожное агентство осуществляет, в частности, функции по:
"организации рационального использования земель, занятых федеральными автомобильными дорогами, в целях привлечения дополнительных финансовых средств для реализации дорожных программ и проектов;
осуществлению в установленном порядке приобретения и резервирования земель, необходимых для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог и других объектов дорожного хозяйства, закрепленных в федеральной собственности".
Таким образом, Правительством Российской Федерации право владения и пользования федеральными автомобильными дорогами, и следовательно, земельными участками полосы отвода, передано федеральному органу исполнительной власти - Российскому дорожному агентству. Правомочие владения и пользования представляет собой основанную на законе возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (обладать им, числить на своем балансе и т.п.), а также возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления в интересах собственника - Российской Федерации (положения статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании положений Федеральных законов "О рекламе" N 108-ФЗ от 18 июля 1995 года, "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, Постановлений Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1033 "Об утверждении Положения о Федеральной дорожной службе России" и от 4 сентября 1999 г. N 1005 "Вопросы Российского дорожного агентства", а также Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1420 от 1 декабря 1998 года, на органы управления федеральными автомобильными дорогами общего пользования возложены дополнительные функции по:
согласованию размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги;
выдаче технических условий и проведению экспертизы проектной документации на объекты сервиса и конструкцию наружной рекламы, располагаемую в полосах отвода и придорожных полосах федеральной автомобильной дороги общего пользования;
участию в приемке в эксплуатацию объектов дорожного сервиса и конструкций наружной рекламы;
принятию мер по обустройству автомобильных дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов;
организации деятельности объектов дорожного сервиса в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представлению информации участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информации о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Вместе с тем статьей 14 Федерального закона "О рекламе" N 108-ФЗ от 18 июля 1995 года установлено, что распространение наружной рекламы путем установки на территории, здании, сооружении и ином объекте, а также определение размера и порядка внесения платы за распространение указанной рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо с лицом, обладающим вещными правами на имущество, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лица, обладающего вещными правами на имущество, и при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
Вещными правами на полосу отвода федеральной автомобильной дороги на основании государственного акта (свидетельства) на право бессрочного (постоянного) пользования обладают органы управления федеральными автомобильными дорогами.
В соответствии со статьей 52 Земельного кодекса РСФСР землепользователи обладают всеми правами собственников земельных участков.
Положениями статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право передачи имущества в пользование (аренду) принадлежит его собственнику, однако арендодателем могут быть и другие лица, уполномоченные собственником, законом или же иным правовым актом.
Вместе с тем пунктом 6 Положения о землях транспорта, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. N 24, установлено, что предприятия, учреждения и организации транспорта (включая дорожное хозяйство) "могут предоставлять в установленном порядке из закрепленных за ними земель во временное пользование земельные участки другим предприятиям, учреждениям и организациям для устройства подъездных путей, проездов, погрузочно - разгрузочных площадок, складов и иных объектов. Предприятия, учреждения и организации, получившие земельные участки во временное пользование, возмещают предприятиям, учреждениям и организациям транспорта понесенные в этот период расходы, связанные с содержанием и улучшением указанных участков".
Кроме того, статьей 54 Земельного кодекса РСФСР определено, что вмешательство в деятельность землепользователей, связанную с использованием земли, со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается.
За нарушения земельного законодательства статьей 125 Земельного кодекса РСФСР установлена административная ответственность (перерасчет размеров штрафов определяется положениями Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2162).
Таким образом, на основании вышеперечисленных правовых актов Российское дорожное агентство имеет законное право организации рационального использования земель, занятых федеральными автомобильными дорогами, в целях привлечения дополнительных финансовых средств для реализации дорожных программ и проектов, а государственным предприятиям, учреждениям и организациям дорожного хозяйства делегировано право в установленном порядке предоставлять закрепленные за ними земельные участки во временное пользование.
В этой связи и с целью организации рационального использования земель, занятых федеральными автомобильными дорогами общего пользования, Приказом Российского дорожного агентства N 33 от 1 февраля 2000 года "Об утверждении примерных договоров и соглашений между Росавтодором и администрациями субъектов Российской Федерации" утверждено в качестве примерного "Соглашение о взаимодействии между Росавтодором и администрацией субъекта Российской Федерации по установлению и использованию полос отвода и придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования на территории субъекта Российской Федерации".
Кроме того, с целью упорядочения ведения предприятиями и организациями хозяйственной деятельности в полосе отвода и придорожной полосе органам управления федеральными автомобильными дорогами общего пользования необходимо обеспечить заключение соответствующих договоров с рекламодателями (рекламораспространителями) и собственниками (владельцами) объектов дорожного сервиса.
В указанных документах должны быть отражены:
- порядок согласования и размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы в полосе отвода и придорожных полосах федеральной автомобильной дороги;
- размер компенсации расходов владельца федеральной автомобильной дороги по проведению экспертизы проектно - сметной документации на объекты дорожного сервиса и наружной рекламы (ее несущие конструкции) и проведению необходимого комплекса работ по согласованию размещения объектов сервиса, наружной рекламы (ее несущих конструкций) в полосе отвода и придорожных полосах федеральной автомобильной дороги, утвержденный руководителем

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОЧИХ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПОГРУЗОЧНО - РАЗГРУЗОЧНЫЕ И СКЛАДСКИЕ РАБОТЫ. ТИ Р М-001-2000 (утв. Минтрудом РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также