ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 17.03.2000 n 24 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ЦЕНАМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА РЕАЛИЗОВАННУЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2000 г. N 24
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ
ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ЦЕНАМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА РЕАЛИЗОВАННУЮ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ
Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:
Утвердить прилагаемые Методологические положения по наблюдению за ценами производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию.
Председатель
Госкомстата России
В.Л.СОКОЛИН



Утверждены
Постановлением
Госкомстата России
от 17 марта 2000 г. N 24
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ЦЕНАМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА РЕАЛИЗОВАННУЮ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ
Настоящие Методологические положения разработаны в целях обеспечения статистического наблюдения за ценами производителей на реализованную сельскохозяйственными организациями сельскохозяйственную продукцию и расчету индексов цен на нее.
Систему показателей статистики цен на сельскохозяйственную продукцию представляет следующая совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей:
индексы цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию характеризуют изменение цен на нее во времени при неизменной структуре реализации;
средние цены производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию помимо непосредственно ценового фактора складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, изменения доли реализации продукции в различных сельскохозяйственных организациях с различным уровнем цен, сезонных их колебаний и т.п.
1. Назначение индекса цен производителей
на реализованную сельскохозяйственную продукцию
Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию применяется для сравнительного анализа изменения цен на отдельные виды и группы сельскохозяйственной продукции, реализуемой сельскохозяйственными организациями различным потребителям, соотношения цен на продукцию, реализованную сельскохозяйственными организациями, и на приобретенные ими средства производства и услуги. Индекс цен на сельскохозяйственную продукцию используется для анализа характеристики условий ее реализации и выявления роли ценового фактора в изменении доходов сельскохозяйственных производителей, применяется при выполнении различных экономических расчетов и прогнозировании на макроуровне, для оценки в постоянных ценах объемов сельскохозяйственного производства.
2. Основные этапы формирования индексов цен
на сельскохозяйственную продукцию
Построение индексов цен состоит из следующих этапов:
- отбор товаров (продуктов) - представителей, участвующих в построении индексов цен;
- отбор базовых сельскохозяйственных организаций, в которых проводится наблюдение за ценами;
- определение порядка регистрации и сбора ценовой информации;
- выбор системы взвешивания показателей для исчисления сводных индексов цен различных уровней агрегации;
- выбор формулы расчета индексов цен.
2.1. Отбор товаров (продуктов) - представителей
Под товаром (продуктом) - представителем <*> понимается вся совокупность определенных видов товаров с конкретными потребительскими свойствами. Например: пшеница, подсолнечник, картофель, крупный рогатый скот, молоко, яйца и т.д.
--------------------------------
<*> Далее товар - представитель.
Вид товара - конкретизированная минимальная единица товара, обладающая определенными признаками, свойствами, спецификациями и атрибутами. Например: пшеница мягкая (сильная), бычки средней упитанности, свиньи II категории, молоко I сорта и т.д.
Товарная группа - представляет собой совокупность однородных видов товара. Например: зерновые культуры, овощи, скот и птица.
Отбор товаров - представителей для регистрации цен производится для двух целей:
- определения средних цен отдельных видов сельскохозяйственной продукции;
- расчета индексов цен на отобранные виды товаров и исчисления сводных индексов цен по товарным группам, продукции растениеводства и животноводства и по сельскохозяйственной продукции в целом по отдельным регионам и России.
Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является представительность отобранных их видов для характеристики динамики цен по товарным группам и в целом по сельскохозяйственной продукции региона и России.
От правильного и представительного отбора товаров для наблюдения зависит достоверность рассчитываемых сводных индексов цен всех уровней агрегирования. Правильно отобранные для наблюдения товары позволяют предположить, что такое же изменение цен имеет место на аналогичные товары, входящие в товарную группу, как в наблюдаемом хозяйстве, так и в других, не отобранных для обследования.
В качестве критерия репрезентативности отобранных для регистрации товаров может служить показатель их удельного веса в общей реализации (не менее 50% стоимости отобранных видов товаров в общем объеме реализации того товара - представителя, который они представляют).
При этом следует иметь в виду, что отобранные для обследования виды товаров - представителей должны охватывать все группы сельскохозяйственной продукции, производство и реализация которых имеет место в регионе.
Отбор видов сельскохозяйственной продукции для регистрации цен на них производится поэтапно.
На первом этапе централизовано формируется перечень товаров - представителей и товарных групп, необходимых для расчета индексов цен на реализованную сельскохозяйственную продукцию на федеральном уровне. Перечень доводится до территориальных органов Госкомстата России, которые организуют наблюдение за ценами на товары - представители, включенные в него.
Продукция растениеводства
Зерновые культуры Овощи
пшеница помидоры
рожь огурцы
просо лук репчатый
гречиха чеснок
кукуруза капуста
ячмень морковь
зернобобовые свекла столовая
овес Косточковые плоды
Подсолнечник Семечковые плоды
Сахарная свекла Ягоды культурные
Лен (в переводе на волокно) Виноград
Картофель Бахчевые культуры
Продукция животноводства
Скот и птица (в живой массе) Молоко
крупный рогатый скот Яйца
овцы и козы Шерсть (в
свиньи физической массе)
птица
На втором этапе территориальные органы Госкомстата России, исходя из исчерпывающего анализа всех производимых в регионе сельскохозяйственных товаров, по каждой позиции наблюдаемой номенклатуры отбирают 3 - 5 наиболее представительных их вида (сорт, класс и т.п.) с конкретными спецификациями, по которым будут регистрироваться цены. Регистрация цен по нескольким видам товаров внутри наблюдаемого товара - представителя позволит избежать искажений в расчетах индексов цен, которые могут возникнуть вследствие нестабильности производства и реализации, сезонных факторов, частой смены ассортимента реализуемой сельскохозяйственной продукции.
Формирование набора видов товаров для регистрации цен производится сотрудниками территориальных органов статистики совместно со специалистами сельскохозяйственных организаций, участвующих в наблюдении. По отобранным для наблюдения видам продукции целесообразно сформировать на бумажных или магнитных носителях, принятых для ЭОД, специальный каталог видов товаров. В каталоге следует указать код и наименование хозяйства - производителя, код и наименование вида товара с подробными спецификациями (сорт, класс, технические параметры, условия выращивания - например, озимые или яровые культуры, тепличные или грунтовые овощи и т.п.), а также канал реализации и тип потребителя продукции.
Вопрос о включении в наблюдение отдельных видов продукции должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из сведений, которыми располагают сотрудники статорганов, совместно со специалистами обследуемых сельскохозяйственных организаций.
2.2. Отбор базовых сельскохозяйственных организаций
Наблюдение за изменением цен на сельскохозяйственную продукцию осуществляется органами статистики по выборочной сети базовых сельскохозяйственных организаций.
При отборе хозяйств для включения их в список базовых организаций рекомендуется руководствоваться следующим.
В наблюдение должны быть включены сельскохозяйственные организации, являющиеся основными производителями продукции сельского хозяйства в регионе и имеющие значительный удельный вес в объеме реализации продукции региона.
В перечень организаций также включаются хозяйства, имеющие специализацию определенного направления.
В список рекомендуется включать хозяйства, наиболее типичные для данной отрасли сельского хозяйства (по условиям производства, применяемой агротехнике и т.д.).
В составе базовых предприятий наряду с крупными сельскохозяйственными организациями должны быть представлены также и небольшие хозяйства. Это связано с тем, что динамика цен в организациях с различным масштабом производства может существенно различаться.
В составе базовых хозяйств должны быть представлены организации различных форм собственности и организационно - правовых форм (кроме фермерских хозяйств).
В список не рекомендуется включать организации, в которых производство и реализация обследуемых товаров - представителей не являются постоянными и носят случайный или разовый характер. В соответствии с действующей методологией смена товаров и организаций вызывает необходимость пересчета индексных рядов с начала года.
В ближайшее время планируется провести формирование выборочной совокупности сельскохозяйственных организаций с применением методологии типической (расслоенной) одноцелевой (по видам производимой сельскохозяйственной продукции) выборки с оптимальным размещением внутри типических групп (пропорционально вариации) по растениеводству - по посевным площадям (зерновых и зернобобовых, подсолнечника, сахарной свеклы, льна, картофеля, овощей, винограда, бахчевых), по животноводству - по поголовью (крупного рогатого скота, овец и коз, птицы).
2.3. Порядок регистрации цен и сбора ценовой информации
Сведения о ценах на наблюдаемые виды товаров представляются сельскохозяйственными организациями один раз в месяц не позднее 20 числа отчетного месяца. В отдельных случаях регистрация цен может быть перенесена на 1 - 2 дня. При этом день регистрации цен каждого вида продукции должен оставаться постоянным для всех месяцев текущего года и интервал между предыдущей и последующей регистрациями цен на эти виды продукции должен быть равен календарному месяцу.
Первоначально контактная связь со специалистами сельскохозяйственных организаций может быть установлена с помощью письма, в котором должна содержаться просьба о предоставлении информации о ценах. В письме должна быть четко и обоснованно изложена необходимость получения данных, подробно разъяснены цели и задачи их использования, а также важность представляемой информации.
Специалисты органов государственной статистики должны обеспечить конфиденциальность ценовой информации по отдельным участвующим в наблюдении организациям и использование ее только для формирования сводных индексов цен без предоставления кому-либо данных по конкретным хозяйствам.
Информация о ценах представляется сельскохозяйственными организациями на бланке формы федерального государственного статистического наблюдения (форма N 1-сх-цены "Сведения о ценах производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию"), подписанной ответственным за составление формы сотрудником организации. Если сельскохозяйственная организация включается в наблюдение впервые, рекомендуется заполнение первых бланков производить специалистами статистических органов совместно со специалистами сельхозорганизаций. Необходимо проследить, чтобы отчитывающаяся организация оставляла у себя копию представляемых в органы статистики данных о ценах.
В связи с тем, что форма для регистрации цен является унифицированной для всех групп и видов продукции сельского хозяйства, особенности состава цены каждого товара должны быть отражены в специальном каталоге товаров - представителей, включающем каждый регистрируемый вид продукции.
При значительных изменениях цен одновременно с отчетом специалисты сельхозорганизаций представляют подробные, обоснованные пояснения причин.
Основанием для заполнения формы служат сведения о ценах, сложившихся за отчетный период, содержащиеся в платежных документах на реализованную продукцию. Если на момент регистрации цен реализация продукции не производилась, то в форме приводятся цены, по которым реализовывалась или будет реализовываться продукция в ближайший ко дню регистрации день (период) в течение отчетного месяца.
Регистрации подлежат фактические цены на реализованную продукцию собственного производства в текущем месяце по различным каналам с учетом надбавок и скидок за качество реализованной продукции, без расходов на транспортировку, экспедирование, погрузку и разгрузку продукции, а также без налога на добавленную стоимость, дотаций, субсидий, налога с продаж. В наблюдение должна быть включена продукция, реализуемая заготовительным, перерабатывающим организациям, на рынке, через собственную торговую сеть, населению непосредственно с транспортных средств, на ярмарках, биржах, аукционах, организациям, коммерческим структурам, по бартеру и т.п.
При регистрации цен важно обратить внимание на то, чтобы в состав регистрируемой цены не включались дополнительные затраты сельхозпроизводителей сверх цены производства, которые приводятся в платежных документах.
Сотрудники территориальных органов Госкомстата России должны в каждом конкретном случае выяснить, какой вид цены могут представлять организации по каждому виду продукции, какому потребителю и на основании полученной информации выбрать ту, которая наиболее правильно отражала бы производство и реализацию сельхозпродукции для включения ее в наблюдение.
По отобранным для наблюдения видам продукции (сортам, классам и т.п.) цены регистрируются постоянно в течение одного или нескольких лет.
Замена одних видов (сортов, классов и т.п.) на другие, однородные по потребительским свойствам,

ПРИКАЗ Минсельхозпрода РФ от 17.03.2000 n 207 О НАЗНАЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АГЕНТА ПО ПОСТАВКАМ ИМПОРТНЫХ СЕМЯН  »
Постановления и Указы »
Читайте также