СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 010500 МЕХАНИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕХАНИК (утв. Минобразованием РФ 15.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
15 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
415 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 010500 МЕХАНИКА
КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕХАНИК
1. Общая характеристика специальности 010500 - Механика
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - механик.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра математики по специальности 010500 - Механика при очной форме обучения - 5 лет.
Квалификационная характеристика выпускника.
Механик подготовлен преимущественно к выполнению деятельности в областях, использующих математические методы и компьютерные технологии; созданию и использованию математических моделей процессов и объектов; разработке эффективных математических методов решения задач механики; программно-управленческому обеспечению научно-исследовательской, проектно-конструкторской и эксплуатационно-управленческой деятельности.
Объектами профессиональной деятельности механика являются научно-исследовательские центры, органы управления, образовательные учреждения, промышленное производство. Исходя из своих квалификационных возможностей выпускник бакалавриата по специальности 010500 - Механика может занимать должности в соответствии с требованиями "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37: математик, инженер-программист (программист) и др.
Возможности продолжения образования бакалавра механики, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 010500 - Механика.
Выпускник подготовлен к обучению в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 010500 - Механика
3.1. Основная образовательная программа подготовки механика разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки механика, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки механика состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки механика должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
ДС - дисциплины специализации;
ФДТ - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки механика должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по специальности 010500 - Механика
-----------T---------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основных разделов¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ак- ¦ ¦
¦ ¦центуации и ритма нейтральной речи в изучае- ¦ ¦
¦ ¦мом языке; основные особенности полного стиля¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы професси-¦ ¦
¦ ¦ональной коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологическо-¦ ¦
¦ ¦го характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам при-¦ ¦
¦ ¦менения (бытовая, терминологическая, общена- ¦ ¦
¦ ¦учная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосочета-¦ ¦
¦ ¦ниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразова- ¦ ¦
¦ ¦ния. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие комму- ¦ ¦
¦ ¦никацию общего характера без искажения смысла¦ ¦
¦ ¦при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для про- ¦ ¦
¦ ¦фессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально-¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребитель- ¦ ¦
¦ ¦ных и относительно простых лексико-граммати- ¦ ¦
¦ ¦ческих средств в основных коммуникативных си-¦ ¦
¦ ¦туациях неофициального и официального обще- ¦ ¦
¦ ¦ния. Основы публичной речи (устное сообщение,¦ ¦
¦ ¦доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и моно- ¦ ¦
¦ ¦логической речи в сфере бытовой и профессио- ¦ ¦
¦ ¦нальной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматиче- ¦ ¦
¦ ¦ские тексты и тексты по широкому и узкому ¦ ¦
¦ ¦профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и про- ¦ ¦
¦ ¦фессиональной подготовке студентов. Ее соци- ¦ ¦
¦ ¦ально-биологические основы. Физическая куль- ¦ ¦
¦ ¦тура и спорт как социальные феномены обще- ¦ ¦
¦ ¦ства. Законодательство Российской Федерации о¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. Осо- ¦ ¦
¦ ¦бенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. Спорт. Инди- ¦ ¦
¦ ¦видуальный выбор видов спорта или систем фи- ¦ ¦
¦ ¦зических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подго- ¦ ¦
¦ ¦товка студентов. Основы методики самостоя- ¦ ¦
¦ ¦тельных занятий и самоконтроль за состоянием ¦ ¦
¦ ¦своего организма ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического зна- ¦ ¦
¦ ¦ния. Методы и источники изучения истории. По-¦ ¦
¦ ¦нятие и классификация исторического источни- ¦ ¦
¦ ¦ка. Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселе- ¦ ¦
¦ ¦ния народов. Проблема этногенеза восточных ¦ ¦
¦ ¦славян. Основные этапы становления государ- ¦ ¦
¦ ¦ственности. Древняя Русь и кочевники. Визан- ¦ ¦
¦ ¦тийско-древнерусские связи. Особенности соци-¦ ¦
¦ ¦ального строя Древней Руси. Этнокультурные и ¦ ¦
¦ ¦социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие христиан-¦ ¦
¦ ¦ства. Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государственности¦ ¦
¦ ¦в XI - XII вв. Социально-политические измене-¦ ¦
¦ ¦ния в русских землях в XIII - XV вв. Русь и ¦ ¦
¦ ¦Орда: проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого россий- ¦ ¦
¦ ¦ского государства. Возвышение Москвы. Форми- ¦ ¦
¦ ¦рование сословной системы организации обще- ¦ ¦
¦ ¦ства. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпо-¦ ¦
¦ ¦сылки и особенности складывания российского ¦ ¦
¦ ¦абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержа- ¦ ¦
¦ ¦вия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладе- ¦ ¦
¦ ¦ния. Крепостное право в России. Мануфактурно-¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление инду- ¦ ¦
¦ ¦стриального общества в России: общее и осо- ¦ ¦
¦ ¦бенное. Общественная мысль и особенности об- ¦ ¦
¦ ¦щественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в.¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобали- ¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов. Проблема эконо-¦ ¦
¦ ¦мического роста и модернизации. Революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, демо-¦ ¦
¦ ¦кратии и авторитаризма. Россия в начале XX в.¦ ¦
¦ ¦Объективная потребность индустриальной модер-¦ ¦
¦ ¦низации России. Российские реформы в контекс-¦ ¦
¦ ¦те общемирового развития в начале века. Поли-¦ ¦
¦ ¦тические партии России: генезис, классифика- ¦ ¦
¦ ¦ция, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенацио- ¦ ¦
¦ ¦нального кризиса. Революция 1917 г. Граждан- ¦ ¦
¦ ¦ская война и интервенция, их результаты и по-¦ ¦
¦ ¦следствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП.¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ре-¦ ¦
¦ ¦жима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческие преобразования в 30-е гг. Усиление ре-¦ ¦
¦ ¦жима личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. СССР накануне и в начальный пери-¦ ¦
¦ ¦од второй мировой войны. Великая Отечествен- ¦ ¦
¦ ¦ная война. Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война.

НАПРАВЛЕНИЕ 511200 - МАТЕМАТИКА. ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР МАТЕМАТИКИ (утв. Минобразованием РФ 15.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также