СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 040600 - СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО. КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕНЕДЖЕР (утв. Минобразованием РФ 15.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
15 марта 2000 года
Согласовано
Заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА
11 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
239 МЕД/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 040600 - СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕНЕДЖЕР
1. Общая характеристика специальности
040600 - Сестринское дело
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации (Приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 N 180).
1.2. Квалификация выпускника - менеджер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки менеджера по специальности 040600 - Сестринское дело при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Место специалиста в здравоохранении.
Сферы профессиональной деятельности выпускника:
- обеспечение рационального управления трудовыми, материальными и информационными ресурсами, организация системы управления сестринскими службами, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития;
- организация, осуществление и контроль квалифицированной сестринской помощи;
- обеспечение подготовки квалифицированного сестринского персонала;
- научные исследования в организации здравоохранения и сестринском деле.
Выпускник осуществляет профессиональную деятельность в:
- учреждениях здравоохранения различных форм собственности;
- органах управления здравоохранением, включая центральные, местные и ведомственные;
- профессионально-образовательных учреждениях;
- научно-исследовательских учреждениях, учреждениях социальной защиты, службе милосердия обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе здравоохранения:
- организационно-управленческая;
- информационно-аналитическая;
- маркетинговая;
- инновационная;
- клиническая;
- медико-профилактическая;
- воспитательно-педагогическая;
- методическая;
- консультативная;
- научно-исследовательская.
1.3.3. Менеджер-выпускник по специальности 040600 - Сестринское дело подготовлен к решению следующих задач:
- руководство сестринским персоналом и разработка управленческих решений по повышению эффективности работы организации;
- анализ работы и оценка потенциальных возможностей развития сестринской службы учреждения, определение потребности в изменениях в организации, составление программ нововведений и разработка плана мероприятий по их реализации;
- осуществление социально-психологического регулирования в трудовом коллективе;
- осуществление сестринского процесса, ориентированного на индивидуальные потребности пациента;
- анализ состояния здоровья населения; организация и проведение профилактических, оздоровительных мероприятий;
- диагностика экстренных, неотложных состояний и оказание неотложной медицинской помощи;
- осуществление педагогической и воспитательной деятельности;
- самостоятельная работа с информацией (учебной, справочной, нормативной, научной);
- организация и проведение научно-практических исследований в области сестринского дела.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника - менеджера, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 040600 - Сестринское дело.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в интернатуре, ординатуре и других послевузовских профессионально-образовательных программах в соответствии с перечнем, утвержденным Минздравом РФ для специальности 040600 - Сестринское дело.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента.
К освоению основной образовательной программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное образование (базового и/или повышенного уровня) по следующим специальностям: 0401 - Лечебное дело; 0402 - Акушерское дело; 0406 - Сестринское дело.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем медицинском образовании.
2.3. При приеме на подготовку по заочной форме обучения высшее учебное заведение имеет право устанавливать дополнительно требование о наличии у абитуриента стажа по специальности.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
040600 - Сестринское дело
3.1. Основная образовательная программа подготовки менеджера по специальности 040600 - Сестринское дело разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки менеджера по специальности Сестринское дело, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки менеджера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также элективных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки менеджера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - математические, естественнонаучные, медико-биологические дисциплины;
цикл ОПД - профессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специальности;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки менеджера по специальности 040600 - Сестринское дело должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки менеджера по специальности
040600 - Сестринское дело
----------T--------------------------------------------T---------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
¦ ¦ ¦(общая ¦
¦ ¦ ¦трудо- ¦
¦ ¦ ¦емкость) ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Иностранный язык ¦369 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы и меди- ¦ ¦
¦ ¦цинского училища, изучение нового лекси- ¦ ¦
¦ ¦ко-грамматического материала, необходимого ¦ ¦
¦ ¦для чтения и перевода оригинальной иноязыч- ¦ ¦
¦ ¦ной литературы по специальности. ¦ ¦
¦ ¦Различные виды речевой деятельности, чтение ¦ ¦
¦ ¦и др., позволяющие использовать иностранный ¦ ¦
¦ ¦язык как средство профессионального общения ¦ ¦
¦ ¦(письменного и устного). ¦ ¦
¦ ¦Навыки обработки текстов по специальности ¦ ¦
¦ ¦для использования полученной информации в ¦ ¦
¦ ¦профессиональных целях: перевод, аннотирова-¦ ¦
¦ ¦ние, реферирование (на родном и иностранном ¦ ¦
¦ ¦языках). ¦ ¦
¦ ¦Навыки устного общения (аудирование, диало- ¦ ¦
¦ ¦гическая и монологическая речь), позволяющие¦ ¦
¦ ¦участвовать в профессиональном общении с ¦ ¦
¦ ¦иностранными коллегами в объеме тем, указан-¦ ¦
¦ ¦ных в программе по дисциплине "иностранный ¦ ¦
¦ ¦язык" для студентов медицинских и фармацев- ¦ ¦
¦ ¦тических вузов ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦411 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦История России как неотъемлемая часть исто- ¦ ¦
¦ ¦рии человечества. Основные закономерности и ¦ ¦
¦ ¦особенности мировой истории сквозь призму ¦ ¦
¦ ¦национальной российской истории. Воздействие¦ ¦
¦ ¦русской истории на мировой процесс. Пред- ¦ ¦
¦ ¦ставления об истории человечества и ее ос- ¦ ¦
¦ ¦новных этапах как важный фактор формирования¦ ¦
¦ ¦ценностных ориентаций и определения граж- ¦ ¦
¦ ¦данской позиции современного человека. Про- ¦ ¦
¦ ¦блемы методологии истории; соотношение поли-¦ ¦
¦ ¦тических, экономических, духовных факторов в¦ ¦
¦ ¦истории; роль религии и религиозных пред- ¦ ¦
¦ ¦ставлений. Критерии познания истории; типы и¦ ¦
¦ ¦формы цивилизаций. Новые подходы к проблеме ¦ ¦
¦ ¦"человек в истории"; история повседневной ¦ ¦
¦ ¦жизни, образ жизни и нравы; политические ли-¦ ¦
¦ ¦деры, полководцы и реформаторы в истории. ¦ ¦
¦ ¦Социальная история, взаимодействие революций¦ ¦
¦ ¦и реформ. Место и роль России, российской ¦ ¦
¦ ¦цивилизации и культуры в истории человечес- ¦ ¦
¦ ¦тва. Характерные черты европейской и восточ-¦ ¦
¦ ¦ной цивилизаций. Основные этапы мировой ис- ¦ ¦
¦ ¦тории. Древний мир: роль античного наследия ¦ ¦
¦ ¦для европейской культуры; вклад восточных ¦ ¦
¦ ¦цивилизаций (Китая, Индии, арабского Востока¦ ¦
¦ ¦и др.); Россия и кочевнический мир. Средние ¦ ¦
¦ ¦века: формирование национальных государств; ¦ ¦
¦ ¦авторитарная власть и появление сословного ¦ ¦
¦ ¦представительства; гуманизм и реформация; ¦ ¦
¦ ¦роль христианства в европейской цивилизации;¦ ¦
¦ ¦формирование православия в России. Новая ис-¦ ¦
¦ ¦тория: история географических открытий, рас-¦ ¦
¦ ¦ширивших границы мира; промышленная револю- ¦ ¦
¦ ¦ция и ее последствия; XVIII век - век прос- ¦ ¦
¦ ¦вещения и гуманизма; Россия открывает окно в¦ ¦
¦ ¦Европу; российские реформы и реформаторы в ¦ ¦
¦ ¦XIX веке; вклад русской культуры в мировую ¦ ¦
¦ ¦культуру. Новейшая история (XX век): роль XX¦ ¦
¦ ¦столетия в мировой истории; глобализация об-¦ ¦
¦ ¦щественных процессов; проблема экономическо-¦ ¦
¦ ¦го роста и модернизация; социальная транс- ¦ ¦
¦ ¦формация общества; столкновение интернацио- ¦ ¦
¦ ¦нализма и национализма, интеграции и сепара-¦ ¦
¦ ¦тизма, демократии и авторитаризма. Мировые и¦ ¦
¦ ¦локальные войны; роль Советского Союза в по-¦ ¦
¦ ¦беде над фашизмом; история холодной войны. ¦ ¦
¦ ¦Научно-техническая революция и ее влияние на¦ ¦
¦ ¦ход общественного развития; интеграция науки¦ ¦
¦ ¦и образования. Российский фактор в полити- ¦ ¦
¦ ¦ческой, социальной и духовной истории XX ¦ ¦
¦ ¦столетия. Геополитические изменения в мире ¦ ¦
¦ ¦на рубеже 1800 - 90-х годов ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история куль- ¦ ¦
¦ ¦туры. Теоретическая и прикладная культуроло-¦ ¦
¦ ¦гия. Методы культурологических исследований.¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации,¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные тра-¦ ¦
¦ ¦диции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты

ПРИКАЗ МПТР РФ от 15.03.2000 n 60 <ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СРЕДНЕ-РУССКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ МПТР РФ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также