СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 350200 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
48мжд/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 350200 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Общая характеристика специальности 350200 -
Международные отношения
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 686.
1.2. Квалификация выпускника - специалист в области международных отношений.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста в области международных отношений по специальности 350200 - Международные отношения при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Профессиональная деятельность специалиста в области международных отношений направлена на изучение системы международных отношений, важнейших международных организаций и объединений, проблем и тенденций развития мировой политики, вопросов национальной безопасности и внешней политики России и других государств в целях разработки научно обоснованных практических рекомендаций по деятельности различных органов власти Российской Федерации во внешнеполитической области.
Квалификация специалиста в области международных отношений предусматривает выполнение функций референта, эксперта, консультанта в данной области, переводчика (переводчика-референта) по соответствующему иностранному языку (языкам) при работе в государственных органах, научных и образовательных учреждениях Российской Федерации.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Специалист в области международных отношений, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 350200 - Международные отношения, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или о высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности в области международных отношений высшее учебное заведение имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности, в том числе вступительный экзамен по редкому и (или) восточному иностранному языку.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности
350200 - Международные отношения
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста в области международных отношений разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста в области международных отношений, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста в области международных отношений состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также дополнительных и факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста в области международных отношений должна предусматривать итоговую государственную аттестацию и изучение следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общие профессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
цикл ДФД - дополнительные и факультативные дисциплины.
3.5. Содержание вузовского (национально-регионального) компонента основной образовательной программы подготовки специалиста в области международных отношений должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки выпускника
по специальности 350200 - Международные отношения
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦<1> ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). Понятие о ¦ ¦
¦ ¦свободных и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦ Законодательство Российской Федерации о ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. Основы здорового образа жизни ¦ ¦
¦ ¦студента. Особенности использования средств ¦ ¦
¦ ¦физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. Общая физическая и специальная¦ ¦
¦ ¦подготовка в системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. Профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история <2> ¦ ¦
¦<2> ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦ Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской государственности. ¦ ¦
¦ ¦Принятие христианства. Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые ¦ ¦
¦ ¦государства Европы и Азии. ¦ ¦
¦ ¦ Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. СССР в 60 - 80-е гг.: ¦ ¦
¦ ¦нарастание кризисных явлений. Советский Союз в ¦ ¦
¦ ¦1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка ¦ ¦
¦ ¦государственного переворота 1991 г. и ее провал. ¦ ¦
¦ ¦Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские ¦ ¦
¦ ¦события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. Культура и природа. Культура и ¦ ¦
¦ ¦общество. Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая ¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика и ¦ ¦
¦ ¦организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. Структура психики. Соотношение сознания ¦ ¦
¦ ¦и бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. ¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. ¦ ¦
¦ ¦Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства.¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательная система России. Цели, ¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного образования, ¦ ¦
¦ ¦единство образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и лабораторные ¦ ¦
¦ ¦занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, ¦ ¦
¦ ¦факультативные занятия, консультация. Методы, ¦ ¦
¦ ¦приемы, средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и социокультурная ¦ ¦
¦ ¦среда воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦ Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык ¦ ¦
¦ ¦и стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦ Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск ¦ ¦
¦ ¦материала, начало, развертывание и завершение ¦ ¦
¦ ¦речи. Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное оформление ¦ ¦
¦ ¦публичного выступления. Понятливость, ¦ ¦
¦ ¦информативность и выразительность публичной речи.¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков грамотного ¦ ¦
¦ ¦письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. Социальные ¦ ¦
¦ ¦группы и общности. Виды общностей. Общность и ¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦ Социальная организация. Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. Личность как социальный тип. ¦ ¦
¦ ¦Социальный контроль и девиация. Личность как ¦ ¦
¦ ¦деятельный субъект. Социальные изменения. ¦ ¦
¦ ¦Социальные революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦ Концепция социального прогресса. Формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы. Место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе. Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и ¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦ Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос ¦ ¦
¦ ¦на факторы производства. Рынок труда. Спрос и ¦ ¦
¦ ¦предложение труда. Заработная плата и занятость. ¦ ¦
¦ ¦Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. ¦ ¦
¦ ¦Рынок земли. Рента. Общее равновесие и ¦ ¦
¦ ¦благосостояние. Распределение доходов. ¦ ¦
¦ ¦Неравенство. Внешние эффекты и общественные ¦ ¦
¦ ¦блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. ¦ ¦
¦ ¦ Международные экономические отношения. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦торговля и торговая политика. Платежный баланс. ¦ ¦
¦ ¦Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦400 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦320 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦ ¦
¦ ¦ Аксиоматический метод; основные математические ¦ ¦
¦ ¦структуры; вероятность и статистика; ¦ ¦
¦ ¦математические модели; алгоритмы и языки ¦ ¦
¦ ¦программирования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦ ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции развития; ¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции ¦ ¦
¦ ¦описания природы; порядок и беспорядок в ¦ ¦
¦ ¦природе; хаос; структурные уровни организации ¦ ¦
¦ ¦материи; микро-, макро- и мегамиры; ¦ ¦
¦ ¦пространство, время; принципы относительности; ¦ ¦
¦ ¦принципы симметрии; законы сохранения; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; ¦ ¦
¦ ¦состояние; принципы суперпозиции, ¦ ¦
¦ ¦неопределенности, дополнительности; динамические ¦ ¦
¦ ¦и статистические закономерности в природе; ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения энергии в макроскопических ¦ ¦
¦ ¦процессах; принцип возрастания энтропии; ¦ ¦
¦ ¦химические процессы, реакционная способность ¦ ¦
¦ ¦веществ; внутреннее строение и история ¦ ¦
¦ ¦геологического развития Земли; современные ¦ ¦
¦ ¦концепции развития геосферных оболочек; ¦ ¦
¦ ¦литосфера как абиотическая основа жизни; ¦ ¦
¦ ¦экологические функции литосферы: ресурсная, ¦ ¦
¦ ¦геодинамическая, геофизико-геохимическая; ¦ ¦
¦ ¦географическая оболочка Земли; особенности ¦ ¦
¦ ¦биологического уровня организации материи; ¦ ¦
¦ ¦принципы эволюции, воспроизводства и развития ¦ ¦
¦ ¦живых систем; многообразие живых организмов - ¦ ¦
¦ ¦основа организации и устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦генетика и эволюция; человек: физиология, ¦ ¦
¦ ¦здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; ¦ ¦
¦ ¦биоэтика, человек, биосфера и космические циклы; ¦ ¦
¦ ¦ноосфера, необратимость времени, самоорганизация ¦ ¦
¦ ¦в живой и неживой природе; принципы ¦ ¦
¦ ¦универсального эволюционизма; путь к единой ¦ ¦
¦ ¦культуре ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦80 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общие профессиональные дисциплины ¦5100 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦4080 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Иностранный язык (иностранные языки) ¦ ¦
¦<3> ¦ Усвоение лексико-грамматического материала, ¦ ¦
¦ ¦необходимого для овладения основным и вторым ¦ ¦
¦ ¦иностранными языками (устанавливаемыми ¦ ¦
¦ ¦программами вуза, факультета); переводческая ¦ ¦
¦ ¦практика, реферирование и аннотирование ¦ ¦
¦ ¦материалов средств массовой информации и ¦ ¦
¦ ¦политической литературы на соответствующем ¦ ¦
¦ ¦иностранном языке; курсы специальных видов ¦ ¦
¦ ¦перевода: политического, военно-политического и ¦ ¦
¦ ¦др. <3>. ¦ ¦
¦ ¦ Основной иностранный язык: хронологические и ¦ ¦
¦ ¦территориальные границы функционирования ¦ ¦
¦ ¦основного языка; языковая ситуация в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦регионе (стране); фонетика и графика, орфоэпия, ¦ ¦
¦ ¦морфологические категории основного языка; ¦ ¦
¦ ¦синтаксические схемы основного языка; ¦ ¦
¦ ¦лексическая сочетаемость, несвободные ¦ ¦
¦ ¦словосочетания; особенности порождения ¦ ¦
¦ ¦синтаксических конструкций; виды предложений; ¦ ¦
¦ ¦формирование и развитие навыков основных видов ¦ ¦
¦ ¦речевой деятельности в коммуникативных сферах: ¦ ¦
¦ ¦учебно-профессиональной, профессиональной, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политической, социально-культурной. ¦ ¦
¦ ¦ Второй иностранный язык: фонетика и графика, ¦ ¦
¦ ¦орфоэпия, морфологические категории второго ¦ ¦
¦ ¦иностранного языка; синтаксические схемы; ¦ ¦
¦ ¦лексическая сочетаемость, несвободные ¦ ¦
¦ ¦словосочетания; виды предложений; формирование и ¦ ¦
¦ ¦развитие навыков основных видов речевой ¦ ¦
¦ ¦деятельности в коммуникативных сферах ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Введение в специальность ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия: международные отношения, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика, дипломатия, мировой ¦ ¦
¦ ¦политический процесс. Особенности внешней ¦ ¦
¦ ¦политики Российской Федерации и основные ¦ ¦
¦ ¦механизмы ее формирования. ¦ ¦
¦ ¦ Сферы возможной профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Необходимые навыки исследовательской и ¦ ¦
¦ ¦практической работы в качестве специалиста в ¦ ¦
¦ ¦области международных отношений. Специфика ¦ ¦
¦ ¦работы в государственных и негосударственных ¦ ¦
¦ ¦структурах ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦История международных отношений и внешней ¦ ¦
¦ ¦политики России ¦ ¦
¦ ¦ История международных отношений как смены ¦ ¦
¦ ¦систем международных отношений (СМО). Основы ¦ ¦
¦ ¦формирования отдельных СМО, их эволюция. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие международных отношений в Европе в ¦ ¦
¦ ¦период с XVII в. до начала XX в. ¦ ¦
¦ ¦ Европа и другие регионы мира. Первая мировая ¦ ¦
¦ ¦война: происхождение и значение. Версальско- ¦ ¦
¦ ¦вашингтонская (межвоенная) СМО, ее складывание, ¦ ¦
¦ ¦эволюция и крах. ¦ ¦
¦ ¦ Возникновение внешней политики Советской России ¦ ¦
¦ ¦и ее особенности. ¦ ¦
¦ ¦ Международные отношения периода второй мировой ¦ ¦
¦ ¦войны. СССР в антигитлеровской коалиции. ¦ ¦
¦ ¦ Международные отношения после второй мировой ¦ ¦
¦ ¦войны: Ялтинско-потсдамская СМО и холодная ¦ ¦
¦ ¦война. Роль СССР в холодной войне. ¦ ¦
¦ ¦ Формирование современной СМО. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации в новом миропорядке ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Основы теории международных отношений ¦ ¦
¦ ¦ Предмет теории международных отношений (ТМО); ¦ ¦
¦ ¦история развития ТМО; основные теоретические ¦ ¦
¦ ¦школы и направления изучения международных ¦ ¦
¦ ¦отношений. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия и категории ТМО; основные ¦ ¦
¦ ¦методы и методики прикладного анализа и ¦ ¦
¦ ¦прогнозирования международных процессов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Современная внешняя политика Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации в контексте нового миропорядка ¦ ¦
¦ ¦ Основные приоритеты внешней политики Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации в современном мире. Роль России в ¦ ¦
¦ ¦новом миропорядке. Российская Федерация и ¦ ¦
¦ ¦международные организации. Российская ¦ ¦
¦ ¦внешнеполитическая доктрина: основные цели и ¦ ¦
¦ ¦установки. ¦ ¦
¦ ¦ Проблема безопасности России в современном ¦ ¦
¦ ¦мире. РФ и СНГ. Отношения России с ведущими ¦ ¦
¦ ¦державами современности. Роль Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации в урегулировании современных конфликтов¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Международное право ¦ ¦
¦ ¦ Международное право как особая система ¦ ¦
¦ ¦юридических норм; субъекты международного права; ¦ ¦
¦ ¦источники международного права и процесс ¦ ¦
¦ ¦создания норм; взаимодействие международного и ¦ ¦
¦ ¦внутригосударственного права; основные принципы ¦ ¦
¦ ¦международного права; право международных ¦ ¦
¦ ¦договоров; международные организации и ¦ ¦
¦ ¦конференции; ответственность в международном ¦ ¦
¦ ¦праве; дипломатическое и консульское право; ¦ ¦
¦ ¦право международной безопасности; права человека ¦ ¦
¦ ¦и международное право; международное ¦ ¦
¦ ¦экономическое право; морское право; воздушное ¦ ¦
¦ ¦право; экологическое право; мирные средства ¦ ¦
¦ ¦разрешения международных споров. ¦ ¦
¦ ¦ Предмет и объекты международного частного ¦ ¦
¦ ¦права; источники международного частного права; ¦ ¦
¦ ¦международное частное и международное публичное ¦ ¦
¦ ¦право; правовое регулирование международных ¦ ¦
¦ ¦имущественных, семейных, трудовых и ¦ ¦
¦ ¦процессуальных отношений юридических и ¦ ¦
¦ ¦физических лиц; исполнение иностранных судебных ¦ ¦
¦ ¦и арбитражных решений; международный арбитраж; ¦ ¦
¦ ¦обязательное право (внешнеторговые сделки, ¦ ¦
¦ ¦транспортные перевозки, кредитные отношения, ¦ ¦
¦ ¦авторское право) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Конституционное (государственное) право ¦ ¦
¦ ¦зарубежных стран ¦ ¦
¦ ¦ Классификация зарубежных государств по уровню ¦ ¦
¦ ¦их социально-экономического и политического ¦ ¦
¦ ¦режима; основные тенденции развития ¦ ¦
¦ ¦конституционного права зарубежных государств. ¦ ¦
¦ ¦ Качественные характеристики конституционно- ¦ ¦
¦ ¦правового развития и конституционного права ¦ ¦
¦ ¦отдельных стран (США, Великобритания, Франция, ¦ ¦
¦ ¦Италия, Испания, Япония, Польша, Китай, Куба, ¦ ¦
¦ ¦Индия, Иран и др.). ¦ ¦
¦ ¦ Правовое положение граждан в зарубежных ¦ ¦
¦ ¦странах, разновидности политических режимов; ¦ ¦
¦ ¦формы государства; избирательное право и ¦ ¦
¦ ¦избирательные системы; органы государства и их ¦ ¦
¦ ¦положение; парламент и парламентаризм; ¦ ¦
¦ ¦муниципальные системы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Мировая экономика и международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения ¦ ¦
¦ ¦ Особенности мирового размещения ¦ ¦
¦ ¦производительных сил; международное разделение ¦ ¦
¦ ¦труда; научно-техническая революция и ¦ ¦
¦ ¦формирование центров экономической мощи; ¦ ¦
¦ ¦особенности развития важнейших региональных и ¦ ¦
¦ ¦национальных экономических систем современного ¦ ¦
¦ ¦мира. ¦ ¦
¦ ¦ Интеграционные процессы и экономические ¦ ¦
¦ ¦объединения государств; ТНК; глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦экономического развития (энергетическая, ¦ ¦
¦ ¦сырьевая, продовольственная, демографическая, ¦ ¦
¦ ¦экологическая). ¦ ¦
¦ ¦ Тенденции мировой торговли, движения капитала и ¦ ¦
¦ ¦рабочей силы; механизмы регулирования ¦ ¦
¦ ¦международных экономических связей ¦ ¦
¦ ¦международными организациями и соглашениями; ¦ ¦
¦ ¦механизмы международных расчетов и валютно- ¦ ¦
¦ ¦финансовые проблемы; международные торговые и ¦ ¦
¦ ¦финансовые биржи ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Региональные аспекты современных международных ¦ ¦
¦ ¦отношений ¦ ¦
¦ ¦ Место региона в системе международных ¦ ¦
¦ ¦отношений, его экономические, геополитические, ¦ ¦
¦ ¦цивилизационные характеристики. Соотношение сил ¦ ¦
¦ ¦в регионе, лидирующие государства. ¦ ¦
¦ ¦ Основные региональные организации, их роль, ¦ ¦
¦ ¦задачи, функции. Интеграционные процессы в ¦ ¦
¦ ¦регионе. Угрозы безопасности и региональные ¦ ¦
¦ ¦конфликты. Система безопасности (ее элементы) в ¦ ¦
¦ ¦регионе. ¦ ¦
¦ ¦ Основные региональные подсистемы международных ¦ ¦
¦ ¦отношений и региональные проблемы безопасности; ¦ ¦
¦ ¦основные международные региональные организации. ¦ ¦
¦ ¦Основные проблемы региональной безопасности в ¦ ¦
¦ ¦Европе, АТР, на постсоветском пространстве и в ¦ ¦
¦ ¦других регионах ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Дипломатическая и консульская служба ¦ ¦
¦ ¦ МИД и его структура. Загранпредставительства. ¦ ¦
¦ ¦Функции загранпредставительств. Нормативные ¦ ¦
¦ ¦документы деятельности загранпредставительств. ¦ ¦
¦ ¦ Основные виды дипломатических документов. ¦ ¦
¦ ¦Организация дипломатической и консульской службы.¦ ¦
¦ ¦ Процесс подготовки и принятия ¦ ¦
¦ ¦внешнеполитических решений, роль и функции ¦ ¦
¦ ¦различных ведомств РФ в данном процессе, ¦ ¦
¦ ¦механизмы координации их работы. ¦ ¦
¦ ¦ Технические приемы дипломатической работы ¦ ¦
¦ ¦(ведение бесед, подготовка справочно- ¦ ¦
¦ ¦аналитических материалов, дипломатических ¦ ¦
¦ ¦документов). ¦ ¦
¦ ¦ Задачи консульской службы; основные функции ¦ ¦
¦ ¦консульских учреждений; организация консульской ¦ ¦
¦ ¦службы в Российской Федерации. Основные моменты ¦ ¦
¦ ¦регулирования визовой практики в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Международно-правовые нормы, регулирующие ¦ ¦
¦ ¦положение и юридическую ответственность ¦ ¦
¦ ¦иностранных граждан ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Содружество независимых государств (СНГ) ¦ ¦
¦ ¦ Процесс формирования СНГ, базовые документы. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция СНГ: этапы, достижения, проблемы. ¦ ¦
¦ ¦Экономическое, политическое и военное ¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в рамках СНГ. ¦ ¦
¦ ¦ Разноскоростная и разноформатная интеграция. ¦ ¦
¦ ¦Роль союза Российской Федерации и Белоруссии. ¦ ¦
¦ ¦Приоритеты политики России в отношениях с ¦ ¦
¦ ¦другими странами СНГ ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦510 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦510 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС ¦Дисциплины специализации ¦900 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.Ф.00 ¦Федеральный компонент <4> ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.Ф.01 ¦Международная интеграция и международные ¦ ¦
¦ ¦организации ¦ ¦
¦ ¦ Развитие и углубление международного разделения ¦ ¦
¦ ¦труда, рост международной взаимозависимости и ¦ ¦
¦ ¦развитие интеграционных процессов; основные ¦ ¦
¦ ¦теоретические концепции интеграционных ¦ ¦
¦ ¦процессов; виды международных интеграционных ¦ ¦
¦ ¦объединений; основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦интеграционных объединений; соотношение ¦ ¦
¦ ¦экономической, политической и военной ¦ ¦
¦ ¦интеграции; институциональное и правовое ¦ ¦
¦ ¦оформление международных интеграционных ¦ ¦
¦ ¦объединений; важнейшие интеграционные структуры ¦ ¦
¦ ¦современности (ЕС, НАФТА, СНГ и др.). ¦ ¦
¦ ¦ Роль международных организаций в современных ¦ ¦
¦ ¦международных отношениях и в мировом развитии в ¦ ¦
¦ ¦целом; международные организации и глобальная ¦ ¦
¦ ¦взаимозависимость; основные виды международных ¦ ¦
¦ ¦организаций; важнейшие международные ¦ ¦
¦ ¦организации, направления и особенности их ¦ ¦
¦ ¦деятельности; правовое регулирование ¦ ¦
¦ ¦деятельности международных организаций ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.Ф.02 ¦Проблемы национальной безопасности и контроль ¦ ¦
¦ ¦над вооружениями ¦ ¦
¦ ¦ Основные параметры и критерии обеспечения ¦ ¦
¦ ¦национальной безопасности; экономическая, ¦ ¦
¦ ¦военная, технологическая, информационная, ¦ ¦
¦ ¦экологическая и другие компоненты национальной ¦ ¦
¦ ¦безопасности; основные теоретические концепции ¦ ¦
¦ ¦национальной безопасности. ¦ ¦
¦ ¦ Характеристика состояния национальной ¦ ¦
¦ ¦безопасности России; особенности ¦ ¦
¦ ¦геополитического и геостратегического положения ¦ ¦
¦ ¦России; основные военные угрозы национальной ¦ ¦
¦ ¦безопасности и подходы к их нейтрализации; ¦ ¦
¦ ¦важнейшие государственные документы, ¦ ¦
¦ ¦определяющие политику РФ в области обеспечения ¦ ¦
¦ ¦безопасности. ¦ ¦
¦ ¦ Важнейшие проблемы и соглашения в области ¦ ¦
¦ ¦ограничения и сокращения вооружений и подход к ¦ ¦
¦ ¦ним РФ; проблемы выполнения имеющихся соглашений ¦ ¦
¦ ¦в области разоружения и контроля за их ¦ ¦
¦ ¦выполнением. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие контроля над вооружениями после ¦ ¦
¦ ¦окончания "холодной войны": новая иерархия ¦ ¦
¦ ¦приоритетов, углубление процесса и его ¦ ¦
¦ ¦распространение на новые области. Проблема ¦ ¦
¦ ¦сохранения и универсализации действующих ¦ ¦
¦ ¦двусторонних и многосторонних документов. Борьба ¦ ¦
¦ ¦вокруг вступления в силу договоренностей 90-х ¦ ¦
¦ ¦годов. Характеристика конкретных договоров и ¦ ¦
¦ ¦соглашений по контролю над вооружениями и ¦ ¦
¦ ¦вопросов их реализации. Роль российско- ¦ ¦
¦ ¦американского взаимодействия в этой области ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.Ф.03 ¦Современные конфликты и проблемы их ¦ ¦
¦ ¦урегулирования ¦ ¦
¦ ¦ Особенности современных конфликтов. Основные ¦ ¦
¦ ¦механизмы эскалации и деэскалации; роль ¦ ¦
¦ ¦миротворческих операций и санкций в ¦ ¦
¦ ¦урегулировании конфликтов. ¦ ¦
¦ ¦ Посредничество и переговоры как средства ¦ ¦
¦ ¦мирного урегулирования конфликтов. Возможности ¦ ¦
¦ ¦и ограничения посреднических усилий, виды ¦ ¦
¦ ¦посредничества. Переговорный процесс при ¦ ¦
¦ ¦урегулировании конфликтов, его особенности. ¦ ¦
¦ ¦ Планирование переговоров, разработка стратегии ¦ ¦
¦ ¦и тактики; цели, приемы и методы при ведении ¦ ¦
¦ ¦переговоров; оформление результатов переговоров ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.Ф.04 ¦Процесс принятия внешнеполитических решений в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦ Важнейшие государственные ведомства Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации, вовлеченные в подготовку и принятие ¦ ¦
¦ ¦внешнеполитических решений, их структура. ¦ ¦
¦ ¦ Механизм и порядок принятия внешнеполитических ¦ ¦
¦ ¦решений, их правовое регулирование ¦ ¦
+--------+-------------------

НАПРАВЛЕНИЕ 521300 - РЕГИОНОВЕДЕНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР РЕГИОНОВЕДЕНИЯ (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также