НАПРАВЛЕНИЕ 520100 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР КУЛЬТУРОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
44гум/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ
520100 КУЛЬТУРОЛОГИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР КУЛЬТУРОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 520100 Культурология
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр культурологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 520100 Культурология при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям: теория и история культуры.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ по направлению 520100 Культурология (магистерские программы разработаны с учетом номенклатуры родственных специальностей, предусмотренных ВАК РФ).
520101 - Теория и методология культуры.
Освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности культуры и специфики культурологического знания; характеристика основных категорий, понятий, терминов культурологии; углубленное изучение структуры и функций культуры, культурной динамики; осмысление разнообразия культурных форм и культурных процессов, принципа единства и многообразия культур; углубленное знание истории культурологии, направлений, концепций, школ исследования культуры, понимание роли сравнительно-исторического, типологического, структурного, системного методов в изучении и описании культурных феноменов; ориентация в фундаментальных проблемах современной теории и методологии культуры; критическое осмысление современных подходов, методов познавательных процедур в культурологии.
520102 - Философия культуры.
Изучение культуры как формы бытия. Понимание культуры как способа полагания смысла и способа коммуникации; изучение проблемы культуры как ценности; осмысление логики существования и развития культуры; представление о культуре как семиотической системе, о языках культур, роли знаков и символов в культуре.
520103 - Социальная культурология (социология культуры).
Понимание соотношения культуры и общества, социального и индивидуального в культуре; осмысление сущности социодинамики культуры; изучение особенностей функционирования культуры в современном обществе; умение применять знания о культуре социальных групп в практической и профессиональной деятельности.
520104 - Личность и культура.
Осмысление взаимоотношений индивидуального мира человека и культурных норм. Углубленное изучение роли личности в культуре, в производстве и трансляции культурных форм, передаче социокультурного опыта.
520105 - Историческая культурология (история культуры).
Знание проблем культурогенеза, лингвистической и этнической дифференциации народов; осмысление принципов типологизации культур, способов моделирования культурных процессов в истории; освоение общих и особенных черт и свойств культур различных регионов мира, понимание возможностей и границ их сравнительного изучения; определение исторических типов культур и типов культурно-исторического наследования; умение критически анализировать опыт истории мировой культуры и, в ее контексте, истории культуры России; владение исследовательскими приемами и процедурами работы с источниками по истории и теории культуры.
520106 - Культурология XX века.
Понимание специфики культуры XX века, особенностей культурного семиозиса и культурных коммуникаций в связи со сменой общенаучных и общекультурных парадигм; знание характерных черт культуры модернизма и постмодернизма; осмысление сущности и особенностей межкультурного общения в XX веке.
520107 - Культура повседневности.
Овладение современными представлениями о соотношении высокой, народной, массовой культуры, их взаимодействии и взаимозависимости; понимание объема и специфики предмета культуры повседневности; понимание роли культуры повседневности в исследовании современных социокультурных процессов; освоение подходов и методов изучения культуры повседневности и микроистории.
520108 - Культура массовых коммуникаций.
Углубленное изучение видов и возможностей современных массовых коммуникаций; понимание информационной среды как новой культурной среды обитания; умение изучать и использовать в профессиональной деятельности новые технологии культуры.
520109 - Культурная экология.
Изучение проблем коэволюции; понимание значимости этических аспектов взаимоотношений человека и общества с природной и культурной средой обитания; различение исторических форм отношения "культура-природа"; освоение современных подходов и методик изучения экологии культуры; возможности применения синергетики в знании о культуре; подготовка и реализация научно-практических программ, предусматривающих сохранение обществом культурного и природного наследия.
520110 - Прикладная культурология.
Осмысление возможностей моделирования и управления социокультурными процессами; овладение практическими аспектами культурологического знания (культурное консультирование, менеджмент культуры, проектная деятельность; классификация и кодификация фактов культуры и свидетельств о них).
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки,
необходимой для освоения программы специализированной
подготовки магистра, и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в пп. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 520100 Культурология
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
цикл ЕН - общих математических и естественнонаучных дисциплин;
цикл ОПД - общепрофессиональных дисциплин направления;
цикл ФТД - факультативных дисциплин;
цикл СД - специальных дисциплин;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплин направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальных дисциплин магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 520100 Культурология
--------T--------------------------------------------T-----------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные ¦Всего часов¦
¦ ¦ разделы ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+--------------------------------------------+-----------+
¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦7450 часов ¦
¦основной образовательной программы подготовки ¦теоретичес-¦
¦бакалавра по данному направлению определены в ¦кого ¦
¦государственном образовательном стандарте высшего ¦обучения ¦
¦профессионального образования подготовки бакалавра ¦ ¦
¦по направлению 520100 Культурология ¦ ¦
+----------------------------------------------------+-----------+
¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7450 часов ¦
+----------------------------------------------------+-----------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+-------T--------------------------------------------T-----------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы науки (с учетом ¦200 ¦
¦ ¦специфики направления) ¦ ¦
¦ ¦Природа научного познания; типы и уровни ¦ ¦
¦ ¦научного познания; исторические типы науки; ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь репродуктивной и творческой ¦ ¦
¦ ¦деятельности в научном познании; типы ¦ ¦
¦ ¦научной рациональности; социокультурные и ¦ ¦
¦ ¦индивидуальные начала научного творчества; ¦ ¦
¦ ¦логика научного знания и психология научного¦ ¦
¦ ¦творчества; этические аспекты научного ¦ ¦
¦ ¦творчества; предметная, мировоззренческая и ¦ ¦
¦ ¦методологическая специфика гуманитарных ¦ ¦
¦ ¦наук; понятие о междисциплинарных связях в ¦ ¦
¦ ¦науке; интегративные тенденции современного ¦ ¦
¦ ¦научного познания; проблема единства науки ¦ ¦
¦ ¦как феномена культуры ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДНМ.02 ¦История и методология науки (с учетом ¦400 ¦
¦ ¦специфики направления) ¦ ¦
¦ ¦Современные проблемы отечественной ¦ ¦
¦ ¦культурологии. Характеристика основных ¦ ¦
¦ ¦подходов к изучению культуры в России XIX - ¦ ¦
¦ ¦XX веков; проблема предмета и проблемных ¦ ¦
¦ ¦полей отечественной культурологии; школы и ¦ ¦
¦ ¦направления в современной культурологии. ¦ ¦
¦ ¦Методы современных зарубежных исследований ¦ ¦
¦ ¦культуры. Роль социоисторического, ¦ ¦
¦ ¦антропологического, лингвистического ¦ ¦
¦ ¦познавательных "поворотов" в изучении ¦ ¦
¦ ¦культуры; феноменология, герменевтика, ¦ ¦
¦ ¦психоанализ, структурализм и ¦ ¦
¦ ¦постструктурализм в культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследованиях XX века; междисциплинарные ¦ ¦
¦ ¦подходы; характеристика направлений ¦ ¦
¦ ¦"культурные исследования", "гендерные ¦ ¦
¦ ¦исследования", "новая культурная история". ¦ ¦
¦ ¦Объем и содержание академического знания ¦ ¦
¦ ¦о культуре в высшей школе: опыт Западной ¦ ¦
¦ ¦Европы, США, России в XX веке. Культура ¦ ¦
¦ ¦конца XX века. Особенности культурного ¦ ¦
¦ ¦семиозиса и культурных коммуникаций в связи ¦ ¦
¦ ¦со сменой общенаучной и общекультурной ¦ ¦
¦ ¦парадигм; содержание и взаимосвязи элитарной¦

ПРИКАЗ МПТР РФ от 14.03.2000 n 59 <ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОВОЛЖСКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ МПТР РФ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также