НАПРАВЛЕНИЕ 520100 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР КУЛЬТУРОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
44гум/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ
520100 КУЛЬТУРОЛОГИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР КУЛЬТУРОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 520100 Культурология
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр культурологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 520100 Культурология при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям: теория и история культуры.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ по направлению 520100 Культурология (магистерские программы разработаны с учетом номенклатуры родственных специальностей, предусмотренных ВАК РФ).
520101 - Теория и методология культуры.
Освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности культуры и специфики культурологического знания; характеристика основных категорий, понятий, терминов культурологии; углубленное изучение структуры и функций культуры, культурной динамики; осмысление разнообразия культурных форм и культурных процессов, принципа единства и многообразия культур; углубленное знание истории культурологии, направлений, концепций, школ исследования культуры, понимание роли сравнительно-исторического, типологического, структурного, системного методов в изучении и описании культурных феноменов; ориентация в фундаментальных проблемах современной теории и методологии культуры; критическое осмысление современных подходов, методов познавательных процедур в культурологии.
520102 - Философия культуры.
Изучение культуры как формы бытия. Понимание культуры как способа полагания смысла и способа коммуникации; изучение проблемы культуры как ценности; осмысление логики существования и развития культуры; представление о культуре как семиотической системе, о языках культур, роли знаков и символов в культуре.
520103 - Социальная культурология (социология культуры).
Понимание соотношения культуры и общества, социального и индивидуального в культуре; осмысление сущности социодинамики культуры; изучение особенностей функционирования культуры в современном обществе; умение применять знания о культуре социальных групп в практической и профессиональной деятельности.
520104 - Личность и культура.
Осмысление взаимоотношений индивидуального мира человека и культурных норм. Углубленное изучение роли личности в культуре, в производстве и трансляции культурных форм, передаче социокультурного опыта.
520105 - Историческая культурология (история культуры).
Знание проблем культурогенеза, лингвистической и этнической дифференциации народов; осмысление принципов типологизации культур, способов моделирования культурных процессов в истории; освоение общих и особенных черт и свойств культур различных регионов мира, понимание возможностей и границ их сравнительного изучения; определение исторических типов культур и типов культурно-исторического наследования; умение критически анализировать опыт истории мировой культуры и, в ее контексте, истории культуры России; владение исследовательскими приемами и процедурами работы с источниками по истории и теории культуры.
520106 - Культурология XX века.
Понимание специфики культуры XX века, особенностей культурного семиозиса и культурных коммуникаций в связи со сменой общенаучных и общекультурных парадигм; знание характерных черт культуры модернизма и постмодернизма; осмысление сущности и особенностей межкультурного общения в XX веке.
520107 - Культура повседневности.
Овладение современными представлениями о соотношении высокой, народной, массовой культуры, их взаимодействии и взаимозависимости; понимание объема и специфики предмета культуры повседневности; понимание роли культуры повседневности в исследовании современных социокультурных процессов; освоение подходов и методов изучения культуры повседневности и микроистории.
520108 - Культура массовых коммуникаций.
Углубленное изучение видов и возможностей современных массовых коммуникаций; понимание информационной среды как новой культурной среды обитания; умение изучать и использовать в профессиональной деятельности новые технологии культуры.
520109 - Культурная экология.
Изучение проблем коэволюции; понимание значимости этических аспектов взаимоотношений человека и общества с природной и культурной средой обитания; различение исторических форм отношения "культура-природа"; освоение современных подходов и методик изучения экологии культуры; возможности применения синергетики в знании о культуре; подготовка и реализация научно-практических программ, предусматривающих сохранение обществом культурного и природного наследия.
520110 - Прикладная культурология.
Осмысление возможностей моделирования и управления социокультурными процессами; овладение практическими аспектами культурологического знания (культурное консультирование, менеджмент культуры, проектная деятельность; классификация и кодификация фактов культуры и свидетельств о них).
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки,
необходимой для освоения программы специализированной
подготовки магистра, и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в пп. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 520100 Культурология
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
цикл ЕН - общих математических и естественнонаучных дисциплин;
цикл ОПД - общепрофессиональных дисциплин направления;
цикл ФТД - факультативных дисциплин;
цикл СД - специальных дисциплин;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплин направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальных дисциплин магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 520100 Культурология
--------T--------------------------------------------T-----------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные ¦Всего часов¦
¦ ¦ разделы ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+--------------------------------------------+-----------+
¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦7450 часов ¦
¦основной образовательной программы подготовки ¦теоретичес-¦
¦бакалавра по данному направлению определены в ¦кого ¦
¦государственном образовательном стандарте высшего ¦обучения ¦
¦профессионального образования подготовки бакалавра ¦ ¦
¦по направлению 520100 Культурология ¦ ¦
+----------------------------------------------------+-----------+
¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7450 часов ¦
+----------------------------------------------------+-----------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+-------T--------------------------------------------T-----------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы науки (с учетом ¦200 ¦
¦ ¦специфики направления) ¦ ¦
¦ ¦Природа научного познания; типы и уровни ¦ ¦
¦ ¦научного познания; исторические типы науки; ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь репродуктивной и творческой ¦ ¦
¦ ¦деятельности в научном познании; типы ¦ ¦
¦ ¦научной рациональности; социокультурные и ¦ ¦
¦ ¦индивидуальные начала научного творчества; ¦ ¦
¦ ¦логика научного знания и психология научного¦ ¦
¦ ¦творчества; этические аспекты научного ¦ ¦
¦ ¦творчества; предметная, мировоззренческая и ¦ ¦
¦ ¦методологическая специфика гуманитарных ¦ ¦
¦ ¦наук; понятие о междисциплинарных связях в ¦ ¦
¦ ¦науке; интегративные тенденции современного ¦ ¦
¦ ¦научного познания; проблема единства науки ¦ ¦
¦ ¦как феномена культуры ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДНМ.02 ¦История и методология науки (с учетом ¦400 ¦
¦ ¦специфики направления) ¦ ¦
¦ ¦Современные проблемы отечественной ¦ ¦
¦ ¦культурологии. Характеристика основных ¦ ¦
¦ ¦подходов к изучению культуры в России XIX - ¦ ¦
¦ ¦XX веков; проблема предмета и проблемных ¦ ¦
¦ ¦полей отечественной культурологии; школы и ¦ ¦
¦ ¦направления в современной культурологии. ¦ ¦
¦ ¦Методы современных зарубежных исследований ¦ ¦
¦ ¦культуры. Роль социоисторического, ¦ ¦
¦ ¦антропологического, лингвистического ¦ ¦
¦ ¦познавательных "поворотов" в изучении ¦ ¦
¦ ¦культуры; феноменология, герменевтика, ¦ ¦
¦ ¦психоанализ, структурализм и ¦ ¦
¦ ¦постструктурализм в культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследованиях XX века; междисциплинарные ¦ ¦
¦ ¦подходы; характеристика направлений ¦ ¦
¦ ¦"культурные исследования", "гендерные ¦ ¦
¦ ¦исследования", "новая культурная история". ¦ ¦
¦ ¦Объем и содержание академического знания ¦ ¦
¦ ¦о культуре в высшей школе: опыт Западной ¦ ¦
¦ ¦Европы, США, России в XX веке. Культура ¦ ¦
¦ ¦конца XX века. Особенности культурного ¦ ¦
¦ ¦семиозиса и культурных коммуникаций в связи ¦ ¦
¦ ¦со сменой общенаучной и общекультурной ¦ ¦
¦ ¦парадигм; содержание и взаимосвязи элитарной¦ ¦
¦ ¦и массовой культуры; характерные черты ¦ ¦
¦ ¦культуры модернизма и постмодернизма ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и ¦100 ¦
¦ ¦образовании (с учетом специфики направления)¦ ¦
¦ ¦Место и роль новых информационных технологий¦ ¦
¦ ¦в науке; возможности искусственного ¦ ¦
¦ ¦интеллекта; основные направления ¦ ¦
¦ ¦использования компьютерных технологий в ¦ ¦
¦ ¦гуманитарных исследованиях; новые ¦ ¦
¦ ¦информационные технологии культуры; ¦ ¦
¦ ¦компьютерная графика и дизайн; современные ¦ ¦
¦ ¦способы обработки, хранения и передачи ¦ ¦
¦ ¦информации и их роль в образовании; проблемы¦ ¦
¦ ¦и перспективы создания и использования ¦ ¦
¦ ¦международных компьютерных сетей ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) ¦434 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДНМ.04 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом ¦ ¦
¦ ¦(факультетом) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДНМ.05 ¦Дисциплины по выбору студента ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------+-----------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦600 ¦
¦и т.д. ¦определяется требованиями специализации ¦ ¦
¦ ¦магистра при реализации конкретной ¦ ¦
¦ ¦магистерской программы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДВМ... ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+-------+--------------------------------------------+-----------+
¦НИРМ.00¦Научно-исследовательская работа ¦2034 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦НИРМ.01¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦НИРМ.02¦Научно-исследовательская практика ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦НИРМ.03¦Научно-педагогическая практика ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦НИРМ.04¦Подготовка магистерской диссертации ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------+-----------+
¦ИГАМ.00¦Итоговая государственная аттестация, в том ¦3 недели ¦
¦ ¦числе защита выпускной квалификационной ¦ ¦
¦ ¦работы (магистерской диссертации) ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------+-----------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦4068 часов ¦
¦ ¦магистра: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Всего: ¦11518 часов¦
L-------+--------------------------------------------+------------
5. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 520100 Культурология
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недели, в том числе:
образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель;
специализированная программа подготовки магистра - 104 недели,
из них:
теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные работы, подготовку выпускной квалификационной работы, а также экзаменационные сессии, - 77 недель;
практики - не менее 7 недель;
итоговая государственная аттестация, включая защиту выпускной квалификационной работы, - не менее 3 недель;
каникулы (включая 4 недели последипломного отпуска) - не менее 17 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 520100 Культурология
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины "по выбору" являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы:
магистр должен уметь:
- определять проблему, формулировать гипотезу и задачи исследования;
- формировать план исследования;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся данных;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, - в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра культурологии предполагает, что не менее 75% педагогических кадров, обеспечивающих эту программу в рамках циклов ДНМ, СДМ, НИРМ, должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически заниматься научной и научно-методической деятельностью, не менее 75% преподавателей дисциплин направления и специальных дисциплин должны иметь ученую степень и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Учебно-методическое обеспечение реализации основной образовательной программы подготовки магистра включает в себя: учебный план, разработанный в соответствии с требованиями настоящего государственного образовательного стандарта, рабочие планы на каждый год обучения, утвержденные вузом (факультетом) программы общих курсов федерального компонента, национально-регионального компонента и курсов по выбору студентов по всем циклам дисциплин, утвержденные вузом (факультетом) положения о выпускной квалификационной работе, государственном экзамене, практиках, а также перечень примерных тем выпускных работ.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предполагает использование вузом современных образовательных технологий, содействующих получению студентами качественного профессионального образования, овладению культурой мышления и умением на научной основе организовывать свой труд, приобретать новые знания. Учебный процесс должен строиться на необходимой информационной базе, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных исследователей и преподавателей. Каждый студент должен иметь необходимый доступ к библиотечным, музейным, архивным фондам, базам данных, к различным сетевым источникам информации и должен знать о наличии информационных баз по основной образовательной программе.
Программа подготовки магистра культурологии предполагает наличие в вузовской библиотеке и/или учебно-методических кабинетах базовой учебно-научной и учебно-методической литературы, в том числе профессионально важной периодики, научной литературы, учебников и учебных пособий, антологий и хрестоматий, серийных, справочных и энциклопедических изданий, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, а также методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам - наглядных пособий, мультимедийных, аудио-, видеоматериалов. Примерный перечень учебно-научной и учебно-методической литературы по основной образовательной программе подготовки магистра культурологии составляется вузом с учетом методических рекомендаций УМС по направлению 520100 Культурология.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра культурологии, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.
6.2.5. Требования к организации практик.
Научно-исследовательская и научно-педагогическая практики должны соответствовать содержанию специализированной подготовки студентов.
Последовательность практик может корректироваться по решению Ученого совета факультета в связи с конкретными производственными и национально-региональными возможностями. В содержании практик следует учитывать особенности реализации конкретных магистерских программ.
7. Требования к уровню подготовки магистра
по направлению 520100 Культурология
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 520100 Культурология.
Магистр по направлению 520100 Культурология должен обладать фундаментальной научной базой, позволяющей свободно ориентироваться в комплексе мировоззренческих проблем современной науки в целом, включая науки о природе, и глобальных проблемах современной цивилизации; владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и передачи научной информации, быть готовым к научно-исследовательской деятельности, к самостоятельному выдвижению и формулированию проблем, соответствующих ведущим тенденциям культурологии и социокультурным потребностям; к творческой разработке программ их исследования с учетом современных подходов и междисциплинарных связей; в научно-педагогической деятельности быть готовым к построению учебных курсов, учитывающих основы современного знания о культуре и потребности саморазвития и самореализации личности.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
умения:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
7.1.3. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам образовательной части программы специализированной подготовки.
Магистр должен иметь представление:
- о природе, типах и уровнях научного познания;
- об исторических типах науки и значении научной рациональности;
- о предметной, мировоззренческой, методологической специфике гуманитарных, естественных, технических наук;
- о тенденциях к интеграции современного научного познания.
Магистр должен понимать:
- взаимосвязи творческих и репродуктивных компонентов научной деятельности, типов научной рациональности;
- социокультурные и индивидуальные начала научного творчества;
- этические аспекты научного творчества;
- проблемы человека, его бытия и истории в контексте различных направлений современного социально-гуманитарного знания;
- роль этики в системе наук о человеке и в свете глобальных проблем современной цивилизации;
- связь свободы и ответственности как свойств развитой личности;
- свойства эстетически развитого сознания и эстетической деятельности.
Магистр должен иметь представление:
- о месте и роли новых информационных технологий в науке и современном образовании;
- об основных направлениях использования компьютеров в гуманитарных исследованиях;
- о возможностях искусственного интеллекта;
- о смене фундаментальных парадигм в истории научного знания.
Магистр должен знать:
- роль культуры в истории мировых цивилизаций;
- основные теории и концепции культуры в современном социально-гуманитарном знании;
- методологические основы и специфику методов культурологии и исследований культуры.
Магистр должен владеть:
- научным знанием о культуре и его конструктивным использованием в различных областях жизни общества;
- проблематикой современного мирового знания о культуре;
- основными традициями в истории культурологии;
- конкретными методами культурно-исторических исследований;
- методами социокультурного моделирования и прогнозирования.
Магистр должен иметь опыт:
- в научно-исследовательской работе;
- в научно-педагогической работе.
7.1.4. Специальные требования.
Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом при реализации конкретной магистерской программы.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и должна включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМС по направлению 520100 Культурология. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность зачитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:
Основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМС по направлению 520100 Культурология, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
7.2.3. Требования к государственному экзамену.
Итоговый государственный квалификационный экзамен строится на интегративной базе освоения всего содержания специализированной подготовки магистра (дисциплин направления, специальных дисциплин, научно-исследовательской работы) и с учетом содержания конкретной магистерской программы. Программы аттестационных испытаний устанавливаются вузом на основе методических рекомендаций, разработанных учебно-методическим объединением, и с учетом национально-региональных компонентов образования. Государственный экзамен может проводиться в устной или письменной форме, в том числе с использованием возможностей и методик тестирования и различных форм интерактивного обучения.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области историко-архивоведения, прикладной лингвистики, музейного дела, научно-технической информации.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по направлению 520100 Культурология 07.12.1999, протокол N 10.

ПРИКАЗ МПТР РФ от 14.03.2000 n 59 <ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОВОЛЖСКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ МПТР РФ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также