НАПРАВЛЕНИЕ 520300 - ФИЛОЛОГИЯ. СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ФИЛОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
74 гум/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 520300 - ФИЛОЛОГИЯ
СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ФИЛОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 520300 - Филология
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр филологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 520300 - Филология при очной форме обучения - 6 (шесть) лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Область профессиональной деятельности.
Практическая и исследовательская деятельность магистра по направлению 520300 - Филология сосредоточена в области гуманитарного знания, межъязыковой коммуникации, образования и культуры.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности:
- языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом, историческом и диалектологическом аспектах;
- литература (отечественная и зарубежная) с учетом закономерностей ее развития в различных странах.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Магистр по направлению 520300 - Филология подготовлен к осуществлению научно-исследовательской и практической деятельности, конкретные виды которой определяются содержанием образовательной профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
Магистр по направлению 520300 - Филология подготовлен к решению следующих задач.
В научно-исследовательской сфере:
- исследование языка и литературы в их современном состоянии и историческом развитии.
В практической сфере:
- осуществление практической деятельности, связанной с использованием знаний и умений в области филологии в учреждениях образования, культуры, управления, в СМИ, в области межкультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр по направлению 520300 - Филология подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
10.01.01 - Русская литература
10.01.02 - Литература народов РФ
10.01.03 - Литература стран народов нового зарубежья
10.02.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии
10.01.08 - Теория литературы
10.01.09 - Фольклористика
10.02.01 - Русский язык
10.01.02 - Языки народов РФ
10.02.03 - Славянские языки
10.02.04 - Германские языки
10.01.05 - Романские языки
10.01.06 - Тюркские языки
10.02.07 - Финно-угорские и самодийские языки
10.02.14 - Классическая филология
10.02.19 - Общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика
10.02.20 - Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание, теория перевода
10.02.21 - Структурная, прикладная и математическая лингвистика.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).
1. Русская литература.
Углубленное изучение истории русской литературы и современного литературного процесса в контексте отечественной и мировой истории и культуры с опорой на новейшие достижения в области теории литературы; осмысление места русской литературы в мировом литературном процессе; изучение истории и современного состояния науки о русской литературе; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области истории русской литературы и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
2. Литература народов России.
Совершенствование знаний об историко-литературном процессе в контексте национальной, русской и других культур с опорой на новейшие достижения в области теории литературы; осмысление места национальной литературы в российском и мировом литературном процессе; углубленное изучение истории и современного состояния отечественной и зарубежной науки о национальной литературе; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области конкретной национальной литературы и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
3. Литература народов зарубежных стран.
Расширение и углубление знаний по изучаемой зарубежной литературе на основе практического владения соответствующим иностранным языком; углубленное изучение законов и основных этапов литературного процесса в контексте истории и культуры; приобретение фундаментальных знаний о природе, структуре и функциях поэтического (литературного) творчества, включая знакомство со школами и концепциями зарубежной науки о литературе; научное осмысление литературных текстов, принадлежащих к различным художественным системам, изучение связей с русской литературой; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области зарубежных литератур и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
4. Античная литература.
Изучение корпуса текстов античных авторов в контексте истории и культуры древних цивилизаций; осмысление влияния античных литератур на отечественную и мировую литературу и культуру последующих эпох; осознание места античной литературы в системе религиозных, философских, эстетических воззрений различных эпох; освоение достижений отечественной и зарубежной классической филологии; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области античной литературы и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
5. Теория литературы.
Осмысление художественной литературы как феномена культуры; изучение закономерностей развития искусства слова, его специфической природы и многообразия форм воплощения; овладение системой категорий и понятий теории литературы; расширенное изучение истории и современных отечественных и зарубежных концепций теоретического литературоведения; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области теории литературы и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
6. Фольклористика и мифология.
Углубленное изучение устного народного творчества в его связях с историей и культурой определенного народа с учетом особенностей национального менталитета; освоение научных концепций, школ и направлений отечественной и зарубежной фольклористики; осмысление истории и теории мифа и мифологического сознания, форм взаимодействия мифологии, фольклора и литературы в процессе развития цивилизации; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области фольклористики и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
7. Теория и история литературной критики.
Углубленное изучение литературной критики как специфического феномена духовной жизни общества; осознание специфической природы литературной критики в процессе исторического развития культуры, во взаимодействии с искусством слова, литературоведением, философией; изучение отечественных и зарубежных концепций литературной критики; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области теории и истории литературной критики и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
8. Русский язык.
Углубленное изучение структуры русского языка и особенностей его функционирования в синхроническом и диахроническом аспектах; совершенствование теоретической подготовки по актуальным проблемам русского языка в его истории и современном состоянии, знаний о тенденциях развития русского языка, о социолингвистических, исторических и типологических его характеристиках; изучение истории и современных концепций отечественной и зарубежной русистики; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области русского языкознания на основе современных подходов (системного, деятельного и др.) с учетом своеобразия языковых уровней, стилистического расслоения языка и аспектов его функционирования; приобретение лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания русского языка в высшей школе.
9. Языки народов России.
Углубление и совершенствование знаний о строе и функционально-стилевом расслоении литературного языка, диалектном разнообразии и взаимоотношениях литературного языка и диалектов, исторической эволюции языка и его генетических связях, социолингвистических условиях его существования; углубление теоретической подготовки по проблемам анализа и описания национальных языков в синхронии и диахронии, освоение методологии научно-исследовательской деятельности применительно к изучаемому языку (языкам); изучение развития науки о языках народов России, осмысление отечественных и зарубежных концепций языкового развития и функционирования национальных языков; изучение взаимоотношений и связей национальных языков народов России и русского языка; приобретение лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания языка в вузе в родной и иноязычной среде.
10. Славянская филология.
Углубленное изучение инославянского языка или группы языков в современном состоянии и исторической ретроспекции; теоретическое и практическое освоение всех ярусов системы инославянского языка и их функционирования; осознание типологического своеобразия инославянского языка (языков) в его (их) литературной форме и диалектном варьировании; осмысление взаимоотношений и связей инославянских языков и русского языка; изучение истории славянского языкознания и вклада в него отечественных славистов; освоение современных методов научного изучения и описания близкородственных языков, овладение исследовательскими приемами сравнительно-исторического и синхронно-сопоставительного языкознания; приобретение лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания инославянских языков в высшей школе.
11. Романская и германская филология.
Углубленное изучение структуры изучаемого иностранного языка в его литературной норме, в теоретическом, историческом, функциональном аспектах и устной, письменной разновидностях; изучение современных концепций отечественной и зарубежной романской и/или германской филологии; освоение методологии, методики научно-исследовательской работы в области зарубежной (романской и германской) филологии на основе современных подходов; приобретение лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания иностранного языка в высшей школе.
12. Классическая филология.
Углубленное изучение одного или совокупности древних литературных языков, осознание их роли в истории мировой культуры, освоение всех элементов системы классического языка (языков), овладение навыками чтения и перевода текстов любой трудности; освоение методов анализа и комментирования древних текстов; достижение основательной осведомленности о совокупности текстов на изучаемом языке (языках) и о произведениях, игравших особо значительную роль в развитии мировой литературы; изучение истории науки о классических языках, ее современного состояния и перспектив развития; достижение ясного представления об использовании материала классических языков в сравнительно-исторических исследованиях; приобретение сведений о влиянии классических языков на формирование современных литературных языков, их лексического состава и словообразовательных моделей, а также о стилистическом использовании речевых единиц классических языков в литературно-языковом обиходе нашего времени; получение лингводидактической подготовки, необходимой для преподавания классических языков.
13. Общее языкознание, социолингвистика и психолингвистика.
Углубление представлений о языке как объекте лингвистической теории, о генетическом и типологическом разнообразии языков мира, о системе языка и составляющих ее компонентах и уровнях, о процессе речеобразования и восприятия речи, о письменности в ее многообразии; освоение методологии, совокупности методов и приемов анализа, интерпретации и описания языковых систем и их фрагментов в синхронии и диахронии; основательное изучение истории лингвистических учений с античности до наших дней и современных лингвистических теорий; изучение связей и взаимоотношений языка и мышления, осмысление существующих теоретических воззрений по проблеме языка и мышления; осмысление роли языка в истории и современной жизни общества, освоение и критический анализ различных социолингвистических и психолингвистических концепций; расширение языковой компетентности, изучение ряда родственных и неродственных языков; приобретение навыков преподавания лингвистической теории и истории языкознания в вузе.
14. Сравнительное языкознание.
Углубленное изучение группы родственных или неродственных языков, совершенствование знаний об особенностях типологии данных языков в синхроническом и диахроническом аспектах, осознание тождества и своеобразия всех уровней сопоставляемых языков; установление генетического родства и языковых контактов, осмысление процесса взаимодействия языков; освоение методологии и современных методов сравнительного языкознания, овладение научно-исследовательским аппаратом соответствующего профиля и навыками научно-педагогической деятельности.
15. Русский язык как иностранный.
Углубленное изучение русского языка и особенностей его функционирования в синхронии и диахронии; фундаментальная подготовка по общему языкознанию, в частности по сравнительной грамматике и фонологии; овладение знаниями о тенденциях развития современного русского языка, о социо- и психолингвистических его характеристиках; изучение классических и современных концепций отечественной и зарубежной русистики; углубленное изучение иностранного языка, овладение навыками бытового и дидактического общения на иностранном языке; изучение теории перевода, овладение практическими навыками перевода с русского языка на иностранный и с иностранного на русский; освоение методологии, методики и практики самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области лингвистики на основе современных концепций и подходов; приобретение лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания русского языка иностранным

НАПРАВЛЕНИЕ 510700 - ПОЧВОВЕДЕНИЕ. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ПОЧВОВЕДЕНИЯ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также