НАПРАВЛЕНИЕ 521100 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА. МАГИСТР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
N 521100-m 85 гум/маг
Действуют с момента
утверждения стандарта
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 521100 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
МАГИСТР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Общая характеристика направления
521100 - Социальная работа
1.1. Направление утверждено Приказом Минобразования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 521100 - Социальная работа при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная подготовка магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационные характеристики выпускника:
- организует на основе современных методов получение, обработку и хранение научной информации по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране;
- участвует в разработке стратегий и конкретных программ социальной работы в курируемом районе, регионе, стране;
- проводит самостоятельно и творчески исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране;
- дает консультации по вопросам нормативно-правовой базы социальной работы, методам ее проведения и формам защиты прав населения;
- умеет содержательно и методически грамотно организовать процесс профессионального обучения и воспитания будущих специалистов социальной работы в высших учебных заведениях.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям: социальная философия, социология, социальная история, социальная психология, социальное воспитание и др.
1.5. Проблемное поле направления:
521101 - История, методология и теория социальной работы.
Основные этапы возникновения и становления за рубежом и в России теории и практики социальной работы как общественного явления. Функции социальной работы в обществе. Исторические и теоретико-методологические аспекты взаимоотношений между социальной политикой и социальной работой.
Философско-социологические основы, этические и эстетические ценности и праксеологические вопросы социальной работы.
Методы эмпирических и теоретических исследований в социальной работе. Специфика диагностики, прогностики, проектирования и социального конструирования в социальной работе. Проблемы теоретической идентификации социальной работы.
Объекты, субъекты, типы, виды и уровни социальной работы, их исторические, методологические и теоретические основания. Социокультурные и социополитические факторы дифференциации содержания, форм и методов социальной работы.
Категории, закономерности, принципы и методы социальной работы. Инновации в социальной работе.
Теоретические и методологические основы процесса социальной работы, деятельности специалиста социальной работы. Системы критериев эффективности социальной работы. Теоретические аспекты информатизации в социальной работе.
Социальная работа в условиях современной духовной ситуации в мире и в России.
521102 - Технологии социальной работы.
Теоретико-методологические основы технологии социальной работы. Сравнительно-исторический анализ технологий в России и за рубежом.
Инструментарий и методы теории и практики социальной работы. Проблемы организации и методики социальной диагностики, социальной экспертизы, социального прогнозирования и проектирования. Социальная защита, социальное обслуживание, социальная профилактика, социальная адаптация, социальная реабилитация и т.п.
Содержание и методика психосоциальной работы. Педагогическая работа в системе социальной работы. Социально-медицинская технология в социальной работе. Технологии организации, управления и администрирования в социальной работе. Социально-правовые аспекты в системе социальной работы.
Информационные технологии в области социальной работы.
Технология обучения социальной работе. Проблемы совершенствования системы непрерывного образования в социальной работе.
521103 - Социальная работа с разными группами населения.
Теоретико-методологические и методические аспекты социальной работы с разными группами населения. Сравнительно-исторический анализ социальной работы с различными группами населения в России и за рубежом.
Теоретические проблемы социальной психологии, социальной педагогики, семьеведения, феминологии, социальной ювенологии и социальной геронтологии в системе социальной работы.
Человек на разных этапах своего возрастного существования как объект и субъект социальной работы. Теоретические, праксеологические и содержательные проблемы социальной работы с детьми, молодежью, взрослыми и пожилыми людьми. Мужчина и женщина как объект и субъект социальной работы.
Проблемы практики социальной работы с семьями различных типов.
Принципы, закономерности и методика социальной работы с лицами девиантного поведения, людьми и группами, имеющими особые социальные нужды и ограниченные возможности.
Содержание и методика социальной работы с военнослужащими, среди отбывающих и отбывших наказание, с жертвами природных, техногенных, социальных, экономических и т.п. ситуаций и катастроф, межэтнических конфликтов, с мигрантами, беженцами, бездомными и др. группами населения.
521104 - Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности.
Теоретико-методологические и методические проблемы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Сравнительно-исторический анализ социальной работы в различных сферах жизнедеятельности в России и за рубежом.
Государство и общество, партии и общественные организации как объект и субъект социальной работы. Религия и церковь в системе социальной работы.
Содержание и методика социальной работы в городе и на селе. История, теория и практика социальной работы в системе образования, здравоохранения и культуры, в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения, в социально-этнической области, в силовых структурах, правоохранительных органах и т.д.
521105 - Экономика, право, организация и управление в социальной работе.
Теоретические, методологические и методические основы экономики, права, организации, управления и администрирования в социальной работе. Сравнительно-исторический анализ экономики, права, организации, управления и администрирования в системе социальной работы в России и за рубежом.
Проблемы нормативно-правового, информационного и ресурсного обеспечения экономики, организации, управления и администрирования в социальной работе. Теоретические и практические вопросы совершенствования социального законодательства, социальных прав и гарантий населения.
Теория и методика принятия решения в социальной работе, принципы и формы совершенствования руководства системой социальной работы. Проблемы кадрового обеспечения экономики, организации, управления и администрирования в социальной работе. Пути и методы повышения профессиональной компетентности работников системы социальной работы. Проблемы профессионального образования в области социальной работы.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специальности), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимые для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 521100 - Социальная работа зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра данного направления.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра социальной работы.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 521100
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплина по выбору студента в каждом цикле содержательно должна дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и/или научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 521100 - Социальная работа
--------T--------------------------------------------------T-----¬
¦Индекс ¦ Наименование ¦Всего¦
¦ ¦ дисциплины ¦часов¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Образовательный минимум содержания программы ¦ ¦
¦ ¦обучения бакалавра ¦ ¦
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦Государственном образовательном стандарте высшего ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки бакалавра¦ ¦
¦ ¦по направлению 521100 - Социальная работа ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+-------T--------------------------------------------------T-----+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
¦ ¦Федеральный компонент ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.01 ¦История и методология науки ¦241 ¦
¦ ¦ Основные этапы и факторы возникновения и ¦ ¦
¦ ¦становления научного знания. ¦ ¦
¦ ¦ Природа и типы научного знания. Научное и ¦ ¦
¦ ¦ненаучное знание. Проблемы научной идентификации ¦ ¦
¦ ¦теорий. ¦ ¦
¦ ¦ Методология научного познания: сущность, ¦ ¦
¦ ¦структура, этапы, общие и специфические методы ¦ ¦
¦ ¦исследования. ¦ ¦
¦ ¦ Специфика знания в теории и практике социальной ¦ ¦
¦ ¦работы. Проблемы закономерностей в социальной ¦ ¦
¦ ¦работе. ¦ ¦
¦ ¦ Формы, методы и средства познания, проектирования¦ ¦
¦ ¦и конструирования в социальной работе. Понимание в¦ ¦
¦ ¦социальной работе ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.02 ¦Современные проблемы науки ¦216 ¦
¦ ¦ Предметная, мировоззренческая и методологическая ¦ ¦
¦ ¦специфика естественных, гуманитарных, социальных, ¦ ¦
¦ ¦технических наук. ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, принципы, функции и типы социальной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Социальная работа как вид социальной¦ ¦
¦ ¦деятельности.

НАПРАВЛЕНИЕ 521100 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также