НАПРАВЛЕНИЕ 521700 - АРХИТЕКТУРА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР АРХИТЕКТУРЫ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
82 гум/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 521700 - АРХИТЕКТУРА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР АРХИТЕКТУРЫ
1. Общая характеристика направления 521700 - Архитектура
1.1. Направление утверждено Приказом Министра образования Российской Федерации 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр архитектуры.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 521700 - Архитектура при очной форме обучения - 7 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4,5 года) и специализированной подготовки магистра (2,5 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника имеет три аспекта:
- научный историко-теоретический;
- научно-творческий
- научно-педагогический.
Научный историко-теоретический.
Должностные обязанности. Под руководством ответственного исполнителя проводит научные исследования и разработки по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками. Участвует в выполнении экспериментов, проводит наблюдения и измерения, составляет их описание и формулирует выводы. Изучает научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по исследуемой тематике. Составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию). Участвует во внедрении результатов исследований и разработок.
Должен знать: цели и задачи проводимых исследований и разработок, отечественную и зарубежную информацию по этим исследованиям и разработкам; современные методы и средства планирования и организации исследований и разработок, проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации, в том числе с применением электронно-вычислительной техники; основы трудового законодательства и организации труда; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и опыт работы по специальности - не менее 3 лет. При наличии ученой степени, окончании аспирантуры и прохождении стажировки - без предъявления требований к стажу работы. При наличии рекомендаций советов высших учебных заведений (факультетов) на должность младшего научного сотрудника могут быть назначены, в порядке исключения, выпускники высших учебных заведений, получившие опыт работы в период обучения.
Научно-творческий.
Должностные обязанности. На основе новейших достижений отечественного и зарубежного градостроительства, архитектурной науки, практики и с использованием средств автоматизации проектирования разрабатывает градостроительные решения и архитектурно-строительную часть проектов. Принимает участие в подготовке технических заданий на разработку градостроительных и архитектурных решений. Увязывает принятые решения с проектными разработками других разделов (частей) проекта. Обеспечивает соответствие разрабатываемых градостроительных и архитектурных решений действующим нормативам, требованиям охраны окружающей среды и экологическим стандартам. Осуществляет авторский надзор за строительством проектируемых объектов, консультирует по вопросам, входящим в его компетенцию. Участвует в анализе и обобщении опыта разработки и реализации в строительстве архитектурно-градостроительных решений. Подготавливает отзывы на рационализаторские предложения и изобретения, проекты нормативных материалов по проектированию и строительству, касающиеся архитектурных решений. Принимает участие в работе семинаров и конференций.
Должен знать: методы проектирования и проведения теоретико-экономических расчетов; технические, художественные, экономические, экологические, социальные и другие требования, предъявляемые к проектируемым объектам; специфику региональных и местных природных, экономических, экологических, социальных и других условий реализации градостроительных и архитектурных решений; виды и свойства строительных материалов и конструкций; требования охраны окружающей среды; передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства; постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы по проектированию, строительству и эксплуатации объектов; стандарты, технические условия и другие требования к разработке и оформлению проектно-сметной документации; технологию строительства; технические средства проектирования и строительства; организацию труда; трудовое законодательство; правила и нормы охраны труда.
Научно-педагогический.
Должностные обязанности. Под руководством ведущего педагога проводит учебные занятия в учебных группах архитектурного вуза и в классах школ, лицеев, колледжей. Под руководством ответственного исполнителя проводит научно-педагогические исследования и разработки по актуальным научно-методическим темам или разделам темы (этапам, заданиям). Участвует в организации и проведении педагогических экспериментов, проводит наблюдения и измерения, составляет их описание и формулирует выводы. Изучает научно-педагогическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по исследуемой тематике. Составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию). Участвует во внедрении результатов исследований и разработок.
Должен знать: методы анализа социально-экономических ситуаций, выявления актуальных социальных и профессиональных проблем архитектурного образования и проведения научных исследований по выявлению путей их решения; цели и задачи учебного процесса и отдельных заданий и занятий, а также проводимых научно-педагогических исследований и разработок, отечественную и зарубежную информацию по этим исследованиям и разработкам; знать отечественный и зарубежный опыт проведения и внедрения архитектурно-педагогических исследований; современные методы и средства планирования и организации научно-педагогических исследований и разработок, проведения дидактических экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации, в том числе с применением электронно-вычислительной техники; основы трудового законодательства и организации труда; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации. Магистр подготовлен к самостоятельной деятельности, требующей широкого архитектурного образования и углубленной профессиональной специализации в области архитектурных исследований, архитектурного проектирования, архитектурной педагогики (общеобразовательной и профессиональной), владения навыками научно-исследовательской, проектно-творческой и научно-педагогической работы в рамках преподавания ведущих архитектурных дисциплин; к обучению в аспирантуре по однопрофильным специальностям; к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы научной историко-теоретической, научно-творческой, научно-педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия;
18.00.02 - Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности;
18.00.04 - Градостроительство, районная планировка, ландшафтная архитектура и планировка сельских населенных мест.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ (проблемное поле направления подготовки магистра архитектуры).
521701 Теория и история архитектуры.
Теория архитектурных форм. Современные проблемы архитектурного формообразования. Теория пропорционирования зданий и метрология. Теория предпочтительных пропорций. Архитектурно-композиционные принципы. Сенсорные качества среды: теория восприятия архитектуры. Видеоэкология, радиэстезия и др. Проблемы методологии истории архитектуры. Историческая городская среда как объект современной теории архитектуры. Взаимные влияния искусств и архитектуры. Методологические проблемы современного архитектуроведения. Интеграция и коммуникативная идентификация архитектурной мысли. Генезис архитектуроведения. Макроструктуры и микроструктуры архитектурной мысли. Инвентаризация идей, образов и представлений. Системы деятельности и коммуникации. Теория архитектурного процесса. Роль критики в структуре архитектурного процесса. Критика как творческая деятельность и общественное явление. Методологические проблемы архитектурной критики.
521702 Теория градостроительства и районной планировки.
Теоретические проблемы расселения и формирования городов во взаимосвязи с задачами обеспечения глобального экологического равновесия, рационального использования возобновляемых природных ресурсов и обеспечения их воспроизводства. Принципы и методы анализа территории в районной планировке, социально-экономические тенденции, расселение и планировочная организация территории, экологические проблемы районной планировки, ландшафтное планирование. Структурно-функциональная организация градостроительных систем, классификация задач градостроительного анализа и планирования, совершенствование стратегии градостроительного проектирования, функциональное основание композиции градостроительных форм. Морфологическое обоснование форм городского плана и городского общественного центра; демометрическое обоснование композиции города; своеобразие исторической планировочно-пространственной структуры города. Эволюция форм использования территории города и его окружения: жилище в структуре города и региона. Транспортные связи и пешеходное движение в генеральном плане города и пригородной зоны: исторические ландшафты в градостроительном проектировании.
521703 Архитектура жилых и общественных зданий.
Формирование новых направлений в архитектуре жилых и общественных зданий. Экологические проблемы в гражданской архитектуре. Социальные проблемы в гражданской архитектуре. Экономические проблемы в гражданской архитектуре. Адаптация старых гражданских зданий к городской среде. Современные проблемы экстерьеров и интерьеров гражданских зданий.
Современные проблемы и исторические особенности сельской архитектуры.
521704 Архитектурная реставрация и реконструкция.
Исторический и современный отечественный и зарубежный опыт сохранения ценного архитектурного наследия, теория и методология реставрации и реконструкции ценной исторической среды городов и памятников архитектуры, преемственность в развитии архитектурных ансамблей и комплексов, сохранение и развитие архитектурного облика исторического города, проблемы воссоздания ценных фрагментов исторической городской среды, утраченных памятников архитектуры и их элементов.
521705 Ландшафтная архитектура.
Урбоэкология. Система открытых пространств городских агломераций, межселенные и агроландшафты, озеленение сельских населенных пунктов, ландшафтная организация транспортных коммуникаций; архитектурно-ландшафтная организация городских центров селитебных и промышленных территорий городов. Методология архитектурно-ландшафтного анализа территории. Охрана и рациональное использование природного и исторического ландшафта, проблемы формирования национальных парков: рекреационно и экологически новые виды парков и пригородных зон отдыха, реконструкция и реставрация исторических парков-памятников. Ландшафтный дизайн, малые архитектурно-ландшафтные композиции на улицах, площадях, в интерьерах, придомовом пространстве: использование достижений научно-технического прогресса в ландшафтной архитектуре, сады на искусственных основаниях, под крышами, на рекультивируемых территориях, научные, тематические, гидро- и аквапарки.
521706 Дизайн архитектурной среды.
Формирование архитектурной среды как новое направление в архитектурно-дизайнерской науке. Комплексное проектирование архитектурно-пространственной ситуации для средовых процессов; дизайн архитектурной среды в системе "проектная культура" (история, связи с архитектурой и другими видами художественного творчества); формообразование в дизайне архитектурной среды, задачи композиционного формирования архитектурной среды (средства композиции и задачи их использования, "язык" формирования среды, ансамбль в дизайне среды). Дизайн интерьера (структура и типология интерьерных пространств, слагаемые архитектурно-дизайнерского решения, особенности формирования предметного наполнения средовых объектов); дизайн среды открытых пространств (типология, задачи и приемы комплексного формирования; особенности композиции средовых объектов и систем, колористика городской среды). Традиционные и новые типы архитектурно-дизайнерских задач при формировании среды, процесс архитектурно-дизайнерского проектирования (роль предпроектного анализа, разработки дизайн-концепции и дизайн-программы), особенности учебного проектирования в архитектурно-дизайнерском образовании, технология архитектурно-дизайнерского проектирования (проектная графика, моделирование, компьютерные методы).
521707 Архитектурная организация сельской среды.
Задачи XXI века по освоению и развитию территории России; комплексное исследование и проектирование четырех основных составляющих сельской среды - жилой, производственной, социальной инфраструктуры и природно-ландшафтного окружения. Взаимосвязь природной и антропогенной среды в сельской местности, концепция комплексного освоения и развития сельской среды, архитектурная организация жилой среды сельских поселений, архитектурное формирование сельскохозяйственных производственных зон в условиях многоукладности хозяйства; система объектов социальной инфраструктуры в новых экономических условиях; архитектурное формирование центров социального и производственного обслуживания в сельскохозяйственных районах и в структуре сельских поселений. Традиции русской сельской архитектуры и их трансформация в современной практике; архитектурный ансамбль фамильной усадьбы и семейного дома, особенности архитектуры фермерского хозяйства, крестьянская усадьба как безотходный энергобиологический комплекс и его архитектурное выражение, развитие архитектурно-пространственных систем малоэтажного жилища. Взаимосвязь архитектурных и экологических вопросов проектирования сельской среды, современные технология и архитектура предприятий агропромышленного комплекса (производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции). Архитектурная организация агроландшафта.
521708 Архитектура объектов промышленной инфраструктуры города.
Градостроительные проблемы размещения объектов производственной инфраструктуры,

НАПРАВЛЕНИЕ 511000 - ГЕОЛОГИЯ. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ГЕОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также