НАПРАВЛЕНИЕ 511000 - ГЕОЛОГИЯ. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ГЕОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
120 ЕН/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 511000 - ГЕОЛОГИЯ
СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ГЕОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 511000 - Геология
1.1. Направление утверждено Приказом Минобразования России от 02.03.2000 N 686 "Об утверждении Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования".
1.2. Степень (квалификация) выпускника: бакалавр геологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы бакалавра по направлению 511000 - Геология при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Под руководством ответственного исполнителя или руководителя темы бакалавр геологии:
осуществляет деятельность, связанную с изучением строения земной коры, поисками и разведкой месторождений полезных ископаемых, решением конкретных геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, геокриологических, нефтегазовых и эколого-геологических задач в соответствии с полученной профилизацией;
осуществляет сбор, обработку, обобщение фондовых геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, инженерно-геологических, эколого-геологических данных с использованием современных методов анализа и вычислительной техники;
выполняет экспериментальные и лабораторные геологические исследования по заданной методике;
осуществляет подготовку и проведение полевых геологических наблюдений и измерений с использованием современных технических средств, в соответствии с полученной профилизацией;
участвует в подготовке полевой геологической информации, составлении научно-технических отчетов, пояснительных записок, карт, схем и другой установленной отчетности по утвержденным формам;
участвует в подготовке обзоров, аннотаций, рефератов, составлении библиографии по тематике проводимых исследований;
участвует в работе семинаров, научно-технических конференций, в подготовке публикаций, составлении заявок на изобретения и открытия.
Требования к знаниям и умениям, удовлетворяющие данной квалификационной характеристике приводятся в п. 7.1.
Исходя из своих квалификационных возможностей, бакалавр геологии может занимать предусматривающие высшее образование должности стажера-исследователя в области геологии и геофизики, а также стажера на должностях геолога, геофизика, геохимика, гидрогеолога в соответствии с полученной геологической профилизацией и требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37.
Бакалавр геологии подготовлен к педагогической деятельности на должности преподавателя основной школы при условии освоения дополнительной образовательной программы психолого-педагогического профиля.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра по направлению 511000 - Геология являются: Земля, ее оболочки, горные породы, минералы, кристаллы; минеральные ресурсы, геологические процессы; геофизические поля. Бакалавр подготовлен к участию в работе в полевых геологических экспедициях, в научных геологических лабораториях, в вычислительных центрах при проведении научно-исследовательских работ и при выполнении производственных геологических работ.
Сферами профессиональной деятельности бакалавра являются:
- организации Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Государственного Комитета по экологии, Министерства по чрезвычайным ситуациям;
- академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением геологических проблем;
- организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач;
- образовательные учреждения (основная школа).
Конкретное содержание профессионально-ориентированного компонента подготовки определяется образовательной программой вуза.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре, преимущественно по направлению 511000 - Геология, а также по направлениям Прикладная геология, Технологии геологической разведки;
- освоению в сокращенные сроки основных профессиональных образовательных программ по специальностям: 011100 Геология, 011200 Геофизика (с квалификацией Геофизик), 011300 Геохимия, 011400 Гидрогеология и инженерная геология, 011500 Геология и геохимия горючих полезных ископаемых, 013300 Экологическая геология, а также по специальностям: 080100 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, 080300 Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания, 080500 Геология нефти и газа, 080600 Прикладная геохимия, петрология, минералогия и направления Технологии геологической разведки: 080400 Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, 080700 Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых - в соответствии с освоенной профилизацией (геология; геофизика; геохимия; гидрогеология и инженерная геология; геология и геохимия горючих ископаемых; экологическая геология).
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
бакалавра по направлению 511000 - Геология
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
ГСЭ - гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
ЕН - математические и естественнонаучные дисциплины;
ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 511000 - Геология
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции, интонации и ритма речи ¦ ¦
¦ ¦в изучаемом языке, лексический минимум в объеме¦ ¦
¦ ¦4000 лексических единиц, дифференциация лексики¦ ¦
¦ ¦по сферам применения (бытовая, ¦ ¦
¦ ¦терминологическая, общенаучная, официальная и ¦ ¦
¦ ¦др.); свободные и устойчивые словосочетания, ¦ ¦
¦ ¦фразеологические единицы, способы ¦ ¦
¦ ¦словообразования; грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию при письменном и ¦ ¦
¦ ¦устном профессиональном общении; понятие об ¦ ¦
¦ ¦обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном и художественном стилях; правила ¦ ¦
¦ ¦речевого этикета; говорение; диалогическая и ¦ ¦
¦ ¦монологическая речь; основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад); аудирование; ¦ ¦
¦ ¦понимание речи в бытовой и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦сферах; чтение; виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности; письмо; виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов, ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство о физической ¦ ¦
¦ ¦культуре и спорте; физическая культура ¦ ¦
¦ ¦личности; основы здорового образа жизни ¦ ¦
¦ ¦студента; общая физическая и специальная ¦ ¦
¦ ¦подготовка в системе физического воспитания; ¦ ¦
¦ ¦спорт; индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений; профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов; ¦ ¦
¦ ¦основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные ¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. Роль XX ¦ ¦
¦ ¦столетия в мировой истории. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность

НАПРАВЛЕНИЕ 510700 - ПОЧВОВЕДЕНИЕ. СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ПОЧВОВЕДЕНИЯ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также